"Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол..."
А я, признаться, поверила. Ну что, скажите, может скрываться за названием "Осторожно, женское фэнтези"? Несомненно, ядовитые насмешки над свойственными упомянутому жанру штампами. Я уже говорила вам, что не люблю пародии? Нет еще? Так знайте: терпеть не могу! В них почти всегда есть что-то натужное, неестественное и недоброе. И к стебу отношусь с осторожностью, ибо он обычно сопряжен с опасностью незаметно для себя перешагнуть ту грань, которая отделяет смешное от уже не смешного.
Поэтому я долго не решалась приступить к чтению. Но все-таки решилась...
И вдруг, представьте себе, полный набор тех самых штампов, да еще на полном серьезе: потеряшка, горе-писательница, которая попадает в собственный недописанный опус... И задачи перед попаданкой стоят самые что ни на есть характерные: влюбить в себя ректора, раскрыть великую тайну... ну и мир спасти заодно. И даже рояль в кустах имеется, Deus ex Machina в лице местного божка Мэйтина, подсказчика и помощника.
Но не стоит спешить и выносить приговор. Потому что это очередной виток игры, которую предлагает нам автор. Первый виток -- вводящее в заблуждение название. После второго начинается настоящее погружение в мир. И выясняется, что он гораздо больше, глубже, богаче тех схематичных набросков, которые уместились в недописанный роман. И читатель как-то вдруг -- раз! -- и шагает за рамки.
И внезапно выясняется, что "женское фэнтези" -- это не всегда так просто и примитивно, как принято представлять, это всего лишь распространенное заблуждение. Тоже, собственно говоря, штамп. И критикам, высокомерно заклеймившим весь жанр одним махом, почему-то невдомек, что и женское фэнтези бывает очень разным -- от незамысловатых романтических историй в сказочном антураже до многоплановых произведений, исполненных глубокого смысла.
И книга Ирины Шевченко -- как раз из таких. Здесь и захватывающий сюжет, полный неожиданных поворотов, и романтическая линия, возникающая из совершенно не романтических обстоятельств, и еще -- самопознание и внутренний рост героини.
И оказывается, что задача ее -- не просто раскрыть тайну, не прожить чужую недописанную жизнь, а найти себя. И речь идет не только о поиске своего места в жизни, хотя и об этом тоже, но еще и о поиске себя внутри себя, цельности собственной личности. И это дорога серьезных размышлений и трудных решений.
А еще, как мне кажется, эта книга -- об авторской ответственности. Перед создаваемым миром и его героями, как ни странно это звучит, перед читателями, но прежде всего -- перед собой.
И да, будьте осторожны: женское фэнтези может оказаться шкатулкой с секретом, и что вы там обнаружите, заглянув внутрь, неведомо. Или ведомо одним лишь богам. Тем, которые опекают вроде бы выдуманные миры.
03.05.17 |