Мухаметова Ирина Анатольевна : другие произведения.

Вечный сюжет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Ирина Мухаметова

Вечный сюжет

Действующие лица

   Писательница, автор детективов
   Муза

Действие 1

Комната. Большое окно. Шкаф, стол, компьютерный стол, несколько стульев, диван, кресла. Много книг. Писательница работает за компьютером. Раздается какой-то звук!

   Писательница: Что это? Кто тут?

Писательница заглядывает под стулья, под столы, но никого не находит. Опять раздается тот же странный звук. Писательница уходит. Через сцену пробегает Муза. Она в плаще и маске. Выходит Писательница.

   Писательница: Кто тут? Эй!

Тот же звук. Писательница опять уходит. Муза выходит и садится в кресло. Выходит Писательница.

   Писательница: Вы кто? Эй! Вы кто? Как вы сюда попали? Почему вы молчите? Вы кто?
   Муза: Я Муза.
   Писательница: Кто?
   Муза: Муза.
   Писательница: Муза? Лихо! А почему в маске?
   Муза: Так надо.
   Писательница: Ладно, надо так надо! А все-таки, вы кто?
   Муза: Говорю же вам, я Муза!
   Писательница: Муза... Уговорили! Предположим, что вы Муза! Тогда очень приятно! Слушайте, а вы мужчина или женщина? По голосу определить сложно! Может быть, вы встанете и пройдетесь!

Муза делает несколько шагов по комнате, потом опять садится в кресло.

   Писательница: Муза должна, насколько я, конечно, понимаю, быть женщиной. А вы на нее одновременно и похожи, и не похожи! Может быть, вы, конечно, и женщина, но мне кажется, что вы мужчина!
   Муза: Кажется? Запомните это слово.
   Писательница: Это вы к чему?
   Муза: Вы сами определили, что я мужчина!
   Писательница: Хорошо, я согласна. Вы - мужчина! И что?
   Муза: Давайте все-таки остановимся на том, что я Муза.
   Писательница: Муза так Муза. Я же говорю, что на это я согласна.
   Муза: Теперь предположим, что со мной вы разобрались!
   Писательница: Разобрались?
   Муза: Я же говорю, предположим! Я - Муза. А вы кто?
   Писательница: Я?
   Муза: Вы!
   Писательница: Если ко мне пришла Муза, то значит, я писательница.
   Муза: Кто?
   Писательница: Ой! Подождите! Кто же я? Я автор. Я пишу детективы. И значит, я сейчас же сажусь за стол! Вы, я так понимаю, будете мне диктовать, а я записывать?
   Муза: С чего вы это взяли? Ничего подобного я делать не буду!
   Писательница: Я что-то, наверное, не так поняла! Вы же Муза? Муза... Но диктовать вы мне не будете? Не будете...Тогда зачем вы пришли?
   Муза: На вас посмотреть!
   Писательница: Я вас не понимаю! Вам что-то от меня надо?
   Муза: Что-то надо! Ответьте мне на один вопрос.
   Писательница: На какой?
   Муза: Вы сами читаете то, что пишете?
   Писательница: Что? Это вы к чему? Конечно, я не читаю, что пишу! Это же вполне естественно! Когда мне это делать?
   Муза: Мое предчувствие меня не обмануло. Вы такая более-менее образованная женщина не могли не ужаснуться своих творений, если бы вы их прочитали!
   Писательница: Что вы сказали? Ужаснуться своих творений? Все так плохо?
   Муза: Катастрофически!

Писательница подходит к шкафу и достает оттуда книгу.

   Писательница: Я вам, конечно, верю, но проверить не мешает! Где тут мои книжки? А, вот! Открываем! Читаем! Начало более-менее ничего! А вот тут плохо! И тут! Ой, как стыдно! И здесь отвратительно! Это я так пишу?
   Муза: Вы, вы.

Писательница берет другую книгу.

