Аннотация: О самом загадочном романе Александра Грина "Блистающий мир".
Блистающий мир великого романтика
(Александр Грин "Блистающий мир" 1921-1923)
Один из самых удивительных и необычных романов, как в литературе советской, так и вообще, в российской. Роман настолько многослойный, что может иметь различные толкования. Его можно перечитывать, каждый раз открывая что-то новое. Итак, в городе появляется человек - не человек, а загадочное существо из другого мира с диккенсовским именем Друд.
Друд готовит выступление в цирке - полет.
Его полет - это "удар вихря", который "гасит пламя невежественного рассудка царей природы". После начала полета и зависания в воздухе, многие зрители испытывают непонятную тоску. Это чувствуют даже волевые и бесстрастные натуры. После второго приема - разбега и полета, летящий Друд становится страшным. Он поет песню о блистающем мире, но вызывает лишь людскую панику. А так же желание людей разрушить, смять, уничтожить, то, что выше их понимания. Министр Дауговет отдает приказ о его ликвидации.
И лишь холодная красавица Руна Бегуэм желает приручить Друда, и, с его помощью, получить власть. Руна уже многое успела испытать: и наукам обучалась, и в кругосветном путешествии была, и даже занималась благотворительностью в пользу слепых.
Она помогает Друду бежать из тюрьмы. Но Друд отказывается от власти над миром - это ему не интересно.
Друд - своеобразный богочеловек, существо из иного мира. Схож с лермонтовским демоном. Он может гипнотизировать людей (как стражника в тюрьме), может с помощью особого "внутреннего зрения" посещать различные уголки мира. Взгляд его на человечество несколько снисходителен.
А временами можно сказать, что Друд з презрением относится к людской цивилизации.
В номере гостиницы он небрежно швыряет окурки на пол. Зрителей в цирке Друд считает "жирными домашними гусями, следящими за полетом орла". Руна для него - гусеница, которая не хочет стать бабочкой. Он, пусть и невольно, убивает агента тайной службы. Он убивает старого развратника Торпа, у которого Тави должна работать чтицей порнографических романов. Удивительно, что Друд, видимо, как и Грин, не верит в перевоспитание человека и его изменение. То, на чем основывалась советская власть. Друд не пытается изменить Руну в лучшую сторону. Он поучает Стеббса, но как-то ненавязчиво, мимоходом, не особо веря в его грядущее изменение.
Но сам А.Грин дает Руне шанс. Руна уезжает в деревню, работает, пытаясь забыть Друда. Приходит как-то в церковь и видит ... Друда в виде изображения на стене, возле маленького Христа... На нее вновь накатывает тоска...
Но существо из другого мира Друд, подобно Мастеру, находит свою Маргариту. Это Тави, простая, искренняя и добрая девушка. Она верит в его полет на аппарате из колокольчиков. И она уходит с ним в блистающий мир, как и Маргарита с Мастером. Но сам Друд почему-то с Тави не останется, возвратиться в мир земной.
Самая последняя часть романа - самая загадочная. На Друда устраивает охоту некая таинственная организация во главе с Руководителем. Друда находят разбившегося, в луже крови. Но, не мираж ли это, вызванный истинным Друдом, которого убить нельзя?
В книге много загадок. Она, безусловно, повлияла еще на два величайших романа ХХ века: "Мастера и Маргариту" Булгакова и "Пирамиду" Леонова.
В первом романе есть многое от Грина: и приход в Москву таинственного существа, и выступление в Варьете, и паника, и мир иной...
В "Пирамиде" Л.Леонова, в 40-е годы, в Москве, появляется ангелоид Дымков, тоже выступающий в цирке. Холодный и отстраненный, как Друд.
Фантазия Грина породила моду на книги о летающих людях (или демонах). Можно вспомнить еще "Ариэль" А.Беляева, "Ночного орла" А.Ломма, "Барьер" П.Вежинова, "Альтиста Данилова" В.Орлова, "Записки ангела" О.Николаева и прочие.