Горький-детектив, или Не сердитесь на меня, Алексей Максимович!
В истории принимают участие герои произведений Максима Горького - романа 'Мать' (Павел Михайлович Власов и его мать Пелагея Ниловна), романа 'Жизнь Клима Самгина' (Клим Иванович Самгин), пьесы 'Дачники' (Суслов Петр Иванович, его жена Юлия Филипповна и его дядя Двоеточие Семен Семенович), пьесы 'Мещане' (Кривцова Елена Николаевна и Нил, машинист) и пьесы 'На дне' (странник Лука и Константин Сатин).
С событий, описанных в перечисленных выше произведениях, прошло какое-то время.
Нижний Новгород красив в любое время года, а как хороша Стрелка, где встречаются две реки - Волга и Ока! Но лучше всего в этих краях летом, когда открывается знаменитая Нижегородская ярмарка.
Так думал благообразного вида старик, подходя к крепким деревянным воротам, за которыми возвышался дом, судя по всему, недавно построенный. Он немного постоял около калитки, переминаясь с ноги на ногу, но потом все-таки громко постучал. Скоро раздался звонкий женский голос.
- Кто там?
- Ниловна, это я!
Калитка отворилась. За ней стояла женщина средних лет в белом платочке. Глаза ее буквально светились добротой. Она поправила платок на голове и всплеснула руками.
- Лука! Ты, что ли? Давненько я тебя не видела.
- Вот пришел, Пелагея Ниловна.
- Все странствуешь?
- Странствую. Вот и опять в ваш город ноги привели. Пустишь переночевать?
- Пущу. Как нашел-то меня?
- Добрые люди подсказали, но в новый дом я не пойду, где-нибудь во дворе посплю. Сарайчик-то у вас есть?
- Как не быть! А то, может, в дом?
- Нет, не пойду.
- Как знаешь!
- Хоромы у вас теперь, право слово, хоромы!
- Да, дом хороший. Его Павел, как вернулся, отстроил.
- Так он, значит, сейчас тут в городе?
- Где же ему еще быть? По делам вот сейчас ушел, к вечеру вернется. Чай-то ты будешь пить?
- Буду.
- Только что самовар закипел, как будто знала, что зайдешь! Сейчас принесу тебе, тут на крылечке и попьешь.
Через несколько минут Ниловна появилась с чашкой чая и тарелкой, на которой лежали румяные пирожки.
- Ух, ты! Вкусные пироги у тебя, всегда их вспоминал, потому что нигде лучше не ел.
- Жизнь научила! Я ведь на фабрике их продавала, тем и жила, пока Павлуша-то ... Да что теперь вспоминать!
После чаепития Лука достал из котомки разноцветные камешки.
- Красивые!
- Бери, если хочешь.
- Откуда такие?
- Из дальних стран.
- Ты и там побывал?
- И там. Ты-то как?
- Живу.
- А Павел как? Опять за прежнее взялся?
- Ты это про что?
- Ясно уж про что. Он же у тебя по политической статье на каторге был.
- Сейчас молчит об этом со мной, не говорит, чем занимается. Ничего я не знаю.
- Так что же он делает? Откуда средства на дом взял?
- Не сказывал, но друзья у него теперь не простые рабочие, как раньше, а совсем другие люди! И не нравятся они мне. Те, с кем раньше он дружил, были молодыми, светлыми, все о благе народа говорили, а будущем. Я слушала их и нарадоваться не могла. А эти новые его друзья - непонятные для меня, все себе на уме и только о деньгах и твердят...
- Что-то ты темнишь, Ниловна! Неужто он совсем переменился? Павел Власов и другим стал?
- Этого я не знаю. Вот хоть верь, хоть не верь! Спектакли вон по соседству с нами всякие его приятели и приятельницы разыгрывают, наш дом-то на улице крайний, как бы на отшибе, а рядом с ним постройка деревянная. Сцена это.
- Видел я. Павел, что ли, построил?
- Не без него уж. Красивые женщины тут представляют.
- Вот бы хоть глазком глянуть!
- Глянь! Туда много народу разного приходит.
- Павел тоже?
- Нет, он нечасто там бывает, дел у него много. Он сначала даже против был, а потом вдруг взял и согласился.
- А за сценой-то что?
- Ничего. Кусты там, деревья, берег крутой и лестница, что к Волге ведет.
- А вон там что у вас, за заборчиком? За вашим домом?
