Григорьянц Владислав Германович : другие произведения.

Русский Златоуст

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о творчестве святого Кирилла Туровского - прозванного при жизни Русским Златоустом


Русский Златоуст

  
   "Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах"
   (св. Кирилл Туровский)
   "Уже в XII веке Россия имела великого проповедника, которому равного Европа того времени представить не может. Современники ценили его высоко, позднейшие поколения помнили его. Читали и переписывали его творения. Наконец, после продолжительного забвения и мы его узнали".
   (Ю.Ф.Самарин)
  

0x01 graphic

  
   28 апреля 1183? года умер епископ Туровский, Кирилл, еще при жизни названный "Русским Златоустом". Старинный город Туров на Припяти, что в современной Белоруссии был родиной Кирилла, родившегося в богатой семье. С малых лет юноша интересовался книжной мудростью, был увлечен религией, читал Священные книги не только на русском, но и на греческом языке, и многие удивлялись его начитанности и глубине суждений. При достижении зрелого возраста Кирилл отказывается от наследства и принимает постриг в Борисоглебском монастыре, что в Турове. Там же сочиняет свои первые произведения, посвященные иноческой жизни, среди которых до наших дней дошло "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового". Через некоторое время Кирилл принимает затворничество в келии (столпничество), и это время "многа Божественна Писания изложи". Он становится известен своею мудростью и святой жизнью, авторитет его таков, что князь Туровский и народ призывают его принять кафедру Туровского епископа, которую до сих пор, по традиции, занимали только воспитанники Киево-Печерской лавры. Приняв на себя труд святителя земли Туровской, в которой еще было крепко язычество, Кирилл делает много для укрепления веры и активного проповедничества христианства в языческой среде.
   "Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь... но вас, приходящих, хвалю и благословляю".
   На это же время приходится борьба Кирилла с расколом в церкви, устроенным епископом Феодорцем, при поддержке князя Андрея Боголюбского. Кирилл не только изобличает отступничество Феодорца (этому посвящена "Притча о душе и теле"), он еще обращается со многими посланиями к Андрею Боголюбскому, после чего Феодорец лишается княжеской милости, а во время Собора 1169 года активно выступает и изобличает ересь отступника.
   Кроме пастырского служения и привлечения людей к истинной вере Кирилл не оставляет занятий литературой, о чем свидетельствует автор его жития: "от евангельских и пророческих сказаний, кои читаются на Господние праздники, и иных душеполезных слов множество, и молитвы ко Господу, и похвалы многим святым, - эти все и множество иных писаний Церкви передал. И канон великий о покаянии написал ко Господу по главам азбуки".
   В конце своей жизни Кирилл добровольно отказывается о кафедры города Турова и окончательно поселяется в Борисоглебком монастыре, дабы полностью предаться труду литературному. К этому периоду его жизни относятся послания к печерскому архимандриту Василию, с которым Кирилл был знаком лично еще до того, как взошел на епископскую кафедру Турова. Основная тема этих посланий - иночество, его роль, правила иноческой жизни, главной же своей ролью как богослова Кирилл считает в том, чтобы вскрывать истинный, скрытый смысл каждого текста из Святого писания. Его проповеди, Слова, молитвы (известно, что он составил молитвы на каждый день седьмицы), каноны (из них до нас дошли три), поучения были действительно откровениями для современников святителя Кирилла. Его труды многократно переписывались, их ценили так же, как и произведения византийских классиков, не даром до наших дней дошло более 60 произведений святого Кирилла. Для автора домонгольского периода русского православия это действительно рекорд!
   Отдельно необходимо упомянуть весьма вероятное авторство Кирилла Туровского такого произведения как "Слова о полку Игоревом". В советской исследовательской литературе признавать авторство епископа над таким произведением было абсолютной крамолой. Проще было считать автором "Слова" неизвестного монаха или вообще певца-обывателя, некоего аналога гусляра-"Бояна"... И только в последнее время все больше независимых исследователей при проведении научного анализа склоняются к тому, что автором "Слова о полку Игоревом" мог быть именно русский Златоуст, святитель Кирилл из города Турова. Такие современные исследователи, как Андрей Нарваткин, Борис Зотов, Борис Воробьев самым серьезным образом обосновывают авторство "Слова о полку Игоревом" именно Кириллом Туровским.
   В официальном издании трудов святого Кирилла от 1880 года (издано епископом Туровским Евгением) значатся:
  -- Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;
  -- Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний;
  -- Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;