   Писательница: Это, наверное, книжка попалась неудачная! Возьму другую! Начало нормальное! А потом опять плохо! Слушайте, а как же это другие люди читают? Вы знаете, какой у меня рейтинг? Мне письма со словами благодарности пишут! Значит, это кому-то нравится! А мне вот не нравится!
   Муза: Почему же вы раньше об этом не задумывались?
   Писательница: Некогда! Попробуйте-ка раз в два месяца книжку выдавать! Я и так, как проклятая, вкалываю! А еще есть и встречи с читателями, и интервью! Времени-то не хватает!
   Муза: А когда вы на тот свет придете, вы что предъявите?
   Писательница: Это вы к чему?
   Муза: Как к чему! Не девочка же вы! Пора подумать о будущем!
   Писательница: О будущем? Тот свет - это мое будущее? Оригинально!
   Муза: Да, тот свет - это ваше будущее!
   Писательница: Мои книги приносят людям радость, поднимают настроение!
   Муза: Ваши книги в лучшем случае надо продавать в аптеках, как успокоительные лекарства, по рецепту врача! И на книгах это должно быть написано! А те, кто читает ваши детективы, должны ясно понимать, что на них испытывают психотропное оружие. Вы зомбируете людей!
   Писательница: Видите, вы все понимаете!
   Муза: Вы не поняли мои слова! Люди должны знать, что с ними происходит, когда они берут ваши книги в руки!
   Писательница: Это комплимент? Ха-ха-ха!

Муза резко встает.