- Да что ты все расспрашиваешь? Тебе какое дело? Развалины какие-то старые! Но Павел мне строго-настрого запретил туда ходить.
- Да ну! А с чего бы это?
- Там у нас теперь спиритические сеансы проходят. Вот! Еле выговорила!
- Это что еще за представления?
- А это когда собираются люди, садятся кружком за стол и духов чьих-то вызывают. А стол этот без единого гвоздя сделан, он сейчас в сарае стоит, как войдешь, сразу его и увидишь!
- Иди ты! Этому Павел там, что ли, научился?
- Не знаю. Может, и там, а, может, еще где, но туда на развалины эти духи и приходят!
- Ниловна! Ты не заболела, чай? Что говоришь-то? Это же нехорошо! С загробным миром общаться-то!
- Может и нехорошо, но ты, Лука, не знаешь, какие сюда господа богатые приезжают, какие дамы заходят. И денег у них очень много.
- Так уж и много? Ну, если так...
- Сама видела. И Павел у них как бы главный!
- Ну, и дела! А глянуть-то на этих людей можно?
- Нет, нельзя! Я туда ночью не хожу, боязно, но слышу у окна, как они с кем-то переговариваются, значит, кто-то к ним ночами туда все-таки приходит. И ветер оттуда тогда дует!
- Ветер?
- Да! То сильно так, то тихонечко...
- Ну, и дела, Ниловна! Вот если бы ты мне этого не рассказала, ни за что бы не поверил. Но ты, как я знаю, женщина серьезная, обманывать не будешь!
- А зачем мне тебя обманывать-то? Говорю все, что знаю. На роток-то мне платок не накинули!
- А на развалины эти хоть разок глянуть поближе можно?
- Нет, и не проси! Если Павел узнает, очень рассердится.
- Ну, и дела! А когда они снова будут духов вызывать?
- Не знаю. Может, на днях, а, может, и через месяц.
- Жаль... Уж больно мне теперь побольше об этих делах узнать хочется.
- Ой, твое дело, если не боишься! Только бы Павел тебя не увидел.
- А когда он сам дома бывает?
- Днем-то его всегда тут нет, только вечером приходит, что-то поделает, переночует и опять уходит. Если, конечно, ничего у них там в этих развалинах не должно ночью быть.
- Это для меня хорошо.
- Чем же?
- Так не узнает он, что я у тебя в сарае ночую.
- Твоя правда. Но я тебе еще одну вещь хочу сказать. Ты Константина Сатина помнишь?
- Его разве забудешь! В одной ночлежки жили. Мы с ним долго тогда беседовали! Я его слова на всю жизнь запомнил, что человек - это звучит гордо!
- Так вот он тоже сюда приходит.
- Зачем? Духов вызывать или на театр смотреть?
- Ко мне он приходит. Любовь у нас с ним.
- Любовь? С ним? Ниловна, он же шулер карточный, вор!
- Нет, он человек хороший, и сейчас совсем изменился. Павел ему теперь поручения разные дает, и он все в точности выполняет. И сын его очень хвалит.
- Смотри-ка! Сколько тут у вас перемен. Ладно, пойду я в сарае устраиваться.
- Иди! Там сено есть, тебе тепло будет.
- Так и не холодно уже, не зима. Да у меня и тулупчик с собой имеется.
- Тогда до утра.
- До утра. Скоро уж и Паша домой вернется, надо будет опять самовар ставить.
- Тогда я пошел.
- Иди.
И Лука поковылял с котомкой в сторону крепкого сарая. Неожиданно раздался стук в калитку.
- Кто это еще?
- Не знаю, ты иди-иди! Нехорошо будет, если тебя здесь увидят.
Ниловна отворила калитку. За ней стояла всеми признанная красавица Юлия Филипповна, жена инженера Суслова, а из-за ее плеча выглядывал мужчина в летах.
- Здравствуйте, Ниловна. Павел дома?
- Нет еще. Вечером будет.
- Жаль! А мы вот с дядей мужа Семеном Семеновичем по городу гуляем.
- Так проходите-проходите! Я самовар мигом поставлю.
- Нет, мы ближе к вечеру еще зайдем, а пока на Волгу спустимся. Там так хорошо! Свежо и такой простор!
- Как хотите!
И только Ниловна вернулась в дом, как в ворота опять постучали. Она открыла калитку, и теперь за ней стоял Петр Иванович Суслов, муж Юлии.
- Она тут?
- Кто?
