Где-то в середине августа 1969 года мне неожиданно позвонил директор Житомирского городского Дома культуры Захар Давыдович Гурвич:
- Альфред, привет, дорогой! Это Гурвич говорит, - услышал я в телефонной трубке знакомый голос.
- Здравствуйте, Захар Давыдович! Как поживаете? Как Ваше здоровье?
- Спасибо, всё нормально. А ты как?
- У меня тоже всё хорошо.
- Слушай, Альфред, у меня к тебе есть серьёзный разговор. Но не по телефону. Ты смог бы подойти ко мне в Дом культуры?
- Конечно, но не в обычный рабочий день. До обеда я обычно "обхожу дозором" своих самодеятельных заводских артистов и готовлю материалы для них, а после обеда провожу репетиции.
- Так, когда тебя можно ждать?
- Захар Давыдович, давайте встретимся в ближайшую субботу утром, если Вам это удобно.
- Мне удобно. В 10 часов тебя устроит?
- Отлично. Буду у Вас в 10 часов утра в субботу. Будьте здоровы! До встречи!
- До встречи, Альфред!
"Интересно, - подумал я, - о чём это Гурвич хочет со мной серьёзно поговорить? Просто так он звонить не будет. Значит, действительно, у него ко мне есть что-то важное. Ну что же, подождём до субботы".
В субботу в 10 часов утра я постучал в дверь кабинета директора ДК.
- Да-да, войдите! - услышал я голос Гурвича.
Открыв дверь, я вошёл в кабинет.
- Можно, Захар Давыдович? Доброе утро!
- Здравствуй, дорогой! Ты, как всегда, точен. Молодец!
Мы обменялись рукопожатием.
- Садись, устраивайся поудобнее, - пригласил меня хозяин кабинета.
После того, как я сел, Захар Давыдович сел напротив, внимательно посмотрел на меня и произнёс:
- Я хочу, чтобы ты отнёсся со всей серьёзностью к тому, что я тебе сейчас скажу. Хорошо?
- Я весь внимание, Захар Давыдович.
- Ты сейчас работаешь худруком в клубе завода "Электроизмеритель" не в штате, а по трудовому договору с почасовой оплатой, верно? - начал Гурвич.
- Да. А откуда у Вас эти сведения?
- У меня есть свои источники информации. А знаешь ли ты, мой друг, что если с тобой по какой-нибудь причине в следующем году не заключат новый договор, то ты останешься без работы? - задал Гурвич новый вопрос.
- Теоретически, конечно, это возможно, - ответил я.
- Вот именно, - продолжал Захар Давыдович. - Чтобы такой проблемы у тебя не было, тебе нужно быть принятым в штат той или иной организации. Тогда ты будешь уверен в своём завтрашнем дне. И я тебе в этом могу помочь. Я имею честь предложить тебе должность художественного руководителя нашего Дома культуры. Заметь, что это - должность штатная.
- Позвольте, Захар Давыдович, но ведь эту должность занимает Миша Некрич. - попытался возразить я.
- К сожалению, уже не занимает. Он уволился и ушёл на другую работу. Я много думал, кому я могу передать эту должность, и мой выбор остановился на тебе. Что скажешь?
- Всё это так неожиданно, - несколько растерянно проговорил я. - А как же моя работа в заводском клубе? Я только-только начал там разворачиваться за 4 месяца работы. Кроме того, я познакомился с людьми, которые разрабатывают новые электромузыкальные инструменты. И как раз сейчас я помогаю им своими консультациями в создании электронного баяна.
- Ты можешь продолжать свою консультативную помощь в этом деле, не работая на заводе. Твои новые друзья могут выписать тебе пропуск, когда ты им понадобишься. Что же касается твоей работы там в качестве худрука, то разве можно сравнивать масштабы заводского клуба и городского Дома культуры. Ты же мне рассказывал, что работал главным концертмейстером в Ансамбле песни и танца при городском Доме культуры в Казахстане. Ведь так?
- Да, это было в Гурьеве до моей службы в армии.
- Так я тебе могу сообщить, что мы уже начали работу над созданием такого Ансамбля на базе нашего Дома культуры. Художественным руководителем, хормейстером и дирижёром этого Ансамбля будет Михаил Енин - директор нашего музыкального училища, балетмейстером и постановщиком танцев - Лев Мирочник. А главным концертмейстером Ансамбля мог бы стать Альфред Грибер. Ну как тебе нравится такое предложение? - глядя мне прямо в глаза, спросил Гурвич.
- Вы прямо искуситель, Захар Давыдович, - несколько ошарашено ответил я. - Разбередили мне душу своими планами.
