Я - переписчик
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
Я - П Е Р Е П И С Ч И К
Санкт-Петербург
2014 год
КНИЖНЫЕ СЛОВЕСА СУТЬ РЕКИ, НАПОЯЮЩИЕ ВСЕЛЕННУЮ...
Каждая такая КНИГА,
иногда украшенная разноцветными каменьями,
осыпанная жемчужинами,
с серебряными коваными застёжками,
представляла собою целое сокровище,
но люди бережно брали её в руки не столько ради
высокой цены жемчужин и серебра, сколько
ИЗ УВАЖЕНИЯ К ИСКУССТВУ ПИСЦА...
ТРУД ПЕРЕПИСЧИКА СЧИТАЛСЯ КАКИМ ЖЕ СВЯТЫМ, КАК ТРУД ПАХАРЯ...
Ант. Ладинский (1896 - 1961) "АННА ЯРОСЛАВНА - КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ"
Несмотря на непредвиденные задержки в пути и огромные расстояния от Парижа до русских пределов, послы кроля Франции благополучно прибыли в Киев. Посольство возглавлял епископ шалонский Роже... Даже на лопоухом муле епископ сидел с таким достоинством, что одной посадкой доказывал своё благородное происхождение...
Незадолго до утомительного и не лишённого опасностей путешествия в Киев епископ Роже совершил благочестивое паломничество в Рим, и Вечный город произвёл на него тягостное впечатление своими обветшалыми церквами и заросшими плющом руинами, по которым бродили пастухи в широкополых соломенных шляпах и прыгали дьявологлавые козы. В Латеранском дворце жил папа. О его непотребстве много рассказывали смешливые простолюдины в римских тавернах. Впрочем, Роже утешал себя тем, что в каждом человеке живут две натуры, божественная и животная, и что рано или поздно первая превозможет вторую...
Однако Роже не отличался глубокими познаниями в богословии, а во время переговоров в Киеве предстояло затронуть и некоторые церковные вопросы, в частности о приобретении мощей святого Климента, поэтому вторым послом в Руссию отправился Готье Савейер, епископ города Мо, человек совершенно другого склада, малопригодный для хозяйственных дел, но весьма учёный муж, прозванный за свою начитанность Всезнайкой. Если не говорить о склонности прелата к чревоугодию, к чаше золотистого вина и к некоторым другим греховным удовольствиям, вроде чтения латинских поэтов или, может быть даже допросов под пыткой полунагих ведьм, обвиняемых в сношениях с дьяволом, когда в человеческой душе вдруг разверзаются чёрные бездны, то это был вполне достойный клирик, изучивший в молодости не только теологию, но и семь свободных искусств...
Сопровождающий посольство сеньор Гослен де Шонн, получивший повеление защищать епископов от разбойных нападений, был рыцарем до мозга костей...
Во взгляде у рыцаря явственно выражались ненасытная жадность и чувство превосходства над людьми, не обладающими рыцарским званием. Гослен де Шонн надменно смотрел перед собой, не утруждая себя никакими размышлениями; по его мнению, всякая умственная работа более приличествовала духовным особам, чем рыцарю, понимающему толк в конях и охотничьих псах...
Получив королевский приказ сопровождать епископов в далёкую Руссию, славившуюся золотом, мехами и красивыми девушками, Гослен де Шонн из этого путешествия также надеялся извлечь немалые выгоды, и в частности привезти для супруги несколько соболей...
Как известно, меха весьма украшают женщин... Её наряды будут свидетельствовать перед людьми о богатстве фамилии. Жене, преждевременно располневшей, он предпочитал юных поселянок, застигнутых случайно где-нибудь на укромной лесной тропинке во время охоты на оленей. В свою очередь и супруга, огрубевшая в ежедневных заботах... давно забыла о нежных чувствах к своему господину и порой, разгорячённая на пиру чашей вина, вздыхала неизвестно почему, бросая затуманенные взоры на литые торсы молодых оруженосцев, прислуживающих ей за столом. От них пахло мужским потом и кожей колетов!
Будучи страстным охотником, Гослен де Шонн рассчитывал принять участие в прославленных на весь мир русских ловах и в пути настойчиво расспрашивал переводчика Людовикуса, на каких зверей охотятся в Руссии.
- О, эта страна покрыта дремучими лесами.
