Аннотация: письма православного священника, который служит в небольшом приходе в Италии
Книги и статьи этого писателя-богослова я читала еще в 90-е, а познакомилась - причем совершенно фантастическим образом - в фейсбуке! - только в 2012. Однако еще более фантастическим оказалось, что в детстве мы были соседями - жили не только в одном переулке, но и в соседних домах. Тогда я послала своему адресату совсем еще свежую повесть 'Мое детство в Камергерском', и с тех пор началась наша переписка, которая длится уже более четырех лет. Так что моя повесть получила свое продолжение - иного уже рода.
Я решила опубликовать часть писем своего необычного адресата, так как они представляют особый интерес - ведь писал их человек, видевший Б. Пастернака, знавший Феликса Светова и Зою Крахмальникову, отца Александра Меня и Георгия Чистякова, помнящий детали и подробности той еще жизни, с неизбывной любовью к Переделкинскому лесу и другим местам своей юности.
Так, благодаря этим письмам мое детство в Камергерском продолжается, но уже с новыми действующими лицами...
*************************************************
Итак, 1 часть, знакомоство, письма 2012-2013 годов....
20 мая 2012
Дорогая Елена, я прочел Ваш Камергерский, но это не Камергерский,
укоренившийся во мне как "проезд МХАТа", это - Вы. Вы погружаете
читателя в себя, и для меня это одновременно щемяще и недоступно. Вы
собираетесь это печатать? Где? Вы знаете, я много раз пытался,
совершить это погружение, но что-то выталкивало меня из себя. Я не мог
бы написать таких мемуаров. Я бы так же боялся взгляда
дедушки-читателя, как Вы его взгляда на что-то интимное. Но Вы эту
боязнь преодолели, я - нет. Она остается до старости.
Кстати, никакой позорной тайны в моей прописке на Камергерском (дом 2,
кв.5, писательский дом, тел Б9-40-34)) нет, так что, если хотите,
можете помянуть.
В августе буду в Москве. А Вы, наверное, нет?
Ваш
30 мая
Не надо быть в смятении, дорогая Елена, чем человек искренней, даже в незначащих деталях, тем подлинней. Это не у всякого есть такой дар - быть искренним до конца. И это меня не столько шокирует, сколько восхищает. Слишком личное - слишком настоящее. Что касается меня и моих отношений с Камергерским, где я жил до 20 лет, то он не вызывает у меня никакой ностальгии. Как и вообще город Москва. Как и вообще город. Ностальгию, которую по ее напору и неотступности можно сравнить с застарелой мучительной, неразделенной любовью, которая всегда с тобой у меня вызывает Переделкинский лес (и всякий лес вообще), тот, который начинается сразу за ул. Лермонтова. (Кусочек его я только что разместил на фейсбуке). Впрочем, здесь тоже уже начинается область слишком личного. С этого леса, позволю сказать, начинается для меня Россия, та, что живет за пределами городов. Если Вы читали "Взыскуя Лица", там можно услышать отголоски.
Ваш, с благодарностью.
Почему же, дорогая Елена, "камергерский" Ваш мир - для меня чуждый и непонятный? Вы написали, и он стал понятный и знакомый. И я в нем вполне освоился. Только не говорите слова "проблемы" вместо слова "жизнь", еще А. Шмеман советовал это слово игнорировать. Что касается леса, то до него от дачи Пастернака на ул. Павленко или Чуковского на ул. Серафимовича всего двадцать минут пешком. Вы выходите на ул. Тренева, пересекаете ул. Горького или наоборот сворачиваете на нее и идете до ул. Гоголя. Сворачиваете направо на Гоголя, проходите ее среди писательский дач и сразу входите в лес, пересекая ул. Лермонтова. Теперь уже до той тропы, до той просеки минут 10 ходьбы. И там будете ходить по живой душе. По моей, то есть.
Ваш
2 июня
Благодарю Вас, Елена, за то, что Вы оказались в тесном кругу настоящих
читателей моей книги, которых знаю наперечет. Среди них - кардинал
Джанфранко Равази, нынешний председатель папского совета по культуре,
написавший предисловие к итальянскому изданию "Взыскуя", как и
Ассоциация французских католических писателей, присудившая мне премию
за французский оригинал этой книги. Православных совсем мало. Книжные
наши лавки переполнены сочинениями, которые хорошо ли плохо, вращаются
вокруг веры, но не заходят внутрь, не прикасаются к сути. От чего, как
говорится, "за веру обидно". Она не сводится ни к догматике, ни к
житиям святых, ни к благочестивым советам о посте и молитве. Я
попытался построить некую апологетику "в образах", хотя в этих
образах, смею думать, есть не только поэзия, но и несколько мыслей.
