|
|
||
Лев ГУНИН
СНЫ ПРОФЕССОРА ГОЛЬЦА
________________________
В данной редакции учтены
рекомендации Сергея САКАНСКОГО,
А-Сан-Ри, К.С. ФАРАЯ (1999) и
Михаила ГУНИНА (2004)
Светлой памяти
Льва Т. Лейзерова [1]
Jusque datum sceleri
Лукан, "Фарсалия", I, 1 - 7
Rex Tremendae Majestаtis
CHbI ПPOФECCOРА ГOЛbЦA [2]
- 1 -
"Мяу, - сказал Кот. А что ж ещё говорят коты? Он сузил зрачки и двинулся вокруг широкого круглого стола, ласково потягиваясь и зевая. Этим столом и был Гольц [3]. Он возвышался на своей толстой ножке и обозревал окружающее. "Гольцем" его прозвали ещё в институте: после того, как он здорово поспорил с одним невеждой, существует ли такая аристократическая игра "гольф". Теперь, когда он стал неодушевленным предметом, профессор интуитивно ощутил сродство своего прозвища с деревом.
Тем временем Кот разделился надвое, и вторая его половина отправилась навстречу первой, а, когда они снова соединились, на месте соединения вырос высокий мраморный гриб: круглая столешница на ножке в кафе самообслуживания. Гольц оказался теперь одновременно и прежним столом, и этим мраморным грибом. Он ещё раз обозрел себя самого в виде этих двух предметов, потом место, где две его части стояли. Это была комната в старом деревянном доме, с парой двустворчатых дверей: напротив уличных окон - и в торце, напрямую от светивших за пианино решетчатых окон веранды. В межоконном проёме обреталось высокое чёрное старинное зеркало, слева от него - громадный старый радиоприёмник и телевизор; напротив зеркала, у противоположной стены - кресло; на стенах висели картины. Когда Гольц закончил обзор, очнулся и снова обратил внимание на себя, он уже не возвышался так прочно, как раньше, на плоской горизонтальной поверхности, ибо имел теперь те недостатки, какие свойственны одушевлённым субъектам: он снова стал человеком.
Это открытие заставило его испугаться и задрожать от слабости; он показался себе беззащитным и крошечным, беспомощным, неприкаянным...
Тут внутри у него произошло какое-то движение. Как будто с неприятным хлопающе-хлюпающим звуком из него выдавилась вторая половина; но её - эту половину - он ещё не видел: и не знал, в какой из двух оказался он сам. Тогда он безотчётно глянул в зеркало. Там стоял не Гольц. Тот - отражение - был плотный, небольшого роста, лысоватый, с полувыпученными глазками мужичок, под взглядом которого Гольц машинально съёжился. Профессор скосил зрачки на свои руки, на плечи, и убедился, что тут - он, а в зеркале - не он. Теперь ты - Валентин Францевич Кибрич [4], представился тот, в рамке, и властным жестом повелел: "в Зазеркалье".
Профессор шагнул - и слился с Кибричем, в то же время продолжая ощущать свою идентичность.
С обратной стороны обнаружилась та же комната, только в ней - всё наоборот: за окном ночь; вместо стола дырка в полу, контурами радиоприёмника и телевизора - пустые ящики, а на месте пианино стояла голая баба...
На глазах Гольца Кибрич превратился в маленького ребёнка, пространство, как ковер, смоталось, сложилось - и стало несколькими десятками полуразвалившихся деревенских хибар, что все вместе занимали площадь не большую, чем прежняя комната.
-2 -
"Дай рожу, - пролепетал Кибрич кому-то потустороннему, невидимому. "Тьфу, - плюнул ребёнок прямо в "харю" того, кто стоял "за кадром". Сочная оплеуха раздалась в темноте, и Гольц пошатнулся от её силы.
"Хадземце сюды, - Кибрич был уже взрослее; он, розовощёкий ребенок, опять призывая кого-то невидимого, приблизился к огромной, на весь горизонт, обнажённой даме, грудастой и заплывшей жиром, сиськи которой свисали в вышине, как две большие бело-красные сопки. Снова клича кого-то, ребёнок окунул в её пышное лоно свою большелобую бычью голову. Лоно сделало напряжённое "ы...", как пьяница после хорошей попойки, - и обрыгало Кибрича. Тот, вырастающий прямо на глазах, с идиотской, уже отроческой, ухмылкой на облёванных губах, поспешил пройтись по деревне, похваляясь блевотиной и показывая всем свою башку, украшенную кусками чего-то невыразимо отвратительного.
