Если почитать Тору (или Ветхий Завет Библии), то там порядка 10-15 пунктов "как тебе будет хорошо", если ты веришь и делаешь в соответствии с тем, что требует Б-г. Одновременно, вариантов 60-70, как тебя накажут, если ты не будешь выполнять. Выглядит очень по-садистски. Если вдуматься в то, что может произойти - то одолевает чувство страха.
Аналогия, которая мне предстваляется - это сын и отец. Если я даже 10% от описанного скажу своему сыну - он на меня подаст жалобу в полицию ... да и самому потом будет стыдно за сказанное ... отсюда вопрос: откуда вдруг в Торе, которая вроде как должна описывать КАК относиться к Б-гу, к Отцу, который всех нас создал ... а это "КАК" оказывается простым страхом, не с любовью, не с мудростью, не с пониманием, не с почетанием, как к старшему, более мудрому, не с благодарностью, как давшему жизнь, а со страхом.... Вот не верится мне, что Б-га надо бояться - я же не боюсь своего отца, я знаю, что он меня любит, хоть и ругает, что он готов меня защитить и его угозы ... тем более неприятны, чем их больше - так откуда эти угрозы появились в Торе ( Библии) ? От Б-га или нет ? Кому было выгодно, что бы Б-га боялись ? Или может быть не Б-га, а его "представителей" ? ИМХО, Б-г - это Любовь, Мудрость, Помощь, Истина, Свет ... а в Торе описаны угрозы, обещание насилия и уничтожения ...
Люди религиозные говорят, что это их вера, а, имхо, Вера и Религия - это не одно и тоже. Первое направлено на познание своего Пути и получение знаний после принятия каких-то первоначальных аксиом (и на каком-то этапе доказательств самому себе истиности этих аксиом), а второе - порядок действий, при повторении которого, считается, что знания приходят сами ...
.... да выполнение просто проще, чем понимание - не надо думать - надо просто вы-пол-нять ...
Б-г вообще очень мало вмешивается. Это бывает крайне редко. Прощения ... евреи ходят раз в году с просьбой о прощении, т.е. осознают какие-то неверные моменты из того, что совершили (я не говорю о глубине осознания) - а потом снова нарушают, снова воруют и обманывают. Т.е. уже ПОНИМАЯ, осознавая сознательно идут на нарушения. Тогда зачем ходить и замаливать грехи ? Аналогично и у христиан - только частота обращений выше.
Трепет - это Вера, уважение, понимание, преклонение перед Мудростью и Силой, но Силой не наказания, а действия. Мы же уважаем человека, который знает больше чем мы, умеет лучше что-то делать, понимает (и может это доказать) и умеет передать нам свои знания. А вариант "Я сказал" - это вариант насилия. "Делай как написано", "Потому, что Я сказал", "Прав тот, кто прав" - это все лозунги насильника, который не может объяснить истиность, правильность своих слов и действует методом Воли, а не Любви.
"Авторитет" должен постоянно подтверждать свой авторитет - иначе полчится "на основе его слов". Когда человек делает "потому, что так сказали" - то он превращается в фанатика - вера есть, а знаний нету. Ему не объясняют, что правильно, а что нет - он не думает, он живет в состоянии страха: "Не выполнишь - кранты". Страхом его заставляют выполнять - он живет "по команде", а не пониманием. Доказательства, типа "каха" его устраивают - ему НЕ НАДО думать и никакой философии тут не надо.
Приверженность авторитету (гуру), если авторитет не подтверждает себя постоянно или отталкивает от авторитета или превращает в фанатика этого авторитета. Авторитет должен не только словами, но и постоянными действиями подтвеждать свою состоятельность. Если он говорит, что все должно быть кашерное (я беру примитивный пример), то он не должен пить пиво за границей в некашерном кабаке, объясняя это тем, что посуду там вроде как моют, а пиво, как правило, само по себе кашерное.
Человеку свойственно допускать ошибки - это нормально. Плохо, когда он видя ошибку и осознавая ее, снова идет на повторение ТОЙ ЖЕ ошибки.
Вся жизнь - испытания и проверки, и идут эти проверки, в первую очередь, на то, на что человек слаб.
ИМХО, колеблющийся - лучше фанатика, так как он все время ищет для себя доказательства, докапывается, находит/получает подтверждения правильности (или наоборот ошибочности) своих действий. Т.е. все время трудится над своей верой и получением знаний.