Аннотация: статья о таинственном Мельхиседеке, который дважды упоминается в Библии, но как выясняется, известен и в других религиях
nigrigor@rambler.ru
ЦАРЬ ПРАВДЫ - МЕЛЬХИСЕДЕК
Мельхиседек. Странное имя... О нём почти ничего неизвестно, но именно его возвеличил апостол Павел в Послании к Евреям, трижды повторив, что Иисус 'священник по чину Мельхиседека'. Получается, что до Иисуса Христа уже существовал некий чин священства, который и был присвоен Сыну Божиему. И ещё: кажется, что Павел знает о Мельхиседеке больше, чем говорит. Почему-то именно в этом Послании он раскрывает нам тайну рождения Салимского царя, и снова умолкает. Ни в одном другом послании Павла имя Мельхиседека не упоминается. Тайна, и не одна, а множество. Так кто же он такой, Царь Правды - Мельхиседек?
И вот первые находки: Толтеки знали Мельхиседека! А дальше - больше. Его знали древние копты и финикийцы, он упоминается в апокрифах, о нём говорят Кумранские рукописи, его имя знакомо антропософам и эзотерикам. Итак, в путь! Попробуем приблизиться к пониманию этой личности, призвав на помощь исторические хроники и Великую Интуицию, которая станет направлять наше исследование в нужное русло.
МИФЫ О МЕЛЬХИСЕДЕКЕ
Имя Мельхиседек включает в себя название общесемитского божества zedek, что означает "праведность", и malki - "царь мой". В преданиях иудаизма и раннего христианства Мельхиседек - современник Авраама, царь Салима, священнослужитель культа Эльона ("бога всевышнего"), что в библейской традиции соответствует богу Яхве. (Интересно, что числовое значение слова "El Elion" ("Всевышний") совпадает с числовым значением слова "Emmanuel" ("С нами Бог"), которым именовали Иисуса Христа). В финикийской мифологии Мельхиседек носит имя Сидик. По одной версии - он отец семи элохимов, или ангелов божественного присутствия. Филон Библский сообщает, что от Амин и Мая (финикийские божества) родились Мисор и Сидик: "милостивый" и "справедливый". Они открыли употребление соли (один из алхимических элементов?). Филон сообщает интересную подробность: Sedek - это раввинское название планеты Юпитер.
МЕЛЬХИСЕДЕК В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Мельхиседек упоминается в Ветхом Завете дважды. Первый раз Мельхиседек, царь Салима встречает хлебом и вином Авраама, который вызволял из плена своего сродника Лота. Благословив дары, царь подал их Аврааму со словами: "Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов в руки твои". После этого Авраам дал ему десятую часть из всего, захваченного на войне.
Этот отрывок объясняет, в частности, почему иудеи-талмудисты стали считать Мельхиседека еретиком: ведь он благословил Авраама раньше, чем Бога! Как сказано в трактате "Недарим", Бог хотел произвести священство от Сима, но поскольку царь Салима допустил непростительную ошибку, его потомки лишаются этого права. Таким образом, "ошибка" Салимского царя стала основанием для передачи священства по линии Авраама, а именно Аарону и его потомкам. (Аарон - брат Моисея). Второе, что мы узнаем из этого отрывка: Мельхиседек признает Единого Бога, как Творца неба и земли.
И третье, Авраам: отделил ему десятую часть всех доходов, хотя царь Салима не из племени Левия. Это позволит в будущем апостолу Павлу воскликнуть: "Подумайте, насколько он был велик! К нему пришел даже патриарх Авраам и принес десятую долю, захваченного на войне! Закон требует, чтобы члены племени Левия, ставшие священниками, собирали со своих братьев, потомков Авраама, десятую часть их дохода. Этот же священник не из племени Левия, но он принял десятую часть трофеев Авраама и благословил его, в то время, когда Аврааму уже даны обещания Божьи. Благословляет всегда тот, кто стоит выше благословляемого. Десятую часть доходов принимают обычно смертные священники, но о Мельхиседеке сказано, что он вечно жив". (Послание к Евреям). Отсюда можно сделать вывод, что Мельхиседек, будучи бессмертным, воплотился в Салимского царя.
Вторично Мельхиседек появляется в Ветхом Завете спустя 1000 лет, в 110-м псалме Давида. Этот псалом называется "пророчески-мессианским" и делится на три части: Мессия - Царь, Мессия - Священник и Мессия - Победитель. Тем самым дается определение подлинного Мессии: он должен обладать тремя достоинствами: Царя, Священника и Победителя. "Клялся Господь и не раскается, - поет Давид о будущем Мессии, - Ты священник вовек по чину Мельхиседека". Так, в Ветхом Завете появляется новое понятие: "чин Мельхиседека". Мельхиседек как бы предваряет пришествие Христа и объясняет Его миссию: Сын Божий придет как царь, как священник и как победитель. Он принесет плоть и кровь Свою в жертву Богу, как и Мельхиседек подносит Аврааму хлеб и вино, жертвуя их Богу Всевышнему. Образ царя Салима становится прототипом Иисуса Христа, соединяя оба Завета в единое целое.
