Когда мои зарубежные родственники и друзья, приезжающие по туристской двухнедельной программе, задают вопрос, на что следует обратить особое внимание, я не в состоянии им что-то реально посоветовать, понимая, что индустрия туризма на дух не приемлет мелочей, представляющих духовный окрас при восприятии неизвестной страны. Современная индустрия туризма основана на стремлении втиснуть, по возможности, больше информации, чтоб домой турист возвращался с чувством переполненности информацией ко всему, что попадало в поле зрения. КПД таких туров находится на уровне паровоза.
Индустрия туризма формируется на примитивных потребностях усредненного интеллектуала, за исключением прибывших на пассивный отдых на пляже, шопинг и тематические туры (как правило, религиозные). Подавляющее большинство туристов довольствуются поверхностным знакомством с историческими, архитектурными и религиозными особенностями страны, с которыми любой продвинутый пользователь Интернета достаточно подробно и бесплатно может познакомиться в виртуальной сети. Другое дело, что бесплатный туризм познавателен, но не эмоционален. В конце концов, дополнять информацию гида и сделанные фотографии можно после возвращения домой.
Лично меня подобный туризм никогда не увлекал, и мало чем обогащал. Избитая юмористами фраза: "... обратите внимание направо, а теперь налево..." - не столько смешит, сколько удивляет неготовностью отнестись к ней серьезно.
Прошло около 20-ти лет, как Интернет стал общедоступен, но на индустрию туризма это, к сожалению, никак не повлияло. Вспоминаю свои первые зарубежные командировки в конце 70-х, в начале 80-ых годов и те усилия, которые приходилось прилагать, чтоб ознакомиться с бытом, менталитетом и традициями местного населения новых стран и городов. В памяти неизгладимо и навечно засели знакомства и общения, посещения бань, коллективные посиделки и пьянки в сельском кооперативе Лани, после которых ночные прогулки завершались непредумышленным пересечением никем не охраняемой чешско-австрийской границы, участие в совместной работе и беспрерывным общением, выявлявшим полное различие в мировосприятии и единство в совершенно неожиданных областях. На этом фоне нивелировались неожиданности непривычной архитектуры и совершенно незнакомой и незапоминающейся истории. Даже посещения таких непохожих друг на друга музеев (искусство, пиво, религии и др.) улетучивалось из памяти спустя 1,5 - 2 недели.
В середине 90-ых годов я впервые познакомился с совершенно иной, потрясшей меня, концепцией туризма в США. Туристу предлагается с головой окунуться в будничную жизнь музейного объекта: провести день в городе/поселении, перенесенном в период колонизации и освоения континента. В штате Коннектикут провел день в действующем порту 19-го столетия, где облазил все трюмы пришвартованных суден всех типов, от прогулочных яхт, до китобойных гигантов, пообщался с кораблестроителями, пиратами, образом их жизни и быта. В штате Массачусетс, недалеко от Плимута, рядом с индейским поселением обосновалась английская колония. В индейском поселке можно наблюдать, как выжигают каноэ, строят вигвамы из коры деревьев, готовят пищу, сшивают шкуры и пообщаться напрямую с каждым из участников этого театрализованного представления. В километре от индейцев в поселении колонистов строят дома, обрабатывают огороды.
Но совершенно потрясающее впечатление оставила, сохраненная в первозданном виде, огромная часть Ричмонда (штат Виржиния) периода видного деятеля Войны за независимость, будущего президента Томаса Джеферсона. Этот город живет по тем традициям и правилам XIX столетия: работают кузницы, изготовляющие пищали, латы и подковы, работает ветряная мельница, по улицам города на двуколке ездит Томас Джеферсон, останавливаясь у дворов колонистов и обсуждая текущие проблемы, выступая в парке при огромном стечении народа и туристов. Можно зайти в любой дом, познакомиться с обстановкой и поговорить с жильцами. Вечером при входе в мэрию выстраивается военный оркестр и дает концерт маршевой музыки.
Да, огромная и богатая Америка в состоянии себе позволить столь дорогостоящие проекты. Израилю подобное не по зубам. Да и нет нужды в подобном. Наша страна поражает мир невероятными контрастами древности с современностью, масштабными соотношениями крошечных размеров с уровнем научных достижений, поставленных на службу всего человечества, будничной жизнерадостностью и героизмом.