- Какие же звери водятся там?
- Олени, лоси, вепри. В степях носятся табунами дикие кони. Но князья предпочитают охотиться на лисиц, енотов и бобров, ещё на выдр и соболей. Меха находят большой спрос в Константинополе. Поэтому Ярослав собирает дань с покорённых племён шкурами зверей.
- На кого охотятся его сыновья, чтобы показать рыцарские достоинства?
- На медведей. Однако самой благородной забавой в Руссии считается охота на диких быков, которых называют турами...
Людовикус... По обстоятельствам своей жизни то торговец, то переводчик, то посредник, он с юных лет странствовал и переезжал с одного места на другое и поэтому хорошо знал все большие города, расположенные на торговых дорогах... Сам этот бродяга уже позабыл, из какого города он родом, считая, что родина там, где лучше живётся...
Два ирландских монаха, Брунон и Люпус... плелись в задних рядах на мулах и тоже вдоль и поперёк исколесили Европу, проповедуя Слово Божье и приторговывая христианскими реликвиями, пользуясь тем, что аббаты охотно закрывали глаза на обман, приобретая по дешёвке какой-нибудь сомнительный голгофский гвоздь... Подобные люди возили из одной страны в другую не только кости мучеников, которых никто не мучил, но и украшенные драгоценными миниатюрами Псалтири или еретические трактаты...
Послы покинули Париж ранней весной... Едва епископы выбрались из городской тесноты, как парижское зловоние сменилось свежестью весеннего утра, в тишине которого уже пробуждались и щебетали птицы...
Конюхи, погонщики, повара и прочие слуги ехали на кобылах, тряслись на повозках или бежали рядом с конём господина, держась за его стремена. Они с любопытством смотрели по сторонам и убеждались, что повсюду в мире установлен один и тот же порядок: бедняки жили в лачугах и питались ячменным хлебом да варёной репой, а сеньоры обитали в замках...
- Куда бы мы ни пришли, всюду богатые живут в своё удовольствие, а бедняки страдают...
- Значит, так уж устроено, чтобы нам страдать до самой смерти.
Епископ, отправляя в рот куски жирной колбасы, только вздохнул с прискорбием при этих словах, удивляясь грубости простолюдинов, а с другой стороны, признавая в глубине души, что не всё на земле подчиняется принципу справедливости...
- Откуда им знать, что не все люди имеют одинаковое назначение. Рыцарь сражается за догматы церкви и охраняет труд поселянина, епископ молится пред престолом Всевышнего, а крестьянин трудится на ниве, чтобы пропитать их. Иначе в мире не было бы гармонии, и никто не мог бы выполнять своих священных обязанностей...
У просвещённых людей сердце не закрыто на ключ для человеческих страданий...
- Эти ленивцы только и думают о том, как бы избавиться от работы, и бегут куда глаза глядят. Они воображают, что новые господа будут лучше старых...
И вот в одно прекрасное утро, даже не заметив, что пересекает какую-то государственную границу, посольство очутилось в русских пределах. Никаких пограничных знаков там не оказалось, если не считать выбитого на камне креста...
Перед отъездом посольства из Парижа король Генрих спросил, что представляет собою страна, куда едут за его невестой...
- Руссия - огромное царство...
Генрих не очень интересовался латинскими хрониками, однако до него дошли слухи о плодовитости русских принцесс. Когда умерла королева, по рождению своему дочь германского императора, французский король решил найти себе новую подругу. Между тем почти все соседние монархи уже состояли с домом Гуго Капета в кровном родстве, а церковь сурово карала за брак на родственницах до седьмого колена. Тогда Генриху пришла в голову счастливая мысль обратиться в поисках невесты к далёкому русскому властителю, о котором во Франции стало известно, что он уже выдал одну дочь за норвежского короля, а другую - за венгерского. Кроме того, Генриха уверяли, что у русского короля лари набиты золотыми монетами, и это обстоятельство ещё более усилило влечение к далёкой русской красавице...
Поучительно и любопытно попасть в чужую страну и наблюдать там иные нравы...
Ярослав страдал бессонницей и, чтобы скоротать ночные часы, читал книги, лёжа в постели, и это вошло у него в привычку. Ведь столько хотелось узнать повестей, что на это не хватило бы времени днём, когда нужно советоваться о государственных делах, разбирать тяжбы, присутствовать на богослужениях, выезжать на звериные ловы. Так он полюбил книжное чтение паче жизни и часто говорил сыновьям:
- Книжные словеса суть реки, напояющие Вселенную...