МЕЛЬХИСЕДЕК И ИУДЕЙСКИЕ МИФЫ
В иудейском мидраше о спасении Лота Авраамом говорится, что Мелхиседек, известный также как Адониседек, был Симом, предком Аврама, которого он учил обязанностям священника. Он же отдал Авраму кожаные одежды, сделанные Богом для Адама и Евы и украденные Хамом, но потом возвращенные Симу. В комментарии к мидраше, Грейвс называет Мельхиседека "Цедеком" и утверждает, что он был городским богом Салима, а не Богом иудеев. В другом месте этого мидраше говорится, что Авраму помогал во время сражения таинственный свет, который лился от планеты Цедек (древнееврейское название Юпитера). Таким образом, указывается на двойную функцию Мелхиседека: царя и планеты.
МЕЛЬХИСЕДЕК В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Совершенно неожиданно заговорил о Мельхиседеке апостол Павел. И заговорил в самом "загадочном" своем Послании - в Послании к Евреям:
"Ибо Мельхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его... которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда". Итак, Мельхиседек, был создан до потока времени, и в этом смысле не имеет "начала дней", то есть начала во времени, это значит, он существовал "всегда". Согласно Ветхому завету и другим источникам (Рукописи Мертвого моря, Книга Мормона) до "бытия мира" были созданы умы или разумы, среди которых имелось немало благородных и великих. В книге пророка Иеремии читаем: "И было мне слово Господне: прежде нежели я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я осветил тебя; пророком для народов поставил тебя" (Иер. 1:4,5). По-видимому, так же обстояло дело и с Мельхиседеком: созданный до потока времени, он был определен на роль священника. В этом смысле он является "вечным священником", "священником навсегда". По мнению И. Д. Амусина, основная мысль автора Послания сводится к следующему: выполнение миссии, предназначенной Иисусу, связано с его воплощением в Мельхиседека. Эту мысль он, якобы, пытается внушить тем, кому адресовано послание, и кто явно противится этой идее. Отсюда можно заключить, что адресаты послания были хорошо осведомлены о Мельхиседеке, и он занимал видное место в системе их воззрений. Думается, речь идет о другом. Иисус не воплощался в Мельхиседека, но выполнял те же функции, что и последний: очищающей жертвы. Говоря о чине Мельхиседека, апостол Павел имеет в виду вечное, непреходящее, духовное священство. Именно его и наследует Иисус Христос. "Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства - ибо с ним сопряжен закон народа - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мельхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику". И дальше следует очень важная мысль: кровь тельцов не уничтожает грехов. Христос принес жертву не в скинии, а на небесах, тем самым грех оторвали от тела и перенесли на дух. Символика этого перенесения следующая: отныне грех надо смывать с души, и не кровью тельцов, а жертвованием своего "я". Жертва Христа была принята, и значит, облегчена общая участь человечества. Апостол сравнивает здесь два вида священств: плотское, которое переходит от сынов Левииных, и духовное по линии Мельхиседека. Почему отменяется прежняя заповедь? Прежний завет? - спрашивает он и отвечает: По причине своей немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства. Прежний Завет был записан на скрижалях и хранился в ковчеге, Новый Завет Господь повелел вложить в мысли и написать на сердцах. Отныне сердце человеческое становится ковчегом завета и здесь будет совершаться главное таинство: соединение со Христом и участие в Его жертвоприношении. По чину, по подобию Мельхиседека восстает Священник иной - его священство непреходяще, ибо он однажды совершил жертвоприношение Богу- принес в жертву Себя Самого. Ветхозаветные священники приносили в жертву тельцов и козлов, чтобы их кровью очистить оскверненное тело. Кровь же Христова очищает нашу совесть от мертвых дел. Итак, принимающие в себя дух Христа, получают возможность избавиться от своих грехов и стать совершенными. Послание Павла - это удивительное свидетельство о смене эпох и смене священства. (Ветхий Завет - это Аароново священство, Новый завет - священство Иисусово по чину Мельхиседека). Эпоха Ветхого Завета - грехи и болезни тела, эпоха Нового - грехи и болезни Духа. Теперь понятно, почему Мельхиседека лишают родословия и делают Иисуса Христа священником по чину Мельхиседека. Царь Салима, то есть царь мира - свидетель всемирности Божиих замыслов. Чтобы привести нас ко Христу, Бог действовал не только через Израиль, но и через язычников. Вот почему раввины замалчивали имя "царя правды": Мельхиседек, не иудейский священник, получает дань от Авраама за свое покровительство. Еврей Авраам, прародитель священников-левитов, занимает по отношению к нему низшее положение.
