Следующий вопрос который мучит меня с тех пор, как по всем средствам массовой информации стали рассказывать об ужасах коммунистической системы и в частности о Сталинских репрессиях.
В современной России существует город Санкт-Петербург названный в честь Петра 1, существует боевой корабль, носящий имя Петра 1, существует кадетская школа имени его же. Уже в период демократии на экраны вышло несколько фильмов, посвященных Петру 1 и его деяниям, в которых один из самых известных правителей нашей страны представлен суровым, но справедливым властителем. По официальной версии Петр 1 был именно таким правителем, о котором русские ежечасно молят Бога, т.е. положительным персонажем истории нашей страны.
Напротив, Сталин представляется как источник многочисленных бедствий, страшным пугалом, порой страшнее Гитлера, т.е. отрицательным персонажем нашей истории.
Но если сравнить действия этих двух государственных деятелей и итоги, полу-ченные в результате их деятельности, приходишь к выводу, что они практически одинаковы.
Петр реорганизовал армию и сделал ее одной из самых сильных армий в Европе. При Сталине единственная армия, которая смогла противостоять немецкой, была Красная армия, а в 1945 г. она стала самой мощной армией не только в Европе, но и во всем мире. Почему американскому президенту Трумэну и потребовалась демонстрация силы в виде ядерных бомбардировок японских городов, почему и возник военный блок НАТО, потому, что ни одна армия мира не могла в одиночку противостоять Красной армии.
Петр 1 разбил одну из самых сильных европейских армий того времени - Шведскую, а Сталин одну из самых сильных европейских армий своего времени - Германскую.
Петр 1, по словам историков, из отсталой, дикой страны создал мощную индустриальную державу, занимающую одно из первых мест в мировой политике и экономике.
При Сталине Советский Союз также сумел подняться до немалых высот в деле индустриализации. Не каждая европейская держава могла похвастать наличием собственной научной и материальной базы для создания образцов военной и гражданской техники, отвечающих самым высоким мировым стандартам того времени. Не всякая европейская страна могла без посторонней помощи обеспечить свой народ продовольствием и товарами первой необходимости. При Петре и при Сталине страна стала самодостаточной, т.е. способной как в мирное, так и военное время, обойтись без посторонней помощи. Свидетельством тому могут стать объемы поставок по ленд-лизу. Могла ли наша страна обойтись без них? Я думаю, что без поставок по ленд-лизу нашему народу победить в последней войне было бы сложнее, но, тем не менее, мы все равно бы победили.
Для скорейшего осуществления своих планов Петру понадобился труд много-численных каторжан, и он создал тайную канцелярию, где за "Слово и дело государево" могли осудить к каторжным работам и даже к смерти человека невиновного. Кто сомневается, пусть подумает, а кто строил Санкт-Петербург, кто ворчал веслами на галерах из которых состоял первый флот Российский, кто служил в армии и на флоте, кто строил дворцы и фонтаны по пояс в болотной жиже, съедаемый комарами и лихорадкой? Откуда вдруг взялось такое количество преступников, осужденных к каторжным работам?
Сталину приписывают те же злодеяния. Именно за них его и осуждают. Именно за них осуждают весь социалистический строй и коммунистов.
Так почему же два таких одинаковых человека имеют такие разные историче-ские оценки?
Двойные стандарты в нашей истории применяются довольно широко.
Зайдите в любую, лучше всего, наиболее известную церковь современной Рос-сии. Наверняка Вы столкнетесь с иконой нашего последнего императора Николая II. А за что Николай II удостоен такой чести? В период его правления наша страна претерпела следующие катаклизмы:
1. Русско - японская война. Результатом бездарности русского генералитета и адмиралтейства война была проиграна. Тихоокеанский флот и большая часть Балтийского флота уничтожены. Казна понесла страшные потери и восполнение ее путем увеличения налогов привело к обнищанию народа.
2. Люди, в надежде быть услышанными властью, 9 января 1905 г. пошли к царю - батюшке за помощью. И что сделал, ныне канонизированный Николай? Он вышел к своим подданным? Он поговорил с ними, утешил их? Нет. С его молчаливого согласия безоружных людей, в мирное время, в центре столице, без предъявления обвинения, без суда расстреляли.
3. Обнищание народа происходило на фоне безудержного казнокрадства, приближенных к императорской семье, Григория Распутина и обнаглевших до крайности министров. Во власти Николая Александровича Романова было навести в этом безобразии порядок? Конечно, но он этого не сделал.
4. Первая мировая война продемонстрировала ужасное положение одной из самых многочисленных армии Европы. Солдаты и генералы еще сохраняли боевой дух и способны были воевать, но боеприпасы закончились уже в первые месяцы войны. Обмундирование и продовольствие расхищались, солдаты мерзли и голодали. Кто должен нести за все это ответственность? Царь. Если ты самодержец, то на тебе и вся ответственность за состояние страны.