  -- Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского, и похвала Иосифа, в Неделю 3-ю по Пасце;
  -- Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;
  -- Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце;
  -- Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце; от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;
  -- Слово на святых отец 318, от Святых книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю прежде Пентикостии;
  -- Притча о слепом и хромом;
  -- Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке;
  -- Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;
  -- Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии;
  -- Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту о схиме;
  -- четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после вечерни);
  -- четыре молитвы на понедельник;
  -- четыре молитвы на вторник;
  -- пять молитв на среду (после утрени, часов и 3 после вечерни);
  -- три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);
  -- четыре молитвы на пятницу (после утрени, часов и 2 после вечерни);
  -- шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после вечерни);
  -- канон молебный;
  -- исповедание и поминовение.
  -- Впоследствии было открыто "Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа".
  -- Известно, что святитель составил также "Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки".
   Если же говорить о всем творчестве Кирилла из Турова, можно отметить интереснейшую деталь: начиная с трудов о иночестве, к проблемам иночества и наставлениям иноческой жизни Кирилл возвращается в конце своего творческого пути. Несомненно, автор считает именно монахов-иноков сосредоточием христианской веры, а потому последовательно борется за нравственную чистоту и строгие устои монашеской жизни.
   "Желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи в уме своем -- для чего удаляешься ты из мира, мысленного Египта? Желая ли обещанного тебе Царствия Небесного, избегая ли от греховной работы диаволу, или по нелюбви к житейским заботам, от которых нет пользы, а только погибель души, или же будучи смущаем женою и детьми?"-спрашивает Кирилл инока, требуя от человека, готовящегося стать монахом духовного отречения от мирской жизни и готовности к душевному подвигу во имя Христа. "Ты, как свеча, -- внушает святой Кирилл иноку в "Сказании о черноризском чине", -- волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор, пока не возьмут тебя в руки; а потом не размышляй, если ра­зорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до поступления в монастырь, по принятии иноческого образа всего себя отдай в послушание, не таи в своем сердце даже малого своеволия, дабы не умереть душою. Вступив в монастырь, постарайся найти мужа, имеющего дух Христов, украшенного добродетелями, представляющего свидетельства своим житием, более всего имеющего любовь ко Господу, послушание к игумену и незлобие к братии, разумеющего Божествен­ные Писания и через то наставляющего идущих на небеса к Богу. Отдай такому мужу самого себя, уничто­жив свою волю".
   В более позднем произведении "Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии" святитель Кирилл возвращается к теме монашества, но уже в иносказательной форме, используя сюжет "Повести о Варлааме и Иоасафе". Кирилл в эмоциональной торжественной форме прославляет подвиг монашества подвиг "потаенной жизни", отстаивает идею монашеской чистоты, говорит о приоритете церковной, духовной жизни над мирской, государственной.
   Второй пласт творчества Кирилла Туровского - его притчи, поучения, Слова... (проповеди и речи). Многие из них были адресованы святому князю Андрею Боголюбскому. Многие слова были включены в состав "Торжественника" и "Златоуста", неоднократно переписывались, благодаря чему и дошли до наших лет. Слова был написаны на все двунадесятые праздники, а так же на воскресные дни от Пасхи до пятидесятницы.
   Слова Кирилла - это особые слова, которые произносятся во время службы в дни особых праздников. Можно говорить о традиционном содержании "слов", о последовательном развитии в каждом из них определенных тем: похвала празднику, объяснение его религиозного значения, воспоминания об историческом событии, к которому праздник был приурочен. Но гений Кирилла Туровского был в том, что даже в жестких жанровых рамках он сумел создать произведения, которые не столь формально объясняли суть праздника, а касались души верующего человека, находили в ней сильнейший эмоциональный и душевны отклик, вызывая ответную работу души, которая должна неустанно трудиться, самосовершенствуясь.
   Все речи Кирилла торжественны, они образны, они подчинены главному - наиболее полно раскрыть суть праздника, при этом создавая непередаваемую праздничную атмосферу, так часто в этих речах используются слова "веселие, радость, песнь, восславить, воспеть, возвеличить". Там где в обычной речи человек довольствуется одним словом автор использует пять, а то и десять слов-терминов, полностью исчерпывая тему, создавая полноценное торжественное славословие и постоянно переходя от одного славословия к другому.