МЕЛЬХИСЕДЕК И СЕКТА ЕССЕЕВ. УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ
Исследования показали, что община ессеев представляла собой религиозную секту, отделившуюся от официального иудаизма и стремившуюся жить в присутствии Бога. Ессеи жили очень обособленно и называли себя "Новым союзом" или "Новым заветом", поскольку старый союз был, по их мнению, нарушен. Сами себя они именовали "общиной нищих" и "сынами света". Тех же, кто не разделял их учения, называли "сынами тьмы", которым в конце времен "отмстит судом Господа" ... Мельхиседек. Из мидраше (комментарий) Мельхиседека мы узнаем, что между "людьми жребия Мельхиседека" и "духами жребия Велиала" происходит борьба, которая в последний, "юбилейный" год закончится победой Мельхиседека. В рукописях Вади-Кумрана "царь справедливости" предстает как небожитель, возглавляющий ангелов, судья от имени Бога, носитель божественной мести, благовестник спасения и искупитель. Но этим миссия Мельхиседека не ограничивается. Судя по дошедшим до нас фрагментам, можно предположить, что Мельхиседек был не только небожителем, но и основателем ессейского движения. В манускриптах Мертвого моря часто упоминается Учитель праведности (он же - Священник, Избранник, Единственный Учитель), которого преследовал некий нечестивый жрец. Сообщается, что Учитель воспринял свое учение из уст самого Бога, который вложил в его сердце мудрость истолковать все слова его пророков-рабов. Он основал общину "сынов света", веря, что когда явится высший судия, все, присоединившиеся к "избранным", будут спасены. В документах говорится о мучениях, выпавших на долю Учителя, а также, что со дня "приобщения Учителя к своим предкам" прошло около сорока лет. Несмотря на то, что сведений об Учителе крайне мало, создается впечатление, что кумраниты относились к нему с обожанием. Интересно, что и грядущий Мессия отождествлялся с умершим Учителем. Так, в Дамасском документе сообщается о переселении "Нового Союза" из Иудеи в страну Дамаска под водительством "толкователя торы", чьими указаниями следует пользоваться до появления Учителя праведности в последние дни. У ессеев существовали благодарственные гимны, по-видимому, составленные Учителем. В одном гимне автор сообщает о своем высоком предназначении: "И ты сделал меня знаменем для избранных праведности и истолкователем познания в поразительных тайнах". Из другого мы узнаем, что он был изгнан из страны: "Как птицу из ее гнезда, так меня вытолкнули из моей страны; все мои друзья и знакомые от меня отступили и сочли разбитым сосудом" (интересно, что в одном из апокрифов Мельхиседек, не признанный своей семьей, в течение 40 лет живет в пещере на горе Фавор).
Эти и другие совпадения позволили некоторым исследователям отождествить Учителя с Иисусом Христом. (см. труд А. Владимирова "Кумран и Христос". М., Беловодье, 2002). На наш взгляд, гораздо больше оснований сравнить Учителя праведности с Мельхиседеком, точнее, с одним из его воплощений.
Можно предположить, что Мельхиседек в Кармеле (где находилась Школа пророков) подготавливал земное воплощение Христа, был режиссером этого величайшего события. Он искоренял язычество, говорил о духовном священстве, о будущей жертве. Земное воплощение и жертва Иисуса Христа стали в каком-то смысле зеркальным отражением миссии Мельхиседека.
МЕЛЬХИСЕДЕК И ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Комментируя Бытие 14:18 Филон рассматривает Мельхиседека, как воплощенный Логос. Согласно концепции Филона, Логос, воплощаясь в истинного человека, становится некоторой средней Божественной природой: высшею, чем человеческая, и низшею, нежели Божественная, "будучи ни рожден как человек, ни не рожден как Бог, но являясь серединою, касающеюся обеих природ и соединяющею их в себе". Он называет Мельхиседека "самоучкой в познании Бога", "началом и источником мудрости", "истинным Первосвященником Бога", ходатаем и посредником, молящимся перед Отцом Своим за род человеческий, искупителем и спасителем человечества, благодаря общением с которым дух и удостаивается трансцендентного существования. В этой связи слова Иисуса о том, что Он "есть, прежде, нежели был Авраам" и что "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин. 8:56-58) некоторые исследователи трактуют следующим образом: Слово, прежде чем "стать" Иисусом, воплощалось в Мельхиседеке. И в самом деле, если Логос - это дух, который вбирает и претворяет послание Всемогущего Бога, то он мог быть воплощен и в предшественниках Иисуса: и Енох, и Мельхиседек пришли в мир, чтобы обновить человеческие идеи, показать пример праведной жизни, поведать о Высшем мире - Небесном Иерусалиме.