- Жена моя! Тут? В дом пусти!
- В дом? Да вы что, не в себе, что ли?
- Где она?
- Была тут, но узнав, что Павлуши нет дома, ушла.
- Одна была?
- Нет.
- С кем? Не тяни! С Нилом?
- Нет, не с ним, да не тяну я, не тяну, с родственником вашим.
- С каким еще родственником? С дядей?
- Вроде с ним. Сказали, что на Волгу пойдут.
- На Волгу? Так и сказали?
И Суслов сразу же куда-то поспешил, а Ниловна пошла к себе и, как только поставила самовар, пришел ее сын Павел.
- Мать!
- Да, Павлуша?
- Никто не приходил?
- Нет. Хотя приходили, Юлия со стариком.
- Со стариком? Зачем?
- Не знаю, сказали, что позже зайдут. И муж ее еще был, но он быстро куда-то ушел. А ты опять, что ли, уходишь? Чайку хоть попей, самовар как раз закипел.
- Потом, мать, потом!
- Эх, Павлуша! Все-то ты торопишься! Зачем? Куда? Женился бы, я бы с внучатами сидела. Эх...
- Не грусти, мать! Дела у меня! Дела!
А дела у него были вот какие. Павел организовал свою собственную типографию, которую соорудил в подвале уже известных нам руин. Деньги для начала у него были, правда, не так много, потому что основную их часть он потратил на новый дом. По счастью, на самом краю улицы никто строиться не хотел, всех отпугивали развалины и камни, разбросанные повсюду, но Павел быстро понял, что для его дела это очень хорошо. Можно уходить-приходить незаметно, тем более, что, когда камни расчистили, там оказался крепкий и совсем не разрушенный подвал. Словом, все складывалось как нельзя лучше. Печатный станок у него тоже был, и что-то ночами печатать получалось, но, чтобы расширить дело, нужно было еще много чего купить. А денег не хватало...
Конечно, среди местных людей были богатые сочувствующие таким, как он, людям. И они давали какие-то суммы, но надо было таиться. Открыто же не попросишь! Поэтому для этого и были организованы спиритические сеансы, а потом появилась и сцена рядом с домом. Большую сумму дал Клим Иванович Самгин, здешний богач, имевший частную адвокатскую практику. А недавно появился еще один меценат - Двоеточие Семен Семенович, богатейший человек, не знающий куда от скуки пристроить свои миллионы, и он тоже дал некоторую сумму. Его же племянник и единственный наследник Суслов Петр Иванович никаких денег Павлу не жертвовал, зато зорко следил за дядей, чтобы тот много не тратил.
Все усложнялось еще тем, что у Суслова была красавица жена, которая вдруг ни с того ни с сего влюбилась в Павла и буквально его преследовала. Также она играла в любительских спектаклях на сцене, расположенной рядом с домом Павла, и в нее был страстно влюблен партнер по сцене Нил, он же помощник Павла в типографских делах. Познакомились они через общую знакомую Елену Николаевну Кривцову, бывшую возлюбленную Нила. Но после того, как их пара рассталась, она какое-то время, скажем так, была дружна с миллионером Двоеточие Семеном Семеновичем. И, говорят, что результатом такой дружбы явились ни много ни мало бриллианты, которые вдруг стала носить Лена, несколько новых платьев и собственный выезд, которым она очень гордилась. Вот и все действующие лица сей разворачивающейся комедии.
Ну, а с тех пор, как в Нижний пришел старик Лука, прошло уже какое-то время. Репетиции в любительском театре на открытом воздухе шли теперь почти каждый день, потому что скоро должна была состояться премьера пьесы 'Ромео и Джульетта'.
Лука же с чердака сарая летними вечерами эти репетиции наблюдал. Даже старался пораньше возвращаться в дом Ниловны, чтобы ничего не пропустить, и он быстро сообразил, что все там вертится вокруг черноволосой красавицы, которая играла на сцене главную роль. В нее, похоже, были влюблены все, кто ее окружал. Муж, мужчина средних лет, и что было даже как-то непривычно для Луки, потому что он такого раньше не встречал. Также ее партнер по сцене, молодой красивый парень в косоворотке. Был там еще почтенный мужчина в возрасте, тоже часто бросающий на нее прищуренные хитрые взгляды.
Словом, ее обожали все участники представления мужского пола, а также зрители - студенты, мастеровые, и, как только она появлялась, они буквально не сводили с нее глаз.
