Горба Виктория : другие произведения.

Если б да кабы ...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    по тексту романа Церенца "Торос, сын Левона". Только единоверие не было и не будет основой благополучия между единоверцами.

  Речь пойдёт о судьбе армян, древнего народа с мифологической историей и о его многовековой борьбе за свою государственность, которая решалась на тех точках древнего и средневекового мира, где армяне-хайки оседали, чтобы передохнуть от преследований и просто жить.
  К VI веку до н.э. завершается образование армянской государственности, но движение самих армян по территории всей Передней и Малой Азии, по Средиземноморью не прекращается. Это религиозные преследования, отторжение армянских владений и насильственное переселение армян в другие места. Римляне, иранцы, арабы, византийцы, сельджуки--все они в своё время определяют маршрут последующих странствий армян.
  В самом начале IV века Армения стала официально первым христианским государством, был создан армянский алфавит, что предопределило направленность к единству нации и духовной независимости от иноверцев-завоевателей и в многовековой борьбе отстоять свою религиозную позицию, чтобы не пропасть и не исчезнуть.
  Их духовный наставник, Григорий Просветитель, перевёл Библию на армянский язык, вооружил армян верой в Христа, который проповедует терпение и любовь. Армяне начали писать и читать на своём языке.
  В период войн между Византией и Багдадским халифатом происходила интенсивная эмиграция и насильственное переселение армян из Армении в Малую Азию. Главным образом, в Каппадокию, в Месопотамию, Киликию и Сирию.
  
  История Киликийского армянского государства, про становление независимости которой рассказал армянский писатель Церенц в своём историческом романе "Торос, сын Левона".
  Сам Церенц был свидетелем беспощадного преследования армян в Турции в XIX веке и безрезультатного обсуждения Армянского вопроса в Европе.
  Киликия--историко-географическая область на юго-востоке Малой Азии. С XVI по VI век до н.э. на территории Киликии существовали государства древних народов. Одни исчезали, приходили другие, завоёвывали Киликию, и жизнь продолжалась. Была как провинция Персии; потом под властью Ал. Македонского на короткое время; Селевкиды, эллинистическая династия правителей, владели Киликией около ста лет; в 102 году до н.э. была завоёвана Римом; в 84году до н.э. вошла в состав Великой Армении царя Тиграна II Великого; потом опять в составе Римской империи.
  В средние века за обладание Киликией воевали Византийская империя, арабы, армяне, мамлюки, сельджуки.
  Киликийское армянское княжество просуществовало три века--с 1080 по 1375 годы, успешно защищаясь от Византийской империи, арабов, сельджуков. Пережили и близкое соседство государств крестоносцев, с которыми в основном мирились как-то. К середине XIII века Киликия находится в окружении исламских государств.
  Как же удалось армянам Киликии столько времени удержаться на этой благословенной земле Киликии, которая привлекала к себе плодородной землёй, мягким климатом, цветущими садами и тучными пастбищами.
  
  Торос II, сын Левона, из династии Рубенидов--герой исторического романа Церенца "Торос, сын Левона", он же исторический деятель, последовательный и далеко смотрящий политик, истинный патриот и неутомимый полководец. Благодаря ему армянская Киликия отстояла свою независимость и стала прибежищем бегущих от полного истребления армян и второй родиной, где они обрели право жить и работать. Но это право не даётся даром, его завоёвывают кровью.
  Торос, молодой армянский князь, сдержан и умён не по годам. Недавно он похоронил своего отца Левона, скончавшегося в заточении, и старшего брата Рубена. И дело сохранения Киликии для армян осталось в руках юного Тороса из династии Рубенидов.
  "Он (Торос) принёс клятву именем господа всемогущего и всеведущего, что никогда личная слава не станет целью его деяний, только лишь польза и счастье народа будет руководить им, и он будет считать отцом, братом и сыном каждого армянина, движимого теми же стремлениями".
