|
|
||
Этимологическое значение ци - є"пар над варящимся [жертвенным] рисом". То есть, это некоторое єиспарение" над определенным местом.
Чжан Цзай объяснял появление и исчезновение конкретных вещей сгущением и рассеиванием ци. Сгущение ци приводит к образованию и формированию вещей. Но эта теория не объясняет, почему существуют различные категории вещей.
Мэн-цзы: єВоля руководит ци, а ци наполняет тело. Воля - главное, а ци - второстепенное. Поэтому я и говорю: "Укрепляйте волю и не вносите хаоса в ци". Пример об оступившемся или устремившемся человеке у Мэн-цзы.
Человек рождается оттого, что небо дает ему тончайшие [ци], образующие духовное начало, а земля - тело. Также долголетие зависит именно от гармонии двух начал, от того, насколько спокойствие овладевает им. Чтобы жить долго, надо отбросить как чрезмерный гнев, так и чрезмерную радость и найти середину, в которой, опять же, гнев и радость будут уравновешены друг другом.
Ци порождает пять вкусовых ощущений, звуков, цветов, стихий. Также избыток ци порождает болезни. Значит, что они находятся в человеке и неразрывно связаны с ним.
Если цветок и лист - сгущение ци, то почему цветок - это цветок, и лист - лист. Здесь появляется ли Чэн И и Чжу Си. Космос порожден не только ци, но и ли. Категории вещей разнятся потому, что сгущение ци происходит по-разному в соответствии с различными ли. Цветок получается цветком, потому что представляет собой сгущение ци в соответствии с ли цветка; лист же есть сгущение ци в соответствии с ли листа, и потому является листом.
Но ци обладает способностью возбуждаться и сгущаться и тем самым порождать вещи. Но при этом, где бы ни была ци, в ней заключено и ли.
Человек, чтобы существовать, должен быть воплощением ци. Ли для всех людей одно, а ци делает людей разными. Чжу Си говорит: "Где есть ли, там есть и ци. Получающие ци во всей ее чистоте становятся совершенномудрыми и достойными, а природа в них подобна жемчужине в чистой холодной воде. Получающие замутненную ци становятся глупцами и невеждами, природа в них подобна жемчужине в грязной воде" - Юй Лэй. Каждый получает что-то от ли и от ци, и это Чжу Си называет "врожденными способностями".
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"