   "Верую, Господи, и кланяю ти ся! Верую в тя, Сыне Божий, и прославляю тя! Верую, Владыко, и проповедаю тя... ! Ты бо есiи, о немь же писаша пророци, дозряще духомь твоего въчеловечения. Ты еси, его же прообразиша патриархи агньца божия, всего мира грехы взяти хотящаго. Ты, Господи, сам еси, о немь же учиша законодавьци ... ?обе бо дасться власть всяка и сила на небеси и на земли. Тебе вся вся тварь бездушьная послушаеть раболепно, и всяко дыхание видимое и невидимое знаеть тя, своего Творца и Владыку".
   Центральная часть речей (слов) Кирилла Туровского всегда повествовательная и содержит пересказ того или иного евангельского сюжета. Но пересказ этот вольный, он часто дополняется подробностями, отсутствующими в первоисточнике, иногда вводил новые эпизоды, там, где это возможно было, заставлял героев пользоваться прямой речью, произносить длинные монологи. Таким образом, он допускал некий художественный вымысел, но только в строгих рамках, дозволенных сюжетом. Он не допускал "вольных" толкований, все его слова каноничны, передают точно суть и смысл православного служения, он, как не многие, может точно дозировать дозволенное в сюжетных вольностях и никогда не переходит этих, им же самим, по Божьему научению, составленных границ. Например, приведем речь Христа в слове
   об исцелении расслабленного: "Человека не имам", -- жалуется расслабленный Христу. Тот подхватывает эту фразу и на ней строит свой ответ: "Что глаголеши: человека не имам? Аз тебе ради человек бых -- щедр и милостив, не солгав обета моего вочеловечения ... Тебе ради, горьняго царства скипетры оставль, нижним служа объхожю Тебе ради, бесплотен сы, плотию обложихся, да всех душевныя и телесныя недугы исцелю. Тебе ради, невидим сы ангельскым силам, всем человеком явихся .. . И глаголеши: человека не имам!..".
   В своих "Словах" Кирилл Туровский достиг вершин красноречия, открыл новые литературные приемы, подняв общий уровень славянской литературы на невиданную до тех пор высоту, сравнимую с лучшими образцами греческого красноречия.
   Из притч святого Кирилла рассмотрим подробнее "Притчу о человеческой душе и теле" (или как ее еще называют - "Слово о слепце и хромце"). Сюжет этой притчи взят из Вавилонского талмуда ("Беседа императора Антония с раввином") и является славянской переработкой этого неканонического сюжета, который с подачи Кирилла Туровского становится одним из самых показательных православных "Слов"...
   Сюжет истории прост: Рачительный Хозяин нанимает двух слуг сторожить сад. За службу им следует награда, за воровство - наказание. Один из них слепой, второй - хромой. Хозяин уверен, что из-за своих недостатков слуги не будут воровать в его саду. Ан нет, слепец и хромец объединяются: Хромец усаживается на слепца и так они обворовывают Хозяина. За этим следует наказание. Изложив этот сюжет, Кирилл далее дает его толкование. Вся притча насыщена образами: Рачительный Хозяин - Бог Отец, его сын - Иисус Христос, ограда сада - закон Божий, сад, виноградник - рай, слуги - ангелы Божии, слепец - душа человеческая, хромец - тело его, но ведь "тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп". По мнению Кирилла суть притчи в том, что человек лишается рая потому что преступает закон Божий, тело и душа его предают Господа и за это следует неотвратимое наказание. Интересно, что инициатором предательства становится все-таки душа, она первая чувствует запах виноградника и подталкивает тело к совершению преступления. Но и Хромец - тело, соблазняет душу, расписывая прелести райского сада, так говорит об этом автор: "Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем". Автор указывает и на причины грехопадения души и тела: это забвения Закона Божия, а главное, отсутствия Страха Божия, именно то, что поразит наше общество в современные времена, когда устами Ницше провозгласит концепцию того, что Бог умер, а сверхчеловеку все дозволено. А вот что отвечает еще нерожденному Ницше святой Кирилл: "Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия -- недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души". Важнейшим моментом этой притчи становится революционное на то время понимание роли церкви как вместилища Божьей Благодати. "Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь. Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню". Эту притчу св.Кирилл использует и как оружие против церковного раскола, вызванного политическими реалиями того времени. "Тако бе посажен хромець (со) слепцемь у врат стрещи внутрених, яко же приставлени суть патриарси, архиепископи, архимандрити межю церковью и олтаремь стрещи святых тайн от враг Христов, сиречь от еретик и зловерных искусник, нечестивых грехолюбець, иноверных скверник" - так автор указывает на роль отцов церкви, которые в то время о своей роли забыли (имеется в виду отступник Феодорец), автор слова упрекает его и его покровителей (князя Андрея тогда еще не Боголюбского), указывая на их греховный путь. "Сице и святители святять падьяки, и чтеци, и дьяконы - несвершен дар, но обет священия, да ся приготовають на свершеное святительство. Ничто же Богови тако любо, яко же не возноситеся в санех, ничто же тако не мерзить Ему, яко же самомнимая величава гордость о взятии сана не о Бозе!". - возможно, такими же словами выступал Кирилл и на Соборе 1169 года против ереси Феодорца.