Видел там Лука изредка и Павла, но тот, похоже, не знал о существовании на их дворе старика или делал вид, что не знал. Потому что, если они случайно встречались в городе, сын Ниловны смотрел на Луку, как на пустое место, что вообще-то было и хорошо. Городская ярмарка должна была вот-вот начаться, и Лука из города пока никуда уходить не собирался, потому что у Ниловны ему было спокойно и сытно.
Пытался Лука попасть и за заборчик, но Ниловна днем почти всегда была дома. Хотя однажды ему повезло, и когда она как-то ушла в лавку, Лука, кряхтя, перелез через деревянное ограждение и быстрым шагом пошел к развалинам. Оказалось, что там были только разрушенные стены практически без крыши и лежало много камней разной формы, но не рассыпанных, которые уже, наверное, пустили в дело, а соединенных между собой раствором. В одном месте в углу стояли деревянные стулья, и Лука понял, что именно здесь все эти таинственные собрания по вызыванию духов и происходят. Обходить вокруг всего этого каменного сооружения Лука не стал, потому что Ниловна могла вот-вот вернуться. Но он все-таки успел заметить, что сбоку в камнях у самой земли есть дверь в подвал и на ней висит замок, до которого он даже дотронулся. Большой! Нет, надо поскорей возвращаться ...
И только он вернулся в сарайчик, как в калитку вошла Ниловна и прошла в дом. Лука еще какое-то время тихо посидел на сене, а потом вышел и постучался в дверь. Ниловна сразу отозвалась.
- Проснулся, Лука? Слышу-слышу. Скоро чай пить будем!
- Благодарствую, но я не буду, в город сейчас пойду. Отоспался и отъелся я у тебя за эти дни, давно так не жил. Благодарствую!
- Ну, иди! Вечером пирожки испеку, тесто уже подошло.
Но неожиданно на выходе Лука столкнулся с Сатиным, и тот ему очень удивился.
- Старик! Ты ли это? Живой!
- Я-я, Костянтин!
- Какими судьбами здесь в городе?
- Твоими молитвами. А ты-то! Ты-то! Какой красивый! Нарядный!
- Все, старик, со старым покончено. Новая жизнь у меня начинается!
К ним подошла Ниловна и погрозила Сатину пальцем.
- Лука - божий человек! Он у меня тут в сарае живет, не обижай его. И Павлу не говори! Уйдет старичок скоро!
- Да я и не хотел, Поля, его обижать! Уж и не думал никогда с ним встретиться, а тут на тебе!
- Вот и славно. А пока пойдем в дом, самовар-то уже готов.
Лука всем поклонился.
- Тогда и я пойду.
- Иди, старик, иди, встретимся еще. Я тут часто бываю.
- Это уж как ...
- А я тебе говорю, что встретимся!
Лука опять поклонился, и Сатин с усмешкой тоже отвесил ему поклон. Калитка захлопнулась. А Сатин повернулся к Ниловне.
- Павла-то нет?
- Нет, только к вечеру теперь и приходит. Совсем сына не вижу.
- Ниловна, может, женщина у него какая появилась?
- Может, и появилась.
- Ладно, пошли в дом пироги твои знатные есть.
- Пойдем!
И они скрылись за дверью...
А вот на ближайшее воскресение был назначен очередной спиритический сеанс. Ведущей же на них всегда была Елена Николаевна, которая такое времяпрепровождение и предложила. И сначала Леночке было, конечно, немножко страшно, но после нескольких вечеров дело пошло на лад.
Собрались все, как обычно, в сумерках. Пришла Юлия Филипповна с мужем, Нил с Еленой Николаевной и Самгин, о чем-то тихо спорящий с Семеном Семеновичем, дядей Суслова, и еще Сатин. Ниловна напоила гостей на широком крыльце чаем, а когда совсем стемнело, все отправились к развалинам. И никто не заметил, как из сарайчика тихо-тихо вышел Лука и тоже прошел туда.
А там уже был установлен круглый стол со стульями вокруг, и на его поверхности лежали перевернутое белое блюдце и специальная доска с буквами и цифрами. По бокам на каменном полу стояли подставки с песком и свечами, которые Павел сразу же зажег. Все стали садиться, и Юлия как-то совсем случайно умудрилась сесть рядом с Павлом.
Когда же все заняли свои места, Елена спросила, чей дух сегодня будем вызывать, и ей ответил Нил.
- В прошлый раз был Рюрик, давайте еще раз его вызовем, он очень хорошо отвечал.
