Живые не скажут мне "спасибо", скажут мёртвые зато (А.НИСАХ)
Эта компилятивная книга возникла в моей голове во время набора фамилий в предыдущих книгах, которых накопилось более десятка и, нашедших своё пристанище в журнале Самиздат.
В них были использованы, в основном, материалы Центра Генеалогических исследований, Еврейского некрополя, интернетных рассылок, Книг памяти, Родовода. работ СМБАТА БАГРАТИНИ (С.Б.) и т.д.
К сожалению, очень мало напечатаны фамилии из Книги памяти воинов-евреев, погибших во 2-й мировой войне и сведений музея Яд-Вашем. Совсем не указаны фамилии из материалов Земледельческих колоний Юга Украины и Крыма. В которых упоминаются воины-уроженцы тех мест и жертвы политических репрессий. Не использовано много чего другого.
И как сказал Козьма Прутков: "Никто не обнимет необъятного"...
Перебирая разные варианты названия книги: "Без списков", "Из данное", "Помним...", "Они были...", "Полузабытые", "Я думаю о вас", "Они с нами..." и др., я остановился на заголовке "Если забуду...", который ранее был использован приятельницей нашей семьи - РИВОЙ БОРИСОВНОЙ ЛОЗАНСКОЙ-БОГОМОЛЬНОЙ, к сожалению уже ушедшей в мир иной. В своей книге она рассказала о трагических перипетиях выживании во время Холокоста в литовском местечке Бутримонис. Советую прочитать!
Затем появился заголовок книги "Мера выживания", который, как мне кажется, ещё более заслуживает внимания темы.
Свою же книгу мне захотелось скомпоновать из изложенного материала ранее для того, чтобы она приняла черты более широкого справочника из биографий евреев-уникумов, без многочисленного перечня фамилий с датами жизни.
Досадно, что у многих моих героев нет достоверных или мало-мальских научных биографий и, можно только сожалеть, что за скобками жизненных дат большинства из них нельзя получить хоть какие-то подробности.
Люди ушли и уходят недостаточно оценёнными современниками. А это, как правило, уже восстановить нельзя.
Ушёл и уходит огромный пласт еврейской интеллигенции, служившей на благо не только еврейской культуры, но и мировой.
Констатирую, что, к сожалению, мало места уделил гражданам современного Израиля, достойных всяческого упоминания.
В ходе технической работы я окунулся в биографии действительно уникальных евреев различных профессий, о каждом из которых напрашивается потребность иметь книгу из серии "Жизнь замечательных евреев", а в большинстве случаев, и создание фильмов и, даже, сериалов.
Естественно, что недостатки предыдущих моих опусов перешли и в эту книгу, но тешу себя оправданием тем, что кому-то и такая форма изложения понадобится для узнавания чего-то ещё неизвестного.
Пока мог заниматься "набитием" перечня фамилий евреев, каждого из которых считаю уникальным человеком, я удлинил свою жизнь на время этой, казалось бы, никчемной работы. Ею я и живу в посление несколько лет. Помогает...
Делаю всё по-простому, не вдаваясь в научно-исследовательские экзерсисы. Мои книги (если можно их так называть) - не популярные энциклопедии и справочники, не биографические монографии, мемуары. Они - свободное минимальное изложение имеющихся и доступных материалов.
Минимальные сведения о некоторых евреях-уникумах изложены по книге МАЙКЛА ШАПИРО "100 великих евреев", а последующие в алфавитном порядке.
Я сознательно старался не включать в книгу материалы о Нобелевских лауреатах, считая, что их биографии достаточно полно отображены в других источниках. Упоминается ряд фамилий других национальностей, обладатели которых были непосредственно связаны по жизнедеятельности с евреями.
Думаю, многие, не особенно обратив внимание на форму оформления опуса, найдут здесь краткие интересные факты из жизни евреев, не упомянутых в отдельных сборниках, исследованиях, журналах, монографиях и т.п.
Естественно, что огромный массив биографий остался вне этого опуса, и я уверен, что интерес к этим людям заставит многих более углубдённо познакомится с ними.
И, вообще, я сам мог бы придраться ко многому тому, что и как "натворил"...
Но мне было интересно и поучительно. Кратко я озаглавил этот опус в 2-х книгах "МЕРА ВЫЖИВАНИЯ. ЕСЛИ ЗАБУДУ...". А вот, если забуду, если забудем... В эти названия книги вложено моё понятие об истории моих соплеменников и их творческой жизнедеятельности.
МОЗЕС МЕНДЕЛЬСОН (1729-86) - философ. ФАННИ и ФЕЛИКС - его внуки.
"...Именно МЕНДЕЛЬСОН положил начало озабоченности евреев гражданскими правами..."
ДАВИД БЕН-ГУРИОН (ГРИН ДАВИД ЙОСЕФ)(1886-1973) -
После окончания Второй мировой войны десятки тысяч евреев, переживших лагеря смерти, оказались в лагерях для перемещенных лиц. У них не было ни дома, ни семьи, ни родных, и они не могли даже подумать о том, чтобы остаться в Германии или вернуться в свои страны. Многие хотели в Эрец-Исраэль, куда англичане их не пускали.
В октябре 1945 года Бен-Гурион впервые приехал в лагеря для перемещенных лиц в Германии. Он решил использовать их обитателей, как главный козырь в борьбе за создание независимого еврейского государства.
Бен-Гурион рассказал об увиденном и услышанном на заседании правления Сохнута, и примерно то же самое секретариат Рабочей партии узнал от посланца Сохнута в Европе. "Тот факт, что кто-то был в концлагере, вовсе не дает ему право автоматически попасть в Эрец-Исраэль, - сказал посланец Сохнута. - Если мы привезем все эти лагеря, нам конец".
Но Бен-Гурион от своего козыря не отказался, и с января 1948 года по июнь 1949 года в Израиль прибыли двести тысяч евреев, переживших Катастрофу. Они составили половину всех новых репатриантов за эти полтора года.
Люди без возраста, изможденные, с желтушным цветом лица, беззубые, с синими номерами, вытатуированными на руках, они казались выходцами из ада или сбежавшими из сумасшедшего дома. Особенно сабрам, которые не совсем точно знали, что происходило в Европе с сентября 1939 года по май 1945 года: в это время в Эрец-Исраэль хватало своих событий. Хватало и тех, кто теперь хвастал правотой сионистского движения и напоминал живым скелетам: "Мы же вам говорили, а вы нам не верили. Мы вас звали, а вы не приехали". И при робкой попытке тех, кто выжил, рассказать, что с ними было "там", они услышали: "Надо было сражаться". Пущенное с ужасающей легкостью в листовке командира партизанского отряда, поэта Аббы Ковнеры определение "как овцы на бойню" надолго определило отношение сабров к Катастрофе.
Один из лидеров Рабочей партии Ицхак Табенкин написал: "Как же еврей, который рыл себе могилу, не схватил лопату и не проломил голову немцу?" Для Табенкина, как и для многих других, Катастрофа европейских евреев была абстракцией: ее масштаб, ее ужасы были непостижимы.
Хотя члены Рабочей партии знали гораздо больше остальных граждан, но и для них события делились на происходившие "там" и происходившие "тут".Там война закончилась, тут она только началась.
Поэтому Моше Шарет жаловался, что из Европы присылают "нежелательный элемент". Министр абсорбции Моше Шапира настаивал на "селективной репатриации" и жаловался, что "присылают всяких калек, тогда как нам нужны молодые люди призывного возраста, пригодные для войны (...) Конечно, если мы решим, что можно привозить кого угодно без всякого предварительного отбора, мы набьем много кораблей, но сейчас мы отбираем только тех, кто нам подходит, а не тех, кто помешает нам вести войну".
А Бен-Гурион требовал присылать "не стариков и детей, а молодых людей в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, способных держать в руках оружие".