   Кирилл старается укрепить роль церкви в жизни современного ему общества (не забывайте о силе язычества, против которого постоянно вел борьбу святитель), при этом делая акцент на истовое исполнение ритуалов и обрядов. Главный же вывод притчи: необходимо блюсти заповеди Божии, не преступать Закон Божий, изгонять телесные соблазны и только тогда душа обретет райское блаженство.
   Нельзя не сказать и про такой пласт творчества святого Кирилла Туровского, как создание им молитв. Надо сказать, что именно эти молитвы чаще всего переписывались и получили самое широкое распространение в средневековой Руси.
   "Быть может, лучшее из всего написанного святым Кириллом, - это "Молитвы на всю седмицу". Основа их содержания - образ человека, стоящего в малости своей пред Творцом, не имеющего иной надежды на спасение, кроме упования на Божие милосердие; человека, "чья душа - земля незасеянная, неспособная плод родить", - пишется о творчестве Кирилла Туровского в "житиях святых".
   Если разбирать конкретные молитвы, например "Молитву св. Троице", необходимо заметить, что автор молитвы придерживается определенной схемы, принятой в молитвенном правиле того времени. Так, он обращается к Господу с просьбой: "иже суть погани Господи обрати на крестьянство и ти будут братия наши". Таким образом подчеркивается важность проповеднической и святительской деятельности в каждодневной жизни человека. А далее просит святой Кирилл Господа помиловать и князя его, и область князя (его землю) и людей его (общину), "избавить от глада и меча, огня и потопа и нападения иноплеменники оусобные рати", а в конце молитвы подкрепляет слово ее молитвами ради Богородицы, и ради святых, и апостолов, тем самым усиливая духовный эффект молитв, их силу.
   При этом начало всех молитв - личное. То есть, исходящее от конкретного молящегося, эти просьбы и произносятся от первого лица, но не князя или иерарха церкви, а от имени простого молящегося, человека, стоящего перед иконой один на один с Господом.
   "Услыши мя грешного раба твоего имярекъ молящего ти ся въ сокрушении сердца и просяща очишения отъ твоея благости исправи путь мой въ следъ повелений твоихъ ходити ми бежати ми отъ всякаго путу лукавого". И только потом идет продолжение молитвы с ее обощением, которое придает молитве силу всемоления - не только от индивидуальности (имярекъ), но и от Богородицы, ангелов, апостолов и всех святых! Чаще всего (в традициях того времени) кроме Богородицы упоминается Иоанн Креститель, а реже - иные святые. Вторая часть молитвы, которая тоже стала традиционной начинается со слов "помяни Господи архиеписокпы и епископы наши"... после чего идет обычный покаянный канон.
   Но главная сила молитв св. Кирилла Туровского - в их одухотворенности и искренней вере. "Подай же Ты семени святого Своего, напои росой благодати Своей, дабы принес Тебе плод покаяния. Дай укрепить ноги на нерушимом основании - твердом камне веры!" - просит святой Кирилл в молитвах от имени простого человека, верного раба Божия. И только в вере обретается спасение.
В небольшой статье невозможно описать все творчество святого Кирилла Туровского, однако, хочется верить, что хоть какое-то понятие о трудах сего подвижника земли Русской удалось передать. Если же говорить кратко: то много внимания Кирилл уделял толкованию Святого Писания, занимал непримиримую позицию к грехам паствы своей, особенно же к монашеству и церковным иерархам, учил особой чистоте семейной жизни и еще более строгой чистоте монашества, боролся с расколами и ересями, в то время потрясавшими церковь (и потрясающими ее до сих пор), а еще больше учил людей молите - как единственно верному обращению к Господу, молитве, в которой надежда на спасение. И в конце хочу привести слова святителя Дмитрия Ростовского, написавшего житие св. Кирилла Туровского: "Приидите же ныне, братия, прославим сего святителя такими словами: радуйся, славный святитель и учитель, больше всех других стяжавший себе славу второго Златоуста в России. Радуйся ты, который своим блестящим словом наставил все страны земли Русской в духовной мудрости. Принося тебе эту малую похвалу, молимся тебе: молись за нас Вседержителю, Которому ты ныне дерзновенно предстоишь, да избавит Он нас от постигших нас бедствий и от безбожных агарян, всегда угнетающих нас, да по твоим молитвам получим мы от Господа милость, прощение грехов и вечное блаженство в будущей жизни".
  