   Муза: Так, все. Все было зря! Мой приход к вам был не нужен! Вам уже ничем не поможешь! Прощайте!
   Писательница: Как? И это все?
   Муза: Все! Я ухожу! Прощайте!
   Писательница: Стойте! Как это - все? Не надо так! Подождите! Я так ничего и не поняла! Стойте!
   Муза: Вас недооценили! Или переоценили! Это как вам больше нравится! Но мне с вами говорить больше не о чем!
   Писательница: Подождите! Подождите! Неужели все было зря? Стойте! Не каждый день ко мне Муза приходит! Подождите! Садитесь! Давайте поговорим! Подождите! Я была не права!
   Муза: Интересно!
   Писательница: Я знаю, что пишу ерунду, но не могу остановиться! Но я хотела, как лучше! Честное слово! Не уходите! Я же старалась! Останьтесь! Вы не сердитесь на меня! Я все понимаю! Но по-другому я писать не умею, да и не хочу. Никому этого не нужно!
   Муза: А вы пробовали?
   Писательница: Я это делать боюсь!
   Муза: Странно!
   Писательница: Если писать серьезно, то надо над каждым словом думать, каждую фразу по несколько раз переделывать, а тогда я не успею написать книги, за которые мне платят. Времени и сил не будет!
   Муза: А что в этом страшного?
   Писательница: Понимаете, так я еще несколько лет продержусь, и старость себе обеспечу. А если начну задумываться о том, что пишу, то могу и бросить это дело. А это делать никак нельзя! Денежки всем нужны в нашем мире! А у меня семья, дети!
   Муза: Мир един! В одном месте дается, в другом отнимается!
   Писательница: И где же это у меня отнимается?
   Муза: В памяти о вас.
   Писательница: Как это в памяти обо мне? Я еще пока что живая!
   Муза: Вот именно! Пока что! Но потом вы останетесь в памяти людей как автор своих книг!
   Писательница: Ну и что? Другие и этого не получат!
   Муза: Вы о других не думайте, вы о себе думайте! Каждый за себя отвечает! Понятно? Почему вы молчите?
   Писательница: Я хотела добра людям! И вы же не будете спорить, что мои книги покупают! И почему вы считаете, что я пишу ерунду? Я сочиняю сказки для взрослых! Что могу, то и пишу. Придет человек вечером домой, книгу откроет и обо всем забудет, обо всех своих проблемах. Что в этом плохого?
   Муза: Разве я говорю, что это плохо? Но лекарство можно пить только тогда, когда болеешь. Нельзя же человеку все время сидеть на успокоительных средствах!
   Писательница: Но это уже не моя проблема! Это проблема читающего! Он может не читать! А если он ищет мои книги в магазинах, значит, они не такие уж плохие! Вот! Это вы отрицать не станете?
   Муза: Как лекарство, может быть! Но книга - это все-таки нечто большее! Давайте, в конце концов, посмотрим правде в глаза! Ну? Почему вы молчите?
   Писательница: Вам, музам, конечно, виднее. Какое вы имеете право меня мучить? Я не умею писать по-другому. Не умею! Так что? Мне совсем не писать? Зачем вы пришли? Уходите!
   Муза: Никуда я не уйду! Теперь я никуда не уйду! Поняли? Теперь я никуда не уйду!
   Писательница: Вот это поворот! То Муза хочет уйти, и я умоляю, чтобы она осталась! То Муза не хочет уходить, когда ее выгоняют!
   Муза: Я не уйду!
   Писательница: Блеск!
   Муза: Стараюсь!
   Писательница: Ладно, вы правы. Что уж скрывать! Конечно, в самой глубине души, у меня копошатся вопросы к себе, но я стараюсь о них не думать!
   Муза: А вы задайте эти вопросы мне!
   Писательница: Я так сразу не могу это сделать! Я не могу ничего четко сформулировать! Все, что меня мучает, вертится вокруг таких фраз как "кто я?", "зачем я пришла на этот свет?". Но конкретно задать вопросы я не могу!
   Муза: Молодец! Умница! Замечательно! Потрясающе! Вы все правильно сказали!
   Писательница: Объясните, что вас так обрадовало? То, что я не могу сформулировать вопросы?
   Муза: Да, да, да! Вот в этом и суть! В том, что вопросы есть, а сформулировать вы их не можете! Слушайте внимательно, вы эти вопросы у себя в голове ощущаете? Наличие их ощущаете?
   Писательница: Ощущаю.
   Муза: А до ума они не доходят?
   Писательница: Не доходят.
   Муза: Ну и какой же вывод из этого следует? А?