В тихой княжеской ложнице потрескивала в серебряном подсвечнике толстая восковая свеча, наполовину сгоревшая, и её трепетный свет казался человеку, ещё помнившему о лучине и светце, вполне достаточным, чтобы разбирать письмена. Ложе было узкое, почти монашеское, но под навесом из тяжкой парчи на четырёх точёных позолоченных столбиках. У одной из стен, обитых жёлтой материей, стоял раскрытый ларь, наполненный книгами в переплётах из кожи, из алого или синего, как васильки, сукна. Каждая такая книга, иногда украшенная разноцветными каменьями, осыпанная жемчужинами, с серебряными коваными застёжками, представляла собою целое сокровище, но люди бережно брали её в руки не столько ради высокой цены жемчужин и серебра, сколько из уважения к искусству писца. Труд переписчика считался таким же святым, как труд пахаря. Следующее можно сказать о книгописании: бывает доволен купец, получив прибыль, и кормчий, пристав с кораблём в затишье, и странник, вернувшись в милое отечество; так же радуется переписчик, доведя до конца своё предприятие. При всей бережливости Ярослав тратил огромные деньги на покупку и переписку славянских и греческих книг, и не мудрено, что ларь оковали железом и устроили в нём хитроумный замок...
Лёжа на боку, чтобы удобнее было больной ноге, которая всё больше и больше стала напоминать о себе при перемене погоды, Ярослав одной рукой подпирал голову, в другой держал раскрытую книгу. Он читал "Притчи Соломона".
Вглядываясь в красные буквы, чётко написанные рукою писца Григория и украшенные цветами и прихотливыми злаками юным художником, кому, казалось, сами ангелы подарили это необыкновенное искусство, Ярослав шептал, едва двигая губами:
- "Не премудрость ли взывает и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенном месте, при дорогах и на распутьях. Она взывает у городских ворот, при входе в город и у дверей дома..."
Эти странные слова, не похожие на обычную человеческую речь, напоминали звон гуслей. Но они открывали сердцу, что мир не застыл в оцепенении, а полон жизни и движения.
- "Не разум ли возвышает голос свой?.."
Ярослав оторвался от книги. Где родились люди, писавшие подобное?.. Он умел оценить великолепие слога и мудрость писательского замысла.
- "Когда был дан устав морю, чтобы волны не преступили пределы его, и положено основание земли, и тогда я уже трудилась художницей на земле, и был радостью каждый день..."
Всё представлялось смутным в этих строках, однако сквозь туман древних слов, опьяняющих, как церковный фимиам, светилась мысль, что мир полон неизъяснимой красоты. Какими возвышенными казались эти строки по сравнению с ежедневными маленькими заботами, отвлекающими человека от помышлений о величии мироздания.
Но чтение утомило глаза, заглавные буквы из красных сделались голубыми. Ярослав отложил книгу, и тогда мысли князя, цепляясь одна за другую, возвратили его к действительности, к жизни, прошедшей в большой тревоге. Горница наполнилась видениями.
Уже достигнув преклонного возраста, отец, великий царь Владимир, захворал и лежал на одре болезни в своём любимом берестовском дворце. Ярослав сидел посадником в Новгороде, в том северном городе, который так удивил греков бревенчатыми банями, где люди бичевали себя берёзовыми вениками, хотя делали это не для мучения, а для омовения. Любимцами старого князя считались самые младшие сыновья - Борис и Глеб. К Ярославу отец особой нежности не питал. Ещё с тех дней, когда в лучших своих чувствах была оскорблена мать, гордая Рогнеда, он тоже затаил в сердце зло против родителя. Отец возвратился из Корсуни с греческой царицей, красота которой заключалась не в нежности румянца на щеках, не в соболиных бровях, а в белилах, в шуршащем шёлке одежд, в жемчугах. Она привезла с собою драгоценные скляницы, полные благовоний и притираний, и ради всего этого Владимир забыл о Рогнеде. Но мать с презрением отвергла предложение выйти замуж за какого-нибудь знатного дружинника, заявив с гневом, что, будучи госпожой, она не желает стать женою раба, и маленький Ярослав воскликнул, рукоплеская:
- Поистине ты царица царицам и госпожа госпожам!
