Послушала и посмотрела вашу замечательную проповедь.
И захотелось высказаться по одной из затронутых тем. Хотя в церквях обычно и не поощряются дискуссии.
Я считаю, что духовно развиваться, расти можно только включая свой разум. Над прочитанным или услышанным во время проповеди необходимо размышлять, а не просто принимать как некую единственно-правильную истину.
Дискуссия - это самый подходящий формат.
Когда я уважаю человека, то я позволяю себе иногда не соглашаться с ним.
А вас, дорогая сестра, я уважаю и очень ценю за ваше горячее сердце и искренность.
Поэтому позвольте мне в чем-то не согласиться в вами!
Насчет того, что вы сказали в видео про служение - тут я с вами полностью согласна.
Но вы также затронули другую тему - тему того, что Ветхий Завет ничем не отличается от Нового, так как Бог Ветхого и Нового Заветов - это один и тот же Бог.
В этом тоже соглашусь с вами - Бог и тут и там один.
Однако являет себя Он в двух этих Заветах по-разному.
В Ветхом Завете Он явил себя Лицом к лицу только Моисею.
А в Новом - предстал Лицом к лицу перед каждым человеком, даже перед последними грешниками.
В Ветхом Завете мы имеем дело с людьми, которые еще очень далеки от Спасителя и Спасения. Они еще слишком дики и необузданны. Поэтому Богу приходится из-за их жестокосердия водить их с помощью Моисея по пустыне 40 лет.
А в Новом Завете Иисус показывает всем своим обликом и образом жизни - каким должен быть на Земле настоящий Человек.
И призывает равняться на себя как на Человека с большой Буквы, который есть одновременно и Сын Божий, Богочеловек.
Он призывает нас к большему! К гораздо большему чем то, чем являлся человек в ветхозаветные времена.
Поэтому хотя Бог и в Ветхом и в Новом Завете один и тот же. Но духовная информация, духовный посыл, который хочет донести до нас Господь - не одна и та же.
В Новом завете эта информация переведена на новый - более совершенный - уровень. Она буквально преображена и явлена всем через Личность и Слово Иисуса Христа.
Иисус Христос - это главное, на что мы должны взирать. И чьими поступками и суждениями руководствоваться.
Христос 'отменяет' закон в том смысле, что преображает его и поднимает в преображенном виде на еще больший духовно-нравственный уровень.
Он зовет нас к еще большей высоте!
Требует, чтобы мы оторвались от той ступеньки, той относительной высоты, на которой стоял жестокосердный ветхозаветный человек.
И встали на новую ступеньку.
Да и вообще - чтобы мы поняли, что нет конца духовно-нравственному совершенству и преображенной и постоянно преображаемой духовной Жизни.
Итак, мы имеем два Завета.
Попробуем поставить их на весы.
Какая из чаш перевесит?
Та, где Господь еще вынужден скрывать Себя от большинства людей из-за их жестокосердия, нечувствия, непонятливости?
Или та, где Он, жертвуя собой, является перед все теми же жестокосердными косными людьми таким, каков Он есть - Лицом к лицу?
На мой взгляд, конечно же, перевесит чаша весов с Новым Заветом.
Если Ветхий Завет - это, говоря образно, - серебро Слов Господа.
То Новый - золото, чистое золото.
И в этом смысле они не равноценны.
Новый Завет - это тот жен Ветхий Завет, но ПРЕОБРАЖЕННЫЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫЙ НА НОВЫЙ ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ.
Поэтому именно им мы и должны руководствоваться в первую очередь.
Именно он теперь должен быть нашим фундаментом.
Мы должны теперь читать и понимать Ветхий Завет через призму Нового Завета. А не наоборот.
Возьмем такой пример.
В ветхозаветные времена блудниц побивали камнями. Потому что блудницы не могли войти в Царствие Божье. Побивание камнями - это метод для очень диких людей, которые иначе не понимают.
Иисус же отпускает блудницу. Он только просит ее впредь не грешить.
Вы можете себе представить, чтобы Иисус побил кого-то камнями?
Это представить, на мой взгляд, невозможно.
Да, Он мог выгнать с хлыстом в руке из храма торговцев. Этот поступок - красив.
Но Иисус, побивающий женщин камнями - это совершенно нереально. Нереально и некрасиво.
Потому что Он слишком хорош для таких низких поступков, - слишком прекрасен, благороден, великодушен, милосерден.
Он пребывает на совсем другом духовно-нравственном уровне, чем люди еще не преображенные Св. Духом. Которые еще руководствуются не преображенными ветхозаветными нормами.
Итак, что мы в этом эпизоде берем из Ветхого Завета?
Мы берем то, что блуд - это большой грех, мешающий обрести нам подлинное Счастье и подлинное общение с Богом. Потому что Бог слишком прекрасен, чтобы иметь дело с блудницами. Да и человек, каким он должен быть - тоже слишком прекрасен, чтобы жить в грязи.