  
  Торос собирает и обучает всех боеспособных мужчин воинскому делу. Горная цепь Киликии служит армянам хорошим убежищем при вторжении врага в Киликию. Население заранее укрывается в недоступных горах. Торос бережёт каждого своего воина, жителя, заботясь о справедливости как при разделе захваченной добычи, так и в хозяйственных делах. Народ Киликии верит Торосу, выкладывающему все свои силы и способности ради свободы и сохранения армян и их духовных ценностей.
  С самого начала удача и успех сопутствуют Торосу. Крепости берутся без кровопролития: или горожане вытесняют охрану, чтобы открыть ворота, или путём переговоров, когда Торос отпускает ставленников городов и крепостей вместе с семьёй и имуществом.
  Крепость Амута первая, которой овладел Торос, избегнув кровопролития.
  Город Анарзаба был взят без боя: горожане вытеснили охрану и открыли городские ворота. Цитадель тоже была сдана без боя при условии обеспечения семье князя безопасности и неприкосновенности.
  Крепость Вахка, прежде завоёванная армянами ценой большого кровопролития, "стала обиталищем врага", но теперь Торос получает её путём переговоров.
  Крепость Ламброн--гнездо армянских князей, раболепствующих перед ромеями. Торос, не желая пролить армянскую кровь, добивается мирной сдачи крепости.
  С трёхтысячным войском Торос движется на Маместию, где сидел наместник византийского императора. Три дня даётся осаждённым на размышление. А в это время сам Торос следит за ходом работ по рытью рва, сооружению плавучих преград через реку, изготовлению осадных лестниц, за дозором на дороге и доставкой армии припасов из Чёрных гор на несколько дней. Князь осаждённой Маместии через уполномоченного обещает Торосу помилование, а жителям Чёрных гор освобождение от налогов на год, если Торос отведёт свою армию от Маместии. Ответ Тороса был кратким: Маместия как наследство отцов принадлежит по праву нам, и должна сдаться без пролития крови. И здесь Торос держит слово о безопасности и неприкосновенности семьи и близких наместника. Соратники Тороса негодуют, ропщут, но Торос держится позиции честности и доверия и не идёт на бесчестное вероломство, ведь впереди ещё много дел!
  После кратковременной передышки Торос направляется на Стану с тремя тысячами отборных воинов, рассчитывая на внезапность нападения, пока наместник Тарса не усилил своё войско подкреплением. В армии Тороса только один небольшой конный отряд, остальные пешие, набранные из жителей гор с неутомимыми ногами и с верой в своего вожака Тороса, который шагает впереди всех подобно исполину. Он умерен в еде и питье, однако вынослив в пеших переходах и грозен в бою.
  На ходу Торос со своим отрядом, прошедшим долгий путь, разбивает в пух и прах войско наместника Тарса, не успевшее выстроиться фалангой и прикрыть бегущих. Бой был жестоким и кровопролитным. Конный отряд преследовал византийцев и бил беспощадно. Византийцы потеряли около двух тысяч, горцы--пятьсот убитыми и ранеными. Похоронили убитых, раненых переправили в их сёла. По распоряжению Тороса немалая и лучшая часть захваченной добычи была передана семьям погибших и раненых.
  Город Стана от Тороса откупился тысячью золотых после часа размышления.
  По всей Киликии проносились радостные вести о том, как Торос из Рубенидов побеждает ненавистных ромеев.
  Число армян, собиравшихся возле Тороса, увеличивалось с каждым днём. Армяне, гонимые сельджуками, арабами, византийцами, сохранили воинскую доблесть и христианскую веру. Хотели только свободы, и Торос, который тоже презирает этих князей, грекофилов и латинофилов, он тоже за армян, которые готовы положить свои головы за свою личную свободу и землю, на которой будут жить и работать.
