Аннотация: Популярные заблуждения и мифы, существующие вокруг словосочетания "научный коммунизм".
Девять мифов о коммунизме
1. Коммунизм - конечная, высшая общественная формация, идеальный строй, на котором заканчивается экономический и социальный прогресс.
Коммунизм заканчивает только текущую фазу общественной эволюции - фазу создания, накопления и перераспределения средств производства. С распространением и прогрессом всепланетного коммунистического общества начнётся неизбежно новый этап развития, в котором на первый план выйдут уже не вопросы экономики, а явления иного порядка, которые в целом можно оценить как "сверхцивилизационные"; говорить же сейчас о конкретных механизмах посткоммунистической общественной эволюции можно только в достаточной степени спекулятивно.
2. Коммунизм - это общество всеобщего равенства.
Энгельс в "Анти-Дюринге" специально подчёркивал, что всеобщего равенства людей нет и быть не может, а любая попытка его ввести есть обыкновенная авантюра. Коммунисты не выдвигают требований всеобщего и универсального равенства; требования равенства в конкретных вопросах могут оспариваться или поддерживаться коммунистами, в зависимости от их соответствия ожидаемым экономическим условиям. Единственное равенство, которое коммунисты считают необходимым - это равенство трудящихся в вопросах владения средствами производства, равенство, основанное на отсутствии общественно-экономических классов и, как следствие, на отсутствии эксплуатации человека человеком. Всё остальное - просто косметика, не имеющая прямого отношения к коммунистической экономике.
3. Коммунизм - это новая форма религии, идеология, обещающая рай на земле и заменяющая, таким образом, христианскую идею.
Слово "идеология" в диалектическом материализме является ругательством. Коммунизм же - это скучная, практичная, подлежащая прикладной реализации экономическая система, направленная на оптимизацию общественной экономики человечества, на суммарное и рациональное улучшение качества жизни для каждого конкретного человека и человеческого общества в целом. С религией у коммунистической системы на практике нет вообще ничего общего. Иисус Христос вовсе не был "первым коммунистом", и обещанный в священном писании рай выглядит убогой пародией на полнокровное существование человеческой сверхцивилизации, колыбелью и питательным субстратом которой является коммунистический строй.
4. Коммунизм - это строй для людей особой складки, для мечтателей и творцов, воображение которых поднимает их высоко над уровнем обывательской черни.
Коммунизм - это общественный строй, устраивающий прежде всего людей, которых принято именовать сейчас "обыкновенными", "средними" - т.е., основной контингент тружеников, производителей повседневных благ, материальных и духовных. В качестве экономического стимула коммунистический строй должен обеспечивать этому большинству людей повышение качества жизни, выражающееся как в прямых и косвенных материальных благах, так и в создании социальной и экономической стабильности, предоставлении времени и возможности для раскрытия потенциала собственной личности, повышении уровня образования, психологической и медицинской помощи, формировании широкого круга удовлетворяемых обществом запросов, механизмах общественного вознаграждения и почёта, и т.п. Любая же попытка создать "коммунизм" ради "полётов в космос", "обеспечения талантов условиями для творчества" или "во имя прогресса науки" обречена на возникновение господствующего класса, в руках которого будут сосредоточены все средства производства, т.е. на крах первоосновы коммунистической системы - бесклассового общества.
5. При коммунизме все обо всём договорятся, и всё будет хорошо.
"Все и обо всём" не договорятся никогда; попытки сделать это при помощи воспитания всё равно рано или поздно приведут систему к провалу и необходимости тайной политической полиции, следящей за теми, кто договариваться не хочет. По счастью, помимо охранки, человечество давно уже придумало более эффективные инструменты для обеспечения конкретных взаимных договорённостей. Между тем, споры и конфликты будут - будь здоров! - и пожить в условиях беспроблемных, когда все только и делают, что разнообразно ласкают друг друга, человеческому роду, увы, не суждено.
6. Коммунизм - это обеспечение всеобщего изобилия.
И да, и нет. Это зависит исключительно от эффективности производства, в т.ч. производства материальных благ. Видимо, чтобы избавиться от психологической зависимости перед вещами, человечество должно пройти в своём развитии фазу изобилия - иначе сохранится постоянное недовольство экономическим результатом - "эх, вот раньше-то было времечко!..", со всеми вытекающими для общественной морали последствиями. С другой стороны, убедившись в возможности получить искомое изобилие в любой требуемый момент путём простого перепрофилирования экономики, человечество быстро найдёт себе новые точки приложения усилий; во всяком случае, в сфере потребления вместо борьбы за количественное изобилие начнётся борьба за качественное улучшение потребляемых продуктов и услуг.
7. Коммунизм - это строй для "новых людей", освобождённых от животного начала, созданных для созидания и трудящихся ради труда.
Самый опасный и буйный бред. Попытка убить "животное начало" в человеке - в конечном итоге не более чем попытка превратить человека в автомат по производству "труда ради труда", к тому же - по чужой указке, ибо фантазия и инициатива есть свойства, заложенные как раз в биологическую, животную природу человека. Животные инстинкты и страсти отнюдь нельзя убивать; наоборот, после столетий господства сословно-классового общества, подавляющего одни инстинкты и стимулирующего другие, необходимо вновь осознать всю сложность первичной, животной натуры человека и суметь гармонизировать требования этой натуры с требованиями сознания и общества. Иначе в лучшем случае мы получим стада фанатиков с горящими глазами, в худшем же - к власти придут те, кто сумеет прикрыть громкой фразеологической трескотнёй свою ту самую "животную натуру", от которой нипочём не желают избавляться!
8. Нового, коммунистического человека необходимо воспитывать; только с новыми людьми этот строй сможет торжествовать и победить.
Ни один предыдущий общественный строй не ставил себе задачи "воспитать нового, рабовладельческого (феодального, капиталистического, постиндустриального...) человека" ради своей победы, а вот нате же - формации меняются, качество жизни улучшается. Слов нет, высокое качество образования и воспитания в конечном итоге являются составляющими того самого улучшения качества жизни, но возлагать ответственность за социальные преобразования в первую очередь на педагогику - это, согласитесь, уже перебор! "Новый человек" формируется по мере того, как в недрах старого строя формируется ядро новых общественно-экономических отношений. Остальное - саги о "Великом Учителе", а-ля Стругацкие, способные только приласкать воображение "интеллигента без профессии", потенциального педеля, с удовольствием готового напропалую учить всех справедливости и добру. Хотите воспитать коммунара - создайте экономически эффективную коммуну. Других реальных путей нет.
9. Коммунизм - это общество необходимой и осознанной аскезы, когда над несовершенной потребительской натурой человека осуществляется вынужденное насилие во имя высших идеалов.
Позвольте спросить: во имя каких идеалов эта аскеза и это насилие? Разве же не ради обеспечения высокого качества жизни, то есть, говоря просторечным языком, всё тех же богатства и свободы? Или эта форма коммунизма всё же строится не ради людей, не ради человечества, а ради "полётов к звёздам" или какой-нибудь ещё "великой идеи"? Что ж, такой вариант тоже возможен - но не следует называть этот строй коммунистическим; это обыкновенное фашизированное рабство, поданное под соусом технократических идей о тотальном преобразовании всего в эффективный механизм с единым централизованным управлением.