Когда Ярослав подрос, отец отослал его подальше от себя, и молодой князь жил на новгородском дворе, как в осаждённой крепости, под охраной варяжских наёмников... Пришла весть о смерти великого князя...
У Владимира было много сыновей... В Киеве в те дни оказался лишь Святополк, сын той пленной гречанки, жены Ярополка, которую Владимир взял на своё ложе после смерти брата ради красоты её лица. Воспользовавшись отсутствием братьев, Святополк захватил власть в Киеве... Ярослав был очень осторожен... Начиналась братоубийственная война...
- А ты за что служишь? За гривну в месяц?..
Благодаря мужеству новгородцев Святополк потерпел жестокое поражение и бежал с остатками своих союзников в степи, а оттуда перебрался в Польшу, Ярослав же отпраздновал победу и сел на киевском столе...
Положение Ярослава оставалось ещё весьма непрочным... Но он, по своему обыкновению, медлил начать военные действия, не стремясь проливать человеческую кровь. В этом сказывался его русский характер: никогда не начинать драку первым...
Повода для войны не было. Ярослав читал книги и предавался рыбной ловле... Болеслав по наущению Святополка напал на киевское войско, и сам Ярослав едва спасся после этого разгрома. С немногими воинами, бросив всё на произвол судьбы, он опять бежал в Новгород. Дорога на Киев была теперь открыта для врагов, и поляки вступили во главе со своим королём и Святополком в притихшую столицу...
- Зачем мы будем проливать кровь наших воинов? Хочешь, сразимся друг с другом, и если ты одолеешь, то возьмёшь мои сокровища и моих жён, а если я одолею тебя, то ты отдашь мне всё, что тебе принадлежит...
- Выходи на единоборство!..
Между тем наступали иные времена. Илларион вразумительно объяснил всем в своих сочинениях, что земля, и люди, и всё, что стоит на земле, - города, погосты, церкви, гумна, всё произрастающее на ней - составляют государство, и за это придётся дать ответ перед судом потомков...
Новгородские мужи понимали, что сила государства в единении всех русских областей, и могли с одинаковым упорством сражаться за Киев и Тмутаракань, как и за свой город и его торговые пути.
Но Мстислава не тянуло на берега Днепра. Он велел сказать Ярославу:
- Садись в Киеве, ты старший брат, а мне будет та сторона.
Границей между двумя владениями стал Днепр. К Ярославу отошли Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк и многие другие города, к Мстиславу - Чернигов, Любеч, Переяславль и милая его сердцу Тмутаракань, где уже плескалось тёплое море. Окончательный мир был подписан в Городце...
Но вскоре в Тмутаракани умер сын князя Евстафий, а некоторое время спустя, простудившись на охоте, преставился и сам Мстислав... Теперь уже ничто не мешало Ярославу объединить русские земли от Тмутаракани до Карпат. Снова Русская земля стала единой. Происходили и другие события в жизни Ярослава... Ярослав ходил войною на поляков, ятвягов и литовцев и неизменно возвращался с победой...
Короткая ночь проходила за книжным чтением и в воспоминаниях...
Княгиня рожала мужу одного за другим здоровых детей. Сначала появился на свет Владимир, потом Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав, и всем сыновьям были даны русские имена, а при крещении - греческие... В те годы родились и три дочери: Елизавета, Анна и Анастасия. И вот дети подросли и стали взрослыми, и у каждого из них была теперь своя жизнь. Они говорили между собою о непонятных для матери вещах, но эта властная женщина, привыкшая на севере к другому укладу жизни, чем это житие с трогательными разговорами, считала, что назначение мужей - война и охота, а участь женского пола - деторождение. Между тем, что она видела! Не расставался с книгой ни днём, ни ночью старый супруг, сыну Владимиру переписывал пророческие книги в Новгороде поп, странный человек, неизвестно откуда взявшийся; был полон книг дом Святослава; читает славянские и греческие книги Всеволод; и даже Анна, вместо того чтобы заниматься рукоделием или хозяйственными делами, как это надлежит делать каждой благонравной деве, проводит часы за книжным чтением, а потом смотрит куда-то вдаль ничего не видящими глазами и не отзывается на своё имя, когда мать зовёт её.