Пронеслись какие-то нерезкие пёстрые полосы - и вот Кибрич уже на тощем коне, неловко подскакивающий на хребте: мчится куда-то вниз - и, вместе с тем, вверх.
Под копытами животного трещат и уходят ящики со станками, с пробирками, бюсты учёных и математиков, масляные глазки деканов и профессоров, принимающих взятки.
Прозрачные трусики девочек из общежития, кривые губы секретарш-проституток, похмелье в углу измазанного экскрементами и загаженного непристойными надписями институтского туалета: единственные статисты этой сцены.
Гольц зажмурился, когда в зале зажёгся свет. Все аплодировали, вокруг была публика, цветы, костюмы с галстуками, с бабочками. "Почётный диплом нового полуневежды вручается Кибричу Валентину Францевичу, - раздалось над ухом. Снова кто-то щёлкнул выключателем, и всё растворилось в тумане.
В этой бесформенной не-темноте - не-свете, в этой залепляющей глаза массе всё сфокусировалось на тёмном пятне, на неком сгустке, который постепенно приобрёл резкие очертания, превратился в чернильно-бесформенную, шероховатую полужабу-полузмею с десятками маленьких и страшно-зелёных человеческих лиц на её спине, открывавших свои зубастые зловонные пасти. Гольц внутренне съёжился и приготовился к бою, но Кибрич в сладострастном порыве бросился к этой омерзительной гусенице, обнял её - и был моментально съеден десятками маленьких зловонных ртов. Тут же полугусеница стала наливаться чем-то красным и сине-фиолетовым, разбухла, лопнула, и лохмотья её внешнего покрова расползлись, открывая нового Кибрича, измазанного слизью и ставшего похожим на жабу. Он тяжело дышал своим окровавленным ртом и смотрел прямо перед собой красными лупоглазыми линзами.
Прямо перед ним, там, где он стоял, возник из пустоты массивный стол с письменным прибором, с двумя телефонами и переговорным устройством, с отделанными под орех стенами и красной ковровой дорожкой, ведущей к столу; возникло кресло и неизменный портрет лысого человека в рамке.
Всё это покоилось на огромном трупе некогда убитого теми, кто потом возложил его тело на "постамент славы", гиганта, а вокруг суетился бессмысленно вращавший огромное деревянное колесо с кабинетом Кибрича, впряжённый в общие оглобли и скованный общей цепью народ.
- 3 -
"Ваше списочное высочество, - громко доложил мягко вытолкнутый снизу и влачащий за собой уже не толстую цепь, а тонкую цепочку, человечек, - звонил пятый в списке, просил сходить за него в баньку, потеребить за него его мохнатку". Кибрич страшно искривился, привстал - и человечка как выплюнуло. Следующим оказался тип, похожий на вечного примерного школьника, по фамилии Косточкин. Глаза Кибрича не видели далеко, и он хватал всё, что попадётся под руку. Поэтому человеческий материал, из которого Кибрич смастерил себе панцирь, состоял в основном из выродков его собственной деревни, из одноклассников и сокурсников, из родни и соратников по оргиям. Косточкин был из того же материала. "Третий по списку, - доложил Косточкин уже потише, - сказал, что любит зимой прогуливаться по летнему саду".
Кибрич приподнялся, так, что, как под статуей, под ним заскрежетала вся пирамида, кашлянул - у двоих внизу слетели головы с плеч, - промычал: "Оранжерею на сто миллионов, - и никаких гвоздей!"
Потом Валентин Францевич руками повернул свою голову на 180 градусов, и показался приторно-сладкий, слащаво-приторный лик другого Кибрича. Он кликнул влачащую за собой умеренную цепь девуху, сидевшую за печатной машинкой у дверей кабинета.
"Марш, - крикнул он. - На место!" Та улеглась на кожаный диван, разведя колени.
"Косточкин! - тот моментально появился. - Проверить готовность!" Тот проверил.
"Сиди тут и смотри, когда придет время - а ты знаешь - подашь по рюмашке."