Но теперь мы уже не побиваем блудниц камнями.
А перевоспитываем их при помощи кроткой, милосердной проповеди. А иногда - если надо - и жесткой проповеди.
Мы никак не можем побивать их камнями! Это дико, некрасиво и даже подло.
ПОТОМУ ЧТО В НОВОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА И НАША ПРИРОДА СТАЛА ДРУГОЙ.
Раз уж мы приняли Иисуса Христа как своего Бога и Спасителя, приняли его Св. Дух, то в нас появились и новые чувства и понятия.
Взирая на Христа не только снаружи, но и изнутри, чувствуя Его всей душой, мы стали намного тоньше, глубже, лучше себя самих, вчерашних. Себя - ветхозаветных.
А если мы стали, преобразившись, лучше, то как мы можем взять камень и кинуть его в женщину, даже если та блудница?!
....Поэтому когда вы, дорогая сестра, в своей проповеди уравниваете оба Завета, то у меня возникает чувство протеста.
Мне хочется видеть не две равные друг другу чаши весов, на которых лежат два Завета - Ветхий и Новый. А хочется видеть Истину.
Истина же в том, что Новый Завет - это Слово Божье на новом, еще более высоком уровне. Это Слово, зовущее нас к еще большему преображению.
Это Слово, обращенное через Иисуса Христа и Его Св. Дух непосредственно к нашему сердцу и разуму. Требующее радикального внутреннего преображения.
И поэтому нельзя уравнивать два Завета.
Новый Завет - выше, глубже, духовней.
И не потому, что изменился Бог.
А потому что он явился тут Лицом к лицу и позвал за собой, позвал в еще более высокую высоту и глубокую глубину!
Если же мы будем продолжать уравнивать оба Завета, то - совершенно запутаемся.
Мы перестанем понимать - как нам поступать в современном мире.
Например, то ли побивать блудниц камнями, то ли отпускать их с миром.
Мы не можем сидеть на двух стульях - одновременно на Ветхом и Новом Завете как на буквальном руководстве к действию в современном мире.
Мы должны сделать во имя Бога и своего духовного возрастания выбор в пользу Нового Завета.
А Ветхий Завет от этого не умалится.
Наоборот, Господь будет только рад такому умалению.
Когда Иисус впервые представ перед Иоанном Крестителем - тот радостно вздохнул. 'Вот Он - настоящий Мессия', - так примерно он подумал. 'Мне надлежит умаляться, а Ему - возрастать'.
Ветхий Завет - это, говоря, образно, только предтеча Явлению и Слову Господа нашего Иисуса Христа.
Он призван всего лишь приготовить Ему дорогу.
...В проповеди вы также сказали, что некоторые новоначальные христиане находят Ветхий Завет жестоким. И что они - заблуждаются, потому что принимают за жестокость святую требовательность.
По моему мнению, это очень хорошо, что у новоначальных возникает такое недоумение.
Это значит, что это - люди, выросшие в странах с христианской культурой.
Несмотря на массовую невоцерковленность, мы живем в странах, одна из национальных религий которых - христианство.
Христианство за свою многовековую историю пронизало через культуру и воспитание все сферы жизни и несколько смягчило нравы людей.
Поэтому когда они узнают из учебников истории о человеческих жертвоприношениях и побивании людей камнями - это их глубоко шокирует. И они никак не могут представить себя или своих близких в качестве участников таких действий.
Еще более такие люди шокируются, узнав из Библии, что побивание камнями было предписано законами Моисея, которые тот воспринял непосредственно от Бога.
И это - хороший шок!
Это означает, что сердце и разум человека уже смягчены, уже подготовлены для перехода на новую ступень развития - ступень новозаветную.
Знаете, мои ученицы - две девочки-сестры - постоянно дерутся друг с другом. Никто и ничто не может их остановить.
И вот взрослые, устав призывать их к миру, вынужденно говорят им: 'Ладно, деритесь, раз вы такие дикие, но хоть не бейте друг друга ногами в живот и не бейте по голове'.
Допущение жестоких методов сопротивления злу в ветхозаветные времена были такой вот вынужденной необходимостью.
Раз уж люди все равно побивали друг друга камнями, то Бог попытался ограничить их жестокие казни хотя бы казнями в рамках закона. Установив - когда и за что следует побивать камнями.
Это означало, что во всех остальных случаях за камни хвататься нельзя.
То есть законы Моисея в те далекие варварские времена на самом деле служили к обузданию дикости,жестокости, насилия!
Но не можем же мы руководствоваться ими и сегодня!..
Когда подавляющее большинство населения за многовековую историю христианства уже научилось не бить друг друга в голову и живот.
И отказалось от применения камней.
Да, конечно, и сейчас встречаются 'камни' - людей на войне сжигали в крематориях, убивали во время бомбардировок... Но большинство населения все это не приветствовало и не приветствует. Большинство в наши дни относится к таким вещам как к пережиткам варварства, а не как к норме.
