Хлюстов Михаил Владимирович : другие произведения.

Запоздалая рецензия на французскую комедию "три старых друга"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Запоздалая рецензия на французскую комедию "Три старых друга".
  
   Вообще-то более точное название "Три старых придурка (дуралея)". По-французски "Les Vieux Fourneaux". "Fourneaux" означает "печки". В прямом смысловом переводе получается нечто вроде "Три старых коптилки". Франко-русский словарь предлагает вариант "fourneau - ...6) прост. уст. дурак". Международное название  "Tricky Old Dogs" - "Хитрые старые псы". В любом случае к старикам с самого начала никакого почтения.
  
   Фильм вышел на экраны в 2018 году. Увидел я его только этим (2023 года) летом. Жаль, не увидел раньше. Многое для понимания современной Франции прояснилось бы. Но об этом позже.
   Комедия во французском стиле, частично использует приемы "комедии положений", частично "догонялок", частично "гэг-комедий". Невзыскательному зрителю фильм "чисто поржать" пусть и "с элементами дидактики". "Должна же иметь комедия какую-то мораль!"
   Авторы позволяют себе даже игру с формой, введя в сюжет любительский театр марионеток. В финале одна из старых ключевых историй превращается сначала в кукольное представление, затем и вовсе в мультфильм. Псевдофилософствуя, авторы на время превращают героев фильма в марионеток Три придурка оборачиваются тупыми зловещими кабанами. Мир становится сюрреалистичным. "Тонкие" аллюзии на сказку "Три поросенка", ведь театр марионеток называется "Волк в трусах". Комично обыгрываются и фрейдистские мотивы демонстрируя привязанность старого полоумного босса корпорации к фигурке, изображавшей его полвека назад на акции протеста забастовщиков.
   Комедийная форма служит лишь оболочкой социальной сатиры. На этот раз сатиры консервативной. Три придурка это три престарелых левака.
   Ведущий в троице Антуан Перрон - постаревший профсоюзный лидер, всю жизнь боровшийся против крупной фармкорпорации. Персонаж трагикомический. Его образ подан даже с неким уважением, поскольку он действительно посвятил всю жизнь реальной борьбе за права трудящихся фармфирмы. Знакомство с ним начинается с похорон его жены. Разбирая вещи покойной, Антуан натыкается на старое письмо, из которого следует, что очень давно его жена - секретарша патрона фармкорпорации водила шашни со своим начальником. Взбешенный известием, профсоюзный лидер хватает ружье и едет в Тоскану. Там в роскошной вилле обитает впавший в старческий маразм патрон Арманд Гаран-Сервье. Согласно законам комедии убийства не случается. Герой осознает, что зря прожил жизнь.
   Второй бунтарь-индивидуалист Эмиль, посвятивший жизнь игре в регби в зарубежных командах, теперь обитающий в доме престарелых. Раскрытие главной тайны фильма толкает его на самоубийство. Но двое друзей- придурков не дают ему утопится в море.
   Роль главного клоуна с говорящим именем Пьеро отведена постаревшей, но не утративший запала звезде Пьеру Ришару. Он играет "действующего анархиста" - мелкого пакостника, поседевшего, но не постаревшего гаденыша. Наконец женская половина зрительской аудитории может осуществить мечту своей молодости - увидеть задницу Ришара. Правда в не самом приглядном виде. Анархист гадит в бассейн с фонтаном на вилле Гаран-Сервье. Из трех придурков герой Ришара самый придуристый, самый лицемерный, самый пустой тип. Ришар опустил своего героя ниже плинтуса всей мощью своего комедийного таланта.
  