Среди обитателей европейских лагерей для перемещенных лиц было немало больных, которые шли на любые ухищрения, чтобы избежать медицинских проверок представителей Сохнута. Те, кто прошел селекцию в Освенциме, знали, что новая селекция помешает им попасть в Эрец-Исраэль. Один из врачей, работавших в лагерях для перемещенных лиц, написал в Израиль министру здравоохранения и Центру больничных касс: "Часть больных, перепуганная тем, что им придется остаться на территории Германии, сумела репатриироваться без разрешения отдела репатриации Сохнута. Этот страх до того силен среди тех, кто был в лагерях смерти, что против него бессильна любая логика, и больные не желают думать о том, что могут заразить других".
По мнению Бен-Гуриона, кроме заразных болезней, тысячи бывших лагерников могли серьезно подорвать мораль молодого государства, а также повредить в деле воспитания нового еврея. Выступая на заседании ЦК Рабочей партии в июле 1949 года, Бен-Гурион сказал, что новоприбывшие - "трудные и плохие люди, эгоисты", иначе они не вышли бы живыми из лагерей. В том же году он планировал послать бывших узников в своего рода военный лагерь, где можно будет "избавиться от деморализующего элемента". Один из коллег Бен-Гуриона по партии сравнил переживших Катастрофу с "большим комом теста, которое надо раскатать до ровной массы". А глава поселенческого отдела Сохнута Леви Эшколь сказал, что "Эрец-Исраэль не сможет абсорбировать еврейских сумасшедших со всего мира".
Спустя годы в оправдание такого отношения к пережившим Катастрофу была создана легенда о том, что в Войне за Независимость победили только сабры, так как евреи, пережившие Катастрофу, не умели и не хотели сражаться.
Но факты опровергали эту легенду: во время Войны за Независимость выходцы из ада прямо с корабля отправлялись на фронт и сражались так же героически, как и сабры. Не говоря о том, что добровольцы-евреи из разных стран составили треть ЦАХАЛа и хотели служить только в боевых частях.
По инструкции новые репатрианты должны были пройти необходимую военную подготовку до отправки на фронт, но на это не было времени. К ним полагалось относиться "с должным вниманием и уважением и сделать все необходимое, чтобы они почувствовали, что вернулись домой".
В 1948 году был принят закон об освобождении единственных детей от службы в боевых частях. Он касался только тех детей, "чьи родители жили в Эрец-Исраэль", то есть только уроженцев страны. Не говоря уже о явной дискриминации новых репатриантов, закон не принимал в расчет, что евреи, пережившие концлагеря, были не только единственными детьми, но во многих случаях - единственными оставшимися в живых продолжателями рода, сгоревшего в крематориях Освенцима.
Военкоматы и канцелярия Бен-Гуриона были завалены душераздирающими прошениями не посылать на фронт "единственного ребенка, кроме которого у меня больше нет никого в мире".Почти все прошения остались без ответа. В лучшем случае на них стояла резолюция "Отказать".
С другой стороны, освобождение от службы всех, кто имел на это право, могло привести к расформированию целых армейских соединений в самый разгар тяжелейшей войны.
Неадекватное отношение к Катастрофе и полное непонимание психологического состояния переживших ее новых репатриантов привели к появлению инструкции министра обороны о гебраизации фамилий всех мобилизованных солдат, и в армии была создана специальная комиссия, помогавшая солдатам выбрать новую фамилию. В инструкции говорилось, что "желательно сменить немецкие, англосаксонские, славянские и прочие фамилии на ивритские, потому что ЦАХАЛ должен стать ивритским не только по духу, но и по всем внешним признакам". Поэтому всем, кто хотел походить на сабров и делать военную карьеру, пришлось менять фамилии. Даже тем, для кого она осталась единственным связующим звеном с прошлым.
Позднее Бен-Гуриона обвиняли еще и в том, что европейские евреи были для него "пушечным мясом", которое командиры не жалели в самых безнадежных и опасных операциях.
Бывшие лагерники, служившие и воевавшие наравне с сабрами, были лишены равенства и в палатках, и в окопах. В январе 1949 года в газете одной из бригад ЦАХАЛа писалось о тоске по тем временам, "когда мы все были закадычными друзьями, сидели у одного костра, травили байки и кейфовали. А сегодня есть "мы" и "они", и что общего между нами?".
Если бы "они" умели читать на иврите, то узнали бы, что их называли "пыль человеческая", "эгоисты", "паразиты", а также, что "за годы пребывания в лагерях уничтожения у них выработались такие чуждые нам качества, как чрезмерная забота о куске хлеба и недоверие к ближнему".
Стоило сабрам впервые услышать, из чего в Освенциме изготавливали мыло, как "мыло" стало прозвищем евреев, переживших Катастрофу.
Другое прозвище появилось после того, как оказалось, что "мыло" сражалось в партизанах. "Парти-вус?" - спрашивали сабры.
Психологическое исследование, проведенное в ЦАХАЛе в те дни, показало, что ЦАХАЛ не сумел решить вопроса интеграции в израильское общество новых репатриантов.
Киббуцы же выступали против мобилизации новых репатриантов в армию, потому что хотели заполучить их к себе. В борьбе за новых репатриантов не раз возникали стычки между киббуцниками и военными, и тогда приходилось вмешиваться военной полиции. Но мало кто из новых репатриантов пошел в киббуцы: обязательный в те годы забор из колючей проволоки вокруг киббуца был слишком болезненным напоминанием о недавнем прошлом. А те, кто все-таки решили попробовать киббуцной жизни, поначалу были приняты очень тепло, но скоро отношение к ним изменилось: их упрекали в замкнутости, нежелании разделять заботы коллектива, участвовать в общих собраниях и в культурной жизни.
Враждебность к новым репатриантам выросла до того, что в некоторых киббуцах предложили открыть для них отдельные столовые. В письмах к знакомым новые репатрианты жаловались, что "киббуцники с утра учатся, а потом работают. А мы работаем с самого утра. Мы живем в палатках и в бараках, а они в домах. У нас нет ни радио, ни шкафа, ни занавесок".
Новые репатрианты жаловались на равнодушие со стороны старожилов, а старожилы - на нежелание новых репатриантов учить иврит. Кончилось тем, что половина новых репатриантов ушла из киббуцов.
В 1949 году около трети населения Израиля высказалось за то, чтобы регулировать репатриацию.
Среди переживших Катастрофу было немало образованных людей и профессиональных специалистов в разных областях, но несколько лет в лагерях для перемещенных лиц убили в них желание работать. При своей ранимости и подозрительности они не ждали ничего хорошего от новой страны, о которой к тому же знали очень мало.Например, они были уверены, что Израиль должен им заплатить за все пережитые страдания и взять на себя их содержание.
Другой пример. Узнав, что арабы бегут из своих домов, бывшие лагерники тут же захватили их и жили там без воды и электричества, вступая порой в драки с демобилизованными солдатами, которым тоже не хватало жилья. Дело дошло до того, что военная полиция выставила охрану у брошенных арабских домов, а в Яффо даже был введен комендантский час, и часть евреев силой выселили из захваченных домов.
Большинство населения было против газет на идише, который Бен-Гурион назвал "чужим языком, режущим слух". Новых репатриантов с номерами на руках старожилы не приглашали к себе, а если с ними где-то и заводили разговор, то начинали с вопроса: "Как же вы остались в живых?" Сабры могли подразумевать под этим что угодно, но пережившие Катастрофу воспринимали их вопрос, как упрек и обвинение. Евреи перестали понимать друг друга. Это привело к тому, что более двадцати тысяч евреев, переживших Катастрофу, эмигрировали из Израиля.