Ингигерда видела, что наступили иные времена. Теперь князья не стремятся на поля сражений, а предпочитают битвам беседы с греческим митрополитом или чтение Псалтири...
Княгиня вспомнила, как супруг сказал ей однажды;
- Неужели ты не в состоянии постигнуть это?
- Не понимаю, о чём ты говоришь.
- Бог поручил мне Русскую землю, чтобы я и мои сыновья хранили всё, что на ней. Её процветание и нам с тобой на пользу...
- Женщины коварны от рождения. Коварство - их сила...
Её удивляло, что муж не ищет славы. Он говорил:
- Из пустого славословия не сошью даже шапку. А моя задача - наполнить богатством духовные житницы. За это меня будут прославлять в грядущие века певцы и книжники...
- Говорят, послы приехали.
- Какие послы?
- Говорят, что послы приехали за Ярославной...
Анна родилась в Новгороде... Но когда был подписан братский мир, Ярослав перебрался со всей семьёй и дружиной на берег Днепра. Анне было мало лет, и она едва помнила новгородские бревенчатые мостовые... Детские её годы прошли в Вышгороде, среди дубовых рощ, или в Берестове, любимом селении Ярослава, где он построил церковь во имя Апостолов. Там она училась вместе с братьями, Святославом и Всеволодом, у священника Иллариона и прочла первую книгу, которая называется Псалтирь. С такими книгами она не расставалась потом ни на один день, потому что в них были волнующие душу слова...
Илларион часто говорил о грехах, о милосердии, об адских муках. Но Анне не хотелось думать о смерти и о гробовых червях. Жить было сладко, она росла в холе и довольстве, дышала чистым воздухом, пила прозрачную воду, питалась здоровой пищей, в которой было много целительного русского мёда и пшеничного хлеба, и её вкус услаждали то грибы, то серебристая рыба, то упоительно пахнущая и собранная на пригретых солнцем лужайках земляника.
Порой ласковая рука отца ложилась на её детскую голову, иногда порицали её строгим взглядом холодные глаза матери...
Юность Анны тоже была связана с Вышгородом... Илларион называл Вышгород святым, честным и блаженным...
Когда Анна подросла, князья стали брать её с собой на охоту, и она научилась ездить верхом... Хочется всей грудью вдыхать осенний воздух, полный грибных запахов и тления вянущей листвы. Весной дубраву наполняли другие ароматы, и среди них Ярославна ничего не знала более прекрасного и упоительного, чем благоухание ландышей, которое напоминает девушкам о счастье...
Было сладко и в то же время грустно жить на земле. Но таилась в душе Анны и гордыня. Разве не принадлежала она к роду, который вёл своё начало от героев? Разве не из их семьи явились мученики, стоявшие у престола Всевышнего? А Илларион говорил при всяком удобном случае о ложном благополучии сего мира и о тщете человеческого существования...
Ярославу хотелось, чтобы в сонме небесных угодников находилось хотя бы несколько мучеников, говоривших по-русски...
Далеко на другом берегу Днепра пылили степные дороги... То двигались на Русь новые орды, ханы спешили за добычей...
Уже в полночной темноте Ярослав вернулся в город, в котором в ту ночь никто не спал. Воины несли убитых товарищей, и женщины встречали их с плачем, а некоторые бежали в поле и там искали трупы близких...
В те полные событий годы навеки уходила простая жизнь, когда князь и рядовой воин жили как братья, спали в походе под одной овчиной, ели мясо от одного вепря и одинаково думали о том, что происходит в мире... Теперь у ворот дворца стояли вооружённые и лёгкие на издёвку отроки, и князя стало так же трудно увидеть, как солнце в дождливую погоду за облаками. Его окружали теперь разодетые пышно бояре, епископы, дворские, мечники и вирники. В Киеве появилось много людей, каких раньше никто не видел на его улицах, - монахи и свечегасы, писцы и учителя церковного пения. На глазах у Анны всё чаще появлялись в родительском доме не виданные раньше вещи - мыло, издающее приятный запах, золотая и серебряная посуда, книги, чернила, свечи, пергамент, лекарственные снадобья, сладкое греческое вино. Мир, лежащий за пределами Русской земли, уже не казался таким неведомым, как прежде, и многие из тех людей, которых ежедневно видела Анна, успели побывать в Константинополе и даже в Иерусалиме.