   Писательница: Есть что-то такое, абсолютно реальное, но умом не понимаемое!
   Муза: Ура! Наконец-то! Я же говорю, что вы молодец!
   Писательница: А у вас с головой все в порядке? Или это уже я сошла с ума? Так, надо успокоиться! Все хорошо! Есть что-то такое, абсолютно реальное, но умом не понимаемое! Мистика какая-то! Хотя если ко мне пришла Муза, и я этому не удивилась, то пусть будет и это что-то. Я согласна!
   Муза: Вы умница!
   Писательница: Вы опять меня хвалите! Но за что? Я не понимаю! Хотя, подождите! Если есть какие-то реальные вопросы, умом не понимаемые, то, значит, есть и реальные ответы, тоже умом не понимаемые. И этот ответ - вы, то есть приход ко мне абсолютно реальной Музы! Правильно?
   Муза: Вы собираетесь все назвать словами?
   Писательница: Нет, конечно, нет. Это невозможно! Я поняла, что то, что вы мне передадите, не будет облечено в слова! Это потом я на бумаге должна все сама сформулировать! Мы будем стараться приблизиться к истине, потому что, как я понимаю, истину понять до конца нельзя. Правда заключается в том, что у каждого своя правда. Я приняла ваше существование, я согласна говорить с вами, но я не приму ваши доводы автоматически. Чтобы что-то понять, я сама должна пройти весь этот долгий путь познания себя. Но, знаете, я почему-то боюсь! Мне страшно! Очень страшно!
   Муза: И что? Мне уйти? Я сделаю так, что вы сейчас уснете, и утром все наши разговоры будут казаться вам только неприятным сном, который вы скоро забудете.
   Писательница: Ну, уж нет! В путь! К себе! Странно звучит это сочетание! Но так оно и есть! Вперед!
   Муза: Молодец! Экзамен сдан!
   Писательница: Экзамен?
   Муза: Если Муза осталась с вами, то это и означает, что вы сдали экзамен.
   Писательница: Сдала экзамен? Куда и для чего?
   Муза: На подключение к каналу.
   Писательница: К чему?
   Муза: К каналу информации.
   Писательница: Вот это да! Фантастика! И вы ко всем людям приходите?
   Муза: Нет, что вы! К единицам. Но если они не выдерживают экзамен, я ухожу. Я же говорю, что вы молодец!
   Писательница: Да, чудеса! А что это за канал информации?
   Муза: Это я говорю доступным для вас языком. Мы же договорились, что вы все должны понять не умом, а всей своей душой.
   Писательница: А наши классики были подключены к каналу?
   Муза: Конечно. И не только писатели, но и поэты, драматурги, музыканты, художники, ученые. Все великие творческие личности!
   Писательница: Вот это да!
   Муза: Не радуйтесь! Подключиться к каналу, это еще полдела, надо еще суметь рассказать о том, что узнаешь.
   Писательница: Так, это я поняла. Информация идет опять-таки на уровне мысли и чувств, а не прямым текстом.
   Муза: Вот именно!
   Писательница: Теперь я могу задать вам любой вопрос задать? Из любой области знаний? Из химии, физики, математики?
   Муза: Можете.
   Писательница: 2х2?
   Муза: 4.
   Писательница: 14х14?
   Муза: 196.
   Писательница: 125х125?
   Муза: 15625
   Писательница: Так неинтересно!
   Муза: Конечно, неинтересно. Чтобы что-то спросить, надо этот вопрос сначала сформулировать. А у вас, насколько мне известно, знаний из точных наук очень мало!
   Писательница: Это точно! Не будем отбирать чужой хлеб.
   Муза: Тогда давайте поговорим о литературе!
   Писательница: Вы думаете, я имею на это право? Я же не наши великие классики, чтобы такие беседы вести. Как я, никто, смею говорить о литературе?
   Муза: Все творческие люди проходят через этап сравнивания себя с великими. И только единицы идут дальше - делать то, что умеете только вы.
   Писательница: Все равно, я боюсь!
   Муза: А кто говорил, что не будет бояться?
   Писательница: Я говорила. Вперед! Не будем бояться! Но как все-таки отличить хорошие книги от псевдокниг?
   Муза: Настоящая книга - это фонарь, который освещает потемки жизни!
   Писательница: Это чья-то цитата?
   Муза: Я так полагаю, ваша!
   Писательница: Интересно! Значит, чем больше хороших книг я прочитаю, тем светлее будет вокруг меня? И что же я увижу? Так, не подсказывайте! Я поняла! Я увижу путь к себе! Правильно?