Сегодня мы уже подготовлены к восприятию Нагорной проповеди Христа.
Например, к восприятию следующих слов:
'Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся' (Матф.;5,38-42).'
Поэтому все правильно - современного человека, тем более современных христиан некоторые места Ветхого Завета (например, стремление древних израильтян к кровной мести) должны шокировать.
Это - естественная реакция.
Просто надо помочь таким людям понять, что если бы Моисей не ограничил 'око за оком' некоторыми правилами, то насилие в среде израильтян оставалось бы и вовсе неконтролируемым, оставалось бы масштабным. И что, возможно, человечество так и не дожило бы в этом безумном самоистреблении до Рождества Христова.
А главное, надо помочь людям понять, что Ветхий и Новый Завет не равнозначны.
Со времени пришествия Иисуса Христа нашим фундаментом стал Новый Завет.
Потому что Он содержит в себе в преображенном виде тот же Ветхий Завет.
Но Ветхий Завет, поднятый на новый духовный уровень.
Можно даже сказать, что если Ветхий Завет - это первая ступень лестницы Иакова.
То Новый - его вторая ступень.
Или, что еще точнее - это вообще открытая дорога в Вечность.
Они в этом смысле - не равнозначны! (Извиняюсь, что опять повторяю эту очень важную мысль!).
Нельзя одновременно руководствоваться, например, ветхозаветной заповедью 'око за око и зуб за зуб' и - новозаветным 'Не противься злому'.
Нельзя сидеть одновременно на двух стульях!
Многие христиане не понимают этого момента и поэтому испытывают смущение.
Они не понимают, как им сделать правильный выбор - то ли 'Око за око', то ли 'Не противься злому' - когда пасторы говорят им, будто и Ветхий, и Новый Завет равнозначны и все, что там говорится - безусловно верно.
Да, все было безусловно верно. Но многое - только лишь для своего времени.
А наше время требует того, чтобы мы оторвались от первой ступеньки и встали на вторую.
Встав же на вторую ступеньку, мы увидим и поймем, что Ветхий Завет необходимо в нашем разуме и сердце трансформировать, преобразить с помощью Св. Духа.
Потому что Новый Завет - это и есть все тот же Ветхий Завет. Но - преображенный.
И именно ему мы должны отдавать приоритет. Именно его нормами и требованиями руководствоваться.
Истины же Ветхого Завета - как вечные нетленные истины, сохранившие значение и в наши дни, так и преходящие правила и рекомендации, пригодные лишь для своего времени - следует рассматривать в контексте опять-таки Нового Завета, сквозь его призму, руководствуясь Св. Духом, стараясь применять все рекомендации с учетом учения Иисуса Христа.
Между прочим, ошибки в понимании того, каким должно быть христианское воспитание в семье тоже вытекают из ошибочного уравнивания двух Заветов.
Когда родители руководствуются уже давно отошедшей в прошлое соломоновой мудростью 'Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его', они тем самым нарушают христианское отношение к душе ребенка. Встают в непримиримое противоречие со словами Иисуса Христа: 'Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие' (Мк.10:14).
Мне лично очень нравится отрывок из статьи современного иудейского педагога и проповедника. Он как раз толкует Ветхий Завет:
'Мудрецы говорят, что у каждого растения есть свой ангел, который ударяет его и говорит ему: 'Расти!'. Это значит, что сила, побуждающая к росту, на языке мудрецов называется 'удар'. Естественно, речь не идет о том, что рядом с каждым растением сидит пухлый розовощекий ангелок с белыми крылышками, держит палочку и ударяет ею по листикам. Мудрецы имеют в виду: существует сила, вызывающая рост. И эту силу они называют 'удар', ее воздействие - 'ударяет'.
Так мы можем понять выражение 'Кто жалеет розги, тот ненавидит сына'. Речь не идет о том, чтобы драть ребенка розгами. Есть методы, с помощью которых можно направить его рост'. (Рав Шломо Вольбе).
На эту тему у современного российского писателя и педагога В. П. Крапивина есть прекрасная книга - называется 'Журавленок и молнии'.
Хотя в ней нет ни слова о Христе и христианстве, совершенно ясно, что ее главный герой - мальчик Журка - во всех своих поступках является просто образцовым, идеальным христианином.
Характер мальчика Журки - и есть настоящий христианский характер. Хотя он многое, очень многое делает не по правилам.
Так избавимся же от противоречия в нашем сознании! Противоречия, вызванного отчасти тем, что оба Завета соединены в одну книгу под названием "Библия". И следующей из этого осторожности в обращении со Словом Божьим. Мы слишком боимся погрешить против слов Бога, переданных словами авторов библейских текстов.
И нередко впадаем от этого в еще больший грех - грех книжников и фарисеев.