Пережившие лагеря смерти стояли в очередях в больничных кассах, чтобы вытравить лагерные татуировки: они хотели стать такими же, как и все. Но вытравление татуировки не помогало. И пережившие Катастрофу замкнулись в себе.
В трудные 50-е годы свою лепту в общий кризис внесли репарации из Германии, которые неожиданно дали возможность новым репатриантам кое-как встать на ноги. Теперь им завидовали и еще больше недолюбливали.
Прошло еще несколько лет, и в Израиле прогремело "дело Кастнера".
После немецкой оккупации Венгрии председатель комитета по спасению венгерского еврейства Исраэль Кастнер вступил в переговоры с Адольфом Эйхманом, целью которого было обменять миллион венгерских евреев на десять тысяч грузовиков для вермахта. Немцы назвали эту операцию "Кровь за товары". По поручению Эйхмана Кастнер ездил в Швейцарию, однако союзники на эту сделку не пошли. Но Кастнеру удалось заключить другую сделку: Эйхман согласился утвердить его поименный список из расчета по тысяче долларов за голову. В список вошли тысяча шестьсот восемьдесят шесть евреев, включая всех родственников Кастнера. Этот документ до сих пор называется "список Кастнера". Вошедшие в него евреи выехали из оккупированного Будапешта в 1944 году и остались живы.
После войны Кастнер с женой и дочерью поселился в Израиле, стал активным членом правящей Рабочей партии и хотел баллотироваться в кнессет. Но в 1953 году его обвинили в сотрудничестве с нацистами, якобы ускорившем гибель семисот тысяч венгерских евреев, от которых Кастнер утаил известный ему план "окончательного решения еврейского вопроса", да еще и присвоил себе их деньги. В 1954 году Кастнер подал иск о клевете в иерусалимский окружной суд, и после целого года заседаний суд признал его виновным, но он обжаловал приговор в Верховном суде.
В 1957 году в Тель-Авиве на Кастнера было совершено покушение: его тяжело ранили тремя выстрелами, и через две недели он скончался в больнице. Преступников арестовали, и на допросе они заявили, что действовали под влиянием сложившейся в стране политической обстановки линча и общей истерии. А в 1958 году Верховный суд Израиля отменил решение окружного суда и посмертно реабилитировал Исраэля Кастнера.
Теперь израильские историки сходятся на том, что Исраэль Кастнер определенно не был героем, но и предателем он не был. Но тогда "дело Кастнера" бросило тень на переживших Катастрофу. Их снова начали обвинять в том, что они не могли постоять за себя.
Израильские школьники долгое время воспитывались на единственном примере героизма евреев, проявленном уроженкой Венгрии Ханой Сенеш. В группе из тридцати двух парашютистов она была сброшена за линию фронта, и ее казнили венгерские фашисты.
Один израильский историк написал, что "дополнительной причиной популяризации Ханы Сенеш было частично сознательное, частично подсознательное решение увековечить память именно тридцати двух парашютистов из Эрец-Исраэль (...)
В 50-е годы заслуги ишува в войне с нацизмом подчеркивались значительно больше, чем заслуги борцов гетто, все теми же описаниями героических деяний все тех же тридцати двух парашютистов, а также Еврейской бригады в составе английской армии".
С годами произошла классификация смерти: "постыдная" - в гетто и в лагерях и "героическая" - в партизанских отрядах, а тем более в боях ЦАХАЛа.
Кроме отличия между "убитыми" и "павшими", ежегодный День Катастрофы стал называться "Днем Катастрофы и героизма": прошло много лет, прежде чем израильтяне начали понимать, что "требовалось немало героизма и для того, чтобы выжить, что все выжившие - герои и все не выжившие - герои, а не овцы, идущие на бойню".
Переломным событием для сабров стал судебный процесс Адольфа Эйхмана в 1961 году.
"Процесс Эйхмана помог освежить воздух. До него сабры занимали хорошо известную, примитивную, воинственную позицию: почему наши отцы не восстали, не защищались и не погибли в бою? Для сабров нацистский период был не эпохой страданий и мученичества, а эпохой позора. Но родители (...) отказывались обсуждать эти вопросы. Для них было вполне достаточно пережить то время: его нельзя было забыть, но можно и нужно было хранить молчание.
Процесс Эйхмана показал, что евреи были беззащитны против вооруженных легионов (...) но, как только обстоятельства позволяли сопротивляться, каким бы безнадежным ни было сопротивление (...) они погибали, сражаясь. Молодые сабры также узнали, что в те дни весь мир остался равнодушным, наблюдая уничтожение невиновных миллионов, а потом заявил, что не знал об этом. Это заявление произвело на сабров самое сильное впечатление (...) Наконец-то они поняли (...) что массовое убийство в нацистскую эпоху было еврейской трагедией, а не еврейским позором. Процесс Эйхмана показал им (...) что жертвы и - увы! - даже их палачи были людьми. До них дошло, что процесс Эйхмана был позором Германии, а не позором еврейства".
Офицер израильской полиции Михаэль Гольдман-Гилад два года бессменно оставался на посту при Адольфе Эйхмане и присутствовал на его казни. Много лет спустя он об этом рассказал:
"30 мая 1962 года президент Израиля Ицхак Бен-Цви отклонил просьбу Эйхмана о помиловании, и в тот же день правительство приняло решение о его казни через повешение. Казнь была назначена на полночь следующего дня в тюрьме города Рамлы. В 22.30 туда прибыли представители израильской прессы, один иностранный журналист, англиканский пастор и начальник Управления тюрем.
За три минуты до полуночи двое надзирателей подвели Эйхмана к виселице (...) Они связали ему руки и ноги и в последний раз проверили крепость узла на петле.
Через минуту после полуночи раздался приказ, под ногами у Эйхмана пол раскрылся, и он повис в воздухе (...) Я поставил свою подпись на заранее подготовленном протоколе, где говорилось, что нижеподписавшиеся свидетели подтверждают, что приговор Адольфу Эйхману приведен в исполнение в их присутствии (...)
Труп Эйхмана лежал на носилках, прикрытый одеялом. Надзиратели сняли одеяло для последнего опознания, открыли тяжелые стальные двери зала, где уже горел огонь, и внесли туда труп. Через два часа он сгорел, и я был потрясен тем, что от него осталось так мало пепла. Именно в эту минуту я вспомнил тот холодный ноябрьский день 1943 года в Освенциме, когда меня вместе с другими подростками загнали на гору пепла рядом с крематорием. Мы должны были посыпать этим пеплом дорожки, по которым ходили эсэсовские патрули, чтобы они не поскользнулись. Я уже тогда знал, что это гора человеческого пепла, но мне не верилось, что его было так много. Только глядя на черную горстку, оставшуюся от Эйхмана, я понял, сколько же тысяч людей было сожжено в Освенциме. Разве можно сравнить: пепел убийцы едва ли наполнил половину двухлитрового кувшина, а пепла его жертв были горы".
После процесса Эйхмана в Израиле, в самом деле, многое изменилось, о чем свидетельствуют слова молодой израильтянки: "Я никогда не была в Польше. Моя нога не ступала в лагерь смерти, и, насколько я знаю, никто из членов моей семьи не погиб в Треблинке, в Дахау, в Освенциме. Я не выросла на рассказах о Катастрофе, и никто из моих родных не носит на руке татуировку с синим номером. Со всех точек зрения можно сказать, что я - настоящий бело-голубой израильский продукт, типичная сабра образца 1963 года. Поэтому я хочу попросить прощения:
Простите, что мы не понимали.
Простите, что мы не знали.
Простите нас" (Перепечатка из интернета)
Г ЕЛИЛЛ (ок.70 год до н.э. - 10 год н.э.) - еврейский мыслитель.
"...Кое-кто считает, что ГИЛЛЕЛ был учителем ИИСУСА... Многие из его коротких поговорок удивительно похожи на высказывания ИИСУСА..."