- Нет. Пусть сегодня будет дух Ивана Васильевича.
Это сказал Суслов.
- Грозного?
- Да.
Юлия замахала руками.
- Нет, не надо, я его боюсь.
- Брось, Юлия! Чего или кого тут тебе бояться?
Но Елена Николаевна не дала разгореться начинавшемуся спору.
- Замолчите все! Уже полночь. Положите скорее руки на стол и дотроньтесь до блюдца.
- И зачем только все это...
- Тихо, Семен Семенович, тихо.
Наступила странная тишина, даже собак не было слышно. Елена начала сеанс.
- Дух Ивана Грозного, явись нам! Дух Ивана Грозного, явись!
Неожиданно подул легкий ветерок.
- Дух, ты тут?
- Посмотрите на свечки, они сейчас потухнут.
- Не потухнут! Он тут!
- Дух Ивана Грозного, ты готов ответить на наш вопрос?
Опять все почувствовали движение воздуха и огоньки на свечах затрепетали.
- Он готов. Задавайте вопрос.
- Я боюсь!
- Юлия!
Та, наконец, взяла себя в руки и произнесла.
- Дух! Я хочу спросить тебя, будет ли успех у нашего будущего спектакля?
- Смотрите блюдечко двинулось к слову 'да'!
- Уф! Иван Васильевич за нас!
- Прекрасно!
Неожиданно блюдце опять начало движение.
- Что это?
- Буква 'О'!
И тут блюдце остановилось. Все застыли в ожидании. Что значит 'о'? Вдруг оно опять быстро задвигалось.
- 'Т' - 'Е' - 'Ц'! Отец!
- Дух сказал слово 'отец'?
- Да!
- Отец!
- Что все это значит? Что?
За столом никто не шевелился. Зато Лука, как заяц, быстро-быстро пробежал к открытой калитке и скрылся в сарае. Спустя какое-то время народ потянулся к выходу. Все молчали.
Через несколько же дней все про прошедший спиритический сеанс как бы забыли, и жизнь пошла своим чередом.
Впрочем, тот же Клим Иванович Самгин, прогуливаясь вдоль Волги, часто размышлял о том, что, скорее всего, как было прежде, уже не будет. Что-то все-таки изменилось, но что?
И хотя сначала Самгин очень горячо поддержал идею с типографией, теперь она уже не казалась ему такой многообещающей. Притом Павел стал слишком рисковать и брать деньги чуть ли не у всех подряд. А если кто узнает, на что он их тратит? Никакой осторожности! Только об одном все время и твердит, где бы еще занять? У кого попросить?
А ведь Самгин тоже немалые деньги в типографию вложил и потерять их ему совсем не хочется, но Павел этого как будто не понимает. Хотя дело у него хорошо пошло, только давай печатай, все без труда уходит, спрос есть. Но ведь, как он не понимает, что это опасно! Он то на каторге побывал, ему привычно, а Самгину-то каково будет, если узнают, что именно он ему основной капиталец дал? И, главное, на что!
Также Павел зачем-то окружил себя непонятными людьми. Тот же Сатин, конечно, для нашего дела очень полезен, он куда хочешь проберется, но ведь вообще-то он в прошлом вор и шулер, а Павел, похоже, ему верит. Или Нил... Он из мастеровых, как бы уж самый настоящий рабочий, а веры ему тоже нет, он себе на уме, ходит везде, высматривает, выспрашивает, что да зачем. Тем более, что про него и его прошлую жизнь Климу Ивановичу тоже было многое известно.
Или Юлька... Как она хороша! Нет, так больше продолжаться не может, я совсем теряю от нее голову! Этот дядя Суслова, который около нее крутится, дал по ее просьбе Павлу большую сумму денег, но вдруг начал интересоваться, куда они пошли. И ведь требует старый сластолюбец отчета! А как его дашь? Разве покажешь ему то, что Павел в типографии печатает? Что делать-то? Неизвестно!