Событием в жизни Анны было каждое посещение св. Софии... Ярославна смотрела украдкой на стоявших в церкви людей. Внизу молился простой народ. Но впереди обычно занимали места богатые люди с жёнами в золотых ожерельях. Они приходили в церковь, чтобы показывать людям свои наряды, приобретённые у греческих купцов...
Как опытный оратор, Илларион возвысил голос в том месте, где это требовалось по правилам риторики:
- И дуб высок величием своим и прекрасен листвием, но без полезного плода для человека, ибо жёлуди потребны лишь для свиней, а малый злак, едва видимый на земле, родит нам зерно. Это - сильные мира сего, если они не творят добрых дел, и трудящиеся в поте лица...
Он громил богатых и возгордившихся:
- Были двое возниц, мытарь и фарисей. Последний запряг двух скакунов - добродетель и гордость, но гордыня помешала добродетели, колесница его разбилась, и сам он погиб. Мытарь запряг других коней - свои грешные дела и смирение - и не отчаяние получил, а спасение...
На сердце у Анны пели жаворонки, она испытывала благожелательство ко всему миру. Но странно... Ей казалось, что это чувство родили не выспренные слова Иллариона, а красота воина, что стоял в церкви. Пусть все люди живут в радости!.. Где-то в таинственных глубинах женского сердца рождалась любовь, древняя, как пробуждение природы, как вешняя гроза, когда Перун мечет молнии и потрясает небеса громом, орошает землю тёплым дождём, и она вздыхает о жатве...
- Ярославна, ты как утренняя заря!..
Все были полны веселия, шумно усаживались за столы. Только Ярослав хмурился, поглощённый важными мыслями. Для него этот праздник и предстоящий брак дочери являлись государственными делами. Немного огорчали расходы, связанные с устройством празднества, однако пиры и женские прелести иногда могут сделать больше для укрепления мира, чем мужской ум, золото, тысячи воинов, закованных в железо. Ярослав с гордостью посмотрел на Елизавету. Ей шёл двадцатый год, красота её была в полном расцвете. Так стоит весной бело-розовая яблоня в ожидании золотых пчёл...
С пылающим лицом, опустив ресницы, рядом с Елизаветой сидела Анна. Девушку волновало, что возле неё случайно оказался человек, которого она некогда увидела в церкви, и теперь в её чистом и доверчивом сердце вновь вспыхнули волнующие чувства...
Ярл Филипп мог выгодно жениться на любой богатой константинопольской вдове и даже на дочери самого логофета... Он ни на ком не женился, хотя ему уже стукнуло двадцать восемь лет. За эти годы Филипп никого не полюбил, сердце его осталось свободным, и Анна могла стать его царицей, если бы пожелала...
- Слышал я, что ты был в Иерусалиме?
- Я был в этом святом, а ныне несчастном городе.
- Что же ты видел там?
- Я видел страшное запустение. После войны греков с сарацинами Иерусалим лежит в развалинах. Храм, построенный на Голгофе, разрушен до основания. Василевс послал меня в Иерусалим, чтобы восстановить рухнувшие стены этого здания, и каменщики трудились много месяцев, прежде чем удалось выполнить повеление...
- Пришлось тебе видеть Иордан?
- Я искупался в этой реке, чтобы омыть грехи...
- А ещё что видел ты?
- Ещё я видел Мёртвое море. Воды его полны серы, упавшей с небес, когда были истреблены Содом и Гоморра, и в этой чёрной воде не может жить никакая рыба...
- Что такое тело человека? Повозка, запряжённая теплом, холодом, сухостью и влажностью. Это те же четыре элемента. Огонь, вода, воздух, земля. Поэтому лечить болезни нужно, сообразуясь с природой человека...
- Болезни надо изгонять из человеческого тела постом и молитвою или помазанием елеем. Ибо всякий недуг - зловредный дух...
- К чему эти ухищрения? Если Господь не поможет совладать с недугом, не исцелят никакие снадобья...
- Гиппократ говорит, что зевота или потягивание происходят отнюдь не от влияния нечистой силы, а от усталости тела. Конечно, бывает, что злые духи овладевают человеком, особенно во сне, принимая в сонном видении образ соблазнительной женщины или даже крылатого чудовища. Однако чаще всего это объясняется слишком обильной пищей, принятой во время позднего ужина...
