Григорян Елена Николаевна : другие произведения.

Размышления почемучки, или Сколько цветов у радуги?..

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем больше мы живём в этом мире, тем больше вопросов к нему у нас возникает, причём, весьма неожиданных.

   Мне, как человеку, которого пытались учить и в области точных наук, и в области художественных знаний, иногда удаётся видеть мир с двух ракурсов, дополняющих друг друга и делающих картинку реальности как бы более объёмной, голографической, что ли. Но иногда оба ракурса, налагаясь один на другой, что-то такое вытворяют с реальностью, что я совсем перестаю её понимать. Ракурсы эти такие разные, можно сказать, даже противоположные, если учесть способы получения знаний в каждом из них: точные науки мы постигаем при помощи разума и логики, обитающих в нашем мозгу; а художественное восприятие нам обеспечивают чувства, о месте обитания которых никто ничего не знает, хотя, подозревают - это сердце.
   Если раньше я считала, что точные науки потому и называются точными, что они точнее, объективнее описывают реальность, чем оперирующая образами и чувствами субъективная художественность, то сейчас у меня есть в этом определённые сомнения. Думается, иногда, всё же, чувства "знают" точнее мозга. Нечасто, но случается так, что разум с его логикой не ведают того, что "знают" чувства, и тогда говорят о хорошо развитой интуиции. А в ней человек разбирается ещё меньше, чем в собственном разуме. Я так долго и нудно об этом пишу вот почему.
   Задумывались ли вы, почему спектр света (ньютоновский из физики) состоит из 7-и цветов, а цветовой спектр художника (согласно цветовому кругу Гёте) из 6-и?.. Пусть подходы разные, но речь-то об одном и том же. Чем объяснить такую разницу? И если для художественного мира она, может быть, не очень заметна - подумаешь, одним больше, одним меньше, - то для мира точных наук разница очень даже существенная. Мнение творца из области точных знаний, который познаёт посредством разума - 7, а мнение творца в художественной области, генерирующего свои шедевры при помощи чувственного источника - 6. Кто прав?
   Немного напрягаем воображение и восстанавливаем цвета радуги. Это несложно, поскольку, чтобы запомнить эти семь цветов в нужном порядке, мы ещё с детства знаем присказку - Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). И сразу всплывает кое-что, очевидное даже для школьника - у мэтра точных наук среди 7 цветов есть 2, являющихся оттенками друг друга: голубой и синий. Что это, неточность точной науки?.. Но это же Ньютон!.. Не мог же это не увидеть... (страшно произнести) сам Исаак Ньютон? Но, оказывается, это увидел, пусть тоже гений, но совсем не физик и совсем не ньютоновского уровня - Вольфганг Гёте. Да, он занимался естественными науками, но прежде всего, он великий поэт и прозаик, т.е., представитель того рода деятельности, который пользуется чувствами, а не разумом в качестве источника своих знаний. Получается, не его, Ньютона, знания точнее, а Гёте?.. (Если говорить о неточностях, вы можете вспомнить рядом с именем Ньютона имя Эйнштейна. Но там совсем другое, и неточности совсем другие).
   Уже на первом курсе художественных учебных заведений, как таблицу умножения заучивают цветовой круг Гёте. Гениальное в своей простоте изобретение! Согласно которому, кстати, в нашем видимом мире только 3 основных цвета: красный, синий и желтый. Ещё 3 образуются на их стыках: смешение красного и желтого даёт оранжевый, желтого и синего - зелёный, а синего и красного - фиолетовый. Шесть! И никак не семь. Следующие уровни этого цветового круга дают знания о получении более сложных оттенков этих основных цветов, цветов следующих порядков, а так же об отношении цветов между собой (есть, например, цвета, которые, находясь рядом, усиливают или гасят друг друга) и т.д. То есть, цветовой круг Гёте - это такая же основа художественных знаний, как законы Ньютона в механике. Но цвет - это же физика. Точная наука. Получается - великого физика на его же поле превзошёл великий поэт? Поэт точнее физика на поле физики?.. Отказываюсь верить!
   Ещё раз представим себе радугу. Сколько мы видим в ней цветов? Не оттенков, - цветов? Оттенки - это совсем другая тема. Преподаватели в художественных учебных заведениях утверждают, что хорошо тренированный глаз может различить до 50 оттенков только чёрного цвета, но всё это один цвет - чёрный. Так вот, цветов в радуге не увидеть больше, чем 6. Почему же Ньютон говорит о 7-и? Вы верите, что он мог так по-детски ошибиться? И я нет!
   По правде говоря, где-то, как-то, когда-то... попадалась мне отрывочная и не совсем достоверная информация о том, что великий физик увлекался алхимией и мистикой (а значит, мог банально предпочесть число 7 числу 6). Но это всего лишь предположение. Автор фундаментальных законов механики ради красоты числа не мог так грубо согрешить против истины. В это тоже ни вы, ни я не поверим.
   Так сколько цветов в радуге? Кто ошибается: Ньютон или Гёте? Или никакой ошибки нет, а я со своими двумя ракурсами просто не могу чего-то понять? Но чего?..
  
   Елена Григорян, 12.2017
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"