МЕЛЬХИСЕДЕК В АПОКРИФАХ
Существует несколько апокрифов, повествующих о "царе справедливости", но наиболее известным считается рассказ, включенный в книгу Еноха. Этот библейский герой упоминается в Ветхом Завете как прадед Ноя, проживший 365 лет. По вознесении Еноха на небо, во главе алтаря и всех людей стал его сын Мефусалом, а после него - Нир. И дальше следует рассказ, называемый "О жене Нира". ...У Нира, брата Ноя, была жена. Звали ее Софонима и была она бездетна. И вот в глубокой старости Софонима безгрешно зачала. Чтобы скрыть свое положение, она уединилась в покоях, как вдруг на 282-й день беременности ее неожиданно позвал муж. Увидев свою престарелую жену в таком положении, он страшно разгневался - ведь с той минуты, как Нир стал иереем, он не входил в покои к жене. Пристыженная, убитая горем Софонима замертво упала к ногам мужа... И тогда опечаленный Нир подумал в сердце своем: "Не от Господа ли моего это случилось с ней?" Явившийся архангел Гавриил подтвердил его догадку и добавил, что рожденный младенец будет вознесен в рай. После этих слов Нир поспешил поведать обо всем Ною, и братья тайно похоронили покойницу. Они облачили ее в черные одежды, затворили дверь и ушли рыть могилу. Вернувшись, братья нашли на одре трехлетнего мальчика редкой красоты с печатью святительства на груди. Братья облачили его в священнические одежды, дали благословенный хлеб и нарекли отрока Мельхиседеком.
Ночью Ниру явился Господь и объявил, что за беззакония людские нашлет на землю погибель, к Ниру же сойдет архангел Гавриил (в некоторых версиях Михаил), возьмет отрока и поместит его в Эдемском раю. Там мальчик переждет потоп и будет явлен миру. Он станет иереем иереев (первосвященником) вовек, и будет превращен Господом в великий род.
Через сорок дней отрок был вознесен на небо. Слова Господа о превращении Мельхиседека в великий род позволили исследователю Кумранских рукописей Игорю Тантлевскому сделать предположение, что Мельхиседек (точнее его дух) будет воплощаться во всех послепотопных первосвященниках, включая Первосвященника Конца дней.
Существуют и древнерусские апокрифы о Мельхиседеке. Один из них приписывают архиепископу Афанасию Александрийскому. Афанасий рассказывает об эллинском царе Мелхиле, у которого было два сына: Мелхил и Мельхиседек. Уверовав в Единого Бога, Мельхиседек отказался привести тельцов для жертвоприношения языческим богам. Тогда разгневанный отец решает принести в жертву самого Мельхиседека. Однако жребий, брошенный по просьбе жены Мелхила, выпадает на брата. По молитве Мельхиседека земля разверзлась и поглотила весь род Мелхила и всех собравшихся на идолослужение. Сам Мельхиседек, названный с этой минуты безродным, скрывается в течение семи лет на горе Фавор. Там его находит Авраам: приносит одежду, постригает волосы и получает от него благословение.
МЕЛЬХИСЕДЕК В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ МИРА. ИСЛАМ, БУДДИЗМ, ТОЛТЕКИ
Ислам: Мельхиседек упоминается в Коране. Согласно одной исламской легенде, именно он перевез тело Адама (после его воссоединения со своей женой и после смерти) для погребения в Иерусалим. И случилось это после потопа.
Буддизм: В Тибетской книге о Великом Освобождении основатель эзотерического учения Падмасамбхава сравнивается с Мельхиседеком. По мнению Эванса-Вентца оба принадлежали к линии Великих Учителей и стали основателями тайных духовных братств, причем орден Мельхиседека возник не позднее 6 века до н. э., а Падмасамбхавы - в середине 8 века н. э. Ничего не известно о рождении этих героев и по легенде, они не умирали.
Толтеки: Толтеки верят, что за сценой мира пребывает некий Безмолвный Наблюдатель, которого они называют Дух Атля. По мнению Толтеков, Атль не является какой-либо мистической личностью, он - вполне реальное существо, однако это не Бог христиан, не Христос, не Будда, не Кришна и не Магомет. Толтеки не пытаются постичь его подлинную сущность, однако уверены, что он размеренно и последовательно пересекает широкие пространства времени. Они говорят, что в христианской Библии ему соответствует Мельхиседек. Именно Атля-Мельхиседека Толтеки именовали и Владыкой Мира, и самим Бытием, в котором мы живем, движемся и существуем.
