Гужавина Ольга Борисовна : другие произведения.

Структурные и генетические особенности менталитета рефлексивного человека ћосевого времениЋ (сравнительный анализ)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья "Структурные и генетические особенности менталитета рефлексивного человека ћосевого времениЋ (сравнительный анализ)" вышла в сборнике материалов Общероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ћНаука и образованиеЋ. Томск, 2002.


Структурные и генетические особенности менталитета рефлексивного человека "осевого времени" (сравнительный анализ)

О.Б.Гужавина

Томский государственный педагогический университет

  
   Менталитет, как один из уровней содержания сознания личности или некоторого человеческого сообщества, имеет источники формирования своего собственного содержания. Само название статьи озвучивает рефлексию как основную характеристику мышления человека, которое, как считают многие исследователи, начинает формироваться в исторический период, названный К.Ясперсом "осевым временем". Временем, когда изменяются ориентиры и приоритеты в мышлении, ценностных установках и социальном поведении людей. Временем, которое по мнению К.Ясперса, определило дальнейший ход развития мировосприятия европейской цивилизации [3. С.33].
   Возникает вопрос: что приобретает ценность в означенный период? Осознается значение и смысл ряда моментов, составляющих смысловое содержание понятия или категории "логос", как это можно заключить из сохранившихся работ мыслителей того времени (Гераклит, элейцы и др.). При абстрагировании от простого перевода слова "логос" с греческого языка выделяется ряд следующих концептуальных характеристик этого понятия и связанных с ним методов рассуждения мыслителей времен античности. Логос задает:
   1) понятие всеобщего - формулируется представление об объективном принципе, определяющем единство всех вещей;
   2) представление о неизменности отношения всеобщего к своим различным состояниям, т.е. об устойчивости и определенности мирового порядка;
   3) представление о необходимости;
   4) понятие порядка, меры, равновесия, т.е. некоторого организующего начала;
   3) понятие целесообразности - мудрости;
   5) понятие слова, учения, речи как обозначения и носителя некоторого смыслового содержания или знания, т.е. того, что в современном понимании называют модальностью или формой отображения информации;
   6) входящее в предыдущее понятие представление о смысле речи, некотором субъективном логосе, имеющем содержательную функцию и несущем ответственность за понимание;
   7) представление о единстве двух аспектов - объективной и субъективной сфер, которое выражается в том, что объективное не совпадает с миром единичных предметов и явлений, но представляет собой их скрытый строй, даже не их, а их мира, то есть некий свод характеристик, с которым не совпадают, но на котором основываются функции объектов;
   8) представление об управленческой функции логоса, который правит всем через все, не просто разумной силой, а как нечто застывшее и неподвижное, то есть в некотором роде аналогичное современному пониманию закона;
   9) понятие разумного принципа (ума, сознания, понимания, мнения, убеждения), которое правит всем.
   В современном понимании практически все перечисленные смешанноописанные аспекты (например, объективное и субъективное, знак и смысл, порядок и управление и т.д.) разведены, сферы их влияния рассматриваются лишь как опосредованно пересекающиеся между собой, но не совпадающие и ни в коем случае не тождественные и подчас подробно разрабатываются в отраслях знания, не имеющих ничего общего друг с другом (например, физике, психологии или менеджменте). Можно сказать, что осознанные и обозначенные в эпоху осевого времени реалии прошли скрупулезный анализ за последующие века развития знания.
   Многие авторы высказывали мысль о якобы внезапном возникновении рефлексивного мышления (Б.Рассел, А.Боннар, В.Ф.Асмус, Ф.Х.Кессиди): "Трудность заключается в объяснении редко наблюдаемого в истории, но тем не менее ярко выраженного явления - "внезапного" возникновения греческой философии и науки" [3. С.4]. "Греки - словно чудом - изобрели науку… научный метод" [2. С.41]. Эта мысль закономерно вытекает из методологического подхода естественных наук, из постулата эволюции, в котором развитие опирается на взаимодействие эволюционирующего объекта с окружающей средой - изменяется среда, изменяются функции или способности. При этом никто не скажет о внезапности - изменение структуры и свойств, к примеру, биологического организма это результат продолжительных мутаций, где появившийся на свет организм есть так же и результат информационных перетасовок в генетических структурах клетки. Но в "осевое время", как