Когда пророку Муххамеду впервые являлся архангел Джабриил, чтобы надиктовать суры Корана, основателя Ислама одолевали сомнения - пророк ли он или всего лишь-навсего одержимый поэт? Что такое его вдохновение - нанизывание поэтических образов (по-нашему --метафор) или надиктованное всевышним откровение, в котором содержится божественная истина, информационный код вечности? Каковы же степени восхождения к истине Одержимого, Поэта, Пророка? Не являются ли эти символы для нашего времени-анахронизмами декоративного свойства? Не отодвинуты ли они взрывным "развитием цивилизации" на обочину основного Потока некой изменчивой, как Протей, являющий новые и новые лики и маски "информационной плазмы", пронизывающего человечество "астрального шнура", "сплетения инферналий", "божественного замысла"? Где их место - в центре, по краям, на дальней периферии? Является ли они сущностной доминантой столь фантастично выглядящей, столь прожорливой в своем динамизме "текуче-изменчивой" реальности? Представляет ли собою все внешне бросающееся в глаза -- своеобразное "соло", пульсацию, содержащие в себе ужас сиюминутности, химер сексуальности, инстинкт обладания, а все остальное -лишь аккомпанемент? Или же наоборот --напор внешнего мельтешения бытия -лишь все тот же "пикник на обочине", а основной, детерминирующий Поток составляет скольжение по временным осям, торящих Путь Одержимых, Поэтов, Пророков, Предсказателей, чье влияние полностью определяет картину последующих трансформаций? Сомнения Муххамеда , символически во многом тождественного Христу и Будде, завершились тем, что он был причислен к лику богов. Но есть ли у современного человека хоть какие-то шансы увидеть в стареющем хиппи аватару Кришны, в байкере - реинкорнацию Иоанна Крестителя, после которого в соответствии с "кодом евангельского сюжета" должны непременно явиться байкерские Христос и апостол Павел, как прежде после Сократа являлись -Платон и Аристотель, а позже вслед за Спасителем и его двенадцатью апостолами -- король Артур и рыцари Круглого Стола? Есть ли у современного человека силы увидеть в бомже - воплощение достигшего степени бодхисатвы Сократа? А в подорвавшемся на заложенной террористкой мине офицере ФСБ -Ланселота, ходившего рубить головы дракону, но спаленного его пламенем? Вот-вопросы! И отнюдь не только для сектологов, ревнителей традиционных конфессий, неофрейдистов, неутомимых исследователей структуры мифа. Перепрочтение символов, их отождествление с прошлым опытом, составляет суть знания, которое позволяет человечеству не начинать каждый день "с белого листа". Обзаведясь метеорологией, можно предсказывать засухи, ураганы и торнадо, сейсмологией-землетрясения, рейтинговыми исследованиями и структурами оперативного реагирования -- осознанно заниматься прогнозированием нежелательных ситуаций и, вмешиваясь, вносить изменения в фатальную картину деструкции, повсеместного ухудшения качества жизни, "неожиданных" катастроф. Ну а при чем тут Житие Поэта? Музы? Орфей с его проржавевшей лирой, рваными струнами и обломанными колками? Велика ли беда, что лишенный воображения "одномерный человек" не видит в своей жене Венеры Боттичелли, ню Энгра, жеманниц Ватто или кустодиевской Венеры, а любовницу, "персонаж" служебного романа или проститутку воспринимает, как образы сошедшие с обложки глянцевого журнала или секс-машину голливудского боевика? Сколько утрачено из-за того, что Венера и Мадонна доведены до взаимоотрицания и Божественный Младенец уничтожается напором сексуальности?(Ну в каком из "журналов для мужчин" увидишь образ, которым любовались художники Ренессанса --женщину кормящую грудью?) Велика ли потеря, что в униженной нищенской зарплатой учительнице ОБЫВАТЕЛЬ ни за что не разглядит излучающей святость монашки, в девчушке на панели - Сонечки Мармеладовой, а в акушере из абортария - с успехом "транслировавшегося" сквозь века инквизитора с его инструментами? Много ли добавилось зла из-за того, что вставленные в конвейер шоу -бизнеса Одержимые, оживляя символы, возносятся на гребень славы, и возводятся в ранг "живых божеств", все чаще попадая в резонанс с "темными инстинктами"?
