Аннотация: Здесь только предисловие к книге.Всю книгу ( вместе с приложенной к ней кассетой) можно заказать ,обратившись на сайт www.kimtyrist.boom.ru
П р е д и с л о в и е
Бесспорен тот факт,что все наиболее крупные открытия рождались на стыке двух и более наук.Помимо открытий это нечто новое рождало совершенно иную
отрасль знания, в которой было общее и с предыдущими науками.
Нечто подобное произошло и в музыкальном искусстве с рождением феномена-
"джаз".Музыка,первоначально вывезенная невольниками из Африки,дала нео-
жиданные ростки на американской земле.На протяжений двух столетий здесь
шло формирование ярко самобытного искусства, подобно которому не было
нигде на земном шаре и которое получило обобщенное название "афро-аме-
риканская музыка".Одна из кульминационных точек этого процесса -рождение
блюза.
В музыковедческой литературе достаточно много уделено изучению истории возникновения блюза , его национальным корням ,социальной стороне вопроса,
взаимодействию двух мировоззренческих культур(африканской и американской) и т.п. .но мало подходов с чисто музыковедческих позиций ,
мало самого музыкального анализа.Это и понятно.Во-первых,нам, европейцам ,
воспитанным на традициях оперно-симфонической музыки и легкожанровых
разновидностях,сложно воспринимать ,скажем,китайскую музыку или те же
негритянские "архаические" блюзы.Здесь и разные мировоззрения и мироощу-
щения, и разное музыкальное мышление.Во- вторых, чтобы понять логику блюза,его музыкально-выразительные основы и формообразующие принципы,
надо отойти от глубоко изученных закономерностей европейской музыки ,отой-
ти от многовекового опыта анализа европейского творчества.Наконец, в- третьих, блюз,как мы увидим, знаменует собой иной тип музыкального мыш-
ления , отличный от музыкального мышления как европейцев ,так и африкан-
цев.
До сих пор среди аналитиков джаза нет ясности в определении многих понятий,
начиная с. понятия "джаз", "свинг", "блюз",не говоря уже о всевозможных околоджазовых стилях. Конечно, это ничуть не препятствует развитию джаза,однако неразработанность некоторых аспектов его теории приводит к дилетантизму,к поверхностному пониманию сущности джаза.
Вся проблема здесь в том,что традиционный музыковедческий анализ в применении к джазу просто несостоятелен.Академический подход к джазу и к его источнику - блюзу,перенос его критериев и эталонов так называемой "серъезной" музыки мешает правильному суждению о джазе.Слабость музыко-ведческой науки в том ,что она в поисках этих определений ищет ответ исключительно в области технических и метроритмических особенностей джаза при полнейшем игнорировании его психофизической природы. Другими словами, джаз больше требует не науки (музыковендения),не логики,а
психологии,ибо джаз движется не наукой , а эмоцией.
Мы глубоко признательны Валентине Конен за ее научные публикации по теории блюза.Это труды,заслуживающие большого внимания и всестороннего
И все же после ее последних работ прошло около 10-ти лет.Блюз ,как и джаз
в целом , хотя и вторгся в мировое искусство еще с 40-х годов,но в России
стал распространяться только после развала СССР, когда мы заимели возмож-
ность получения различной западной информации и в частности музыкаль-
ной. По сути дела мы,старшее поколение,имели свободный доступ послу-
шать джаз только из передач Уиллиса Коновера по радио "Голос Америки".Не-
сомненно,этот человек,обладающий приятным басом,по которому можно
учиться произношению английского языка,внес огромный вклад в популяриза-
цию джаза.Именно старое поколение советских людей училось по его музыкальным передачам ,а по продолжительности ведения программы (почти 40 лет! ) он дос-
тоин "Книги рекордов Гиннесса ."
Поистине произошла революция в доступности джаза начиная с 90-х годов, после развала КПСС ,ког-
да любители джаза могли приобрести все виды музыкальных записей от кассет
до дисков , а с внедрением интернета и цифрового спутникового телевидения,
джаз стал доступен и в качестве видеозаписей.
Однако, и до сего времени происходит смешение понятия "джаз" и "блюз".Это видно и по названиям
фильмов-"В джазе только девушки","Мы из джаза",где джаза нет.И по названиям оркестров,например, "Джаз-оркестр под управлением Л.Утесова,
где также отсутствует джаз.А многие композиторы,сочинив медленную красивую мелодию,также называют свои опусы "блюзом".Видимо,"джаз" и
"блюз" стали модными словечками.Конечно,в некотором образе можно гово-
рить о советском джазе,о его специфике, корнях и прочее и прочее ,но подлинный джаз у нас стал развиваться только в посткоммунистическое время ,то есть с 1990 года.
Говоря это мы не претендую на истину,это наше,чисто субъективное мнение,подкрепленное однако аргументами и фактами.Старым людям,воспитанным на коммунистической идеологии,тоже трудно признаться,что они были оболваненными,что они не являлись хозяином своего сознания и что настоящий хозяин сидел в горкоме.Также трудно согласиться джазменам(любителям джаза),которые жили в крупных городах,где еще бывают гастроли джазовых знаменитостей , что у нас не было своего джаза.
Здесь можно провести аналогию с философией.В советское время она у нас не развивалась,именно та,которая существовала на Западе.Ее просто не было.У нас
возникла своя философия,которую идеологи возвели в ранг науки и в которой
были свои понятия и категории,-"марксистско-ленинская философия".
Мы не хотим вдаваться в дискуссию по этим темам,а просто выложили свое мнение,основываясь на отдельные доводы, которые, кстати, можно и расширить..Цель же нашего исследования-показать свое видение блюза,каков он есть в джазе,
причем не со стороны официальной науки ( теория музыки, музыковедение,логика и т.д ),а со стороны субъективного восприятия. Было кем-то сказано,что джаз - "далек от науки,равно как и само искусство,которое никогда не будет наукой,ибо он движется не логикой, а эмоцией".
Поскольку мы хотим рассмотреть блюз не вокальный или классический,а блюз,который есть в джазе,то данную книжку мы так и назвали -"Блюз в джазе".Это своего рода эмоциональный взгляд любителей джаза ,
где мы проанализируем инструментальный блюз и блюзы отдельных вокалистов джаза(Джо Вильямс,Рей Чарлз,Ди Ди Бриджуотер и др).
Учитывая сложность рассматриваемого вопроса и отсутствие литературы,дающей музыкальный анализ инструментальному блюзу (форма,гармоническая структура,мелодика,ритмика,интонация и т.п.),нам не приходится делать ссылки на авторитеты и их мнения по данной работе,как это у нас принято.Мы также не спрашиваем ценных советов и замечаний наших джазофилов,"отцов джаза" и т. п..Это вызвало бы долгосрочные дискуссии.Причем, сколько было бы авторитетов, столько же и ожидаемых прямо противоположных мнений.
.Зато мы и не претендуем на "научное исследование", дабы не получить тумаков от ученого музыковедческого мира с его научными степенями..Здесь просто наш субъективный взгляд на современный инструментальный блюз,каким он сформировался к XXI веку и каким мы его видим.
Данная книжка располагает в качестве отдельных примеров нотным приложением и звуковой иллюстрацией инструментальных блюзов различными исполнителями и возможно будет представлять интерес для музыкантов и любителей джаза.