  Овладели крепостями Бардзрбеном и Арюц. Победы не вскружили голову Торосу. Захват крепостей--это не всё! Чтобы легко победить, нужно готовиться, то есть разведать о противнике, местонахождении крупных сил, укреплений, позиций. Предстояло взять город Анарзабу, князь которого армянин, но жесток и тиранствует хуже, чем персы, арабы или ромеи.
  Князь Анарзабы, Смбат, принял посла Тороса грубо и выгнал. Но потом призадумался: у мятежников до двенадцати тысяч войска. Слухи о разгроме армии наместника Тарса уже дошли до Смбата.
  Но в закромах было запасов более, чем на год, из Тарса получил сообщение о том, что в скором времени прибудет крупное подразделение из Константинополя. А пока князь Смбат расправляется с подозрительными, хватая людей по ничтожному поводу, мучая. Через восемь дней со стен увидели войско мятежника Тороса. Это было настоящее войско, удивившее наблюдателей стройными рядами поставленных палаток, по все четыре стороны рылись рвы, вырытую землю укладывали валом вокруг лагеря. Конники на арабских скакунах. Сам Торос на горячем аргамаке чистых кровей. Его сопровождали младшие братья, Млех и Степанэ, которые недавно явились к брату с дарами алеппского эмира и с пятьюстами всадниками.
  Пока пустили в город стрелы с листками, которые призывали сдаться. Народу удалось открыть ворота, и воины Тороса ворвались в город. Цитадель открыли после переговоров княжны Маргарит и Тороса. По условиям договора крепость сдавалась Торосу. Семья князя переместится в соседнюю крепость Паперон со всем своим имуществом. Солдаты или отпускаются, или идут на службу к Торосу. Управление города Анарзабы были переданы княгине Маргарит вместе с доходами.
  
  После взятия Анарзабы Торос мог уже заняться делами внутреннего благоустройства во владениях своих предков. Реформы Тороса прежде всего касались всеобщего воинского обучения, начатого с первых шагов освобождения Киликии от византийских ставленников.
  Строгий надзор за судебными властями и соблюдение законов. Правила, традиции обязывали относиться к соблюдению справедливости, беречь состояние казны, остерегаться от чрезмерных податей, чтить веру и церковь.
  Замысел Тороса--призвать армян из Малой Азии, Сирии, Месопотамии, Междуречья, Египта и поселить в Киликии.
  Личным примером Торос обязывал не расслабляться, не предаваться забавам и праздности. Карал неправедных, отстраивал руины и заселял их. Руководствовался не спесью и честолюбием, а интересами народа.
  Требовал от своих соратников--не дразнить и не распалять врага попусту.
  Сам Торос устраивал неожиданные смотры войскам. Удерживал амбиции и нетерпение близких от похода на Равнинную Киликию, потому что нет достаточных сил, и поэтому лучше запастись терпением и обуздать честолюбие.
  Следил особенно за совершенствованием воинского мастерства и вооружения пехоты (конные князья со своими конными отрядами уже не могли пререкаться, ввиду превосходства скорости передвижения).
  В отношениях со своими братьями, Млехом и Степанэ, Торос терпелив и корректен. Верит и доверяет, несмотря на постоянные донесения о болтовне и планах брата Млеха. Общие требования распространялись и на братьев. Это прежде всего уважительное отношение к крестьянскому труду: никто не имел права проезжать через обработанное поле, разорять и оскорблять простого человека, который трудится и может стать воином, когда понадобится.
  Горная Киликия благоденствовала. Тороса признали султан Иконии и Междуречья, эмир Алеппский, латинский правитель Антиохии, франкские рыцари-храмовники и великий католикос армянской церкви. Армяне в большом количестве переселялись из Малой Азии и Междуречья, двигались сотнями из Египта.
  Греки и латиняне завидовали Торосу. Начались тайные козни, подстрекательства, обращённые к византийцам, которые смогут легко пресечь возрождение армянского княжества. Франкские храмовники потребовали ранее отобранные у них византийцами крепости, которыми сейчас овладел Торос. По какому праву! Ведь они пришли, чтобы спасти христианскую веру! О вероломстве и жестокости франкских храмовников писатель Церенц мог бы многое написать, но по примеру Матвея Эдесского "не осмелился, ибо под их властью мы были".
