Возможно, мы стоим у истоков реинтеграции нашей культуры, откуда открывается путь к новому единству сознания.
Если дело обстоит действительно так, то путь этот не будет отталкиваться ни от какой новой ортодоксальности религиозного или научного толка. Новая интеграция будет основана на отрицании любого "единственно верного" понимания действительности. Она будет учитывать множественную природу человеческого духа - и, следовательно, необходимость непрерывного перевода с языка на столь не схожий с ним язык воображения и наоборот. Она будет учитывать врожденную склонность человека с легкостью впадать в какое-либо одно буквальное толкование мира, - и, следовательно, необходимость постоянной готовности вновь перерождаться на новых небесах и на новой земле. Она будет учитывать, что и в научной, и в религиозной культурах наш удел - довольствоваться лишь символами, но что, вместе с тем, существует огромная разница между буквой и живым словом.
(Роберт Белла)
Образование должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.
Это означает, что недостаточно выработать у человека лишь способы адаптации к изменяющейся среде и достижениям научно-технического прогресса.
Образование должно формировать у человека способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму существования, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности - в труде, науке, технике, культуре, искусстве, управлении, политике.
Нормой в семье должно стать развитие творческого и гуманного мышления. Такой стиль жизни должен стать нравственной ценностью и ответственностью всех членов семьи.
Чем выше темпы преобразований в мире, тем выше требования к образованию. Здесь нас не выручит разветвленная сеть созданных нами академий, институтов, курсов повышения квалификации, несмотря на всю их высокую полезность, которая не ставится под сомнение: они действительно учат новому и ищут эффективные пути, чтобы учить еще лучше.
Система образования, система повышения квалификации пока, к сожалению, далека от того, чтобы формировать потребности учащихся, умения и навыки освоения и предвидения нового, не разового, а постоянного повышения квалификации и во многих случаях - переквалификации.
Это тем более актуально, что происходит интенсивный процесс отмирания старых и появления новых профессий, коренным образом преобразуется их веками устоявшаяся структура.
В перспективе речь пойдет об одном из самых радикальных преобразований - о преобразовании всего существующего способа деятельности.
Это еще одно преобразование, которое нас ожидает и к которому надо готовиться в условиях глобализации жизни на планете Земля.
Все это влечет за собой принципиальные изменения в содержании и методах профессиональной подготовки и переподготовки, которые должны основываться на фундаментальных философских, социологических и психологических исследованиях деятельности, сознания и личности.
В настоящее время система образования более других государственных систем является институтом прошлого, склонным готовить молодых людей к жизни, уже отшумевшей. Такой консерватизм есть следствие распространенной практики, получившей закрепление в принципах предметно-содержательного образования.
Сами по себе эти принципы выглядят достаточно респектабельно и традиционно. Знания, сообщаемые ученикам, систематизированы и разделены на предметы, а время обучения - на традиционные уроки или лекции.
Картина мира разграничена на предметные области, нарушение границ не приветствуется. Внутри каждой из областей принята определенная классификация явлений, знакомство с которыми строится по традиционному принципу: от простого к сложному.
Безусловно, открывающийся ученику мир выглядит достаточно регулярным и детерминированным. Однако есть что-то ущербное в нем, искажающее образ того мира, в котором мы живем. Мир, расчлененный на учебные дисциплины, дидактичен, но не жизнеспособен.
Мир представляется ученику разложенном "по полкам", что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В условиях длительной стабильности мира такое представление дает человеку достаточно надежную систему ориентировки в нем. Но в быстро изменяющемся мире жесткая система классификации знаний, умений и навыков способна лишь ограничить возможности адаптации и обречена на провал.
Более того, это неизбежно приведет к интеллектуальному и личностному кризису, который ожидает человека в момент каких-либо серьезных изменений в окружающем.
В реальности существует иной образ мира: динамичный, без жестких границ между предметными областями, опирающийся на связи научных данных с культурными традициями, объединяющий знания и чувства. Это творческий образ мира.
Для построения образования, призванного формировать мыслящую гармоничную личность, предметно-содержательных принципов мало. Должна быть затронута вся структура сознания учащегося и его личность, природа.
Формирование нового сознания - это серьезный вызов педагогике и психологии, прежде всего, психологии развития, вызов всей действующей системе образования.
Конечно, быстрых результатов ждать не приходится: образование - одна из наиболее инерционных систем социального организма. Но зато результаты будут фундаментальными.
Уверен, исходя из своего педагогического опыта, что нужно не только реконструировать и развивать теории, но и строить на их основе практику образования, просвещения, воспитания.
Опираясь на опыт прошлых достижений в педагогике и на практику учительской деятельности своих коллег, я создал школу, которая решала задачи совершенствования творческого мышления и творческого мировоззрения.
Философия, которая изложена во второй книге, была нашим интеллектуальным и нравственным фундаментом. Основные принципы этой философии служили нам для того, чтобы сверять правильность наших идей с результатами наших творческих поисков.
Основные принципы методики работы изложены в третьей книге. На этих основных принципах строилась частная и конкретная методика работы по развитию мышления и по формированию личности учащегося. Чтобы достигнуть успеха необходимо к этим методам относится так, как относится к творческому процессу художник, музыкант, писатель. Только в таком случае можно рассчитывать на положительный результат. "Системная педагогика" была создана именно для "Искусства образования"
В четвертой книге описано, каким должен быть учитель. "Искусство образования" требует новых качеств от учителя, новых особенностей характера, высокого мастерства и безупречной нравственности.
"Искусство образования" предъявляет новые требования к уроку и школе, ко всем людям, кто занят в системе развития культуры. Для этого нужно по-новому понять задачи формирования личности.
В седьмой книге описано направление создания школы для лидеров культуры. Именно так были реализованы на практике теоретические открытия. Именно эти, описанные элементы, явились составными частями образовательной структуры, в которой творилось "Искусство образования".
Объем информации в нашей цивилизации достиг того уровня, при котором нравственного и разумного успеха в создании лидера культуры можно достичь только владея искусством педагогики.
Поэтому серия книг о современной работе учителя названа "Искусство Образования".