- Таким образом, - продолжал директор ДК, - у тебя будет две должности: одна штатная - художественный руководитель городского Дома культуры и одна договорная - главный концертмейстер Ансамбля песни и танца. Правда, зарплату ты будешь получать одну, худрука, но зато она выше, чем та, которую ты сейчас получаешь в заводском клубе. А это тоже немало важно. Мне кажется, я тебе сделал такое предложение, от которого тебе просто невозможно отказаться. Я прав или неправ?
- Правы, Захар Давыдович, несомненно, правы. Вы мне сейчас нарисовали такую заманчивую картину моей будущей работы, что мне остаётся только согласиться с Вашим предложением.
- Тогда не будем тянуть время, - решительно проговорил Гурвич. - Быстрее увольняйся из клуба и приступай к исполнению своих новых обязанностей.
Полтора выходных дня прошли в раздумьях и беседах с родными. Но к исходу воскресенья решение было принято: следует соглашаться на предложение Гурвича.
В понедельник утром у меня состоялся ответственный разговор с заведующей заводским клубом Натальей Петровной. Я рассказал ей о своём разговоре с Гурвичем, потом каждый из нас привёл свои аргументы "за" и "против". Однако констатация того факта, что работа в штате предпочтительнее работы по трудовому договору, сыграла решительную роль.
Как бы то ни было, но 1 сентября 1969 года я был принят на должность художественного руководителя городского Дома культуры. И снова всё завертелось: репетиции, концерты, организаторская работа. Шла бурная подготовка к первому выступлению нового Ансамбля - праздничному концерту в честь Великого Октября.
А справедливости ради, следует отметить, что всё в ДК держалось на энтузиазме его директора - Захара Давыдовича Гурвича. В свои уже немолодые годы он обладал завидной энергией. Только благодаря его личным качествам, ДК считался центром культурной жизни города.
И вдруг в октябре энергия Гурвича нашла себе новый объект - дом-музей С. П. Королёва, генерального конструктора советской космонавтики. По стечению обстоятельств Сергей Павлович родился в Житомире. И теперь было решено открыть на родине героя его дом-музей. Гурвич переключил всё своё внимание на создание этого музея, намереваясь стать его директором.
В ДК это сразу стало чувствоваться. Раньше Гурвич всех заводил своими идеями. А теперь стало как-то тихо, спокойно и, можно сказать, скучно. Хотя внешне каждый выполнял свою работу по-прежнему. Вскоре у Гурвича появился заместитель, некий Владимир Потанин.
И тут, как всегда, неожиданно в конце октября мне звонит Наталья Петровна Лавренчук, заведующая заводским клубом:
- У меня для тебя такие новости, просто закачаешься. Нужно срочно сегодня увидеться. Я к тебе приеду в ДК.
- Хорошо, я Вас жду.
Буквально через полчаса мы с Натальей Петровной уединились в моём худруковском кабинете.
- Ты не представляешь, что произошло за эти два месяца после твоего ухода, - взволнованно начала Наталья Петровна. - Наше начальство ужасно разволновалось из-за того, что упустили тебя. Председатель завкома и директор завода пошли к секретарю горкома партии и попросили его помочь выбить в Облсовпрофе штатную должность художественного руководителя для нашего клуба с хорошей зарплатой. Короче говоря, нам эту должность официально дали. После этого тот же секретарь горкома партии по просьбе нашего руководства вызвал к себе директора ДК Гурвича. Ему объяснили, что такой крупный промышленный гигант как завод "Электроизмеритель" должен иметь хорошую художественную самодеятельность. А для этого горком партии заинтересован в том, чтобы худрук ДК Грибер вернулся на завод в качестве худрука клуба. Поэтому горком партии рекомендует Гурвичу не препятствовать своему худруку, если он подаст заявление на увольнение по собственному желанию. Короче говоря, нужно только твоё заявление об увольнении.
- Наталья Петровна, но я не собираюсь пока увольняться.
- Вот именно, пока. А ты знаешь, что Гурвич пробивает себе место директора дома-музея Королёва. Так что очень скоро его здесь не будет. А без такого организатора, как Гурвич, Дом культуры очень скоро развалится. Помяни моё слово. И ещё неизвестно, как комфортно тебе будет работать с новым директором. А у нас ведь тебе было хорошо. К тебе уже привыкли люди. Все спрашивают, где ты делся. Да и начальство тебя ценит. Что заметь, тоже не последнее дело. А ведь наш завод всё-таки всесоюзного значения. Видишь, как мы быстро выбили для тебя должность. А ты умеешь хорошо работать, поэтому и мы с тобой так быстро сработались. Так что, думай хорошенько и не упускай свой шанс. А мы все тебя очень ждём.
Распрощавшись с Натальей Петровной и проводив её до служебного выхода, я возвращался в свой кабинет. Вдруг позади себя я услышал голос Гурвича:
- Альфред, дорогой, зайди ко мне, пожалуйста, есть разговор.