  Константинополь "отозвался" на жалобы и доносы клеветников и завистников. Первый поход, организованный императором Византии Мануилом против Киликии, был рассчитан на успех и поднятие собственной репутации.
  Узнав о намерениях императора, Торос укрепил города, крепости, в горных проходах укрыл надёжно население. Взял отборные отряды и своих братьев и засел в Маместии, ожидая врага. Спокойствие и уверенность в лице и в поведении Тороса ободряли воинов перед схваткой с сильным врагом.
  Нетерпеливый Млех был послан с конницей в набег на пограничные земли греков.
  Андроник, узнав о набеге Млеха, гнал армию без передышки. К двенадцатитысячной армии грозного кесаря Андроника добавилось столько же войска союзников, в том числе и армянских князей.
  Появление противника не пугает армян. Сейчас они изумлены поведением Тороса, который приказывает взять лучшего толмача, чтобы попросить Андроника о мире с принятием любых условий, так как Млех не вышел за пределы наследственных родовых владений, не тронули и Тарс, во избежание императорского гнева и предотвращения бессмысленного кровопролития.
  Кесарь Андроник прогнал послов Тороса оскорбительной бранью под ругань и гогот греческой армии.
  Сам Торос объясняет соратникам, почему он послал людей к кесарю. Ведь он князь, который должен думать и взвешивать свои поступки и шаги, потому что отвечает перед богом, людьми и совестью.
  --Армяне и греки должны не враждовать, а вместе бороться против неверных, которые нескончаемым потоком захлестнут скоро христианские государства во главе с Византией.
  
  Как же готовятся армяне и византийцы к схватке? Торос приказал разобрать городскую стену, противостоящую греческому лагерю. Андроник, уверенный в победе, ограничился рытьём рвов и земляной насыпью перед воротами города. Потом две ночи подряд в армии кесаря царил пьяный разгул, слышны были музыка и нестройное пение. Под дождём с ураганным ветром мокнут солдаты, но в шатре кесаря, больше похожем на дворец, веселье не прерывается.
  На рассвете армянские полки, выйдя из пролома в городской стене, бросились в атаку на византийцев. Эта атака была настолько неожиданной, что вместо битвы получилось нещадное избиение. Млех со своими конниками раздавал смертельные удары. Торос не мог пресечь такую жестокость, только сумел спасти от гибели некоторых греческих и армянских князей. Те, кто бежал к Стану, тех поджидал отряд из четырёх тысяч воинов во главе со Степанэ. Обезоружили и взяли в плен армянского князя Ошина Ламбронского, который был союзником Андроника. Андроник же успел уйти в сторону Антиохии. Уцелела половина византийской армии. В лагере греков остались полуобвалившиеся палатки, разбросанные по земле щиты, копья, мечи; осёдланные стреноженные лошади стояли, так и не дождавшись седоков. В оставленном лагере Торос самолично отыскал архив бумаг Андроника. Просматривая эти бумаги, Торос убедился в корыстолюбии и вероломстве соседей, которым он никогда не вредил. В бумагах были послания к мусульманским властителям об уничтожении армянского княжества.
  Назначен был выкуп за пленных князей. При выступлении поступила часть денег за выкуп князей, в присутствии которых Торос приказал раздать войску эти деньги и так разъяснил удивлённым пленникам:
  --Чтобы и впредь ловили и приводили ко мне вас.
  В эти же дни без особого сопротивления сдался город Стан.
  "Ни одного опрометчивого поступка!--удивляются близкие Торосу люди.--Человек непреклонного характера".
  
  Торос восстанавливал, строил, неустанно трудился над благоустройством княжества, укреплял страну распространением просвещения, умножая число монастырей, как очагов знаний.