Это была попытка построить религиозную философию без тягуче
академического стиля религиозной философии. Но может быть, мысли
мало кому нужны? У меня осталось впечатление, что за исключением
нескольких человек (Вы в их числе), никто не обратил на эту книгу
внимания. Утешаю себя утешением Цветаевой: "Разбросанным в пыли по
магазинам, где их никто не брал и не берет, моим стихам, как
драгоценным винам, настанет свой черед". Но это, конечно, скорее
самоирония.
Еще раз благодарю Вас.
С Духовым днем, который тоже очень люблю.
Ваш
4 июня
Вспоминаю стихи Баратынского: "Но я живу, а значит и мое кому-нибудь
любезно бытие". Спаси Господи за утешение, Елена. Ваше "кружево" я
ощутил глубоко своим (речь идет о моем стихотворении "Цветок"- ЕГ). Спасибо за него. Поразительно совпадение
изначального опыта.
Простите, дорогая Елена, так давно Вам не писал.
Определилось время моего пребывания в Москве : середина августа.
График мой безумно будет плотный: дети, внуки, лес (тот, что Вы видели
на картинке), друзья, один из них - почти умирающий, поездка в
деревню, 11 дней на все, ибо 19 я должен быть уже у себя на
Преображение. Но наше паломничество к Камергерскому включено в мой
план, и если Вам удобно, давайте договоримся.
Замечательно то, что вы пишете заключенным. И даже их стихами
спасаете. Врут те, кто говорит: поэзия бесполезна. Потому что вся
поэзия - протянутая рука. "Это круто налившийся свист...", но если
нет открытых к нему ушей, то кому он счистит?
Буду рад Вас повидать. Знаю, что у Вас есть дочь Маша. И у меня. Она с
Вами или замужем? Моя замужем. Увы.
До встречи.
С праздником завтрашним!
Ваш
16 июня
Дорогая Елена,
спасибо Вам за фотографии. Я даже приблизительно представляю себе,
где они были сделаны. Вы должно быть, вошли в лес со стороны ул.
Гоголя. Или Лермонтова. Но Вы не пошли дальше, туда, где начинаются
мои заповедные места.
А в доме творчества Вы отдыхаете как член какого-нибудь писательского союза?
Или теперь это необязательно?
А на Капри я так и не побывал. Только видел издали из Неаполя. Италия
для меня - не туристическое пространство, но время и место жизни. Езжу
немало, но только по делам, когда приглашают прочесть какую-нибудь
лекцию.
Тот пейзаж, который у меня на ФБ - это Веронский берег Лаго ((озеро)
ди Гарда, с видом на брешианское побережье.
До встречи, милая Елена.
Ваш
18 июня
Спасибо за ободрение, милая Елена.
Скажу Вам правду: я устал от собственной несмелости. И решил быть самим собой.
Но за это дают по губам.
Вот так, например:
http://www.antimodern.ru/zelinsky.html
http://www.gallery.archipelag.ru/grm/z/z.html
Но я не обращаю внимания.
А статья, что у Вас нашлась, вышла в книге "Наречение имени". Там
много разных "смелостей", но ее никто не знает.
Ваш во Христе
"Сколько ободрительных слов, милая Елена, я услышал от Вас, я,
наверное, не слышал ни от кого. Сколько я сделал? Там, в доносе -
десятая часть, и лисенок тщеславия мог бы начать тереться об меня
мордочкой, но у меня есть на него собака - та горькая мысль, что почти
ничего мной не сделано, что столько потеряно советских лет, что
столько еще не завершено, со столькими долгами перед собой еще не
разделался, а время уже на исходе, так что лисенок, сконфузившись,
бежит от меня в лес.
Но: "слава Богу за все!"
Вчера, помимо прочего, была годовщина кончины о. Георгия Чистякова (5
лет) и моего крещения (41 год).
Спасибо, что раздобыли НИ (книга ОВ "Наречение имени" -ЕГ). Там много всего и разного.
С благодарностью, Ваш
23 июня
Дева или Юноша я по гороскопу я не знаю, я всегда отсекал от себя
такого рода информацию, но родился я 23 сентября. Говорят, где-то на
стыке Дев и Весов.