   Владислав Григорьянц
   Винница, декабрь 2014 - январь 2015 года
  
   Использованная литература:
      -- Творения иже во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского. Изд. епископа Евгения [Шерешилова]. Киев,1880.
      -- Рогачевская Е.Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исследования.-М.: "Языки русской культуры", 1999.-280 с.
      -- Соколов Георгий, священник. Апология Церкви в творениях белорусских святых и подвижников благочестия. Диссертация на соискание степени кандидата богословия. Жировичи, 1999. [На правах рукописи].
      -- Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ. М.; Л., 1955.
      -- Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI--XIII вв. СПб., 1992.
      -- Автореферат священника Григория Барашко "БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ЕГО ПРОПОВЕДЕЙ И МОЛИТВ)"
      -- Гриднева Л.Н. "Дом, построенный на твердом основании" в сочинениях Кирилла Туровского
      -- Зотов Б. Hе Кирилл ли Туровской с Припяти - автор "Слова о полку Игореве" ? М.2013
      -- Воробьев Б. Открытия еще впереди М. 2013
  
  
   Приложение:
   Одна из молитв св.Кирилла Туровского
  
   МОЛИТВА
   въ день воскресный п?сл? утрени
   Слава Теб?, Господи Боже мой, что ты сподобилъ меня вид?ть день преславнаго Твоего вокресенiи, когда Ты освободилъ души праведныхъ, связанный во ад?. Такогоґже освобождеиiя, Господи, и я желаю? разр?ши меня, связаннаго многими гр?хами, да возсiяетъ св?тъ Твоей благодати въ омраченной душ? моей. Я знаю безчисленныя Твои щедроты и неизреченное Твое челов?колюбiе: знаю, что Ты привелъ меня изъ небытiя въ бытiе и украсилъ подобiемъ Своего образа? одаривъ меня словомъ и разумомъ, Ты вознесъ меня превыше животныхъ и поставилъ владыкою всей твари. Зная времена и л?та моей жизни, Ты отъ юности моей и донын? много заботишься о моемъ спасенiи, и желая включить меня въ ликъ прекрасныхъ Твоихъ ангеловъ, Ты далъ мн? запов?дь и повел?лъ мн? въ чистот? совершать духовный подвигъ? а я, окаянный, совращенъ былъ своимъ умомъ въ своеволiе, по любви къ плотскому бросился въ смрадную тину гр?ховную и удалился отъ Твоей благодати. Я былъ Твой сынъ по возрожденiи въ духовной купели, а посл? я--рабъ гр?ха. Поэтому я стенаю изъ глубины сердечной и плачу въ бол?зпп души моей? помышляю я о час? судномъ и весь .изнемогаю. Каково мн? будетъ тамъ? Какой отв?тъ дамъ за гр?хи мои? Что скажетъ ми? Судiя? Гд? скрою я множество моихъ беззаконий? ГI?тъ помогающего, н?тъ избавляющего. Что же д?лать мн? Господи мой, Господи? Не знаю, куда обратиться, чтобы спасти свою душу. Время жизни моей кратко? пригвозди, хотя отнын?, плоть мою страхомъ Твоимъ, да не окажуся обпажешiымъ отъ добрыхъ д?лъ и посм?ются надо мною демоны. Вотъ я, какъ ребенокъ, обманутъ врагомъ моимъ и впалъ въ крайнюю погибель. Не бывало челов?ка гр?шн?е меня, ибо своими злыми д?лами я прогналт. хранителя души моей ангела и прiшялъ губителя, влагающаго въ мое сердце то, что не сл?