Но как все это увидеть, как передать тем, кто познает страну только глазами и ушами?
Есть только один путь познать Израиль, который пролегает через душу народа. А для этого необходимо посещать места, в которых живут и трудятся те, кто является становым хребтом страны. Не болтуны политиканы, не политизированные актеришки, считающие зазорным для себя выступать в Ариэле, не титулованная профессура, отказывающая в признании Ариэльскому университету, не обыватели, которые бойкотируют продукцию, изготовленную за зеленой чертой, а тех, кто выносит на себе все тяготы войны и мира.
Я хочу рассказать о некоторых из этих удивительных людей, кто создавал страну и несет ее на своих плечах.
Речь пойдет о жителях израильского поселения Итамар в центральной Самарии, в котором проживают более 1000 человек, и о крошечных форпостах вокруг него.
Сюда, по еврейской традиции пришёл из Междуречья праотец Авраам, здесь его сын Ицхак купил участок земли, на котором впоследствии был похоронен Иосиф -- сын Яакова, внук Ицхака. Сюда же к Шхему привёл еврейский народ после выхода из Египта легендарный преемник Мойсея, полководец и лидер нации Иешуа бин Нун.
Поселение обладает обширными пастбищами, птицефермой, оливковыми рощами, виноградниками и прочими отраслями по производству сельхозпродуктов. Это поселение является символом процветающих сельскохозяйственных поселений в Самарии, очень похожее на подобные поселения Газы, которые разрушили политиканы.
С момента своего основания поселение неоднократно подвергалось нападениям мусульманских террористов. В период с 2002 года по настоящее время в 5 терактах, совершенных палестинскими арабами, были убиты 13 евреев и 6-ро были ранены.
28 мая 2002 года были застрелены, когда играли в баскетбол во дворе йешивы, 3 ученика : Нетанель Ричи (17 лет), Гилад Штиглиц (14 лет) и Авраам Ситон (17 лет) , еще двое -- были легко ранены.
20 июня 2002 года были застрелены ворвавшимся в их дом террористом Рахель Шабо и трое ее детей : Нерия (16 лет), Цви (13 лет) и Авишай (5 лет). Также погиб прибывший им на помощь сосед Йосси Твито. Еще двое её детей были тяжело ранены. В результате перестрелки террорист был уничтожен. Дом семьи Шабо сгорел.
Спустя месяц 30 июля ранним утром террорист ворвался в один из домов поселения и нанес ранения оказавшему ему сопротивление хозяину дома и его жене. Пострадавшие были доставлены в больницу в критическом состоянии. Силы безопасности уничтожили террориста.
13 августа 2004 годав перестрелке на въезде в поселение был тяжело ранен и вскоре скончался Шломо Миллер (50 лет). Террорист, сотрудник службы превентивной безопасности ПНА и член группировки "Танзим" (ФАТХ), был уничтожен силами самообороны поселения.
25 июня 2006 года Террористы похитили и убили жителя поселения Элиягу Ашери. Позже, его обгоревшее тело было найдено возле Рамаллы после того, как удалось задержать одного из убийц, который указал, где закопано тело Элиягу. Убийцами оказались полицейские ПНА, куда были делегированы Батальонами мучеников Аль-Аксы.
В ночь на 12 марта 2011 года двое палестинских террористов зарезали Уди (37 лет) и Рут Фогель (36), и их детей: Йоава (11 лет), Эльада (4 года) и Адас (3 месяца). Ещё троим их детям (12, 8 и 2 года) удалось спастись.
Это поселение и его жители являются крошечной моделью нашей страны, выживающей в океане мусульманской ненависти и стремления к разрушению и убийству. Окружающее поселение сатанинское племя арабских фундаменталистов не дремлет и нацелено только на разрушение. Ни на что более они не пригодны. Это отбросы человеческого общества, которых природа наделила волчьими навыками: разрушать, жечь леса, маслиновые насаждения, поля и, при первой же возможности, убивать самых слабых и беззащитных.