- Молись святому Пантелеймону и будешь здоров. Господь лучше знает, какая у тебя болезнь...
- Для чего же нам дан разум? Не для того ли, чтобы распознавать болезни и лечить больных травами, произрастающими на земле. Что мы лечим у тебя? Болезнь печени. Её признаки налицо. Боли в боку, в спине и правом плече. Правая рука у тебя отяжелела? Отяжелела. Как обычно бывает у тебя в таких случаях. Судя по биению жилы, тебя лихорадит. Причина всему - вино, поглощённое свыше меры. Я уже тебе говорил. Пьянство - не для тебя...
Вино разрешается, но в небольшом количестве. Оно пламенем сжигает человеку печень. У пьяниц сердце и печень ослабевают и находятся в состоянии угнетения. Вино вызывает тяжесть в желудке и гнилую отрыжку. Не говоря уже о том, что душа у опьянённого человека не способна приобщиться ни к чему разумному и как бы находится во мраке...
И вот по пути на охоту, в тусклом рассвете прохладного утра, Анна иногда оборачивалась или тайком смотрела в ту строну, где ехал Филипп, и ей казалось, что она ловила на себе его взгляды. При мысли об этом у неё несколько раз щемило в груди. Она ещё не знала, что бедное женское сердце способно так сладко замирать. И вдруг неожиданная радость наполняла всё её существо. Ей хотелось смеяться, неизвестно почему, без всякой причины, а потом вдруг становилось грустно до слёз...
Ярославна чувствовала себя молодой, красивой, способной покорить весь мир...
Анна ещё раз оглянулась, и ей показалось, что она прочла в глазах Филиппа любовь. От этого взгляда, полного мужского любования, её сердце возликовало...
Ярославна ехала, сама не зная куда, без всякой цели, по тропинке, едва видной среди редких и поэтому казавшихся особенно величественными дубов. Красота каждого из них была создана природой по особому замыслу, как красота человека. Деревья застыли в солнечной тишине, они созерцали мироздание, в котором существовали сотни лет. Им не было дела до того, что происходило в мимолётном времени людской жизни.
В мире людей всё казалось хрупким и бренным и не могло устоять против бури. Анна тоже чувствовала себя былинкой, что несётся в потоке неизвестно в какое море. Её душу наполняли неведомые доселе ощущения, каких она ещё никогда не испытывала в жизни, самые радостные, какие только существуют на земле, и самые печальные, когда хочется умереть. Она не могла бы выразить их на скудном человеческом языке. Это всё возможно передать только первым поцелуем, молчаливым взглядом, шёпотом в лунную ночь...
И вдруг Анна увидела, что Филипп смотрит на неё такими глазами, какими ещё никто никогда не смотрел на неё... Ей стало страшно и сладко... И хотелось, чтобы эта волна счастья поднималась всё выше и выше, чтобы так продолжалось бесконечно...
- Сестра, или ты забыла о светильниках благоразумных дев?
Князь начитался книг, собирая в них, как пчела, словесную сладость...
- Почему вы здесь?..
- Заблудились, брат...
- Заблудиться легко, труднее выбраться на истинный путь...
Перед тем как принять послов франкского короля, Ярослав позвал митрополита Феопемпта на совещание. Оно происходило в глубокой тайне, в присутствии двух любимцев: княжича Всеволода и пресвитера Иллариона, которого старый князь очень уважал за благочестие, учёность и беспокойство о Русской земле. На другой же день на торжище стало известно, что греческий митрополит недоволен приездом посольства и укорял Ярослава за его стремление выдавать дочерей замуж за латынян... На совещании митрополит Феопемпт имел неосторожность ещё раз напомнить Ярославу, что он должен чтить греческого царя как своего духовного отца...
Из Греции приходили художники, учителя четырёхголосого пения, строители церквей, и им надо было платить. Без этих людей Русь ещё не могла обходиться. Это связывало русских князей по рукам и ногам, и Всеволод, наделённый пониманием политической обстановки, многому научившийся у греков, старался смягчить напряжённое положение и не доводить дело до кровопролития...
Греки свысока смотрели на "варваров", и, оскорблённые таким пренебрежением, горячие головы толкали Ярослава на необдуманные действия...
- Греческий царь будет недоволен подобным браком...