Мы зашли в его кабинет и сели около стола.
- Как тебе у нас работается? - спросил Гурвич.
- Нормально, Захар Давыдович, - ответил я. Работы, как всегда, хватает с избытком. Много внимания приходится уделять подготовке праздничного концерта, на котором состоится первое выступление нового Ансамбля. Пока вроде идём в графике. А почему Вы вдруг задали мне такой вопрос? Я что-то не так делаю, может быть?
- Да нет, ты всё делаешь так, как надо. Дело совсем в другом. Тут меня на днях вызывали в горком партии по твоему вопросу.
- По моему вопросу? - удивился я, догадываясь, о чём пойдёт разговор. - Я ведь человек беспартийный.
- Ты да, человек беспартийный, но я-то партийный. А в горкоме мне прямым текстом сказали, что они заинтересованы в том, чтобы ты вернулся работать в клуб завода "Электроизмеритель". Там для тебя вроде выбили штатную должность худрука. И меня "попросили" посодействовать твоему переходу обратно на завод, - грустно констатировал Гурвич.
- Так что, Захар Давыдович, Вы меня увольняете? - поинтересовался я.
- Да ты что, в своём уме? Но если ты задумаешь уйти от нас по собственному желанию, я не имею права тебе препятствовать в этом. Ты должен сам решить эту проблему. Хочешь - оставайся работать в ДК, хочешь - возвращайся на завод. Я приму любое твоё решение. Первое - с радостью, а второе - с грустью и сожалением. Я полюбил тебя, как сына, и мне будет трудно с тобой расставаться.
- Захар Давыдович, откровенность за откровенность. Я слышал, что Вы тоже собираетесь на другую работу. Это правда?
- В нашем Житомире трудно что-то скрыть от людей. Все всё сразу узнают. Я признаюсь тебе, что очень серьёзно занимаюсь созданием Дома-музея Королёва. Я собираю у жителей Житомира необходимую для экспозиции мебель и другие предметы времён, близких к дате рождения Сергея Павловича. Мы разыскали в Москве его мать - Марию Баланину, и она описала нам те вещи, которые были у них в доме на улице Дмитриевской. Сейчас мы занимаемся поиском жилья для тех людей, которые живут в этом доме в настоящее время. Затем предстоит очень серьёзный ремонт этого дома, чтобы придать ему вид того времени, когда в нём жил Королёв. Причём заметь, что я за это не получаю никакой специальной оплаты и никаких денежных средств. Поэтому приходится крутиться. Но, в конце концов, я надеюсь, что стану директором этого музея. А это, как ты сам понимаешь, уже всесоюзный уровень. После меня здесь, по всей видимости, останется директором мой нынешний заместитель Владимир Потанин. А с ним, мне кажется, ты кашу не сваришь.
- Спасибо за откровенность, Захар Давыдович. Мне было очень приятно работать с Вами. А решение я приму в самое ближайшее время.
- Я только прошу тебя никому не рассказывать о нашем с тобой сегодняшнем разговоре, - попросил Гурвич.
- Конечно, Захар Давыдович. Вы бы могли это и не просить. Я знаю, что можно рассказывать другим, а что нет, - пообещал я.
Разговор с Гурвичем заставил меня отнестись серьёзно к предложению Натальи Петровны. Поразмышляв пару дней, я написал два заявления: одно - директору ДК об увольнении по собственному желанию, а другое - в завком профсоюза завода "Электроизмеритель" о принятии меня на работу в клуб на должность художественного руководителя.
В завкоме прореагировали молниеносно и зачислили меня в штат завкома с 1 ноября 1969 года.
А в Доме культуры произошёл некоторый сбой. В эти дни Гурвич ушёл в отпуск и оставил вместо себя исполняющим обязанности директора ДК своего заместителя Владимира Потанина. А тот побоялся уволить меня, не получив на то разрешения Гурвича. Поэтому я оказался работающим одновременно в двух местах.
Праздничные концерты мне пришлось репетировать сразу на двух работах. Хорошо ещё, что концерт в ДК состоялся 4 ноября, а в заводском клубе - 5 ноября.
Октябрьские праздники в этом году продолжались 3 дня, потому что 9-е число попало на воскресенье. Но и после праздников я продолжал работать и в ДК, и в заводском клубе. Хорошо ещё, что на заводе понимающе отнеслись к такой ситуации. Но, тем не менее, из горкома партии последовал всё же звонок и.о. директору ДК с "просьбой" уволить меня с занимаемой должности худрука ДК.
И только 20 ноября был подписан Потаниным приказ о моём увольнении из ДК по собственному желанию.
Вот такие случились в моей жизни вполне оправданные переходы из клуба в ДК и обратно.