  Оберегал на завоёванных им землях безопасность, жизнь и имущество людей всех наций и всех сословий, сурово карал грабителей и взяточников. Не знал ни покоя, ни передышки, разъезжая по стране и проверяя всё лично.
  Когда Торос узнал о намерениях антиохского князя Рейнальда напасть на Киликию, хитро направил корыстолюбие Рейнальда, предложив тому Кипр, огромный богатый остров без укреплений и стен. Рейнальд со своим войском и Млех с тысячью своих воинов погрузились на корабли в Александреттском заливе и отправились за военной добычей на Кипр, где жили греки, франки и армяне. Рейнальд и Млех предали всё огню, не жалея никого, разграбили дома, церкви, дворцы, получили выкуп за знатных церковнослужителей и князей.
  Торос очень жалел, что первый подал идею набега на Кипр, желая отомстить грекам за разорение армянского монастыря.
  Позорное поражение кесаря Андроника и утрата киликийских владений, жестокий набег антиохского князя и Млеха на Кипр византийцы не оставили без внимания! Обратились за содействием к султану Иконии Махсуду, который обрадовался столь удобному предлогу вторжения в соседнюю Киликию и предполагаемой добыче. Но Торос был готов к войне и ждал на хорошо укреплённых позициях.
  Принял послов султана учтиво и приятными заверениями о покорности, но о возвращении городов нет и речи. Махсуд повернул назад.
  Через год султан снова вернулся. Торос успел укрыть своих подданных, а сам с большей частью армии спустился с гор в Иконию, чтобы разорять и разрушать. Султан Махсуд вынужден был вернуться, чтобы спасти собственную страну и заключить с Торосом мир. Но Византия уговорами и подарками вынудила султана снова пойти на Киликию с более увеличенной армией. Но ничего не вышло и с третьим походом. Из владений султана же приходили неутешительные вести о разорении Иконии и Себастии. Но Махсуд накрыл своей армией всю равнину Киликии и осадил Маместию и Анарзабу. Осада обоих городов была безуспешной. В армии султана распространились болезнь лошадей и падёж скота, кончались припасы. Трёхтысячный отряд султана был окружён и перебит до последнего. Султан оставил армию, которая рассеялась, бросив на пути оружие и снаряжение. Торос возвратился из Иконии с богатой добычей.
  Вот так две огромные вражеские армии рассеялись без крупных потерь и кровопролития, и без непоправимого ущерба для армян.
  
  За девять лет княжения Тороса армянские владения Киликии расширились. Торос стремился к миру, который укрепил бы трон Рубенидов. Был храбрым человеком, но никогда не подвергал излишнему риску жизнь своих солдат. Лучше потрепать, изнурить голодом врага; предпочитал переговоры и незначительные уступки с изъявлением покорности.
  Теперь сам император Мануил выступил против Киликии. Приказ Тороса--отходить в горы. Долины Киликии заполнились войсками греков. Ими были взяты Тарс, Стана, Анарзаба на короткое время. Союзники со своими войсками добавлялись к армии императора. Король Иерусалимский, храмовники со своей знатью. Но столь большое войско нуждалось в провианте, которое было на исходе. А Торос, отступив в горы вместе с населением, не оставляет ничего--всё разрушает и выжигает. Изловить мятежника Тороса было просто невозможно. Надо было спешить: не хватало провианта, животные тощали от голода и болезней. Переговоры закончились тем, что Торос в знак изъявления дружбы и вассальной покорности доставляет в ставку императора в избытке зерно, бычков и овец. И был пожалован от императора Мануила титулом пансеваста и грамотой на право княжения.
  Буря войны, бушевавшая над страной два года, миновала, и народ снова трудился на полях, в садах и пастбищах.
  
  Погибает брат Тороса, Степанэ, который тоже доставлял старшему брату много хлопот. Наместник Равнинной Киликии, вероломный грек, заманил к себе, в крепость, и велел бросить Степанэ в котёл с кипятком.