Вошли трое с молотками. "Стучать погромче, - сдавленным голосом сказал Кибрич из-за ширмы, заглушая хлюпающие звуки, - все подумают, что в таком стуке ничего не расслышишь и будут заниматься очернительством. А вы ловите каждое слово".
Рот хозяина кабинета каждый определенный момент непроизвольно приоткрывался и извергал: "Не поднимать башки! Не поднимать башки!" Тот, на кого эти окрики не действовали, моментально сваливался в воронку, откуда назад пути не было, и все плевали в воронку, пока тот, кто упал, не тонул в ней. Только две рыбы с иудейскими носами выплыли; тогда Кибрич позвал Начальницу над молотками и сказал: "Бросить двух рыб на сковородку!"
Третья рыба оказалась подводной лодкой, и на сковородке не поджаривалась. Тут из-под земли что-то забулькало; из каши дерьма появился кто-то зелёный, издававший невиданное зловоние - и опасный. Подпиши договор с нашей Кассацией Гос. Бесполезности, - сказал он, - и Мы поджарим твою подводную лодку". Однако, даже для Кибрича, привыкшего нюхать отбросы, запах чудовища казался невыносимым. Он отшатнулся - чудовище удалилось, но просветило Валентина Францевича обыкновенным человеческим голосом, что есть другая сторона зеркала, и с её законами В.Ф. без его, чудища, помощи - не справиться. Тут же произошло: из-за зеркала раздался мышиный писк. Он пищал о том, что подручные Кибрича творят неизвестно что в заводском общежитии, чуть ли не насилуют девушек, устраивают пьяные дебоши.
- 4 -
Это суммировалось с прошло-будущим инцидентом, когда Косточкин с компанией попались на вывозе машин государственного дерьма. По мнению последнего, он ничего предосудительного не делал; по сю сторону зеркала это равнозначно невинной студенческой штучке: к примеру, подвесить банку с мочой над мертвецки пьяной проституткой, с таким расчётом, чтобы, стоило ей пошевелиться, ей на лицо выливалось содержимое банки.
С этим мышиным писком Кибрич сладить не мог: он не знал, чего делать не надо и что надо, чтобы его не стало... Конечно, он мог с писком не считаться, но одно только то, что с той стороны зеркала раздавались какие-то звуки, его приводило в невменяемое состояние.
Тут он сам полез к чудищу. Он, в своих аккуратно выглаженных сверху, измазанных нечистотами изнутри, брючках стал спускаться в преисподнюю, зажав нос.
Чудище вынырнуло, приставило Кибричу другой нос, кольнуло его большой иглой под лопатку и сказало простым человеческим голосом: "Дорогой Валентин Францевич, а ведь вы по уши в дерьме!.." - "Сам не знаю, - буркнул Кибрич, но ему уже подвесили к ногам целую бочку того, что было у него на ушах, и приказали подниматься. Обвинителей подручных Валентина Францевича как ветром сдуло. Все, кто подписывался под какой-то бумаженцией-петицией и первый, и второй раз, были сброшены в бездну.
Тем временем что-то выцветше-зелёное поглощало постепенно Валентина Францевича с его кабинетом. В конце этого поглощения появилась пятнадцатилетняя школьница, как будто специально для того, чтобы писк с обратной стороны зеркала опять обнаружился, да ещё более досадливый! Ловким маневром поставив на место как-то незаметно появившейся ранее жены и ребенка пятнадцатилетнюю девчонку, Кибрич прекратил писк и продолжил своё восседание, своё высиживание яиц.
Каждую секунду к заводу имени соратниками убитого соратника подкатывали грузовики с тоннами денег, которые Кибрич, как и все ему подобные, аккуратно закапывал в землю. Сам же директор, как только захлопывалась дверь, принимал вид курицы и громко кудахтал, вожделённо представляя птенцов.
Прошло некоторое время, и в кабинет постучали. Кибрич нервно задёргался, но оставался курицей. Дверь распахнулась - в дверном проеме стояло чудовище. Кибрич снял свою голову с клювом и остался в кресле. Чудище подняло курицу, вынуло из-под курицы яйцо, отрыгнуло огнём - и пепел Кибрича в яйце, теперь большом и прозрачном, переместился в отдел Ценных Компромиссов, где новый Кибрич вылупился из яйца и стал заниматься тяжелой бесполезностью в промышленном варианте.
