Аннотация: Рецензия на роман Леонида Андреева "Дневник Сатаны"
Дневник от Мефистофеля
(Леонид Андреев "Дневник Сатаны" -1921)
В мировой литературе неоднократно обыгрывался один и тот же прием - приход Сатаны на Землю.
Леонид Андреев нашел для своего романа новые, достаточно оригинальные сюжетные повороты. Дьявол воплощается в американского миллиардера Генри Вандергуда, с целью одарить людей благотворительностью, обмануть ложными благородными действиями, лозунгами и обещаниями. Вместе с Сатаной появляется и его подручный - черт из ада, принявший облик слуги Топпи.
Уже первые дни пребывания на Земле ошарашивают новоявленного Мефистофеля. Люди изменились, стали злее, хитрее, коварнее. Божьи заповеди попраны и забыты. Люди ненавидят друг друга, ни во что не верят, готовы извести друг друга с помощью насилия, войн, революций. На Земле царят ханжество, среблолюбие, обман и разврат. Капиталисты разжигают пламя войны, террористы заливают улицы кровью... Сатана терпит фиаско, его наивные планы одурачить человечество - детский лепет, в сравнении с реальностью!
Особенно удались Андрееву сцены с папой римским, жаждущим лишь власти и денег любыми способами. Даже адского слугу Топпи церковники принимают за святого.
Зловещим и страшным получился у писателя образ настоящего "Дьявола" - Фомы Магнуса, рядящегося в тогу "борца за светлое будущее человечества", но реально готового "взорвать его", залить кровью. Фома ненавидит людей и не верит людям. Он легко обманывает Вандергуда, присваивая себе его капиталы, оставив предпринимателя фактически нищим.
Поначалу "лучом света" кажется Сатане Мария - девушка необыкновенной красоты и кротости, представленная как дочь Магнуса. Он даже считает ее воплощением Мадонны.
Но и она оказывается лишь любовницей Магнуса, лишенной чувств и мыслей, воплощением похоти и разврата, вступившей в половую связь еще в юные годы...
Роман читать горько, он пронизан неверием в Человека. И еще. Найдя оригинальный сюжетный ход, писатель не может его развить. Сюжет вязнет в необязательных разговорах персонажей, бесконечных повторах. Все же удел Андреева - рассказы и небольшие повести.