   Муза: Абсолютно! Вы еще раз подтвердили, что вы умница!
   Писательница: И то, что я писала раньше, никак фонарями назвать нельзя. Я лишь только нашептывала людям в темноте истории, чтобы они не думали о страхе и забывали на время о своих проблемах. Ой, как стыдно!
   Муза: Видите, как вы меняетесь!
   Писательница: Как мне стыдно! Лучше бы я вообще ничего не писала!
   Муза: Вы еще можете исправить положение.
   Писательница: Как?
   Муза: Написав другие книги!
   Писательница: Я не смогу!
   Муза: Сможете! Понимаете, иначе вы останетесь в памяти людей только автором своих уже написанных книг! А это несправедливо!
   Писательница: Давайте лучше поговорим о литературе. Я слышала о том, что существуют так называемые "бродячие" сюжеты, которые переходят из произведения в произведение. Это так?
   Муза: Мы называем это вечным сюжетом.
   Писательница: Поняла. Люди к нему как бы подключаются. И сюжет передается им на уровне мысли, а уже потом они пытаются рассказать его своими словами через образы. Поэтому детали и подробности у всех разные.
   Муза: Знаете, может, кончим все это? Теперь мне страшно за вас! Вы слишком способная ученица!
   Писательница: Страшно? Не стоит! Я хочу пройти этот путь до конца. Не надо меня останавливать. Вечный сюжет... Например, это сюжет о Золушке, которая находит своего принца! Или сюжет о любви замужней женщины! Сколько людей пытались их рассказать! Хотя нет, все не так! Это части вечного сюжета! То есть сначала девушка была небогатой, на ней женился хороший человек, а потом ей этот человек разонравился и она влюбилась в другого! Правильно? Или вот возьмем известные в литературе образы Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет, Фауст, Мефистофель. Сейчас мне уже ясно, что это только варианты чего-то одного. Тот же Клавдий - это Дон Жуан, Гертруда - Донна Анна, Офелия - Маргарита, Валентин - Лаэрт, Командор - призрак. Гамлет похож в чем-то и на Дон Кихота, и на Фауста.
   Муза: А Мефистофель?
   Писательница: Это и призрак, и командор одновременно. Что-то сверхъестественное, что требует платы. Это справедливость, то есть попытка заплатить по счету! Хочешь быть таким, какой ты на самом деле - плати! Своей судьбой! Словом, каждый автор говорит об одном и том же, но как умеет только он.
   Муза: Как вас остановить! Я боюсь за вас!
   Писательница: Вот этого не надо! Но я не могу перестать думать! Я должна все понять!
   Муза: До чего же еще мы дошли?
   Писательница: До бездны!
   Муза: Хорошо сказано! Поняли или почувствовали?
   Писательница: И то, и другое. Меня коснулось дыхание вечности!
   Муза: Одно слово, вечный сюжет!
   Писательница: Конечно! У каждого человека бывает в жизни момент, когда он задает себе вопрос "Быть или не быть...". То есть получается, что каждый человек знает вечный сюжет! И поэтому, услышав любую историю, он уже может предположить, чем она закончится! Правильно? Но слушайте дальше! Насколько я поняла, в вечном сюжете обязательно есть образ вечного возлюбленного. И он, как две половинки яблока, похож на самого человека, на того, каким он хочет быть. И каждый, кто встречается человеку, сравнивается с этим идеальным возлюбленным. Иногда думаешь, что вот он - нашелся, но это только так кажется. Потом еще кто-то встречается, и он тоже похож на вечного любимого. А это все шуточки высшей силы! То есть я поняла, что у каждой женщины есть какой-то образ мужчины, который ей нужен. И она его представляет очень четко. И всю жизнь она этот образ ищет. А он, этот образ, есть ее представление о себе. Только мужского рода. Вот такой замкнутый круг получается! И потому все мужчины, которые мне лично нравились в жизни, несли черты этой моей второй половинки из вечного сюжета. Это я, но мужского рода! Потому что только такие мужчины и могли меня заинтересовать! Не случайно же, они все похожи между собой!
   Муза: Слушайте! Я боюсь за вас! Сбавьте обороты!