Теперь Кибрич весь представлял собой пустое место. Огромная часть пространства зашкалилась на нём; это был коллапс. Только место играло роль, но не тот, кто его занимал. Подъезжали уже не машины, а целые составы с десятками тонн денег, которые Валентин Францевич аккуратно закапывал в землю.
- 5 -
Вокруг целыми ворохами, как опавшие осенние листья, в кучах "прозябали" сородичи Валентина Францевича, сокурсники по институту, его коллеги по дерьмовой работе, по закапыванию денег и по сексуальному спорту, которым они все вместе (так веселее!) занимались в снятой Кибричем и др. квартире то ли на Оксдаргоглов, то ли на Огоксвонилак. Правда, Валентин Францевич весь скрипел и трясся, как перетружденный трактор, потому что природа наделила его чертами хозяина гарема и начальника оргий. Но Кибрич - этот паук по натуре, уволакивающий свою жертву в тёмный угол, этот куркуль во всём - знал, что только общим ...э... "этим самым" пробиваются ворота в светлое будущее. Потому-то он не ломался не только перед первыми людьми в списке, но и перед теми, кто стоял ниже его самого.
Гольц, до сих пор как будто мирно дремавший в Кибриче, пришёл в себя после шоковых встрясок, и стал отчаянно биться, норовя вырваться. Но эти конвульсивные потуги не оказали на хозяина никакого эффекта; отделиться от последнего так и не удавалось. Валентин Францевич оброс толстой и морщинистой, как у носорога, шкурой, но эта шкура была спрятана под имитацией человеческой кожи - и незаметна снаружи. Однако, Гольц, который и без того не мог больше выносить сидения в Кибриче, почувствовал её, и стал погружаться во что-то чёрное и липкое, попутно отмечая, что теряет сознание.
Когда он пришел в себя, в новую конуру Кибрича, с паркетным полом, с роскошным столом-троном, вошел неприметный человечек, в очках и в надвинутой набекрень маске. Он показывал Кибричу какую-то коробочку, что издавала жалобные вопли и повизгивания. Тот склонил к ней свою роговую голову со страшной гримасой и восхищённой свирепостью: как будто во внутренности того, что ему показывали, находились тысячи истязаемых людей. Какая-то сделка совершалась между хозяином кабинета и пришельцем в очках и маске, но Гольц, содрогаясь от того, что снова увидит какую-нибудь гадость, зажмурился и умело провалился в тёплую чёрную яму, как только двое в кабинете собрались приподнять крышку.
Открыв глаза, Гольц увидел коробочку за стеклом, а над ней привидение окровавленной женщины в ночной рубашке.
То ли испарения, исходившие от привидения, то ли жаркий летний день за окном явились причиной: только вокруг всё поплыло, воздух заколебался, и Кибрич, став ещё более отвратительным, вместе со своим кабинетом переместился на гору костей, где восседал теперь с видом хищной птицы. Свежее яйцо, из которого вылупился сам его и высидевший новый Кибрич, было волосатым, бугристым и издавало невыносимый для обыкновенного носа запах.
- 6 -
Отныне Кибрич стал относиться к разряду ратеркесов, которые, как свиньи, копались в грязи и, бывало, съедали вместе с отбросами кого-нибудь из своих, а, если повезет, то из посторонних. Кибрич стал вторым боровом в ратеркесном доме, и особенно он любил питаться профессорскими мозгами. Наверное, поэтому со временем его потянуло также и на писателей, и, вообще, на разных нетрадиционных врачевателей, которых он пожирал сотнями. Самые дружеские отношения установились у Кибрича с главной свиньёй, с тем, кто шёл в списке под номером "один"; обе свиньи понимали, что не могут пока слопать одна другую, но чувствовали друг к дружке особый аппетит, поэтому дружба их была исключительно крепкой. Позже, когда главную свинью всё-таки сожрали свои, Валентин Францевич часто приезжал на её дачную могилку и там плакал в оборванный платочек.
Кибричу открылась дорога прямо на свинячий Олимп, сразу на второе место в списке после Его Списочного Высочества, но, как известно в списочном Зазеркалье Кибричам показан только кружной путь, и в мире, который поставлен с ног на голову, нет прямых превращений.