ГУДВИН ПИНКУС и его сотрудники разработали противозачаточную таблетку..."
АЛЬФРЕД ДРЕЙФУС (1859-1935)
"Смерть ДРЕЙФУСУ! Смерть евреям!". Эти вопли ненависти повисли 5 января 1895 года в ледяном воздухе над плацем парижского военного училища. Безупречно одетый капитан АЛЬФРЕД ДРЕЙФУС, гордо стоявший по стойке "смирно", был публично унижен толпами военнослужащих и гражданских лиц... ДРЕЙФУСА увезли отбывать пожизненную каторгу...
В этот промозглый январский день 1895г. на плацу, где был унижен гордый, хоть и ограниченный эльзасский офицер, оказавшийся на свою беду, евреем, присутствовал один репортёр из Вены. Это событие изменило всю жизнь ТЕОДОРА ГЕРЦЛЯ. Во избежание такого рода преследований евреи должны были заиметь свою собственную родину. Из дела ДРЕЙФУСА родился сионизм".
ЛЕО СИЛАРД (1898-1964) - один из самых оригинальных и плодовитых учёных ХХ века. Вместе с ЭНРИКО ФЕРМИ участвовал в создании первого ядерного реактора деления и в фундаментальных трудах по современной кибернетике или теории информации..."
МАРК РОТКО (1903-70) - американский художник
"...В жизни и смерти РОТКО стоит в стороне от остальных абстрактных художников. Как ПОЛЛОК освободил линию от ограничений известных форм, влив в свои полотна новооткрытые энергию и дух, так РОТКО добился равного успеха в освобождении цвета от реалистических пределов...
Через 14 лет после трагической смерти ДЖЕКСОНА ПОЛЛОКА в страшной автокатастрофе ...его великий соперник МАРК РОТКО совершил самоубийство в Нью-Йорке, перерезав себе вены на кистях и спустив свою кровь в раковину..."
ФЕРДИНАНД КОН (1828-98) - бактериолог.
"...Его исследования таких микроскопических растительных организмов, как грибы и водоросли, были поистине новаторскими и сыграли немаловажную роль. И они привели КОНА к невообразимым открытиям в совершенно иной области - бактериологии..."
СЭМЮЭЛ ГОМПЕРС (1850-1924) - организатор профсоюза работников сигарного производства; был основателем и первым председателем Американской федерации труда (АФТ) и лидером поистине классовой борьбы за справедливую заработную плату, обоснованную длительность рабочего времени; с его помощью были приняты законы о детском труде, о регулировании трудовых отношений и выплат трудящимся, о праве на коллективные трудовые договоры, о забастовках и бойкотах для достижения экономических уступок...
ИЕГУДА ГАЛЕВИ (около 1075-1141) - философ и поэт.
"Живя в бурной средневековой Испании, ГАЛЕВИ стал величайшим поэтом Золотого - как считается сегодня - века испанского еврейства..."
ХАИМ САЛОМОН (1740-85)
"Он умер без гроша в кармане... Несколько лет спустя его сын ХАИМ МОЗЕС утверждал, что правительство США задолжало его семье более 354 000 долларов, выданное на вооружение армии Вашингтона, то есть ХАИМ САЛОМОН финансировал Войну за независимость..."
ИОХАНАН БЕН-САККАЙ (? - около 80)
"Легенда гласит, что во время осады Иерусалима римлянами в 70г. ученики тайно, в гробу вынесли его из города. Еврейские повстанцы - зилоты блокировали город и никого не пропускали. Спасённый учитель был заместителем главы синедриона, раввином ИОХАНАН БЕН-САККАЕМ.
САККАЙ был противником восстания. Он верил не в мессианизм, а в учёность..."
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)
"...был не только основателем современной социологии, но и - наряду с ФРЕЙДОМ, МАРКСОМ и МАКСОМ ВЕБЕРОМ - одним из самых глубоких мыслителей Х1Х и начала ХХ веков..."
БЕТТИ ФРИДМАН (1921- )
"БЭТТИ НАЙОМИ ГОЛЬДШТЕЙН, получившая образование в колледже Смита, сочетавшаяся браком в 1947г. с КАРЛОМ ФРИДАНОМ, мать трёх детей, разведшаяся в 1969г., общественная деятельница, популярная писательница, профессор, основательница Национальной организации женщин (НОЖ), Национального женского политического совещания и Первого женского банка, исследовательница, журналистка, член Демократической партии, клинический психолог - БЕТТИ ФРИДАН была самой влиятельной феминистской послевоенной эпохи..."
ДЭВИД САРНОФФ (1891-1971)
"...Его административный гений превратил Радиокорпорацию Америки (РКА) и её дочернюю радио-телевизионную компанию Эн-би-си в первый большой производственный конгломерат массовой информации..."
ШАБТАЙ ЦВИ (1626-76)
"В середине ХV11 века почти половина мирового еврейства на короткое время поверила, что долгожданный МЕССИЯ в лице ШАБТАЯ ЦВИ наконец явился..."
ВАЛЬТЕР ВЕНЬЯМИН (1892-1940)
"Узнав в 1940г. о самоубийстве своего друга ВАЛЬТЕРА ВЕНИАМИНА, великий драматург и соавтор композитора КУРТА ВЕЙЛЯ БЕРТОЛЬД БРЕХТ якобы заявил, что его смерть была первой утратой, понесённой немецкой литературой от рук Гитлера..."
ЛУИС БРАНДЕС )1856-1941)
"Наряду с БЕНДЖАМИНОМ КАРДОЗО ЛУИС ДЕМБИЦ БРАНДЕС был самым влиятельным еврейским юристом в американской истории..."
ЭМИЛЬ БЕРЛИНЕР (1851-1929)
"...Через 10 лет после изобретения ЭДИСОНОМ машины с покрытым оловянной фольгой записывающим цилиндром БЕРЛИНЕР создал граммофон, заменив цилиндр ЭДИСОНА плоским диском из цинка...
Он изобрёл своеобразный телефонный передатчик с неплотным контактом, который назвал микрофоном..."
АННА ФРЕЙД (1895-1982)
"...Была самой младшей из шести детей ЗИГМУНДА и МАРТЫ ФРЕЙДОВ. Её рождение совпало с революционным открытием её отцом значения снов - сердцевины его психоаналитической теории. Она стала постоянной спутницей. Помощницей и наследницей творчества отца. Вместе с МЕЛАНИ КЛЕЙН АННА, по мнению многих, была основательницей психоаналитической детской психологии..."
ДЖОУНАС СОЛК (1914-95)
"...Под эгидой Национального фонда борьбы с детским параличом исследователь медицинского факультета Питсбургского университета СОЛК объявил в 1953г. о создании сыворотки из мёртвого вируса, введение которой путём инъекции иммунизировало рециптента от заражения полио..."
ДАНИЭЛ МЕНДОЗА (1764-1836)
"Английский еврей португальского происхождения ДАНИЭЛ МЕНДОЗА был первым великим спортсменом-евреем и новатором в развитии научного бокса..."
ЭММА ГОЛЬДМАН (1869-1940)
"Известная миллионам американцев перед 1-й мировой войной как "Красная ЭММА", она была в те времена женщиной, которой больше всего опасались в США. Анархистка и одна из основательниц движения за права женщин, иммигрировавшая из России еврейка ЭММА ГОЛЬДМАН проповедовала свободную любовь, политические покушения, равноправие женщин (до и после предоставления им права голоса), агрессивную оппозицию всеобщей вомнской повинности, капиталистическому угнетению и регулированию деторождения.
Она высвободила феминизм ХХ в. из викторианских оков ради - как она сама называла - "истинной эмансипации", свободы собственного "я". Она была самым великим агитатором начала ХХ в вплоть до Ленина..."