   Писательница: Нет, теперь начнется самое интересное! Теперь поговорим о вас, о Музе. О тех, кто заставляет творить! У мужчины это, значит, Муза, а у женщин, получается, что это Муз! По аналогии с мужем. Муж! Муз! Муж! Муз!
   Муза: Оригинально! И что дальше?
   Писательница: А то, что Муза - это и есть образ моей второй половинки, моего идеального возлюбленного, который может вдохновить на новые произведения! Человек ждет такого вечного любимого всю жизнь. Поэтому вы и пришли ко мне в образе мужчины! А иначе нельзя никого, в том числе и меня, "сдвинуть" с места! Во мне, чтобы стать собой, должно было появиться желание любви к кому-то! Правильно? То-то! А теперь представьте, я разговариваю с мужчиной! Не с вами! С другим мужчиной! Хотя можно и с вами! Вот он, этот мужчина, что-то сказал, что мне понравилось! Я смотрю на него заинтересованно! И что? Он меняется у меня на глазах. Мне нравятся высокие мужчины, и этот мужчина как бы становится выше ростом! Мне нравятся широкоплечие, и этот мужчина как бы расправляет плечи. То есть становится таким, каким я хочу его видеть! И даже его лицо меняется на моих глазах! Этот мужчина уже кажется мне таким симпатичным! И в нем я вижу уже черты моей второй половинки, моей Музы! Я становлюсь все красноречивее, а наша с ним беседа становится для меня все интереснее! Словом, любовь - это один сплошной эгоизм! И как я сейчас понимаю, желание любви - это всего лишь желание стать собой. Желание любить так, как хочу, и того, кого хочу, того, кто равен мне!
   Муза: И какой же из всего этого вывод?
   Писательница: Вывод? Слушайте! Стойте! Как я была раньше глупа! Но теперь я все поняла! Какой ужас!
   Муза: Что произошло? Успокойтесь! Что вы, в конце концов, поняли?
   Писательница: Я знаю, кто вы! Вы - демон! Воланд! Мефистофель! Дьявол! Вы меня искушаете!
   Муза: Да, слов нет! Хотя можно сказать, что это и так! Я же говорил, что вы умница!
   Писательница: Значит, я права! Какой ужас! Вот он вечный сюжет - встреча с дьяволом, описанная во многих книгах! Может быть, вы хотите, чтобы и я написала на эту тему?
   Муза: Если хотите, напишите! Почему бы и нет? Разве мы сейчас не мило болтаем?
   Писательница: Нет, это кошмар! Понимаете, я сама спросила вас о вечном сюжете. И получила ответ и, в конце концов, встречу с дьяволом! А если бы я спросила о чем-нибудь другом?
   Муза: А вы сами как думаете?
   Писательница: Наверное, каким бы не был мой вопрос, о чем бы я ни спросила, встреча с вами мне была бы обеспечена. Разве не так? В каждом сюжете, в каждой истории есть борьба добра и зла. И размышляя об этой борьбе, мы переходим на наши внутренние оценки хорошего и плохого. А, следовательно, мы неминуемо приходим к мыслям о вас! И начинается внутренний диалог с вами, в котором вы пытаетесь убедить человека, что зло не такое уж и плохое, а добро не такое и хорошее. И нередко в этом споре вы и побеждаете.
   Муза: Я не делаю зла.
   Писательница: Конечно, человек сам делает зло. Вы только его провоцируете!
   Муза: Естественно!
   Писательница: Вот именно! Естественно! Какое чудесное слово! Нет, вы не дьявол! И теперь я поняла, почему вы в маске! Потому что я очень хорошо знаю ваше лицо! Оно мне знакомо до мельчайших подробностей! Снимите маску! Я знаю, кто вы! Вы - это я! Правильно? Я угадала? И теперь я напишу об этом книгу! И у нее, действительно, будет вечный сюжет, который мысленно пишет каждый писатель, но почти никто никогда его не записывает! Приход Музы в жизнь человека!

Вдруг свет гаснет. Наступает темнота. Потом опять свет зажигается. Писательница находится на том же месте. Только Музы нет.

   Писательница: Муза, где вы? Неужели мне все это приснилось? Неужели это был сон? Нет, такой финал уже был у других авторов! И он так хорошо все объясняет! Как все просто! Во сне может присниться все, что душе угодно! Так вот мне все это не приснилось! Это был не сон! Это все было на самом деле! Ко мне приходила Муза. И я обязательно напишу об этом ее визите! Слышите, Муза? Я не буду ничего бояться! Не буду! Слышите?

Занавес


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"