Просидев ровно положенный срок на куче дерьма и отбросов, тот, с кем чья-то злая воля объединила Гольца, высидел новое яйцо, из которого вылетел обросший густым мехом и с крыльями. На голове его сидели большие роговые очки; он был награждён мощным хищным клювом, предназначенным для раздирания отнюдь не вегетарианской пищи; под одним из его крыльев был - также вылупившийся из яйца - свеженький потертый пятнистый портфель.
Кибрич был назначен на место Председателя Гос-Хаоса, и справлялся со своей задачей блестяще не прилагая никаких усилий. Пока он отдыхал, неразлучный с ним Косточкин и другие трудились в поте лица, строча отчёты об усилении хаоса и о том, как с ним - с этим хаосом - жить дальше. Над головой Кибрича хаотично кружились снегопады из купюр, которые исчезали в чёрной бездне под ногами Хозяина. Из карманов Кибрича, расположенных под его мощными крыльями, вылетали другие купюры, которые с каменным стуком опадали в заморских пещерах и в стальных ящиках под заморскими озёрами, с деревянным стуком наполняли карманы приживалок, любовниц, холуев и чистильщиц, с цоканьем откупориваемой бутылки наполняли желудки списочных величеств и со звоном пустоты мерещились в карманах простых налогоплательщиков.
Холмы костей, слёз и крови множились у подножия временного Олимпа Хозяина, десятки и сотни его бывших недругов, антипатий, предметов мести падали, сражённые, как бесплотные куклы, огненными стрелами Его Никогда Не Засыпающей мстительности.
Бывших Его коллег и соратников одного за другим хватали удары; его давние любовницы по ошибке вместо успокоительных капель выпивали баночки с серной кислотой; каждый, кто отирался близ Него в ратеркесном свинарнике, получал свою порцию отравленного дерьма.
- 7 -
И вот заискрилось всеми цветами радуги, засверкало кровью и бриллиантами слёз, засветило прекрасное, как солнечный свет на крыльях бабочки, и отвратительное, как бабочкины же мохнатые крылья или крысиная улыбка, великолепное, как сияющая высота могущества, и зловонное, как гниющее заживо тело, новое мощное яйцо. Оно покатилось по списочному Зазеркалью и остановилось у самого последнего предела, у невидимой грани, отделяющей ту сторону зеркала от этой. Оно - это яйцо - появилось на свет для того, чтобы занять две позиции: с одной и с другой стороны невидимой грани; только из таких яиц выходят хозяева планеты. Оно застыло между двух миров и остановилось в абсолютнейшей тишине, как будто всё мироздание - всё вокруг - затаило дыхание, замерло в ожидании чего-то неслыханного. Оно зависло между движением и покоем, удерживаемое в таком положении невероятной, неведомой силой, потом вдруг с отвратительным скрежетом-грохотом разломилось, распалось, и из него, потягиваясь и совершая немыслимые, нежданно-судорожные движения, появилось чудовище. Это чудовище было точь-в-точь такое же, как то, что сидело в своей дерьмовой бездне под первым кабинетом Кибрича и управляло обеими сторонами зеркала. Оно зевнуло, снова потянулось - и тут же сожрало проходившего мимо вислоухого барана.
"Я предлагаю на утверждение кандидатуру Косточкина, - проговорил Кибрич на сей раз обыкновенным человеческим голосом, уже в роли Председателя Тевоса Вортсиним (как известно, списочное яйцо содержит зародыш, в себе заключающий и место, и того, кто его занимает). Валентин Францевич, представлявший теперь собой огромную статую-чудовище, с лапами, уходящими в бездну дерьма, с головой, вылезающей из Зазеркалья, и уже ощущавший иную бездну, уготованную ему, где заправляют маленькие рогатые звери, во всём своём чудовищном величии занимал теперь всё пространство: на месте первого, что увидели глаза Гольца - нескольких деревянных домиков; на месте кабинетов и куч с дерьмом; на месте тысяч слопанных им людей и на месте заглоченного им воздуха; он был теперь воплощением самого зазеркалья, самого списочного, числительного, номенклатурного мира, он стал его плотью, а мир Зазеркалья, мир кошмаров Гольца, воплотился в Кибрича.
