"Вера в религиозные чудеса - это прямой путь в сумасшедший дом", - написал в на своем сайте Владимир Фомин, человек, переживший в юности острую шизофрению.
Я рассматриваю аутизм и шизофрению в духе трансперсональной психологии и антипсихиатрии - не как заболевания, а как специфическую реакцию на общественное неблагополучие и - шире - как бессознательное неприятие мировой дисгармонии. Во всяком случае, с моей точки зрения, существует функциональный, неорганический, экзистенциальный аутизм и экзистенциальная шизофрения, которые представляют на самом деле, как утверждает в сетевой монографии "Полет бабочки" винницкий психотерпевт А. Омкар - хронический духовный кризис, маскирующийся под психотическую симптоматику.
Причиной психологического срыва такого рода, я думаю, является не вера в религиозные чудеса, а кое-что другое.
А. Омкар пишет в своей монографии, что непосредственно перед тем, как заболеть, индивидуум становится слишком критичным - он слишком много критикует отдельных людей, общество, среду обитания, подрубая тем самым сук дерева, на котором сидит. С точки зрения автора монографии - это прямое богоборчество, в основе которого лежат не смирение и злокачественный эгоизм, передавшиеся индивиду от не давшей ему бескорыстной Любви-Агапе матери, которого отверг затем и столь же, по сути, эгоистический, так же не замечающий своего эгоизма, социум.
На мой же взгляд, Омкар излишне демонизирует облик попавшего в кризис индивидуума.
Дело тут не в злокачественном эгоизме, хоть эгоистами, по библейскому определению, являемся мы все - уже по рождению, как отпавшие в свое время от божественного Источника. Так проявляется его мировоззренческий кризис, исходной точкой которого является то, что индивидуум - абсолютизирует зло. И - потихоньку подходит к тому, что начинает искать ответственного за это зло. И так - может прийти к религии , чтобы с ее помощью понять, существует ли этот ответственный за зло Некто. (Что не обязательно, ведь вопросами о происхождении зла могут задаваться и атеисты, но тогда у них не остается шансов на выход из кризиса).
Постепенно индивидуум начинает воспринимать мир, к которому он относится чрезмерно критично - в одних серых и темных тонах. И в конце концов мир в его воображении начинает распадаться, как несущественный (ведь индивидуум обесценил его в своих глазах). У индивидуума начинается дереализация и формируется мировоззрение в духе субъективного идеализма на грани с солипсизмом. И немудрено, ведь он все более чувствует такой мир, на который он наложил свои смутные опасения, тревоги и предчувствия - призрачным и чуждым.
Жизнь, окружающий мир - перестают быть полнокровными.
Это означает, что полнокровным перестал быть индивидуум.
А все дело попросту в том, что он подошел к рубежу, когда его прежнее "Я", Эго - и в самом деле должно умереть. Сбросив скорлупу несубстанционального, неукорененного в гармоничном и благостном Божьем Бытии зла, индивидуум может открыть для себя в бытии - новое, давно утраченное, так называемое детское измерение ("Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное"). Поэтому называть желающего проклюнуться сквозь скорлупу Гадкого Утенка злостным эгоистом - прилично разве что особям из мира Кур и Уток. Ведь в конце концов... он многое видит верно! Да-да-да, мы все погрязли в эгоизме, все до одного, и давно принимаем собственную тьму - за свет, и еще и пытаемся уверить Гадкого Утенка - что это и есть чистая и прекрасная среда обитания, едва ли не благословенные воды Китежа. И очень сердимся, когда он молча отворачивается от этой лужи.
К такому Гадкому Утенку, так сильно жаждущему разбить хоть о стену вместе с собственной головой - это ставшее тесным, опостылевшее, ненавистное яйцо, я бы обратилась со следующими словами:
"Вы задумайтесь: а почему вас так задевает мир зла, что вы готовы его вырубить под корень, выключить для себя самого?
Потому что в вас есть Добро и оно взыскует Добра!
Откуда же в вас Добро, если кругом одно зло?
То-то и оно: Добро - реально. Это не фикция. И значит, есть смысл жить. Надо просто найти сферу для его применения".
Итак, абсолютизация зла - предвестник падения.
Или взлета - через прохождение внутреннего Ада.
Состоится ли после внутреннего Апокалипсиса второе пришествие Христа (втрое рождение личности, рождение высшего "Я") - всегда загадка и исход ее зависит от многих факторов.
Духовному кризису сопутствует абсолютизация зла. А значит, спасение близко! Вход там же, где выход. Так вперед же - ко второму рождению! Надо только нащупать это божественное Дитя внутри нас и - выпустить его, как порхающую бабочку. Тогда-то и откроется преображенному внутреннему взору удивительный мир бабочек - плененный коростой вещественности эго-скорлуп людей.
А это означает, что индивидуум придет к качественно новому пониманию христианского смирения. "Я отвечаю за все!" - вот ключевая формула смирения обновленного человека. Как отвечает за все Бог, пославший на распятие для нашего спасения - даже собственного Сына.
Все, в чем присутствует зло - еще не Бог. И значит, с этим можно и нужно бороться, как внутри себя, так и - с мудростью и любовью - вовне. Такую формулу я вывела лично для себя.