МЕЛЬХИСЕДЕК В ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Мэнли П. Холл называет "Мельхизедеков" божественными или жреческими правителями наций на земле еще до инаугурации системы временных правителей. Такой вывод он делает на основании фразы апостола Павла о том, что Иисус - священник по чину Мельхиседека. Он делает предположение, что Иисус был одним из "философски избранных" или же пытался восстановить систему их правления. Далее Холл возвращает нас во времена ессеев, которые были хранителями мистического христианства, а также людьми, которые посвятили Иисуса в это знание и дали ему образование. "Если это так,- пишет Холл, - то Иисус, без сомнений, был посвящен в том же самом храме Мельхизедека, где за шесть веков до этого был посвящен Пифагор".
Комментируя введение к "Апокалипсису", болгарский Учитель Омраам Микаэль Айванхов называет Мельхиседека тем таинственным персонажем, который явился Иоанну, чтобы поведать ему о конце времен. Учитель рассказывает о древнем Посвященническом центре, "свет от которого идет через века и никогда не гаснет". Поддерживает это пламя создание, которое обладает всеми знаниями и силами, и которое никогда не умирает; представитель Бога на Земле, известный в преданиях всех народов под разными именами: Мельхиседек в древнееврейской традиции (от "melek" - король, и "tsedek" - справедливость), Царь справедливости; критский царь Минос в греческой мифологии, Ману или Марканде - в Индии.
По мнению Айванхова, от Мельхиседека исходят все директивы, касающиеся судеб человечества. Кроме того, все Великие Посвященные прошли обучение в Его школе. Именно он, Мельхиседек, послал в Рождественскую ночь трех Волхвов как представителей своего Царства, чтобы те поклонились Иисусу - воплотившемуся принципу Христа. Однако если Иисус пришел на землю, чтобы показать людям пример человеческих возможностей, то у Мельхиседека иное призвание - всегда оставаться в тайне. Он не должен проявляться перед людьми, вот почему в отличие от Иисуса Мельхиседек не получил воплощение через чрево женщины. Это существо, созданное сознанием Самого Бога, сознающее себя и потому владеющее материей. Вот почему он - Первосвященник Всевышнего. Первосвященник - это приносящий Богу жертву, в духовном же смысле - отдающий Ему очищенную и преобразованную материю. Удивительным образом эта мысль Айванхова перекликается с древним коптским манускриптом "Пистис София", в котором Мельхиседек назван "Приимщиком, очищающим свет". (см. ниже).
Забегая вперед, можно предположить, что Мельхиседек как преобразователь материи заложил основы алхимии, то есть преобразования низшего в высшее. "Запечатывая" душу, он принимает знаменитое "золото алхимиков" - золотое качество, выработанное душой в круге воплощений. Отработанную энергию Первосвященник очищает при помощи высочайших вибраций и чистую духовную материю поставляет Архонтам Судьбы, из которой последние и создают души.
Вознесенный Учитель Джвал Кул утверждает, что Эхнатон принадлежал к линии древнего священства ордена Мельхиседека, к которому принадлежали Енох, Илия, Заратустра, Иоанн Креститель, Иисус и многие другие.
Он рассматривает различные аспекты Бога и в связи с этим различные уровни взаимоотношений с Ним. Так, религия Христа сосредоточилась на идее воплощения Слова. Религия Матери - на Его женском аспекте. Те же, кто был настроен на Его едва уловимое Присутствие, воспевали религию Любви, как "огня поедающего". Это мистики и жрецы священного огня, зороастрийцы и те, кто принадлежит к духовному ордену Мельхиседека. Джвал Кул говорит о едином, солнечном центре - "йоде пламенеющем", куда однажды войдут все.
ВЕЛИКИЙ ПОСВЯТИТЕЛЬ
Алиса А. Бейли в книге "От Вифлеема до Голгофы" называет Мельхиседка одним из трех главных посвятителей в христианские мистерии. Первый - это собственная душа человека, второй - Христос исторический и третий - Ветхий Днями, Тот, в Ком мы "живем и движемся и существуем", Мельхиседек. Бейли пишет: "Он - Тот, Кто принимает посвященного и руководит высшим раскрытием сознания, которое является наградой за успешно пройденные испытания. Он - Тот, Чья "звезда сияет", когда посвященный входит в Свет".
Мельхиседек приходит, когда мы стоим на пороге высшего достижения - Распятия и Воскресения.