и во все последующие известные нам времена, среда обитания социума не изменяется и не изменяются сами люди - солнце, земля, смена времен года и потребности человеческого организма остаются прежними. Изменяется отношение людей к миру, то есть проблема располагается не в области взаимодействия, а в области построения взаимоотношений. В рассмотрение включается еще один аспект - эмоциональный. Можно сказать, что изменяется эмоциональная реакция людей на мир при условии включения в определение ментальности подобной характеристики. В этом контексте как внезапный можно рассматривать выход иного - в обсуждаемом случае рефлексивного - взгляда на мир на первый план. Привлечение к нему всеобщего внимания. Актуализация качественно иного ряда параметров действительности при построении взаимоотношений с ней. Параметров, которые всегда существовали наряду со всеми остальными, неустанно выполняли все положенные им функции жизнеобеспечения человеческих существ, но не были "принятыми в обществе" - та часть реальности, которую они отражают, не ставилась во главу угла при построении системы ценностей, а значит и при построении социальных структур и институтов.
   Собственно мысль о том, что мифологическое и религиозное мышление, вопреки стойкому убеждению многих антропологов, никогда не были источником и причиной возникновения других форм общественного сознания не нова. Можно сослаться, к примеру на Ф.Х.Кессиди: "Философия не может быть основана на иррациональной религиозной вере, а религия - на рациональном познании" [3. С. 37]. Даже если не ссылаться на механизм работы способностей человеческой психики как на один из источников формирования содержания той или иной системы представлений (менталитета), дополнительным аргументом за подобную мысль может служить сравнительный анализ генетических и структурных характеристик различных менталитетов - мистико-тотемического, мифологического и рефлексивного.
   Наука не любит сослагательного наклонения, но если осуществить мысленный эксперимент, то можно попытаться представить какую картину мира поддерживал бы и какую форму поведения осуществлял бы конкретный индивидуум вкупе с некоторым небольшим сообществом себе подобных на протяжении всей истории существования своего народа, имей они в наличии в системе мыслительных процессов только один из возможных вариантов мышления - или рефлексивное, или мифологическое, или мистическое, то получится следующее.
   Преобладающее мистическое мышление никогда не позволило бы людям выйти из пещер, они не сделали бы никаких открытий, ничего не изобрели бы и не построили. Потому что все их мысли и поведение вытекали бы из одного желания - избежать привлечения в свою жизнь негативных сил и сохранить те положительные силы, которые якобы уже захвачены. Не допускалось бы даже мыслей о чем-нибудь новом, потому что новое, что автоматически вытекает из подобного мировоззрения, это несущее неизвестно какие силы.
   Следствием мифологического мышления явилось бы превращение людей в "функции", в роботов, с завидным постоянством осуществляющих один ограниченный набор операций. Они перестали бы быть людьми в общепринятом понимании. Миф, как строго ограниченный набор представлений, некоторым образом объясняющий происходящее, выполняет также и методически-инструктивную функцию, задает строго регламентированный набор рецептов деятельности и поведения, который предлагается осуществлять на практике регулярно и постоянно. "Религиозно-мифологическая вера, будучи безотчетной, не нуждается как в постановке проблем, так и в попытках их разрешения. В мифе и религии истина есть своего рода мистерия, то есть драматическое повествование и волнующий рассказ, например, о происхождении богов, смене их поколений и т.п., а не проблема, требующая разрешения. В религиозно-мифологических сказаниях унаследованная от традиции "истина" сообщается ("рассказывается"), а не раскрывается, передается, а не познается. Будучи изречением и откровением, она не нуждается в обсуждении и обосновании, в аргументации и доказательстве" [3. С.107]. История знает множество примеров того как очень скоро забываются исходные информационные положения, начинают восприниматься, как неправдоподобная сказка или игра воображения, происходившие на самом деле события, легшие в основу той или иной мифологической системы мировоззрения. Это происходит прежде всего потому, что все последующие поколения людей получают исходное знание в готовом виде. Не они вывели его путем умозаключений и не они присутствовали при происходивших когда-то событиях. Поэтому у них нет и не может быть полного понимания предлагаемой информации. И тем не менее в процессе воспитания и обучения их личность фактически программируется в соответствии с постулатами того или иного мифа (религиозного, идеологического, бытового и т.д.) и они не только, как автоматы, сами воспроизводят определенный порядок действий, но и навязывают это воспроизведение другим. Не говоря уже и том, что основная масса конфликтов и войн вытекает из выраженной отрицательной реакции в ответ на "не такое" поведение этих других.