МОЗЕС МОНТЕФЬОРЕ (1784-1885)
"Сын евреев-иммигрантов из Италии МОЗЕС МОНТЕФЬОРЕ в Англии Х1Х в. стал преуспевающим биржевым маклером (будучи зятем НАТАНА РОТШИЛЬДА), а затем и доверенным лицом королевы ВИКТОРИИ.
В 1840г. сэр МОЗЕС возглавил первые в еврейской истории международные усилия против антисемитизма, проявившегося в злобном обвинении евреев Дамаска в ритуальном убийстве..."
ДЖЕРОМ КЕРН (1885-1945)
"Грандиозная постановка в 1927г. ЦИГФЕЛЬДОМ "Плавучего театра", написанного ДЖЕРОМОМ КЕРНОМ и ОСКАРОМ ХЭММЕРСТЕЙНОМ 11, стала поворотным пунктом в истории американского музыкального театра..."
ЭДВАРД БЕРНАЙС (1891-1995)
"...Племянник З.ФРЕЙДА (основателя психоанализа), - общепринятый отец "связей с общественностью"...
МЭН РЕЙ (1890-1976)
"Родившись ЭММАНУИЛОМ РАДНИЦКИМ в Филадельфии, МЭН РЕЙ был одним из одним из самых великих художников ХХв. - фотографом, живописцем, скульптором, философом, писателем, коллажистом и создателем предметов искусства..."
МОЙ СПИСОК ВЫДАЮЩИХСЯ ЕВРЕЕВ (И НЕ) гораздо больший, чем круглое число сто и, естественно, тоже, не исчерпывающий.
В этот список вкраплены краткие сведения о евреях некоторых стран диаспоры.
Даже обойдусь без более 200 лауреатов Нобелевской премии и порядковой нумерации. В список "вкраплены" отдельные короткие тексты по некоторым любопытным для меня фактам или проблемам, так сказать, небольшие отступления, разрядка.
Попытался вписывать фамилии евреев, прошедших или нет через советские концлагеря, опубликованных Центром генеалогических исследований, но, к сожалению, убедился в "неподъёмности" для меня этой работы.
Любопытно и печально то, что списки ЦГИ в несколько раз больше тех, что предоставляют Википедия, Книги памяти, Мартирологи, всяческих быстро устаревающих энциклопедий, биобиблиографических справочников и т.п.
Рекомендую "полистать" эти страницы... и не только евреев. Амен.
Кто-то же должен вслух постоянно произносить фамилии этих людей и не только мучеников!
В принципе, в России должен быть иметь место Мемориал узников ГУЛАГа на подобие израильского Яд Вашем, а не отделываться одними только Книгами памяти и Стеной плача! Правда, в Москве появилась своего рода Стена...
Иметь такие Мемориалы необходимо иметь и в других странах Европы, где прокатился каток геноцида евреев, хотя бы в назидание живущим сейчас и их потомкам. Рост антисемитизма свидетельствует о том, что память у людей имеет свойство забывать страшное и плохое, что было в их жизни, не говоря о том, что было где-то, когда-то ... и не с ними.
В 2018-2019 годах мир накалился до такой степени, что реально ожидать начало третьей мировой войны, и это - при наличии ядерного оружия! Ужас!!!
Теперь мой список, который можно продолжать до бесконечности...
ААРОН (1574/1568 до н.э. - 1451/1445 до н.э.) - прожил 123 года. Старший брат (на 3 года) МОИСЕЯ и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства. Помимо всего прочего был верховным судьёй Израиля и учителем народа, который оплакивал ААРОНА 30 дней.
Исход евреев из Египта длился 40 лет. На Земле Обетованной, как и МОИСЕЙ, ААРОН не был.
Происходил из рода царя ДАВИДА. Учёный, комментатор Танаха, государственный деятель, один из первых еврейских учёных, в трудах которых отразилось влияние концепций гуманизма и Ренессанса. Он был преемником отца на постах государственного финансиста и казначея португальского короля.
С помощью займа в 12 миллионов реалов, который собрали евреи и христиане в 1480г., он организовал выкуп и доставку в Португалию 250 000 пленных евреев из Северной Африки.
А. был обвинён в поддержке мятежа дворян против короля и был вынужден бежать в Испанию. В 1484г. поступил на службу к ФЕРДИНАНДУ АРАГОНСКОМУ и ИЗАБЕЛЛЕ КАСТИЛЬСКОЙ в качестве откупщика. Вместе с пользовавшимся большим влиянием при дворе АВРАХАМОМ СЕНИОРОМ АБАРБАНЕЛЬ безуспешно пытался добиться отмены эдикта об изгнании евреев из Испании (март 1492г.)
В мае 1492г. А. выехал в Неаполь, где король Неаполя назначил его на пост аналогичный занимаемому им ранее в Кастилии. После взятия Неаполя французами при КАРЛЕ V111 А. вместе со свергнутым королём АЛЬФОНСОМ 11 бежал в Мессину.
После смерти АЛЬФОНСА в том же году А. поселился в Корфу, а в 1496г. - в маленьком городке Монополи, откуда в 1503г. переехал в Венецию, где и умер.
Похоронен в Падуе (впоследствии кладбище было осквернено, и точное место его захоронения неизвестно). Амен.
У А. было 3 сына, ИЕГУДА, ИОСИФ и САМУИЛ. Из них более известен старший, ИЕГУДА - медик.
АБДУЛОВ ОСИП НАУМОВИЧ (1900-53) - актёр театра и кино. Н.а. РСФСР, лауреат Сталинской премии. Близкий друг СОЛОМОНА МИХОЭЛСА.
Был женат на актрисе ЕЛИЗАВЕТЕ МОИСЕЕВНЕ МЕТЕЛЬСКОЙ (ШЕХТМАН)(1908-91), уроженки Винницы; сын ВСЕВОЛОД А. также стал актёром, и он был другом В.ВЫСОЦКОГО.
АБКОВИЧ РАФАЭЛЬ АВРААМОВИЧ (1896-1992) - последний польский газзан, основатель Вроцлавской кенассы. Караим. Участник 1-й мировой войны. В 1938-46гг. занимал должность газзана и преподавателя в Вильнюсе (!). После 2-й мировой войны переехал в Вроцлав
АБРАМОВ ШЕТИЕЛЬ СЕМЁНОВИЧ (1918-2004) - ГСС, подполковник, кандидат геолого-минералогических наук.
При штурме познанской цитадели его батальоном было уничтожено до 400 и взято в плен большое число солдат и офицеров противника. Получил 7 ранений.
АБРАМОВИЧ АБРАМ ГРИГОРЬЕВИЧ (ГЕРШЕВИЧ)(1910-37) - ГСС (посмертно). Золотая Звезда N48.
Командир танкового взвода 4-й отдельной мехбригады в войсках республиканской Испании
АБРАМОВИЧИ (АБРАГАМОВИЧИ) - дворянский род, начавшийся с АБРАМА МАЦКЕВИЧА в ХV1 веке и пресёкшийся в 1867г.
АБРАМОВИЧИ:
ЯН (?-1602) - госдеятель, минский, а затем смоленский воевода
НИКОЛАЙ (1590-1651) - генерал артиллерии, дипломат
САМУЭЛЬ АНДРЕЙ (1617-63) - староста стародубский с 1647г.
СТАНИСЛАВ - староста булаковский
ЕКАТЕРИНА - жена МАЦЕЯ МИХАИЛА ФРАНЦКЕВИЧА
ЯКУБ и ЮЗЕФ ЖДАН (С.Б)
АБРАМОВИЧ ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ (1890-1913) - один из пионеров русской авиации, лётчик, изобретатель.
Очень интересная тема: "Участие евреев в создании и развитии авиации, космонавтики, подводного и надводного флота и т.д."