Но, при этом, они опасаются и обходят стороной форпосты, где можно нарваться на открытое и достойное сопротивление.
Несколько слов о форпостах. Это далеко не оборонительные сооружения на вершинах самарийских холмов и гор. Как правило, они огорожены колючей проволокой. На каждой такой вершине действуют уникальные хозяйства одной, а иногда нескольких семей.
Одним из таких хозяйств является образцовая ферма Асафа Кидрона "Гивот Олам", находящаяся примерно в 5 км. от поселения Итамар. Эта ухоженная и необычайно красивая ферма производит экологически чистые продукты на основе козьего молока и яйца от кур, свободно гуляющих по вольеру.
В центре красивого масличного парка хозяин соорудил единственный в Израиле каменный монумент Иешуа бин Нуну , - последователю Мойсея и полководцу, которому перед смертью Мойсей наказал ввести евреев в заповеданные Б-гом земли Израиля.
В километре от Гивот Олам, на вершине холма, расположилось хозяйство Рахель Цимерман. Девятнадцатилетняя спортсменка из Канады приехала в Израиль, совершенно не осознавая суть своего еврейского происхождения. Но именно тут она нашла свое предназначение, создав совершенно уникальное хозяйство, не стремясь сделать его высокодоходным. На 15-ти дунамах земли (1,5га) она создала экологически чистое хозяйство без каких либо следов химии, которое обслуживает сама, без привлечения наемных рабочих. Обойтись без каких либо высокоэффективных средств механизации, ей помогает муж, на котором лежит проблема малой механизации (подвесные тележки для сбора урожая, поднятые над уровнем земли террасы для рассады и саженцев, система подачи воды в теплицы и в бассейн для рыб, и др.). Рахель должна все успеть. Приготовить, выращенные ей же, рассаду и саженцы, покормить рыб, прополоть, полить, собрать урожай и упаковать. Приходится подкармливать птиц, чтоб поедали летучих вредителей, Стволы деревьев опрыскивает маслами, не наносящими вреда ни человеку, ни почве. Рыбный пруд позволяет накапливать естественные удобрения для почвы. Разводить рыбу в режиме перманентного дефицита воды, задача архи сложная. Закон запрещает препятствовать поверхностным водостокам и собирать воду. Пришлось научиться собирать дождевую воду мелкой сетью для перекрытия теплиц. Такой сетью покрыто и помещение для кур, коз и стойло для двух коров, каждая из которых дает по 50 литров молока в день. Хозяйство Рахель Цимерман, - единственное в Израиле, производящее сухофрукты и различные изделия из них. Все остальные сухофрукты страна закупает в Турции. С постоянно занятой Рахелью тяжело разговаривать. Чтоб не отвлекаться от работы по мелочам, в хозяйстве нет автомобиля и мобильного телефона. На мой вопрос, как ей спится, хозяйка ответила, что ради удовольствия работать, она вынуждена мириться с постоянным недосыпанием. Рахель, - мать 10-ти детей и бабушка для 5-ти внуков.
Я хочу обратиться к читателям, не раз посещавшим Израиль. Многим ли из вас посчастливилось общаться и пытаться понять подобных израильтян, являющихся гордостью страны. А им несть числа. По данным Карни Эльдада, автора путеводителя "Веселенцы" (2011), на территориях Самарии, Беньямины, долины Иордана, Иудеи (Гуш-Эцион и Хевронское нагорье) насчитывается более 160 мелких сельскохозяйственных хозяйств, восстановивших древнейшую профессию, на протяжении тысячелетий бывшей запретной для наших предков, производителей уникальных вин, оливкового масла, молочных ферм с завершенным циклом обработки, сыроварен, конезаводов и др.
Вспоминаю, как встретился с семьей двоюродной сестрой в Иерусалиме накануне их возвращения в Филадельфию. Они с восторгом рассказывала о турпоездке, о великолепном гиде-барде, сопровождавшем группу русскоязычных американцев. А я, в очередной раз, видел, что самое главное осталось вне поля их вниманиия. Не пора ли израильской индустрии туризма пересмотреть собственные принципы и сориентироваться на демонстрацию страны через общение с рядовыми израильтянами?