Лисенка моего Вы не накормите, потому что ему нужно нормальное
трехразовое питание, но, как говорится среди Ваших подопечных : "Здесь
вам не санаторий". Ну и не надо, пусть сидит на голодном пайке и
питается как верблюд от горбов своих. Я привык обходится без его
мурлыканья, мне оно даже не нужно. Как Вы правильно заметили, я больше
знаком с тем животным, который подгрызает меня изнутри.
Как я понимаю о. Георгия. Я тоже могу все помнить о своих прихожанах,
кроме, кроме... имени. Тем более, что третью часть из них зовут Мария.
Но я специально учу и в конце концов запоминаю.
Благословение радости той, кто дарует радость.
Ваш
<
28 июня
Да, дорогая Елена, с Ерохиным пока чуть подождем. Текст Сандрин может показаться слишком смелым, почти провокационным - как можно
> конструировать, что сказали бы святые Отцы, живи они сегодня. В одном (случайно отослал Вам этот огрызок письма. Продолжаю.) комментарии на визит Путина в Израиль я прочел тот канон 6 Вселенского собора, запрещающий лечиться у иудеев, и в дружество с ними вступать, и в бане с ними мыться, и опресноки их поганые вкушать. Да это же корень Холокоста! И нечто большее. И это ужасно. И это есть правило православной веры. Может быть, к этим письмам следует написать комментарий.
Давление у меня тоже скачет, но не от общения с друзьями. Кроме того,
я не из тех попов, которые "всыпают", Вы это, наверное, уже заметили.
Что касается брака, то что им называть. Католическая Церковь сурово
наказывает разведенных отлучением от причастия на всю жизнь, хотя и
уверяет, что продолжает их любить. Но многим причастие становится
важно только во втором браке, когда супругам уже под сорок или за.
Православная же - прощает, и такое милосердие важнее каких-то ветхих
людоедских канонов. Но все невенчанные браки, как и обилие прочих
связей, церквами не засчитываются. И даже покаяния не требуют. Так что
формализм всюду торжествует.
А книжку Марина пусть пишет.
Горю она поможет, но мужа не вернет.
Французкая фраза не моя, это стихи Арагона Эльзе Триоле:
Il n'y a pas d'amour heureux
Mais il y a notre amour à tout deux.
Дай Вам Бог всегда быть любимой.
28 июня
На самом деле проблема гораздо глубже антисемитизма, дорогая Елена.
Антисемитизм, бытовой он или богословский, только поднимает ее на
поверхность. Вы видите, что происходит сейчас вокруг веселых девушек,
нашаливших в Храме Христа Спасителя. Два православия вышли на арену и,
можно сказать, встали друг напротив друга, и пещерная р.б., о которой
вы пишете, только встраивается в ряд, с самого бока, в одно из этих
православий. А мы с Вами стоим в другом. Вместе с о. Александром,
о. Георгием и столькими другими, кто рта не смеет раскрыть, опасаясь
потерять место под солнцем. Когда меня иногда посещают поползновения
перейти в МП, жена мне твердо говорит: только без меня. А
поползновения такие бывают оттого, что весь мой приход
украинско-московский, который в простоте никогда не слышал имени
п. Варфоломея, но твердо знает, где Церковь истинная, и что спасение
только в ней.
Я все собираюсь написать об этом назревающем расколе, это будет одна
из следующих моих книг.
А Ваша книга как? Она, наверное, не очень велика? Сколько же стоит ее издать?
Не буду загружать Вас вопросами, не дай Бог давление подниму. Знаю,
это опасная штука.
Вы мне потом расскажете, какие лекарства принимаете.
Во Христе с любовью
29 июня
Пусть моя переписка с Сандрин не мешает Вам спать, дорогая Елена, есть
поважнее заботы. Карину я хорошо знаю, в журнале ее печатался, но
теперь я думаю, что переписку нашу следует продолжить. Спасибо за Ваши
ночные думы.
Меня поразила цена издания Вашей книги, но я не понял, что такое 48
полос. Что это значит, если перевести в страницы? Но тираж у Вас очень
солидный по нынешним временам - 5 тыс. Можно сказать, массовый.
Вы знаете, одно время я тоже переписывался с заключенным. Он был
католик, сидел за ограбление и убийство. Писал очень охотно,
производил впечатление вполне разумного, но когда вышел, исчез. И с
тех пор ни разу не проявился.