Как бы плохо они ни сочиняли, древнейшая символическая основа, действует тем вернее и убийственнее... На глазах у нас зарождаются подобные вирусным - "информационные инфекции", предстающие в виде новых " штаммов" древних символов: сквозь рок-музыканта "светится" шаман, сквозь "панка" --юродивый. Свастика, пентаграмма, арабская вязь, возглас "Аллах, акбар!", крик "вау!", подобный воинственному "монжуа!" времен неистового Роланда. Законсервированные в тысячелетиями пролежавших "мумиях" египетских пирамид подсознания эти "вирусы", вырвавшись на волю, убивают раскопавших их "археологов". Совсем как вирусы атипичной пневмонии, ВИЧ -инфекции, энцефалита, новые информационные штаммы становятся серьезной угрозой. Одни-реанимированы и выпущены, как джинн из бутылки, в целях коммерции, другие созданы в лабораториях современных Фаустов-в более далеко идущих целях. Производство новых штаммов-гарантированно. Однажды выработанный иммунитет, "вакцины" вроде показательных судов Нюрнбергского процесса или антифашистского движения-не помогают, новые трансформации старых символов-чересчур неожиданны и обладают чудовищной детонирующей силой, потому как направлены прямо в область подсознательного. Нужно ли открывать "третий глаз"( а этим сейчас занимаются чуть ли не на каждой кухоньке, где, кажется, еще недавно умильно травили анекдоты про Брежнева и, бренча на плохих гитарах, напевали "душевные" бардовские песенки), "нарезать" круги времени и нагромождать образы в поисках структуры происходящего, прорицать, заглядывая в будущее, блуждать в подсознательном, развивать "космическое" мировосприятие? Что имел в виду, категорически не советовавший делать этого автор одного из "кризисных" исследований современного мира Рене Генон? Не были ли эти советы "косвенной уликой" того, что сам-то он "грешил" и психоанализом, и интуитивизмом, и "шалостями" с медиумами? Не были ли его отрицания "контринициации" и "псевдоинициации" в угоду-- "истинной инициации" - капитуляцией бессилия все того же алхимика потерявшего власть над "философским камнем" и магическими формулами "тайного знания"? А призывы уходить от "космизма" - заочным оппонированием "космизму" Востока и прежде всего "таинственной" России?
Нужна ли людям комбинаторная теория символов, которая соединила бы в себе живой поэтический опыт, достижения математической статистики, теорию вероятностей и, опираясь на новые "постулаты" "квантовой механики мифа", смогла бы дать хотя бы приблизительный "фоторобот" алгоритмов, описывающих процессы в "коллективном бессознательном", выход которых на поверхность может быть как движителем созидания, так и разрушителем, несущим истинный апокалипсис? Да и возможна ли такая теория? Или все это лишь область, где как в потемках будут вечно блуждать неошаманы, отбирая друг у друга волшебный скипетр власти над людьми? И после Байрона неизбежен - Наполеон, после Гитлера -Леннон. Одержимость в поэзии, перетекаемая в вождей, из вождей--в идолов массовой культуры. Сколько раз должен совершить свои круговые отклонения "Маятник Фуко", чтобы кто-то нашел возможность "контролировать ситуацию"? И не грозит ли подобный контроль превращению жизни в еще более ужасающий концлагерь-антиутопию?