  Месть армян была ужасна: истребили десять тысяч ромеев, захватили Анарзабу и все города, и укрепления. Побоище было приостановлено при посредничестве короля Иерусалима.
  Торос умел проучить изменников-князей. Осадил крепость Ламброн, владельцем которой был армянский князь Ошин, грекофил и подстрекатель братоубийственных войн. Торос, держа крепость в осаде, может и взять её, но не желает проливать кровь. Зато сумел устроить показательный суд над изменником армянского народа.
  Торос пощадил своего брата Млеха, который напал на него с отрядом. Отпустил без кровопролития.
  
  Торосу ещё раз довелось встретиться с Андроником Комниным, оставившем в истории о себе память как беспутного и злобного храбреца. Византийский флот вошёл в Алекандреттский залив. Торос с Аманских высот наблюдал за движением греков, но в открытый бой не вышел, щадя силы своего войска. Неожиданно налетал на отделившиеся малые отряды, истреблял. На требование посла Андроника покориться, ответил, что он, Торос, считает Андроника не законным полководцем, а главарём шайки разбойников. Бросил грамоту, пожалованную ему императором Мануилом, как недействительную, ибо император забыл, что этот военачальник пятнадцать лет тому назад бежал позорно разбитый наголову.
  Ничего не помогло Андронику и в этот раз, он опять бежал от армянского войска.
  Из Константинополя снова послали новую армию с главнокомандующим Каламаном. В битве при Тарсе ромейская армия была разбита наголову. Византия выкупила из плена великого князя Каламана.
  Торос мирно царствовал, центром был город Маместия. Армяне приходили и находили в Киликии приют и защиту. Источником доходов было земледелие и скотоводство.
  Торос II из династии Рубенидов достоин памяти армян и всех, кто приступает к руководству страной. Какая программа ни стоит перед новичком, он должен помнить, что добродетель и благородство должны быть перед правителем на первом месте. Гениальность этого правителя в том, что он обогнал своё время, подчинил все свои способности и силы служению народу, стал духовным вождём его. И потому он не проиграл ни одного боя, уступая врагу только в численности войска. Ни одного из киликийских правителей нельзя обвинить в бездействии, равнодушии к делам своего государства, то есть не жирели, были начеку. Думать надо, господа!
  
  Благом было или бедой--находиться вблизи Византийской империи, самого могущественного государства средневековья? Армения и Грузия безоговорочно признавали свой вассалитет перед Византией, готовы были поддержать её во всех сферах государственного и политического устройства. Многие из военачальников, по происхождению армяне и грузины, успешно содействовали Византии в военных операциях.
  Возникновением новых армянских княжеств, которые заселялись беженцами из Армении после поражения под Манцикертом, создавался мощный заслон от набегов турков-сельджуков. Но Византия опасалась планов своего военачальника Варажнуни насчёт объединения всех этих княжеств в федерацию, а потом, если повезёт, в империю. Двадцать лет благодаря Варажнуни восточная граница Византии находилась в надёжных руках. Потом?
  От турков-сельджуков в 1453 году пала неприступная столица Византии, Константинополь. Киликия, которая оставалась и после Тороса сильным боеспособным государством, пала ещё раньше, потому что осталась в окружении мусульманских поселений.
  Время существования Византийской империи продлилось более чем одно тысячелетие. Просуществовала бы дольше, если б ...была оплотом христианских народов--армян и грузин, и если б не было взаимной вражды между Византией и новообразовавшимися христианскими государствами на восточном побережье Средиземного моря.
  Бесконечные попытки уничтожить независимые армянские княжества, которые как раз могли стать надёжной преградой на пути сельджукских завоевателей.
  Византия в ответе за свой провал и за судьбу Армении и Грузии, оставленных на произвол судьбы, когда эти христианские народы должны были отстаивать христианскую веру и защищать себя как народ и государство.