СЕКТА МЕЛХИСЕДЕКИАН
Отождествление Мельхиседека с Духом Святым мы находим и в "Панарионе" Епифания, где он описывает иудейскую гностическую секту мельхиседекиан. Епифаний пишет, что они рассматривали Мельхиседека в качестве Святого Духа, Сына Божьего, "превосходящего Христа". "Превосходство" же его, по словам Марка Пустынника, состояло в следующем: Мельхиседек не имел ни отца, ни матери, тогда как Иисус был только без отца. (Марк Пустынник "Против мельхиседекиан"). Представители этой секты полагали Мельхиседека "Первосвященником Небесного Храма" и "Посредником" между Богом и людьми: благодаря этому посредничеству и возможно обрести прощение Бога. С этой целью они приносили ему свои жертвоприношения.
МЕЛЬХИСЕДЕК В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Рассуждая о Небесных Иерархах, которые начальствуют над иерархами человеческими, Псевдо-Дионисий вспоминает Мельхиседека - Иерарха, любезнейшего Богу, которого "Богомудрые мужи" не просто называли другом Божьим, но и Иереем. Дионисий уточняет, что он был жрецом не ложных богов, но истинного Бога, который и других наставлял на путь к единому Божеству. Чуть ранее, рассуждая об ангельских чинах, он пишет: чем ближе к Богу находятся Ангелы, тем совершеннее они, и Божественные внушения, получаемые непосредственно от Бога, совершеннее тех, которые сообщаются опосредствованно. "Поэтому и в нашем священном предании первые Умы называются совершенствующими, просвещающими и очищающими силами по отношению к низшим". Не функция ли это небесного Иерарха - Мельхиседека?
МЕЛЬХИСЕДЕК В ИСТОРИЧЕСКИХ ХРОНИКАХ
О праведности Мельхиседека, царя Салимского, говорит и еврейский историк Иосиф Флавий. Из его "Иудейской войны", мы узнаем, что Мельхиседек, властитель Ханаанеян, был первым, кто основал Иерусалим. На языке наших предков, сообщает далее Флавий, он был назван праведным царем и полностью оправдал это имя. "В силу этого он первый стал священником Бога, первый построил святилище и основал город, прежде именовавшийся Салимом, Иерусалимом". Интересно, что Иосиф Флавий в молодости провел один год среди ессеев и был послушником у пустынника-ессея Банна. Об этом Флавий сообщает в своей автобиографии. Описывая участие ессеев в войне с римлянами, он подробно останавливается на пыточных истязаниях, которым подвергались кумраниты: "Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они легко отдавали свои души в полной уверенности, что снова получат их в будущем". Это очень важный момент, так как он подтверждает веру кумранитов в перевоплощение. Таким образом, для ессеев было естественно верить, что умерший Учитель воплотится в Мессию и явится в конце дней.
МЕЛЬХИСЕДЕК И ГНОСТИКИ ("Пистис София")
Гностицизм возрос на почве христианства и иудаизма. В нем можно найти следы греческой философии и восточных религий. Тем интереснее будет рассмотреть один из древнейших гностических текстов коптского происхождения, известного под названием "Пистис София".
Согласно этому древнему документу, Иисус Христос после воскресения в течении 11 лет проповедовал своим ученикам на Масличной горе. В одном из фрагментов появляется имя уже знакомого нам Мельхиседека. Он назван здесь "Восприемником света". Функция Мельхиседека состоит в том, что он отнимает у Архонтов Эонов (Архонт - высшее должностное лицо, эон - век) и Архонтов Судьбы, то, "что тревожит их". Очищает эти силы (по-видимому, энергии) и несет очищенные потоки в Сокровищницу света. Вещество это собирают Литурги всех Архонтов, отдают их Литургам всех Архонтов Судьбы и Литургам Света, которые ниже Эонов, и те создают из этого очищенного вещества души людей и скота, пресмыкающихся, зверей и птиц. Наступает момент, когда сила Архонтов истощается, и они начинают поглощать вещество света, лишая души необходимой энергии. Тогда приходит Иисус в сиянии Славы, поворачивает Сферы Тиранов таким образом, что изменяет соотношение добра и зла в мире. "Я сократил времена ради моих избранных, иначе никакая душа не могла бы спастись", - говорит Иисус ученикам.
В конце документа прослеживается путь души, которая в поисках света попадает в мир Хаоса и совершает беззакония, понуждаемая обманным духом. Наконец она попадает к Деве света, которая бросает "силу света для ее выпрямления". Когда же душа завершает свой (кармический?) круг, Мельхиседек, великий Восприемник света, "запечатывает" эту душу, и она попадает в Сокровищницу света. Такая душа дает славу и честь и хвалу гимнов (по-видимому, имеется в виду сияние Тела Славы) и переходит в место наследования. Мельхиседек предстает в этом тексте как один из Элохимов (множественное имя Бога, включающее мужское и женское начала), работающий с энергиями душ.