дуетъ. Но ие допусти меня до конца погибнуть Iисусе, благое имя! Создавшiй меня изъ земли и даровавшiй мн? жизнь, призри на мое смиренiе, ибо я, хотя и безъ числа согр?шилъ, но не возд?лъ рукъ' своихъ къ Богу чуждому, ие отчаялся совс?мъ, приводя на мысль образъ Твоего челов?колюбiя, показанный надъ согр?шившпми прежде. Я вспоминаю Давида, который сподобившись дара пророческаго, впалъ въ прелюбод?янiе, и покаявшись Теб?, Богу и Творцу, былъ удостоеиъ Твоей благодати. А за Ахава Ты Самъ говоришь Пророку: "не совершу Я надъ иимъ предречепнаго зла, ибо Я вид?лъ, что онъ ходитъ с?туя и печалится о гр?хахъ своихъ." Да, Владыко мой, и еще буду плакать предъ Тобою о своихъ великихъ и неудо боц?лимъiхъ язвахъ. Какъ много беззаконновалъ Маиассiя и осквернилъ всего Израиля и прогн?валъ Тебя, Бога отцевъ своихъ! но будучи преданъ на казнь ? иноплеменнику, заключепъ въ м?дномъ сосуд? и питаемый травою подобно скоту, Манассiя увидалъ свою погибель, вспомнилъ свои прежнiе гр?хи, возопилъ изъ своего узилища къ Теб?, Богу Творцу, и сверхъ всякаго ожиданiя былъ освобожденъ преславно. Подобно Манассiи, и я все худое совершилъ въ своей жизни и сд?лался недостойнымъ Твоей милости. И какъ я буду взирать къ Теб? на высоту оскверненными очами? Какъ явлюсь лицу Твоему, разодравъ свою прежнюю боготканную одежду и осквернивъ ризу своей плоти? Но очисти меня, какъ Спаситель, и прости меня, какъ Богъ. Призри на смиренiе мое и не помяни злобы гр?ховъ, которыми я отягчилъ свою убогую душу. Над?юсь на Твою милость и вопiю къ Теб? воплемъ: вспомни, Господи, сказанный Тобою слова Твоихъ пречистыхъ устъ: "ищите и найдете, просите и дастся вамъ!" Ты не пришелъ призвать на покаянiе праведниковъ, но гр?шниковъ, изъ которыхъ первый--я. И нын? я самъ признаюсь въ беззаконiяхъ моихъ? и хотя бы я и молчалъ, Ты, Господи, знаешь ихъ. Но, о Премилостивый, прими меня, какъ разбойника, мытаря, блудницу и блуднаго сына? ибо они для вс?хъ были люди отчаянные, а Ты принялъ ихъ и сд?лалъ райскими жителями. Прiими покаянiе отъ меня иедостойнаго раба Твоего, Господи Iисусе Христе! Очистившiй словомъ прокаяiенныхъ, очисти скверну души моей и будь мн? помощникомъ? силою креста Твоего огради меня, и Духомъ Твоимъ святьшъ утверди меня и обрати вспять съ посрамленiемъ борющихся противъ меня. Да испов?даютъ уста мои множество мгiлости Твоей? ибо Ты былъ помощникомъ моимъ во всякой скорби и ут?шителемъ въ день печали моей. И нын? не отвергни моленiя раба Твоего (имя), но спаси страстную мою душу и вс?хъ христiанъ помилуй молитвами Пречистой Твоей Матери Владычицы нашей Госпожи Богородицы. Ибо Ты Богъ нашъ и Тебя узюляеиъ: Отче и Сыне и святый Душе помилуй насъ во в?ки. Аминь.
  
   Некоторые историки датируют год смерти св. Кирилла Туровского 1190-м годом, истина же, скорее всего, лежит где-то посередине.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"