  Церенц устами юноши Тороса высказывает свою мечту:
  --...создал бы единый фронт восточного христианства, сплотив ромеев и армян, дабы устоять перед ударами с востока, запада--ведь в конце концов под ними падёт и эта гордая столица (Константинополь), как пала наша Ани, отнятая и разграбленная.
  
  Армянский вопрос и сейчас стоит перед общественностью Европы, России. Но надо верить, что борьба не ослабит армян, а закалит.
  История становления Киликийского княжества поучительна для сегодняшних руководителей воюющих государств: России и Украины.
  При любом исходе ни одна из них не будет победителем. Потому что ни один из правителей не думал о последствиях своих шагов, оба руководствовались личными интересами и страхом, "что станут говорить".
  
  Армяне бежали от того, что их истребляли физически, переселяли силой. Бегство русских из России совершалось и продолжается по другой причине.
  Помните сказку К. Чуковского "Федорино горе", где посуда и домашняя утварь убегают от хозяйки Федоры, которая не моет, не чистит, не заботится о вещах, без которых ей не прожить. Федора раскаивается в своём небрежении и обещает, что будет мыть, чистить посуду и всё, что в доме стоит и без чего не обойдёшься. Массовое бегство вещей от неряхи Федоры можно сопоставить с бегством людей из России в наши дни и прежде. Это Федорин синдром.
  --Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок! Карету мне, карету!
  Слова эти принадлежат Чацкому, главному герою комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
  Он уезжает, потому что здесь его не поняли, и в личном деле тоже не вышло. Так он уедет. Значит, покинет родину? Нет, извините, пока здесь найдутся у него единомышленники, члены тайных обществ. А у тех такая размытая программа действий, и видно заранее, что всё окончится крахом. Русское общество со своими средневековыми устоями продолжает существовать. Бунты и революции не исправляют и не поворачивают общество к правильному руслу--экономическому прогрессу. Мы сами в болоте по пояс и потянули остальные народы за собой.
  Декабристы-дворяне, писатели-дворяне. Не знали, как распорядиться своим состоянием, хотя совесть их грызла, но до души не дошло. Поделиться своим имуществом с бедным. Кто поделился или поделится? Конечно раздать мужикам землю по наделам, скот и прочее, освободить от барщины и оброка. Были такие опыты, но с провальным исходом. А вот если бы эти состоятельные дворяне, если набралось бы их с полсотни, взяли бы и осели бы в своих деревнях, вместо того чтобы просаживать эти деревни вместе с мужиками в карты, вино и женщин. Сами бы занялись хозяйством ни как барин, а как староста, который насквозь видит своих односельчан, которые падки на халяву, а работать не спешат. Вот видите, сам процесс освобождения и дарения земли не так уж прост, и его надо было пройти всем, кто решил посвятить свою жизнь освобождению русского народа. Должна была появиться мотивация появления нового помещика, который от корки до корки знает хозяйство своего поместья и своих крестьян, и если он богат, то много чего можно устроить, что двинуло бы хозяйство вперёд, когда расторопный и трудолюбивый крестьянин уже создаёт ту экономику, которая станет отправным пунктом в будущее России, которая могла бы стать экономически могущественной державой. А вместо этого мы должны сочувствовать Онегину, который кстати читал Адама Смита, но бездействует; Печорину, искателю приключений; Чацкому, который бросает этот неисправимый мир Фамусовых и Скалозубов; Андрею Болконскому и Пьеру Безухову, которые так и не достигли цели своей жизни; Наташе Ростовой и Анне Карениной, которые могли бы многим помочь своим мужьям, но обречены на очень узкий круг общения на французском языке, и ничего ценного не передадут своим детям, кроме горького опыта несвершившихся надежд. Помещики в "Записках охотника" И. С. Тургенева выведены не хуже, чем у Гоголя. А вот сам автор "Записок" что делает? Он наблюдает, пишет. Он гордость русской литературы. Воспевает могучий русский