5. В конечном итоге Николай своим правлением довел народ до отчаянного положения. В стране произошла революция. Российская империя, имевшая многовековую историю, погибла, а вместе с ней погибла и вся семья, новоявленного святого с ним самим во главе.
Миллионы погибших в русско-японскую войну, в революцию 1905 г., в германскую войну, в революции 1917 г. Миллионы умерших от голода и лишений. По моему мнению, за такие деяния не канонизируют. Но может я рассуждаю не правильно?
Так какими же благими деяниями прославился государь - император Николай II, что удостоился быть чести причисленным к лику святых?
Выходит, что ни какими. Злодеяния царизма в сравнении с коммунистами не менее значимы в истории нашей страны, однако оценки их деятельности в современной трактовке прямо противоположны.
Один из знающих людей пытался мне объяснить, что Николай на иконе изображен не как святой, а как страстотерпец. Дескать, принял он и семейство его смерть мученическую и за то его на иконе и изобразили. Наверно оно так, только я в этих тонкостях не разбираюсь. Для меня икона, это рисунок который помогает человеку настроится на общение с Господом и на иконах изображают лики людей, чьи деяния были положительно оценены современниками и потомками. Лик человека, утопившего свою страну в крови рядом со светлым ликом Господа нашего Иисуса Христа, мне кажется святотатством. И Гитлер и Муссолини, да и Берия с Ежовым и Ягодой наверно тоже приняли смерть не сладостную. Чего их то на иконах не малевать? Разве Николай II менее отягощен злодеяниями чем Сталин?
Очевидно, что современников Петра 1 на земле уже давно не осталось. Восстановление монархического строя в России подавляющему большинству россиян кажется чистой утопией. Поэтому Петр 1 со своей монархией для ныне здравствующих политиков конкуренции не представляет. Зато вызывает чувство восхищения и зависти, "Как у него все быстро и ловко получалось. Насколько он был свободен в выборе и трактовке норм морали, законов как внутренних, так и международных. Вот бы и нам так!".
Совсем другое дело Сталин и коммунистический режим. Сам по себе Сталин так же как и Петр в плане политического имиджа не конкурент для современных политиков, но вот коммунисты - это сила с которой приходится считаться. Живы еще ветераны, живы и вполне боеспособны люди, рожденные и воспитанные в Советском Союзе. Многие страдают ностальгическими воспоминаниями о своем безоблачном детстве, отрочестве, юношестве. Многие еще помнят принципы морали, по которым человек, являясь членом общества, должен был приложить все усилия на обеспечение этого общества всем необходимым и защиту его от посягательств как внешних, так и внутренних врагов. Этот принцип был положен в основу смысла жизни. Труд был направлен на созидание общественно полезных вещей. Поэтому детям социализма сложно найти свое место в обществе, где мотивацией к труду является нажива, где в основу морали положен принцип эгоизма, полного пренебрежения к окружающим.
Сравните сами. Все знают, что люди порой совершают поступки, не предусмотренные уголовным или административным кодексом, но осуждаемые в обществе. Например, женщина, часто меняющая половых партнеров. В советском обществе человека за аморальное поведение можно было вызвать на партийное или комсомольское собрание, и, поверьте мне, общественное осуждение являлось более действенным инструментом, чем применение норм закона. Чаще всего на человека, осужденного по уголовной статье, люди смотрят как на страдальца, с чувством жалости и это отношение придает преступнику уверенности в том, что он напрасно и несправедливо страдает. Посмотрите на девиц из печально известной группы Pussy riot, разве в их глазах, которые, как известно, являются зеркалом души, кто ни будь видел раскаяние? Нет. Напротив, они улыбаются, им совсем не страшно ни перед лицом общественного осуждения, ни перед лицом грозящего наказания. Т.к. большое количество людей в их почти детской шалости не видят ни чего предосудительного, достойного настолько сурового наказания. И совсем другое дело, если бы этих девиц вызвали бы на комсомольское собрание, где люди, с которыми они общаются каждый день, высказали бы им свое осуждение, то в этом случае они были бы не героини, а просто дуры. При таком раскладе они, скорее всего, не решились бы на такую акцию.
По каким уголовным или административным законам осудить участников телепроекта Дом-2. За их безнравственность, за аморальное поведение, за драки, скандалы и матерщину. Разве девицы из дома-2 это образ женщины, воспетой поэтами классиками, изображенной на картинах всемирно известных художников? Одна половина общества осуждает развратников из телепроекта Ксении Собчак и, потому телепередачу не смотрит, зато другая считает их успешными и достойными для подражания. Но если бы существовала бы организация наделенная правом разбирательства по вопросам морали, то народу, желающего сниматься в доме-2, значительно поубавилось бы.