МЕЛЬХИСЕДЕК И АНТРОПОСОФИЯ
С текстом "Пистис София" был хорошо знаком антропософ Рудольф Штейнер. В комментариях к Евангелию, он упоминает "Пистис Софию" и говорит о Мельхиседеке, как об "очищающем святом до Христа". По мнению Штейнера Авраама встретил великий посвященный Солнечных Мистерий, явившись перед ним в эфирном теле Сима - родоначальника семитов.
Сим - один из трех сыновей Ноя. Именно от него произошел весь семитский народ, так как в эфирное тело Сима "было воткано существо аватара". Эфирное тело каждого семита стало точным отображением эфирного тела Сима. По мнению Штейнера, эфирное тело Сима было после его смерти сохранено в духовном мире, и именно в него облекся при воплощении на Земле царь Праведности Мельхиседек.
По мнению Штейнера, ритуал, который совершал жрец Адонаи Мельхе-седек перед жрецом древних иудеев Авраамом, имеет глубокий сакральный смысл.
Мельхиседек принес в жертву хлеб и вино, которые в науке посвящения идентичны соли (вспомним, что финикийский Сидик ввел в употребление соль!) и сере (фосфору). Через соль (хлеб) человек соединяется с Землей, через вино (фосфор) - отрывается от нее. Соединение соли и фосфора ставит человека в правильные отношения с земным бытием. Древние еврейские жрецы заменили хлеб, содержащий соль, опресноками. Тем самым они поставили себя над Землей, признавая лишь небесное жречество. Евреи времен Христа не понимали, что Мессия может явиться в земном теле. Эту ошибку первым понял Павел, которому Христос открылся в своем эфирном облике. Во время знаменательной встречи с Авраамом, Мельхиседек дал ему (через жертву соли и фосфора) учение о повторных воплощениях. Те, кто участвовал в его жертвоприношениях, узнавали, что зло, совершаемое в этой жизни, переходит с данного тела на тело следующей земной жизни. Именно это перенесение и развивает мировую судьбу человека - карму. Если бы земные дела завершались в одной жизни, то плоды доброго и злого унаследовал после смерти человека "князь мира сего" - люциферически-ариманический дух. Штейнер пишет: "Жертва Мельхиседека состоит в том, что исцеление, спасение от грехов сохраняется за людьми, но так, что они постоянно вырываются из власти князя мира сего, обретая возможность из собственного существа в дальнейших жизнях изгладить собственные грехи".
МЕЛЬХИСЕДЕК И "КНИГА МОРМОНА"
По сути, Церковь Иисуса Христа (Мормоны) единственная, где сохранилось понятие "Мельхиседеково священство". Мельхиседек упоминается в Книге пророка Алма. Однако в отличие от Послания к Евреям, где Иисус становится Первосвященником по чину Мельхиседека, здесь священник Мельхиседек имеет тот же чин, что и Сын Божий. Алма поясняет, что священники были посвящены в этот чин, "будучи еще призваны и уготованы от основания мира по предведению Бога за великую веру их и добрые дела". Однако Бог предоставил этим людям свободу выбора. Избравшие добро и проявившие глубокую веру, были призваны на это святое служение. Другие же, из-за своего жестокосердия, лишились этого великого преимущества. Среди первых и был священник Мельхиседек.
Согласно откровению, полученному Иосифом Смитом-младшим, до Мельхиседека священство называлось Святым Священством по Сану Сына Божия, "но из-за уважения или благоговения к имени Высочайшего Бытия и во избежание частого повторения Его имени Церковь в древние времена называла это священство по имени Мельхиседека, то есть Священство Мельхиседеково". Если Аароново священство (меньшее) состоит в том, чтобы исполнять внешние таинства, букву Евангелия (крещение покаяния для отпущения грехов), то есть, "держать ключи служения Ангелов", то высшее, Мельхиседеково священство "держит ключи всех духовных благословений Церкви".
МЕЛЬХИСЕДЕК И ХРОНИКИ АКАШИ
На рубеже 19-20 веков пастор и медик Леви Х. Доулинг путем долгих исследований и медитаций вошел в эфирное пространство и "записал" Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея.
В нем говорится, что до сотворения мира Христос - с Богом-Отцом и Богом-Матерью вошел в Акашу (Вселенский Разум) и стал создателем протоматерии и всего видимого и невидимого мира.