И только тогда Гольц неожиданно отделился от Валентина Францевича, стал маленькой, нелепой фигуркой, выпал сначала в ту комнату в деревянном доме, потом на свою кровать. Но полностью отделиться от Кибрича так и не смог.
- 8 -
Впервые в жизни профессор припомнил, что часто смотрел эти сны. Что они, как наваждение, посещали его не раз и не два, но пробуждение начисто стирало всякую память о них. Профессор всё ещё отмечал в себе не исчезавшее чувство брезгливости, несмываемого отвращения, отвратительной тошноты; и вдруг стал понимать, что уже никогда не избавится от него. Он почувствовал себя заляпанным, изгаженным, как будто на нём лежала не смываемая вина за то, что он совершал во сне. И, действительно, если бы его сознание не было готово, если бы не было развращено до определенной степени, он сумел бы вытряхнуть себя из Кибрича или Кибрича из себя [5].
"Это мы, Гольцы, внутри Кибричей двигаем их фантомы, это мы позволяем вкладывать наш разум в движения марионеток, это мы ухитрялись не видеть, не замечать того, что всё давно загажено за невидимой гранью; и последняя порция, последняя толика этой дряни надавит - и вся эта гадость выплеснется в нас, в наш, кажущийся реальным, мир; прорвёт невидимую пленку и уничтожит всё, что мы знаем, - так думал профессор Гольц.- И тогда не будет ни Кибрича, ни меня; останется только Чудище - его лапы, его вонь, его отвратительная, мерзкая пасть..."
В это время к окну Гольца неслышно подкралась машина, моментально заглушив мотор. Двое существ в образе людей вытащили короткий шланг, плюнувший в форточку какой-то ядовито-зелёной жидкостью, и профессор моментально провалился в канализацию, не успев ойкнуть. Его тело, обездвиженное и разлагающееся, плыло в канализации вместе с другим телами, вместе с телами мандельштамов, вавиловых и якуниных, плыло в этой вековой канализации, так же четко функционирующей в девяностых, как и в тридцатых, плыло в неизвестность, в туманный, чернеющий зев выхода...
МИНСК - БОБРУЙСК, Январь, 1990 г.
----------------------------------------------------------------------------
=============================================
Copyright љ Lev Gunin
==============================================
[1]
Л. Лейзеров - старший друг
автора, замечательный
инженер-конструктор и мыслитель, безвременно ушедший из жизни
[2] Этому рассказу "повредила"
аллюзия на сюжет Кафки. Некоторые читатели
с апломбом указывали на мнимое сходство. На самом деле автор никогда
не читал иных вещей австрийского миниатюриста, кроме "Процесса",
"Приговора", "Адвоката", и ещё двух; и не знает, о чём идёт
речь.
Хвастаться тут особо нечем, но это так. Странности, суеверия, и прочая
чепуха тому виной, но главным образом упрямство. Во всей литературе
нет ни одного произведения, которое нельзя "уличить" в сходстве с
каким-либо другим. Разница лишь в имени. Так зачем же, скажите, ходить
по проторенным дорожкам, следуя императиву "must read", и лишая себя
неповторимости? С другой стороны, многие другие читатели пишут автору,
что мнимое сходство с Кафкой полностью надумано, и свидетельствует об
отсутствии логики у тех, кто его "замечает". Или о присутствии
не мотивированной литературой вражды.
[3] Holz - дерево-материал (немецкий)
[4]
Несмотря на то, что формально
прообразом рассказа был Кебич -
директор огромного машиностроительного завода имени Кирова в
Минске, Председатель Совета Министров, Второй Секретарь
Минского Горкома КПСС, один из секретарей ЦК, и (на короткое
время) глава Республики Беларусь (конфиденциальные (даже
секретные) сведения о жизни которого по ряду случайностей стали
достоянием автора), - не стоит видеть в Кибриче реального Кебича.
Это, скорее, собирательный образ
[5] Или, может быть, это вселенское Зло, разбухнув и разросшись до последней степени, научилось - на грани гибели всего (и зазеркалья, и не-зазеркалья) - манипулировать любым сознанием, любой личностью, любым человеческим "я"? а самых несгибаемых научилось убивать моментально?
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"