Аннотация: "Сократовские" уроки развития мышления.
Как бы много не говорили о развитии мышления, но до сих пор не найдете исчерпывающие пособия на эту тему. А вот мне приходилось многократно присутствовать на уроках, на которых прекрасно и продуктивно "работала" системная и целенаправленная методика по развитию мышления. Проводил эти уроки Семён Михайлович Зайчик, великолепный организатор коллективного мышления.
Семён Михайлович владел мастерством дискуссии, прекрасно ориентировался в вопросах культуры, был спортивного телосложения (бывший чемпион по плаванию). И то и другое привлекало к нему учеников. Он знал невероятное количество анекдотов и историй, которые умел очень кстати вставлять в философский спор или в пояснение, тем самым, упрощать понимание сложных вопросов.
На уроках Семен Михайлович работал предельно собрано, строго и, в то же время, давал возможность каждому проявить себя в творческом мыслительном процессе. Можно сказать, учитель "помогал" человеку развивать свою мысль, находить логические связи, демонстрировал синтетическое и аналитическое мышление. Это была реальная "маевтика", которую мы знаем из воспоминаний о Сократе.
Занятия у Семёна походили на сократовские даже формально. Аудитория была организована, как в античные времена, только с современным акцентом. Помощником у него была Аня Морозова (ученица старших классов). Она готовила аудиторию, красиво расставляя чай, кофе, печение, следила за работой нужной техники. Одним словом, создавала обстановку для нормальной работы.
Семён Михайлович владел (помимо внешних великолепных качеств учителя) наиважнейшим методическим приемом, особенно важным именно для уроков по развитию мышления, а именно: создавал необычно комфортную обстановку для выражения своих мыслей. Он говорил меньше всех, но с удивительно своевременной реакцией на любую мысль, высказанную собеседником. Мог остановить заболтавшегося, да, так, что говорящий никак не замечал авторитарного вмешательства. Семён умел в любом высказывании найти положительное мыслительное зерно и "вырастить" его при необходимости до высокого уровня. При этом, тот, кто начинал мыслить, приобретал невероятный внутренний импульс для своего личного интеллектуального развития. Наш учитель говорил: "Рождение истины - это рождение ее нами самими и любви к мышлению в этом процессе не достаточно - нужно совершать усилие воли."
Конечно, в том числе и с помощью своих "историй" и анекдотов, мгновенных шуток учитель создавал подходящую комфортную остановку для воплощения в мыследеятельность. Главное, никто на его уроках не стеснялся высказывать свои суждения, что, именно, и важно для самостоятельного развития мышления. Умозаключения рождались сами собою с участием Семёна Михайловича. Мне казалось моментами, что это реальное воплощение великого Сократа в нашего мудрого и высококвалифицированного учителя.
Один из самых ярких результатов работы Семёна Михайловича был следующий: наши учителя и учащиеся, добровольно посещающие эти уроки, через некоторое время выше всего прочего ценили свои успехи в мышлении и, как они говорили, "прозрение" в философских вопросах. Очень скоро в коллективе во взаимоотношениях стало нормой дискуссировать на сложные проблемы бытия, вести беседы на темы высокой философии. А для учащихся, кто регулярно посещал уроки философа, и для тех кто не бывал на них, философская терминология стала обычным явлением.
Эти занятия были (на мой взгляд) вершиной творческой работы коллектива. Уверен, наши "философские семинары" могли бы перерасти в открытый институт философии.