Современное перепрочтение таких во всем символических судеб-сюжетов, как биографии Нострадамуса, Ленорман, Гитлера , Сталина подтверждает простую истину-актуальный контекст может полностью переполюсовывать понятия , подобно быстрой перефазировке в пульсациях переменного тока, путать местами причину и следствие, уподобляя биографии прорицателей тщательно(а порой и не очень) подогнанным под желаемый результат фальсифицированным уголовным делам. В этой фиббрилятивно-мерцательной переполюсовке "минус" становится "плюсом" и наоборот, белое-чернеет, правое -левеет, чтобы, дойдя до критической точки, метнуться в обратном направлении. Полные нелады с причинно-следственными связями. Беспорядочная "пила" энцефалограммы. И если, взойдя на эшафот, Робеспьер произнес : "Гадалка была права!", то следом за произнесенным обязательно отыщется кашляющая старушка в первом ряду, а вслед за ней -- и вещунья-севилла, папу которого по созданной ею же легенде съели африканские аборигены. И какое имеет значение то, что в ту роковую минуту Робеспьер не мог ничего произнести -- его челюсть была раздроблена пулей и подвязана тряпкой. Но мы уже верим в то, что севилла советовала Робеспьеру опасаться кашляющих старушек. Ничего из вышесказанного мы не можем бесспорно утверждать потому что тогда не было ни видео-, ни аудиозаписывающей техники, но ведь и записи тоже фальсифицирутся с помощью компьютерных технологий и тогда появляется лицо "похожее на генерального прокурора" в "римских термах" среди "гетер" .
Парадоксы механизмов предсказания будоражат воображение властьпридержащих. Президента Путина ловят на фразе "если бы я знал будущее". Мессинг и Ванга хоть и не были поэтами в прямом смысле слова, но умели практически обходиться со своей "поэтической" интуицией. Их много раз проверяли, но почему-то не могли "поймать" на шарлатанстве.
Будет ли через сто, двести, пятьсот, тысячу лет иметь не археологический, а вполне актуальный смысл Житие Поэта, как апостольское деяние? Останется ли хоть что-то, что еще не высказано в области недосказанностей, парадоксов и полунамеков? Есть ли еще чего нам сообщить не сказанного своим неглупым, довольно часто высокообразованным, а еще чаще ничего не желающим слышать современникам? Неужели чего -то недосказали Пушкин, Толстой и евангелист Лука? Это -- как посмотреть. Ясно, что комбинаторика символов подсознания всегда будет "подбрасывать сюрпризы". Скорее всего более или мене осмысленная, до конца не понятно для чего ведущаяся, но с таким упорством используемая в целях манипуляций массовым сознанием "игра" на клавиатуре символов-только начинается. Как -никак структурализм и наука о семиотических системах появились относительно недавно.
Хотя, конечно, глупостью было бы считать, что Гомер и Сократ ничего не соображали в игре символов и "эйдосов", а Блаженный Августин -не соображал насчет "семиотичности" "фантастикумов".
Если сегодня мы наблюдаем парад-алле "транслировавшихся" к нам сквозь все времена "демонических личностей" в виде мафиозных бретеров, "дуэлянтов"-конкурентов, палачей-киллеров, то, видимо, не стоит сомневаться в том, что эти "проклятые" и впредь продолжат свое "путешествие во времени". Если образование новых конфессий, сект, расколы в партиях повторяют "сценарии" образования "ересей" во всех религиях и во все времена, то не нужно "гадать на кофейной гуще" -- бурное взаимодействие символов, их алхимические реакции обеспечат нам подобные новообразования и в будущем. Если "старое" пятится по сценариям гонимого язычества, а "новое" утверждается железной миссионерской рукою, то, даже, поменявшись местами, в будущем два этих "элемента" опять повторят тот же "сюжет". Вчерашний "уголовный элемент" перемещается на элитарные позиции и "опускает" прежнюю элиту на занимаемое им до недавнего место; эта подавленная "имунными силами" государства "инфекция" начинает охватывать весь организм, конструировать мир, материализуя свою ментальность. Комбинаторика символов продолжается...Брут против Цезаря или олимпийский чемпион-биотлонист -против кемеровского губернатора - сквозь новый "сюжет" явственно просвечивает старая основа, хотя, казалось бы, древний Рим и Кузбасс так далеки друг от друга!