язык! Но сам предпочитает жить в Париже и по-французски говорит лучше парижанина, и деньги он тратит там же. И те крестьяне, которые бесправны, только одна надежда у них на барина, который рассудит, накажет, но "барина всё нету, барин всё не едет". У Тургенева есть и Базаров, который, правда, не уезжает, по причине скудости средств, и не расходуется на длинные речи, как Чацкий, но умирает. Но он не дворянин, он работающий профессионал, он отрицает все авторитеты, он уже революционер. Но остались пока состоятельные Обломовы-лежебоки, Емели на печках. И сказки наши ведут героя за тридевять земель. Сегодня умные и ловкие добираются до тридесятых царств очень быстро. Гоголь лучше всех справился с поиском нового героя. Это Чичиков. Готовый делец, которому только подкинуть деньги, и он уже знает, как эти деньги, которые помещики тратят бесцельно, пустить на доходное дело. Полуграмотный, но битый в служебных передрягах, людей видит насквозь. Современные Чичиковы экономику если не двинут, то во всяком случае не убегут за границу. Зачем? Он и здесь сможет заработать. А вот потомство уже переправит туда! Так и будем убегать из собственной страны, оставляя за собой кучу нерешённых проблем.
  Указ об отмене крепостного права был бы написан по-другому, если бы был опыт реальных шагов по освобождению крепостных. Была только ситуация, как помещики бежали в город в надежде приискать себе доходное местечко, и крестьяне бежали, потому что на беглых и бесправных был спрос, как на дешёвую рабочую силу.
  Но Федорин синдром проснулся и встал на обе ноги во время революции, когда наша интеллигенция собирает чемоданы и бегом в Европу! Революция--это кровь, погромы, незащищённость рядовых граждан от бандитов и уголовников! Голубокровные и белокостные ещё до сталинских репрессий успели убежать из родной России, потому что здесь голодно и холодно. Убежали, конечно, у кого деньги на проезд были. Безденежные остались в категории послушных и тупых рабов. А за границей дворянская элита, толстосумы и русские интеллигенты, которые далеко от России, их больше не мутит от мужицкого духу. Сейчас про них говорят, как о героях и жертвах революции, учинённой так безграмотно. Где были до революции эти диссиденты, монархисты, учёные экономисты? Ни один из них не сделал практической попытки, шага, чтоб побыть в шкуре рабочего, крестьянина, солдата и осознать, насколько человечность задавлена в людях, которые заняты тяжёлым непосильным трудом, и бытом в обваливающихся избах или в душных сырых бараках.
  В 90-е годы открыли границу, и русские, богатые и бедные,--все устремились на Запад!
  Эти европейцы и американцы не ангелы, день и ночь думают, как свалить Россию. А в России не спешат с экономикой, нет и социальной справедливости, за которую столько крови пролили наши отцы и деды. Сегодняшняя война, начатая со стороны России, не должна была начаться. От войны бегут. Бегут украинцы, у которых дома разрушены, и которых тоже не защитил правитель страны. Бегут русские, потому что война придёт и в их страну. Казнокрадство и хищение природных ресурсов сейчас замазывается войной, разжиганием ненависти между народами, которые всё равно останутся соседями. Кукловоды из-за океана руководят нашими действиями и порывами, мы давно уже у них в плену, и наверное не вырвемся из него. У них всё красивое, удобное, качественное.
  Русские войска должны покинуть территорию Украины сами, без приказа главнокомандующего, ибо тот, наверняка, связан такими поручительствами, о которых мы не имеем представления.
  Есть надежда, что после войны наши правители будут больше думать о народе, который должен жить на своей земле и которая будет охраняться жёстким соблюдением порядка и законности.
  Есть надежда, что у русских пойдут дела лучше и, значит, соседи тоже будут жить лучше.
  А пока на глазах у всего мира бегут, куда глаза глядят, русские и украинцы. Покидают свои дома, родину. Когда вернутся? Кто вернётся? Сколько уцелеет?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"