И сегодня, гуляя, Клим как раз об этом и думал. Впрочем, такие мысли совсем не помешали ему восхититься открывшимся видом, когда он поднялся по лестнице мимо Строгановской церкви и огляделся. Как здесь хорошо! Красота отсюда на Стрелку смотреть! Вон и дом Павла тут недалеко. И зачем он только его таким просторным отстроил, да еще под железной крышей, не мог, что ли, поменьше да поскромнее! Конечно, эти наши спиритические сеансы кому-то глаза отводят, но ведь не все глупцы вокруг! Или те же театральные постановки. Это он, конечно, хорошо придумал, можно собираться и часто видеться, но ведь и риск-то какой! Эх, Павел-Павел! К тому же вчера он опять просил у меня денег на бумагу и краски. Я ему сказал, чтобы он с выручки взял, так ведь не хочет, говорит, что все в дело вложил, а люди еще и еще требуют, чтобы он больше и больше приносил напечатанного. Нет, ничего я ему в этот раз не дам, пусть крутится! Да мне это просто и невыгодно!
Клим подошел к сцене, рядом с которой лежали недостроенные декорации, народу же еще не было. Только вдали спешили куда-то одинокие прохожие. Нет, с местом Павел угадал, последний дом на улице - это очень хорошо для нашего дела, ведь дальше только спуск к Волге. Притом репетиции идут каждый день, много людей разных приходит, а среди них и затеряться легко.
Самгин хотел уже было начать спускаться, но увидел Юлию Филипповну, спешившую к дому Павла. Она-то что тут делает? Может, остаться и посмотреть? Ну, нет! До этого он, Клим Самгин, еще не опустился!
Юлия же тем временем была занята 'охотой' на Павла, поэтому часто по утрам прогуливалась мимо его дома. Но Павел почему-то совершенно не обращал на нее внимания, чем, впрочем, еще больше разжигал в ней чувства. И было похоже, что она в него по-настоящему влюбилась.
Вот и сегодня она в очередной раз одиноко сидела на скамейке около сцены, но увидев выходящего из калитки Павла, быстро поднялась и пошла к нему навстречу.
- Павел! Подождите!
- Доброе утро, Юлия Филипповна!
- Куда вы все время спешите? Не желаете со мной прогуляться по набережной?
- У меня дела.
- Вы даже не хотите со мной немного поговорить?
- Не хочу.
- Павел, мне начинает казаться, что вы меня избегаете.
- Нет, это совсем не так. Зачем мне это делать?
- Может быть, вы боитесь моего мужа?
- С чего же мне его бояться?
- Вот я и говорю, с чего? Но как бы я хотела быть свободной женщиной!
- Свободной?
- Да, скажите, если бы моего мужа не было, вы посмотрели бы на меня иначе?
- Забавно! Вы его, что ли, сами убьете? Или хотите, чтобы я сей поступок совершил?
- А вы можете? Я, между прочим, читала вашу речь в суде!
- Зачем?
- Вы говорили там очень смело.
- Это все в прошлом, Юлия Филипповна.
- Да? Павел, ну, не будьте букой! Почему вас почти не бывает на наших репетициях? Все приходят, а вы нет! Может быть, увидев меня на сцене, вы изменили бы ко мне свое отношение?
- Изменил? У меня простите, к вам вообще нет никакого отношения.
- Да? А это обидно, в конце концов! Неужели вы даже не замечаете, что я красивая женщина? Или вам нравится Елена?
- Какая еще Елена?
- Елена Николаевна, бывшая подружка Нила, с которым вы так дружны.
- Ах, да, она очень симпатичная женщина.
- Так она вам нравится?
- А вам какое дело?
- Посмотрите мне в глаза! Ответьте, наконец, вы выбрали ее?
- Прекратите, Юлия!
- Нет, я вас ненавижу! Я люблю вас. Ну, что мне сделать, чтобы заслужить вашу любовь. Я не могу жить без вас! Может быть, ваша любовь продается? Сколько вы за нее хотите? Назовите цену! Вы остановились? Так, значит, вашу любовь можно купить? Да? У меня появилась надежда? Сколько вам надо денег? Сколько? Ответьте!
- Извините, мне пора.
- Значит, вы все-таки уходите? Ну, что ж! А о деньгах вы подумайте! Я знаю, что вам для вашего дела надо много средств, дядю мужа вон вы как благодарили. Так сколько вы хотите? Назовите цену! Я дам вам их и знайте, я еще не раз приду сюда! И вы будете моим!
- Это вряд ли. Обратите свой пыл на кого-то другого. Вот, например, на него. А я уж, простите, ухожу!
- На кого?
- На него!
К ним как раз спешил Семен Семенович.
- Юленька! Что же ты меня бросила? Я хожу, ищу тебя везде.
- Извините меня, я хотела поговорить наедине с Павлом Михайловичем, но он не стал со мной разговаривать. И это забавно...