   Итоговая нехитрая мораль, закладываемая авторами: левое движение во Франции превратилось в удел старых придурков, портящих жизнь мирным обывателям. Очень широкая и очень кривая насмешка. Фактически "исторический приговор": Зря вы трепыхались, сотрудничали бы с корпорацией и было бы вам обывательское счастье. Вы даже довести мужские поступки до конца не можете, способны только на пакости, воровство и ханжество, прикрываемое трескучими левацкими лозунгами, над которыми можно только смеяться.
   Описанная выше интрига лишь форма существования героев на экране. Здесь я даю спойлер фильма полностью. В фабулу заложена тайна - некая торговка куриными яйцами Мари-Амели, которую презирает вся деревня. По мере развития сюжета персонаж предстаёт во все более и более неприглядном виде. Оказывается, в 50-е годы она перепахала поле для регби перед решающим матчем, после срыва, которого придурок - регбист уехал искать спортивное счастье в чужие края. Она единственная из всех жителей не продала свою ферму за невероятно большие деньги, когда фармофирма решила расшириться и построить новые цеха на месте старой деревушки. В итоге фармгигант построил новые цеха в Мексике, местные предприятия потихоньку зарыл. В городок пришла безработица, за ней - упадок.
   Лишь в конце фильма раскрывается мотивация её поступков. Оказывается, во время Второй Мировой Войны местные жители и не страдали особо, поскольку находились в вишисткой зоне. Лишь в 43-м в городок пришли эсэсовцы. С ними сотрудничала лишь семья куроводов - мать и дочь Мари-Амели. Их отца угнали в Германию, мать и дочь стирались задобрить оккупантов, в надежде вернуть главу семейства. Коллаборацитонизм им не помог.
   Далее сюжет развивается вовсе искусственно. После войны оказывается, что папаша не думает возвращаться из Германии, где выгодно женился на богатой немецкой вдове. В искупление своей измены отец прислал брошенной семье кругленькую сумму, на которую был куплен трактор к вящей зависти всех селян, тракторов не имевших. Началась травля семьи куроводов. Кульминацией её стала проделка трех молодых друзей (будущих придурков), пред базарным днем разрисовавших все яйца в корзине мамы и дочки черными свастиками. Весь базар смеялся. Мама замкнулась окончательно, в дочке еще теплилась надежда на социализацию.
   Позже подросший Эмиль, увлекшийся регби, соблазнил молоденькую куроводку, но тайно. Свой роман он не желал афишировать, пока девица не поставила ему условие пойти вместе на деревенский праздник. В назначенный час Эмиль не пришел. В отместку девица перепахала поле для регби и тоже навсегда замкнулась. В нужный момент отомстила всем, не продав свою ферму под новый завод лекарств.
   Эту давнюю историю распутала беременная (неизвестно от кого) дочка профсоюзного лидера Софи  и поведала троице в сюжете устроенного ей кукольного представления. Софи однозначно на стороне гонимых матери и дочери, явно осуждает всю деревню и особенно отца и пару его друзей. Сотрудничали с эсэсовцами? А что такого? Но они же не по злобе, а из самых благих побуждений вернуть угнанного отца.
   Получается, что три будущих левака испортили жизнь целому городу "затравив невинных". Никакого Орадура не вспоминается ей, ни то, что именно левые организовали хоть какое-то подобие сопротивления нацистам во Франции.
   Более того, получается, оккупация пошла во благо - пропавший муж в Германии обогатился. Во всех бедах виноваты левые! Что это не только субъективный взгляд дочери, но и авторов фильма становится очевидным в финале. Трое старых придурков бредут по стерне пшеничного поля извиняться к ферме куроводов, отбрасывая тени трех кукол-кабанов.
   Такие вот хихоньки - хахоньки. Незатейливая мораль: надо быть гуманными и толерантными. Забыть и даже покаяться за свое бунтарское прошлое. И будет всем счастье!
   Я не случайно упомянул в начале год выхода фильма на экран. Более точно 22 августа 2018-го. Летом того года я побывал во Франции. Верней, побывали всей семьей. Впервые. Супруга Францией очарована, сын отнесся сдержано: заграница есть заграница - можно купить прибамбас для велика втрое дешевле чем в Москве. Меня же недолгое пребывание там, общение с местными просто выбило из седла на короткое время. По возвращенью на место нашей отпускной дислокации в Испании, я заключил: "Во Франции скоро случится революция". Жена удивилась: "С чего ты взял?!" Каждый видит то, что хочет увидеть. Туристы-отпускники (как моя жена) культурные и исторические достопримечательности, магазины и бутики. Не скажу, что, и меня не интересовали воспетые Экзюпери цитадель и аэродром в Перпиньяне, старый город, собор и университет Монпелье, где Рабле учил медицине Нострадамуса, или квадрат крепостных стен Эг-Морта. Наоборот.