АБРАМОВИЧ РОМАН АРКАДЬЕВИЧ (1966- ) - российско-британско-израильский предприниматель, миллиардер, губернатор Чукотского автономного округа (2001-08), председатель Думы Чукотского автономного округа (2008-13).
Вложил немалые собственные средства в развитие региона и повышение уровня жизни местного населения. Сейчас живёт себе в удовольствие и даже приобретает недвижимость в Израиле. 28.05.2018г. А. получил паспорт Израиля в Тель-Авиве.
АБРАХАМС ГАРОЛЬД МОРИС (1899-1978) - британский легкоатлет-спринтер.
Олимпийский чемпион в забеге на 100 м. Кавалер Ордена Британской империи.
Брат - прыгун в длину сэр СИДНЕЙ А. Другой брат сэр АДОЛЬФ А. - основатель британской спортивной медицины.
В 1925г. А. сломал ногу и его спортивная карьера закончилась. В течение 40 лет занимался спортивной журналистикой. Принял католицизм.
АБРАХАМС Л. сэр. - с 1902г. - секретарь по финансовым делам Индии, организовал денежную систему страны.
АБУЛАФИЯ АВРААМ БЕН САМУЭЛЬ (1240-91) - мыслитель, каббалист.
Жил в Испании. Основал течение пророческой каббалы, провозгласил себя мессией, собрался встретиться с папой римским для обращения папы в иудаизм.
Папа приготовил костёр для казни А., но умер в тот день, когда А. прибыл в его резиденцию. Ввёл в практику поиска глубинного смысла в каждом слове или сочетании букв еврейского алфавита, а также использования и интерпретации гематрий - числовых характеристик слов.
А. считается высокообразованным человеком своего времени.
АБУЛКЕР ЖОЗЕ (1920-2009) - один из основателей сети сопротивления в Алжире в ходе 2-й мировой войны, будучи 22-летним студентом-медиком он сделал возможной высадку союзников в Алжире. После войны стал нейрохирургом и французским политиком.
Его предками были сефарды, изгнанные из Испании; отец, АНРИ АБУЛЬКЕР (1876-1957) был хирургом и профессором медицинского факультета в Алжире. Мать - БЕРТА (1886-1942) была писательницей, музыкантом, певицей, художником, историком. Предка ЖОЗЕ, главного раввина Алжира ИСААКА АБУЛЬКЕРА обезглавили в 1815г. по приказу дея (местного правителя). Из этой семьи вышли МОИСЕЙ А., один из первых евреев Алжира получивший медицинское образование во Франции, которому была выражена благодарность от КЛЕМАНСО за его действия во время осады Парижа в 1870г., и Пьер А., известный уролог.
8.11.1942г. боевики АБУЛЬКЕРА атаковали береговую артиллерию Сиди Ферруш и 19-й армейский корпус вишистской армии в городе Алжире. Примерно через 15 часов повстанцам удалось нейтрализовать и тех и других, а также арестовать большинство представителей вишистской гражданской и военной администрации. Таким образом, АБУЛЬКЕРУ удалось освободить город Алжир.
Не менее успешной была и дальнейшая жизнедеятельность А.
АВЕН ПЁТР ОЛЕГОВИЧ (1955- ) - госдеятель, бизнесмен, коллекционер.
Был министром внешних экономических связей РФ (22.02 - 23.12.1992).
Дед - ЯНИС АВЕН - латышский стрелок, репрессирован. Отец ОЛЕГ ИВАНОВИЧ - профессор, членкор АН СССР, а мать - всего лишь еврейка.
В 2016г. занял 19-е место в списке 200 богатейших бизнесменов России, обладая личным состоянием S4,6 млрд (по версии журнала Форбс).
АВЕРБУХ ГАВРИИЛ ДАВИДОВИЧ - мой преподаватель черчения, "Деталей машин", "Допусков и посадок" в Ивановском техникуме общественного питания в 1953-56гг. При всём моём к нему уважении - не могу ему простить, когда 16-летнего подростка отправил в 1952г. с "картошки" к директору техникума АЛЕКСАНДРУ ФЁДОРОВИЧУ БЕЗРУКОВУ с запиской о том, что "Студент ХАСИН срывает уборку картофеля и подстрекает других учащихся к побитию диких голубей в полуразрушенном храме". Да,- было голодно; били в заброшенной церкви камнями голубей, так как нам не давли совсем мяса, а на одной картошке с молоком силёнок таскать 50-килограммовые мешки не хватало.
Это был 1952г. - время "дела врачей" и разгула антисемитизма.
Короче, на следующий год меня вернули в техникум и ... с сентября снова на картошку...
АГАТОВ ВЛАДИМИР ГАРИЕВИЧ (ГУРЕВИЧ ВЭЛВЛ ИСИДОРОВИЧ)(1901-66) - поэт-песенник. Автор стихов песен Н.В.БОГОСЛОВСКОГО для кинофильма "Два бойца" (1942) "Тёмная ночь" и "Шаланды полные кефали", которые исполнил М.Н.БЕРНЕС.
В 1940 году вышел небольшой сборник его стихотворений "Гога", где в юмористической форме рассказывалось о пользе физкультуры. В 1940-е годы выступал как автор произведений для эстрады, а также как поэт-песенник (известны его "Чайный домик", мелодекламации "Три менуэта" и "Шахматы" -- обе на музыку Ю.?Хайта (1923), "Ленину" (муз. С.?Покрасса, 1924), знаменитая "одесская блатная" "Ох, уж повезло косому Ваньке" ("Алеха жарил на баяне, гремел посудою шалман...", её исполнял, в частности, В.?Высоцкий).
Однако настоящая слава пришла к Агатову с выходом кинофильма "Два?бойца" (1943), для которого он написал тексты двух знаменитых песен "Тёмная?ночь" и "Шаланды" (муз. Н.?Богословского), исполненных в фильме М.?Бернесом. Также является автором текста песни "Наша любовь", в 1945?году записанной на пластинку Г.?Виноградовым (два куплета), а позже в исполнении М.?Бернеса прозвучавшей (три куплета) в кинофильме "Большая?жизнь.?2?серия" (1946, выпуск на экраны 1958). Из других произведений на стихи Агатова известны "Друзья" (совм. с В.?Волжениным) и танго "Воспоминание" М.?Блантера, 1939; "Домой" (А.?Лепин). Агатову также приписывается текст песни из репертуара А.?Вертинского "Кокаинетка", что, однако, маловероятно, так как песня была написана в 1915 году.
В 1949 году Агатов был репрессирован и до реабилитации в 1956 году находился в лагере, где был директором лагерного театра, одновременно администратор и завлит. Состоял в дружеских отношениях с начальником политотдела лагеря. Агатов организует при культбригаде женский хор, для чего отыскивает в соседних лагерях и переводит к себе в лагпункт талантливых исполнителей[2].
Умер в 1966 году в Москве, похоронен на Новодевичьем?кладбище (Колумбарий. 128 секция). На его надгробии выгравированы слова: "Тёмная ночь, только пули свистят по степи..."
АГРЕСТ МАТЕСТ МЕНДЕЛЕВИЧ (1915-2005) - математик, основатель теории палеовизитов.
В 1929 году закончил Любавическую Ешиву. Дипломированный раввин, всю жизнь придерживавшийся предписаний иудаизма. В 1938 году закончил Ленинградский государственный университет (математико-механический факультет), затем аспирантуру МГУ (1941). Участвовал в атомном проекте в Арзамасе-16, откуда был изгнан из-за религиозного образования (по другим сведениям из-за обнаружившихся родственников в Израиле или за то, что сделал сыну обрезание[2]). Работал в Сухумском физико-техническом институте. Доктор физико-математических наук. Известен своими работами в области теории неполных цилиндрических функций.