Чтобы показать безграничность Своей любви, Он ниспослал каждому миру и каждой планете духа божественной Любви. Все они были помазаны на великое служение, и каждый стал Христом. Один из них - Енох Посвященный, пророк, жрец и провидец, сменивший свою смертную плоть на божественную, минуя смерть. Другой Христос - Мельхиседек, живший во времена Авраама и указавший людям путь через жертву: он отдал свою жизнь в добровольную жертву за людей". Что это была за жертва, Леви не сообщает, но можно предположить, что речь идет об апокрифе, который приписывают Афанасию Александрийскому (см. ниже). Косвенное подтверждение о жертве Верховного священника мы находим и в тексте из Наг-Хаммади, условно названном "Мелхиседек". Мельхиседек рассказывает, что люди били его, затем распяли в третьем часу накануне воскресенья, после чего он восстал из мертвых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мельхиседек - действительно, магическое имя. Оно стало ключом к открытию многих тайн, своеобразным пропуском в древние эпохи и тайные общества. Это небольшое путешествие помогло открыть тайну 'чина Мельхиседека', которая состоит в том, что чин этот передается не по наследству, но по избранию Богом. Это духовная священническая преемственность Великих Учителей человечества, и Мельхиседек был одним из них.
В 'Тайной Доктрине' Мельхиседеку отводится роль Божественного Наставника, одного из Дхиан-Коганов, Змиев Мудрости или Питри. Блаватская пишет: 'Эти существа сначала появляются как Боги и Создатели, затем они вливаются в нарождающегося человека, чтобы появиться, наконец, как 'Божественные Цари и Правители'. Мельхиседек - одно из собирательных имен, могущественная сущность, которая жертвует собой, воплощаясь на земле, дабы учить народ истине и справедливости. Его имя напрямую связано с Пятой Расой, которая была направлена к восстановлению Религиозных Мистерий. (см. Мэнли Палмер Холл 'Мелхиседек и мистерия огня. Мелхиседек в различных учениях'. Киев, София, 2001). Явившись перед Авраамом с дарами, он преподал древнюю истину о жертвенной любви к Богу и положил начало литургии хлебом и вином.
Образ Мельхиседека - неисчерпаем. Так, исследователь из Санкт-Петербурга В. Жданов высказал предположение, что Послание к Евреям было обращено к последователям секты мельхиседекиан, а Е. С. Лазарев говорит о коррективах, которые вносит в образ Мельхиседека древнегреческий оригинал этого Послания: там имя Мельхиседек переводится не как 'царь мира', но 'владыка покоя'. 'И тогда Мельхиседек подобен суфийскому праведнику, именуемому 'кутб' - 'полюс', высочайщая вершина в иерархии святых'. Не случайно, на иконостасе почти каждого православного храма в праотеческом ряду изображён Мельхиседек с дарами - хлебом и вином, как прообраз Евхаристической Жертвы.
4. Апокрифические Евангелия (Личная библиотека Борхеса). - Спб.: Амфора, 2000.
5. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. - М.:РМ, 1994
6.Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря.- М.: АН СССР, 1961
7. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. - Спб., Наука, 1993
8. Филон Библский. Финикийская мифология.
9. Трубецкой С. Н. Начатки гностицизма.(Гностики, М, 1996)
10. Трофимова М. К. Из коптских гностических текстов ("Пистис София", фрагменты). - Сборник "Знаки Балкан", ч. 2. М., 1994.
11. Тексты Кумрана. Вып. 1. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И. Д. Амусина. - М.; Наука, 1971.
12. Айванхов О. М. Приближение града небесного: Комментарий к Апокалипсису. - М.: Всемирное Белое Братство, 1997.
13. Священное Писание в свете духовной науки (новые переводы с духовнонаучными комментариями). - М.; Философско-антропософское издательство, 2000.
14. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - Новосибирск, Наука, 1997.
15. Кутхуми, Джвал Кул. Человеческая аура. Продиктовано Посланникам Марку Л. Профету и Эдизабет Клэр Профет. - М, Саммит Юниверсити Пресс, 2000.
16. Теун Марез Учение Толтеков. Книга 1. Возвращение воинов.- Киев, София, 1997.
17. Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. Спб., 1994.
18. Книга Мормона: Новые свидетельства об Иисусе Христе. Изд. Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Солт-Лейк-Сити, Юта, США. 1988.
19. Алиса А. Бейли "От Вифлеема до Голгофы". М., НАВНА-3, 2001.
20. Роберт Грейвс, Рафаэль Патай "Иудейские мифы: Книга бытия". - М., Б.С.Е.-Пресс, 2002.
Сегодня моя книжка "По чину Мельхиседека" появилась в магазине изд-ва "Дельфис"! телефон: 623 37 55
Можно купить в редакции, а можно заказать с доставкой на дом или другим способом. Книга небольшая, но достаточно информативная, иллюстрированная. Дополненная новыми сведениями и материалами, которые расширяют наше представление об этой уникальной Личности.
7 февраля 2012 года.