Будут ли иметь смысл прорицания еще через 2 тысячи лет, как и предыдущие 4 ? Несомненно -- будут. И вслед за Нострадамусом-2003, неизбежно воспоследует Нострадамус-2004. Если бы я не вкладывал в эту книгу смысла интуитивного ПРОРИЦАНИЯ, я бы, наверное, и не стал бы тратить попусту время на ее написание, отрываясь от заработков на дешевом пиаре, микроскопическом "журнализме" и написании никому не нужных рекламных "заказух". Поэта в этих занятиях утешает лишь то, что ничего более унизительного и маргинального придумать уже невозможно -это интеллектуальная проституция по-дешевке. Но! Кое что из обозначенного в книге "сбывается" даже в течении минувших полутора месяцев. И после ареста Ходорковского, прозвучавшая в "пейзажном" стихотворении фраза "И время расправы!" звучит уже почти что пророчески, как и его вариация-"сталагмит" "надиктованное" медиумом стихотворение "От пункта обмена валют..." из цикла "Признание в нелюбви".
А прорицание в моей книге содержится настолько -насколько обозначенный мной репертуар символов-"демонов подсознания" останется для людей актуальным надолго, если не навсегда. Нет сомнений, что появление "алхимиков", "еретиков", "инквизиторов", "магов-операторов", "роковая любовь", свершения "аутодафе" человечеству обеспечены и в дальнейшем. Мир не сможет прожить без "бедных рыцарей", "героев", "воинственных девственниц", Дон-Жуанов, Фаустов и "ведьм". Явление символов-оборотней, порождающее тип нового конформного человека, бессознательно потребляющего и воспроизводящего зло без границ - уже реальность. Бодлер с его "Цветами зла" хоть и выглядит провидцем, но сами "ягодки", видимо, превзойдут даже растревоженное его гением воображение конформно мыслящего среднеарифметического человека. До какой степени будет нарастать потребность общества в извращениях, будет зависеть не столько от успешной работы правоохранительных органов, сколько от того, насколько под напором "стандартов цивилизации" будут притупляться чувства новизны, влекущее за собой снижение "гормонального фона", насколько масштабно будет разворачиваться драма "одномерного человека", соблазняемого приманками комфорта, но беспрерывно ностальгирующего по выходу за его рамки в нескончаемой тоске по обретению утраченных измерений: экстазам, "кайфу" измененного сознания, приобщению к бесконечности. Серийные убийства, гангстеризм, терроризм, равно как и смертные казни, посредством которых с ними более или менее безуспешно пробуют бороться, дали понять, что природа всех этих "язв человечества" полна загадок, вполне возможно имеет язычески корни, представляя собою доносящееся до нас "эхо" древних ритуалов инициации и жертвоприношений. Пропущенное через "информационные усилители" это "эхо" может входить в резонанс с "коллективным бессознательным" и производить вспышки насилия невиданной мощи. Роль такого "усилителя" вполне под силу телевизионно-газетному Голему-истинной "религии" с истинным "третьим глазом" во лбу-телеэкраном. Лит. журналы и книги с их мизерными относительно основного потока информации тиражами могут играть разве что роль какого-нибудь мизинца на ноге или руке , волоска на теле этого монстра. Взаимная гальванизация в диаде обыватель-массовая информация способна порождать чудовищ манипуляции и конформизма. И вот уже кукловод и кукла не могут жить друг без друга. И вот они
, как во времена крестовых походов или нашествий во имя обретения всего мира, устремляются к своей цели-галлюцинации.
Маг - оператор
МОЛЕНИЕ НОЧНОЙ ЗВЕЗДЕ
От дальних поскотин до ближней звезды
не буду - поскольку не имут узды,
как срама заемные руки - у праха,
как вена яремная, чувствуя плаху.
Неужто и правда--я лишь комбинация
в обманой оправе лучей оберрация,
ничайное облако зыбких частиц,
случайные облики призрачных лиц,
куда-то летящих, зачем-то сквозящих
о чем-то болящих, толпою стоящих,
как в очередь -капли стекла воспаленного
бессчетные кальки ума раскаленного?