Имея семью из 8 человек, по просьбе А.Д.САХАРОВА, пол года жил в его квартире. С 1992 года проживал в Чарльстоне, штат Южная Каролина, США.
Теория древних космонавтов
Агрест впервые выступил со своей гипотезой в июле 1959 года на семинаре Сухумского физико-технического института. Потом, 6 февраля1960 года, в "Литературной газете" появилась статья "Следы ведут в космос".
Были выдвинуты предположения о существовании в древности контактов инопланетян с Землёй. Были даны нетрадиционные интерпретации ряду фактов, например, что Содом и Гоморра были разрушены в результате ядерного взрыва, произведённого инопланетянами.
Статья имела большой резонанс, в том числе в западной прессе. В советской печати активно критиковали Агреста как автора антинаучной гипотезы.
Идеи Агреста вдохновили позднейших исследователей, таких, как Эрих фон Даникен и Захария Ситчин, которые в следующие десятилетия популяризировали то, что получило название "теория древних космонавтов".
АГУС ДЭВИД (1965- ) - врач, популяризатор здорового образа жизни, самый высокооплачиваемый медик Силиконовой долины
49-летний врач и популяризатор здорового образа жизни Дэвид Агус превратился в самого высокооплачиваемого медика Силиконовой Долины. Несмотря на то, что его клиент N1 умер в 56 лет, вины Агуса в этом нет: он долго уговаривал Джобса лечь на операционный стол, чтобы избавить его организм от раковой опухоли, но переубедить такого капризного и бескомпромиссного пациента не смог даже он. Теперь к советам Агуса прислушиваются программисты, поп-звезды, политики и финансисты. Врач, заработавший репутацию лучшего специалиста в области здорового образа жизни в США, имеет собственный набор правил, которым стоит следовать, если вы хотите прожить долгую и безболезненную жизнь. Lifter отобрал десять самых интересных, на наш взгляд, рекомендаций главного wellness-гуру современности. 1. Нужно упорядочить свои отношения с кофеином. Во-первых, нужно получать его только из натуральных продуктов -- кофейных зерен и цельных чайных листов. Во-вторых, не стоит пить кофе или чай чаще одного-двух раз в день. Впрочем, полный отказ от этого стимулятора скорее вредит, чем приносит пользу: кофеин -- отличный стимулятор для нервной системы, который в небольших дозах чрезвычайно полезен, уверяет Агус. 2. Улыбайтесь. Сама по себе улыбка, даже беспричинная, заставляет организм выбрасывать в мозг эндфорфины и серотонин -- гормоны, которые являются для нашего мозга лучшим "болеутоляющим" при стрессах. 3. К черту многочасовые, изнурительные тренировки в спортзале несколько раз в неделю. Залог крепкого здоровья -- каждый день давать организму 15 минут такой нагрузки, которая подняла бы пульс примерно на 50% от его привычного ритма. Долгий пеший подъем по лестнице на верхний этаж офиса -- лучшая зарядка. Если вы работаете не высоко, возьмите себе за правило начинать каждый день с 15-минутной зарядки. Этого будет более чем достаточно. 4. Измеряйте себя. Новые технологии дают отличные возможности следить за своим пульсом, двигательной активностью, давлением. Не стоит игнорировать фитнес-трекеры и пульсометры, которые обещают заставить нас двигаться чаще.
5. Рыбные дни. Нужно успевать съедать за неделю хотя бы три обеда, включающих в себя рыбные блюда. Для того, чтобы помочь своему сердцу и мозгу, лучше выбирать красную рыбу -- лосось, семгу или форель. 6. Выпивайте стакан красного вина за ужином. Это хорошая профилактика заболеваний сердца и сосудов. 7. Несколько раз в неделю принимайте аспирин. В низких дозах это отличное лекарство, которое через несколько лет может спасти от инсульта и инфаркта. А еще доказано, что регулярный прием детского аспирина уменьшает риск смерти от рака. 8. Никогда не пропускайте завтрак. 9. Хорошая гигиена -- это не только умывание и регулярная чистка зубов. Обратите внимание на свою постель -- она должна быть идеально чистой. 10. Скажите нет каблукам и носите только удобную обувь. Самую лучшую, какую только можете себе позволить. 11. Заведите собаку. Она заставит вас выходить на прогулку хотя бы один-два раза в день. 12. Не принимайте витаминные комплексы и пищевые добавки. В лучшем случае они бесполезны. Хотя есть некоторые исследования, которые доказывают, что их регулярный прием увеличивает вероятность преждевременной смерти. 13. Ешьте настоящую еду: мясо, но не колбасу, рыбу, но не консервы, овощи -- но не салаты в контейнерах. Соблюдать это правило очень просто: чем меньшей обработке подвергался продукт, тем более полезен он для организма. 14. Не пейте сок. "Вы действительно убеждены в том, что если съедите десять апельсинов за раз, это будет полезно для организма? Я думаю, что во всем нужно соблюдать меру. Литр сока в день -- это слишком много", -- заключает Агус. И во избежание "передозов" рекомендует не покупать его вообще. 15. Будьте позитивны. Это действительно работает. 16. Остерегайтесь ожогов. Ущерб для здоровья от них обычно не только видимый. 17. Избегайте облучения рентгеном. Особенно в аэропортах. 18. Медитируйте. Хоть даже прямо в офисе
АДАМС АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1885-1969) - разведчик, инженер-полковник СА, ГРФ (1999). Отец - швед, мать - еврейка.
В августе 1904г. был арестован за революционную пропаганду и приговорён к вечной ссылке, заменённой 6-ю годами тюрьмы. Дважды бежал, перебрался в Финляндию, США, Канаду. Во время революции вернулся в РСФСР, где затем был назначен директором завода "АМО", а с декабря 1931г. - помощником начальника Глававиапрома ВСНХ СССР.
В 1935г. АДАМС был принят на службу в ГРУ Генштаба РККА и направлен на нелегальную работу в США под оперативным псевдонимом "Ахилл". Параллельно со своей легализацией А. создал агентурную сеть из 20 специалистов разных отраслей военно-промышленных предприятий США.
Осенью 1938г. А. был отозван в Москву, где ему был предъявлен ряд обвинений и уволен из ГРУ. В 1939г. был восстановлен в кадрах и вновь отправлен в США, где пришлось вновь организовывать агентурную сеть взамен проваленной предшественником.
В годы 2-й мировой войны А. занимался добычей научно-технических секретов. В феврале 1944г. его агент передал портфель с документацией об исследованиях в ядерном центре США. Внутри находилось около 1000 листов документов и образцов урана и бериллия. В мае 1944г. в Москву ушли 2 500 страниц секретных материалов по атомному проекту и др.
Благодаря его тщательной работе ни один из его агентов не был раскрыт спецслужбами США, В 1945г. он попал под подозрение ФБР, но успел скрыться от наблюдения, после чего скрывался в подполье, а затем сумел перебраться в СССР. В 1948г. во время кампании против космополитизма уволен в отставку. Впоследствии работал политобозревателем ТАСС. Далее, до кончины, - забвение...
Разведке многих стран повезло, что у них верой и правдой служили в разведке евреи...
АДАН АДОЛЬФ ШАРЛЬ (1803-56) - якобы французский композитор.
Успех "Жизели" был таким грандиозным, что целый месяц театр парижской Оперы давал только этот балет. Вскоре "Жизель" была поставлена в Вене, Лондоне, Брюсселе, Петербурге.
Наряду с известными балетами у АДАНА есть ещё одно произведение, известное в католическом мире - гимн "О, Святая ночь", который из года в год исполняют на полуночной мессе на Рождество.
Уже в ХХ веке, когда многие узнали, что композитор - еврей, церковные власти усмотрели в гимне "отсутствие религиозного духа и музыкального вкуса".
Последним шедевром А. стал балет "Корсар".