- Пусть греческий царь не вмешивается в мои дела, как и я не вмешиваюсь в его помыслы...
- Если есть един Христос на небе, то должен быть и единый царь на земле...
- Пусть царь правит в своей земле, а я в своей. Каждая страна имеет пастыря. Твоё же дело, святой отец, молиться о нас и помогать мне мудрыми советами в церковных делах. Однако я не потерплю, чтобы кто-нибудь думал, что он господин мне...
- Такого никогда не было на Руси. Его мнение, что лучше убить человека, чем лишить зрения...
- Убеждай князя, что отрыв от греческой иерархии чреват гибельными последствиями. Доказывай, что без апостольской церкви нет спасения в загробной жизни... Увы, чем другим мы можем держать скифов в повиновении?..
- Я говорил Ярославу, что василевс награждает чинами за приверженность к греческой церкви.
- Что же он ответил?
- Ответил, что не нуждается в этом...
В те дни в Константинополе делил правление со стареющей Зоей легкомысленный Константин Мономах... Целью существования на земле император считал жизнь, полную наслаждений и ограждённую от всего, что угрожает страданиями или может заботами омрачить у человека хорошее настроение. Константин не выносил никакого длительного труда, торжественные церемонии наскучили ему до крайности, и он предпочитал им хорошую пирушку в присутствии красивых женщин и образованных собеседников; старое вино и редкостные яства были ему милее всякого коленопреклонения, однако выше всего он ставил любовные утехи. Государственные средства таяли в его руках, как снег от лучей весеннего солнца...
- Он большой поклонник гомеровского мира, любит Платона. Считается у нас великолепным стилистом.
- Слог - это великий дар. Но этот писатель играет словами, как фокусник на ярмарке мячами...
- Человеку дан такой прекрасный талант, а он тратит свой дар на пустяки. Или его увлечение философией! Неужели Пселл не понимает, что, читая Платона, он подвергает опасности свою душу?
- Хоть философ и друг мне, но должен тебе по совести сказать, что ради одного красиво построенного периода этот муж способен погубить и собственную душу.
- Сие весьма печально...
Феопемпт презирал всякие бесплодные упражнения ума и всячески препятствовал просвещению порученной ему скифской паствы, считая, что людям, недавно приобщённым к христианству, книги могут принести лишь вред, сея в неопытных душах сомнение, ибо родят у человека пытливость к земному и могут поколебать веру и Святую Троицу.
- Паче всего надлежит помышлять о вечном спасении.
- Только безумцы могут мыслить иначе...
В ожидании приёма у русского короля, как в своих разговорах послы называли Ярослава, они знакомились с городскими достопримечательностями, главным же образом с церквами и рынками, удивляясь богатству и многолюдству Киева... Особенно изумляла послов церковь св. Софии, поражавшая при медленном приближении к ней своей огромностью и пятнадцатью золотыми главами. Внутри она казалась созданием ангелов, сияющая мозаиками и позолотой, росписью и подвешенными на цепях светильниками, дивно сработанными русским медником...
- Какое величие...
Епископы поднимали взоры к повисшему в воздухе куполу и должны были признаться, что ничего подобного не видели раньше...
Работы по расписыванию храма ещё продолжались. В некоторых местах франкские послы видели живописцев, устроившихся на помостах, на которых стояли горшочки различной величины с красками. Это были мастера, вызванные из Греции. Но им помогали, перенимая искусство живописания, здешние отроки; они растирали краски, давали советы художникам, так как лучше, чем греки, знали русский мир, и даже иногда брали в руку кисть. Все трудились с большой поспешностью, торопясь закончить работу прежде, чем высохнет свежая штукатурка на стене, и на деревянных помостах царило большое оживление. Наверху два иконописца клали последние краски на картине "Тайная вечеря"; было занимательно смотреть, как оживали лики участников этой странной трапезы и оставались тёмными черты Иуды.
Дольше всего помедлили послы перед изображением семьи Ярослава. По словам Иллариона, её написал какой-то русский художник. На главном месте восседал Христос. С одной стороны князь подносил ему подобие киевского храма, с другой простирала руки в христианском благоговении Ирина. Оба они были в золотых коронах. За Ярославом стояли сыновья, за Ириной - дочери, со свечами в руках. Все были в пышных греческих одеяниях.