Текучая плазма, лучистая ртуть--
за фразою фраза со мною пребудь,
стань вазой с цветами, стань гроздью черемухи,
как томик - цитатами, бьющей без промаха
дурманящим запахом книжных фантомов,
блуждающих в атомах тех астрономов,
что в бездну одну провалились из ямины
другой, оказавшись в плену окаянном.
Запахни кромешной вчерашней грозой,
дотла догоревшей ночною звездой,
цветком, залетевшим на небо ночное,
чтоб ползать по стеклам букашкой ручною.
ПИРРОВА ПОБЕДА
Средь пирровых побед еще одна победа ,
в похмелье во пиру еще один обет.
Улыбочки оскал: "Пожалте отобедать!"
Нас ждал рояль в кустах и скромненький фуршет.
И вот уже опять порушены обеты.
И девственный монах с монашкою в кустах
подобно всем нам грешным утопит клятву эту,
как мы в вина бокале, - в монашкиных устах.
Политик скажет речь. И конь ржанет в сенате.
И колесницы скрип по ступицу в дерьме
покроет шум речей. И отчие пенаты,
отпрянув вдаль, опять увязнут в липкой тьме.
СЕНТИМЕНТАЛЬНО-САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА СО СКИНОМ СЛАВКОЙ--
РЕИНКАРНАЦИЕЙ СВЯТОСЛАВА
Я скинусь со скином-- нюхнуть кокаина,
чтоб выстрелом в спину-- хотя не повинны,
чтоб сканером-- в камеру, когда подментован,
чтоб за спину руки - корявым винтом.
Чекой непокоя для наглого хачека
до ломанных плечиков, детского плачика,
на нары-Канары, свернувшись калачиком,
чуть-чуть отлежался - вставай на карачки!
Нахрапом вставлялись, но я не обуздан,
нажравшись от пуза кровавых арбузов,
кайфую, вцепившись в железный пруток,
и весь обратясь в электрический ток,
теку проводами - куда мне --не ведомо,
чтоб где-то в истоке - с Авестой и Ведами,
еще до ареста, припав, закантачить,
и пена из пасти - белее, чем нечисть.
Связист, перепутавший все провода,
с соломкою маковой слово "беда",
с омоном - Амона, с Египтом - хрущевку,
Жюль-Верна --с гондоном, с пророком--дешовку,
втекаю в катушку --и прямо у Тушина,
втыкаю, мотая кишечник протухший на
пику, на крик, на мою арматурину,
отравленный ломками, травкой прокуренный.
Вонючим бартерсом - задрочен, навьючен
пру вспученым брюхом, как чирьем болючим,
арийски-бескровным глистом гитлерюгенда,
листовочный червь типографского блюминга.
Я буду, как дуче, шрифтОвым тевтоном,
зачем же в падучей вещала туфту нам
еврейка под ликом с курчавыми баками,
подлила лишь масла - трусами, как баксами
зелеными , ойкнув, и крикнув :"За что вы!." -
зегзицею кыча, когда мы засовывали,
чтоб врать не учила, а лучше б дрочила,
а все же в ментовку донос настрочила.
Но знала б, что нас победили хазаре,
на этом, как ара, крикливом базаре,
что все проиграли Олег и князь Игорь--
они ведь не знали компьютерных игор!
Вливайся же в жилы мои, Святослав,
чтоб всех их послав, я стал твердым как сплав,
чтоб в меч обратилась моя арматурина,
чтоб тыквою с плеч - голова моя дури на-
бравшаяся, как сладчайшая дыня.
С клопами ли -дома, клубами ли дыма
плыву, и из сна продымясь снова в сон,
валюсь, как отстрелянный Фауст-патрон.
вчера и сегодня, установив контакт с сущностью Фауст через медиумов Сатис и Офелия , 7 октябрь 2003г.