АДЛЕР АЛЬФРЕД (1870-1937) - австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
В детстве А. несколько раз был близок к смерти. Кроме того, дважды едва не был убит в уличных происшествиях, а в 5 лет переболел тяжёлой пневмонией.
В 1895г. А. получил медицинскую степень. В 1907г. А. опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов", в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию ФРЕЙДА. По решению ФРЕЙДА между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся "бандой АДЛЕРА" не допускалось контактов.
В 1919г. при поддержке австрийского правительства А. организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около 30 таких клиник, в которых работали ученики АДЛЕРА. Деятельность А. получила международную известность.
С приходом к власти нацистов последователей АДЛЕРА в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать.
В 1932г. АДЛЕР окончательно переезжает в США. У А. было четверо детей: ВАЛЕНТИНА (1898), АЛЕКСАНДРА (1901), КУРТ (1905) и КОРНЕЛИЯ (1909).
АЛЕКСАНДРА и КУРТ стали, как и отец, психиатрами. ВАЛЕНТИНА была деятельницей Коминтерна и работала в Москве и была репрессирована за поддержку троцкизма. Внучка - публицист МАРГО АДЛЕР.
АДМОНИ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (ВОЛЬДЕМАР ВОЛЬФ ГОЙШВИШЕВИЧ КРАСНЫЙ-АДМОНИ)(1909-93) - лингвист, литературовед, переводчик и поэт, д.ф.н.
В 1964г. на судебном заседании по делу И.БРОДСКОГО выступил в его защиту, дав высокую оценку его как поэта и переводчика.
АДМОНИ-КРАСНЫЙ ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (ГОЙВИШ НОТОВИЧ)(1881-1970) - еврейский историк, публицист, востоковед, адвокат и общественный деятель. В 1932г. был арестован его брат - МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ, известный учёный-лесовод. В 1941г. был арестован по доносу старший сын - ИОГАНН.
АДМОНИ ИОГАНН ГРИГОРЬЕВИЧ (КРАСНЫЙ)(1906-79) - композитор, пианист, педагог и общественный деятель.
АДОРНО ТЕОДОР ЛЮДВИГ ВИЗЕНГРУНД (1903-69) - немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы. Отец - еврей, мать - итальянка.
Приход к власти нацистов застал А. врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживающихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933г. как "неариец" был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934г. эмигрировать в Англию, а затем в 1938г., в США. В 1949г. вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953г. руководителем Института социальных исследований, а в 1963г. - председателем Немецкого социологического общества.
Последние годы своей жизни А. посвятил становлению "новых левых", что привело к разрыву его взаимоотношений с студенческой средой...
АЗЕФ ЕВНО (ЕВГЕНИЙ)(1869-1918) - революционер-провокатор, один из руководителей партии эсеров и одновременно - агент Охранного отделения.
Считается королём провокаторов ХХ века.
Был разоблачён как провокатор в 1908г. публицистом В.БУРЦЕВЫМ. В 1915г. был арестован немецкой полицией и был выпущен только в декабре 1917г. В тюрьме заболел и 24 апреля 1918г. умер от почечной недостаточности в берлинской клинике. На его могиле был посажен куст шиповника.
АЗИМОВ АЙЗЕК (ИСААК ЮДОВИЧ)(ПОЛ ФРЕНЧ)(1920-92) - американский писатель-фантаст, популяризатор науки. Автор около 500 книг, многократный лауреат премий ХЬЮГО и НЕБЬЮЛА.
Некоторые термины из его произведений - роботехника, роботика, позитронный, психоистория и др. прочно вошли в английский и другие языки.
В англо-американской литературной традиции АЗИМОВА вместе с АРТУРОМ КЛАРКОМ и РОБЕРТОМ ХАЙНЛАЙНОМ относят к "Большой тройке" писателей-фантастов.
В одном из обращений к читателям А. сформулировал роль научной фантастики в современном мире: "История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить..."
Умер 6.04.1992г. от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции (приведшей к СПИДу), которой заразился при операции на сердце в 1983г. О том, что А. страдал от ВИЧ, стало известно лишь через 10 лет из биографии, написанной женой ДЖЭНЕТ ОПАЛ ДЖЕППСОН. Амен.
АЙЗЕКС АЙЗЕК АЛЬФРЕД (1855-1948) - британский государственный и политический деятель, 9-й губернатор Австралии (1931-36), 3-й судья Высокого суда Австралии. В честь его в 1966г. был назван пригород Канберры. В 1973г. был удостоен портрета на почтовой марке почты Австралии.
АЙЗЕКС РУФУС ДАНИЕЛЬ (1-й маркиз РЕДИНГ)(1860-1935) - был в 1921-26гг. вице-королём и генерал-губернатором Индии. Сын богатого импортера фруктов Джозефа (Иосефа) Айзекса и племянник сэра Генри Эрона (Ахарона) Айзекса (1830-1909), шерифа Лондона и Мидлсекса (с 1887 г.), лорда-мэра Лондона (с 1889 г.). В 1887 г. после окончания в Лондонском университете колледжа был зачислен в коллегию адвокатов и вскоре стал крупнейшим специалистом в области финансового права. Тогда же Рединг присоединился к либеральной партии, быстро выдвинулся в число ее активных деятелей и в 1904 г. как кандидат этой партии был избран в британский парламент, членом которого оставался до 1913 г.
С 1910 г. Рединг на государственной службе, вначале на высших должностях в судебной системе страны -- генеральный солиситор (заместитель министра юстиции, защищающий интересы государства в судебных процессах), атторней-генерал (главный юрисконсульт кабинета министров и его член), в 1913-21 гг. -- лорд-главный судья (что, примерно, соответствует должности верховного судьи).
В годы Первой мировой войны служил в дипломатическом ведомстве и трижды посетил США с ответственными поручениями правительства: в 1915 г. как глава англо-французской миссии для ведения переговоров о предоставлении странам Антанты займа в 500 млн долларов; в 1917 г. как британский посол с заданием ускорить вступление США в войну на стороне Антанты; в 1918 г. в качестве верховного британского резидента в США и посла с чрезвычайными полномочиями Рединг добивается немедленной отправки на французский театр военных действий полумиллионной американской армии.
В 1921-26 гг. Рединг был вице-королем Индии, где в рамках реформ Монтегю--Чемсфорда, начатых в 1918 г., ему удалось создать в большинстве провинций этой страны органы местного самоуправления и добиться улучшений в сельском хозяйстве и жилищном строительстве. Поскольку не в его силах оказалось остановить рост антибританских настроений, ослабить напряженность в отношениях между индуистской и мусульманской частями населения и привлечь тех и других к сотрудничеству с британской администрацией, он распорядился арестовать в 1921 г. двух мусульманских лидеров, в 1922 г. -- Махатму Ганди (за организованную им кампанию гражданского неповиновения), а также использовать войска против мусульманских экстремистов в Мадрасе и насильственных выступлений сикхов в Пенджабе.
По возвращении в Англию Рединг становится первым евреем, удостоенным титула маркиза, возглавляет крупные коммерческие компании и остается одной из ведущих фигур в либеральной партии. В 1931 г. он недолго (август-ноябрь) был министром иностранных дел в коалиционном правительстве Д. Макдональда.
Рединг деятельно участвовал в жизни еврейской общины, был членом многих благотворительных и просветительских учреждений лондонских евреев. В 1933 г. он отреагировал на приход нацистов к власти в Германии демонстративной отставкой с поста президента Англо-Германской ассоциации, а позднее в речи в палате лордов привлек внимание британской общественности к преследованиям евреев нацистами. С 1923 г. и до конца жизни Рединг был председателем правления Палестинской электрической компании (его именем названы электростанции в Тель-Авиве и других местах в Израиле. См. также