Ну, помоги Вам Бог.
Ваш
29 июня
Дорогая Елена,
Ваше Рождество (мое детское стихотворение - ЕГ), как я заметил, очень созвучно моим "теологуменам", особенно главе "Праздник как Церковь", из книги "Взыскуя". Спасибо Вам и за статью (моя статья о библейских пророках -ЕГ), было бы желательно прочесть ее всю. Где Вы ее напечатали?
Или собираетесь напечатать? Спасибо Вам, что думаете, где пристроить
мою переписку, но подождем пока, я хочу ее продолжить. Тема очень мне
интересна, но не успеваю со всем управиться. Сейчас готовлю новую
книжку по-русски и по-итальянски (в переводе сына), готовлю новое
издание "Взыскуя" (в Сибири, где никогда не был), начинаю новую
книгу, а над душой висят переводы, которые уже пора сдавать. Вот еще:
из Турина заказали большую статью о современном российском богословии,
а материалов не найду, а срок - конец июня...С тех пор, как переехал в
Италию, живу как царь Дадон, на которого со всех сторон лезут какие-то
рати.. Так что Вы не сердитесь, если не всегда отвечаю тотчас; сколько
у меня еще не отвеченных писем в памяти...
Впрочем, чего жаловаться? Жизнь жительствует, слава Богу!
С любовью во Христе
30 июня
В детстве время течет медленно, дорогая Елена, а на противоположном конце жизни - ужасающе быстро. Годы слипаются друг с другом, не говоря уж о днях. Казалось, я писал Вам вчера, а там глядишь 10 дней прошло. У Вас за те дни случилось страшное наводнение, а нас не случилось ничего, исключая вертящихся во мне и вокруг дел. Крещение, служение, поездки в Милан на работу, считывание гранок, полет мгновений, из которых каждое может быть последним. Уже пять человек, больных раком, из которых скорее всего лишь четыре имеют одна имеет шанс выжить, просили меня о молитве. Просили - не то слово, мой друг с семи дет, ни о чем меня не просил, ибо он неверующий. Но за него просит память и сердце. Через месяц в эти дни я уже буду в Москве.
Храни Вас Бог
Ваш
20 июля
Нет, дорогая Елена, Славы Курилова я не читал и никогда о нем не
слышал. Увы. Мне, иностранцу, хоть и работающему пока в библиотеке,
далеко не всегда нужные книги попадаются. Название мне понравилось. Но
более всего текст о дереве - так говорит родная мне душа. Скорее всего
книги нет в интернете (но пока не смотрел).
Встречу нашу планирую число на 9 или 10 авг.
Я Вам , конечно, сразу же позвоню.
До встречи, дорогая Елена!
Ваш
До Камергерского доберутся, но не так сразу (речь идет о ремонте в центре Москвы -ЕГ). То, что в нашем детстве было подворотней, театром, канцелярским магазином станет национальным достоянием. "Только уж жить в эту пору прекрасную...." А,
может, чуть-чуть и придется. Нашел в интернете Вашего Славу (Курилова, автора книги "Один в океане"-ЕГ), прочел
половину, не мог оторваться.
Впрочем, той замечательной фразы я пока не нашел. Но это одиночество
в океане - что-то немыслимое. Пытался представить себя на его месте, я
ведь в юности тоже плавал неплохо, но это представление ничем меня не
утешило. Он описывает страх - и очень верно - тот, который я когда-то
испытал, когда берег был едва виден. "Ну зачем меня сюда занесло? И
крикнуть некому". Впрочем, нельзя сравнивать ситуации, но можно -
ощущения. Страх сразу начинает топить.
Очень жаль, что нельзя пройтись по Тверскому. Одно из моих мест. По
нему, кстати, я шел когда-то креститься.
И много куда шел.
До встречи.
Ваш
22 июня
Завтра уезжаю на экуменическую конференцию до субботы в сторону Падуи.
А последующую неделю должен быть дома. А потом в Москве. Я не понял
только, что там батюшка спокойно принял. И как это бывает, неспокойно?
У меня вчера пришла какая-то девушка впервые в наш храм, так она
приблизиться ко мне боялась, будучи без косынки. Кто же это вас так
застращал на нашем российском столпе и утверждении истины?
Ваш
<
Хорошо, что Вы написали мне так искренне, так по-христиански, дорогая