   Ограничивайся способности человеческого мышления только этим механизмом и никому никогда не пришла бы в голову мысль о том, что описание реальности, предлагаемое любым механизмом психики всегда локально, что результаты деятельности в соответствии с ним применимы только в строго заданных условиях. Мифологическое мышление в чистом виде это мышление иллюзорное. Будь человек ограничен способностью только так мыслить, а именно такую идею проводят исследователи, рассматривающие рефлексивное мышления как производное от мифологического, он вел бы себя сродни той лабораторной крысе, которая нажимала на рычаг удовольствия до тех пор, пока ее не настигла смерть. Даже в том случае, если бы вместо возбуждения центра удовольствия, электроды, присоединенные к этому рычагу, возбуждали бы центр боли. При условии, что поддерживающийся этими людьми миф проповедовал бы абсолютную истинность подобного поведения. Однако ничего подобного в отношении людей, живших в период ДО так называемого "осевого времени", история до нас не донесла.
   Рефлексивное мышление в чистом виде это своего рода аналог видео-аудио-запахо-вкусо-и т.д. записывающего и воспроизводящего устройства - сродни блоку памяти компьютера. Рефлексия как рассуждение не предполагает ничего, кроме мысленного манипулирования отражениями деталей воспринятых предметов или ситуаций, перетасовки этих конкретно-чувственных либо символически-словесных фрагментов знания. Потому что "выводы делать" из этого хаотического набора фактических данных позволяет качественно иная функция человеческой психики - интуиция: "Постановка и формулировка проблем, установка на человеческий разум как на средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в самом мире, а не вне его - вот то, что существенно отличает философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений на действительность". [3. С.107-108]. Будь современное человеческое мышление действительно исключительно рефлексивным вследствие "развития" этой способности из других - мистического и мифологического мышления, то говорить стоило бы не о развитии, а о деградации - куда при этом подевались эти другие способности?
   Таким образом, определяющая характеристика ментальности заключается в ее содержательном аспекте. Ментальность это прежде всего то или иное содержание сознания личности или сообщества людей, а поэтому не может один вид мышления перейти в другой, так как все они являются источниками формирования этого содержания.
   Восточный либо "приближенный к природе" первобытный менталитет, мистически ориентированные по своей сути, представляются сегодняшнему рассуждающему индивидууму, напуганному кризисами и катастрофами последнего столетия, более экологичными, чем заорганизованная и заструктурированная западная рефлексия. Первые объявляют чуть ли не панацеей от всех бед и недосмотров, связанных с деятельностью в соответствии с концептуальными построениями последней. Никому в голову не приходит, что до сего дня человечество не вышло бы из пещер, не построило бы ничего комфортнее соломенной хижины и не изобрело бы ничего удобнее мотыги для облегчения и ускорения процесса физического труда, если бы оставило в системе представлений на главенствующем месте "силы". Рациональное мышление западной цивилизации отнюдь не жупел, но и не идеал. Потому, что всегда отдавало приоритет наблюдениям за так называемой объективной реальностью, а проще говоря за всем внешним по отношению к человеку, забывая о том, что в реальности существует еще много всего.
   Проблема не в опоре на какой-то из видов менталитета, а в восприятии их как полностью разъединенных. В нежелании людей - носителей различных систем ментальности искать точки соприкосновения. В нежелании понять, что их якобы различные системы ценностей и представлений описывают различные части общего целого - мира, в котором живет человек, и поэтому имеют различные функции и свойства в масштабах жизнедеятельности этого мира. Как различны и равноценны между собой, например, функции верхних и нижних конечностей в целостной системе человеческого организма.
  
  

Литература

      -- Боннар А. Греческая цивилизация.- Т.1.- М., 1958. - 318 с.
      -- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии).- М.: "Мысль", 1972. - 312 с.
      -- Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.- 527 с.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"