   Но наиболее острый интерес в любой стране у меня вызывают люди. Благо принимала нас подруга жены, давно живущая во Франции со своим богатым французским мужем, так что языковый барьер не был проблемой. Она прониклась духом консервативных буржуа, считал источником всех бед социалистов и левых. "Как переводится название этой площади? - Площадь Жана Жореса. Кстати, кто это? - Социалист. Его убили перед Первой Мировой Войной. - Убили? Ну и правильно сделали!"
   "Буржуа" в её устах было высшей похвалой. "Нет, мы не пойдем в то бистро - оно для пролетариев, Мы пойдем в буржуазно кафе, где я вас угощу лучшими в городе круассанами и кофе". "Ой! Круассаны в кофе у нас макают только пролетарии! Только ни покупают старую уцененную выпечку! - Не волнуйся. У нас с сыном вид вполне пролетарский. Нам можно!" И далее в том же духе на каждом шагу.
   Впрочем, её можно было и не слушать. Достаточно увидеть взгляды бросаемые на обедающих в кафе буржуа, идущими по центральной площади только что вылезшими из коллектора рабочими в грязных комбинезонах. Они шли обедать в дешевое бистро у вокзала. Взглянуть на патруль военных в полной боевой выкладке с автоматами FAMAS наперевес. Их было четверо: белый француз, негр, араб, вьетнамец. Предусмотрительная толерантность на случай инцидента - никто не сможет обвинить, что белые напали на арабов, негров, азиатов. Соблюдая боевой строй, четверка пристально вглядывалась в праздношатающуюся толпу в поисках чего-то правонарушительного.
   Представление о стране зачастую складывается из множества мелких деталей: кто сидит вечером в кафе и как себя ведет. В какую помойку к ночи превращаются уютные средневековые улочки. И так далее. Я увидел (еще больше - ощутил) острое классовое, национальное и культурное разделение Франции. Когда в октябре рванул бунт "желтых жилетов", жена меня спросила: "Как ты узнал?" Праздный вопрос. Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит.
   Если уж стороннему наблюдателю было очевидно острое социальное напряжение, что уж говорить о "творческой части" французской нации. Они не могли не замечать, не чувствовать, не знать. Выходит, "Три придурка" вовсе не добродушная ирония над леваками (каковой она кажется на первый взгляд), а мощный удар консерваторов-буржуа во внутрифранцузской идеологической борьбе. Дискредитация "оружием сатиры" "несистемных левых". Заодно оправдывающая коллаборационистов под лозунгом "давно пора забыть". Следовательно, оправдывающая фашизм, прежде всего свой - французский вишистский. Как жаль, что Пьер Ришар, когда-то гениально сыгравший в социальной трагикомедии "Игрушка" индивидуальный протест "униженного и оскорбленного", сегодня потешается над постаревшим героем "Игрушки".
   Оправдание всегда несет в себе угрозу со стороны оправдываемых. В данном случае, угрозу всем недовольным, исходящую от класса буржуа. Не удивительно, что фильм стал популярным в буржуазных кругах.
   Как часто случается, авторы "попали пальцем в небо". Фильм не смог предотвратить долгий бунт "желтых жилетов" - молодых несистемных леваков и просто разочарованных во всякой идеологии рабочих. Как принято во Франции долгие протесты там заканчиваются компромиссом. Правительство идет на частичные уступки - уставшие бунтовщики расходятся по домам "частично удовлетворенные". Расходятся... до следующего бунта. Я застал май 1968-го. Хотя видел его урывками только по телевизору, в мою детскую память он врезался навсегда, вместе с наступлением Тет и августом в Праге 68-го. С той поры немало воды утекло, в том же телевизоре я повидал и победу левых Франции в мае 1981-го года, и еще немало французских волнений. На дворе 2023-й и снова "никогда такого не было и вот опять!" бунтующая Франция.
  
   P.S. В 2022 году вышел сиквел "Трое старых друзей (придурков)-2". Начало фильма сразу определило тему: в Париже герой Ришара - анархист с "группой товарищей" разыгрывает фарс в духе Павленского... в красных жилетах. Стразу стало как-то не смешно. Паясничанье старого придурка свежо выглядит только в одном фильме. Во втором повторы обезьяньих ужимок и вымученной сатиры на леваков начинают утомлять. Стало скучно... Стоит ли досматривать скучную комедию? Полагаю, нет. Разве ради исследования политических настроений французов. Но это как-нибудь в другой раз.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"