Книга не рекомендуется вниманию впечатлительных, и придерживающихся атеистических взглядов, людей; вниманию людей, рьяно симпатизирующих Сталину (в книге присутствуют критические высказывания, отражающие субъективную точку зрения, которые могут быть не всем приятны). Просьба решившихся на прочтение, снисходительно относиться к подобным эпизодам, изредка появляющимся в книге - ведь речь о 1960 г. ("развенчание культа", "Хрущёвская оттепель")
Ненормативная лексика отсутствует (за исключением 1 завуалированного в тексте грубого нецензурного выражения). В книге описываются процессы курения - просьба не воспринимать это как агитацию. Курение смертельно опасно для всех нас, и приводит к страшным, мучительным заболеваниям, являющимся возможно платой, за пристрастие к сигаретному дыму.
Книга размещена автором для личного частного (не публичного) ознакомления и грамматической коррекции по электронному интернет адресу: http://samlib.ru/editors/g/goncharow_g_o/
Это черновик законченной книги, но автор оставляет за собой право вносить изменения - так что о полном завершении работы над текстом, речи пока нет.
В книге опубликован текст песни "Ida Corr Ft. Fedde Le Grand" - "Let Me Think About It", а так же текст песни "Таганка" (автор неизв.) - этот материал использован в книге в ознакомительных, не коммерческих целях, и не является интеллектуальной собственностью автора этой книги.
Настойчивая просьба уважать безвозвратно затраченное невосполнимое время, не нарушать авторского права - не копировать, не изменять и не размещать книгу и её главы и отрывки, на различных интернет сайтах. Не забываем - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017), а так же статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации: Статья 1255, Статья 1257, Статья 1259, Статья 1265, Статья 1266, Статья 1268, Статья 1272, Статья 1276, Статья 1301, Статья 1302.
Для финансовой поддержки проекта яндексmoney 410015584258205
От автора: Если работа эта понравится хотя бы одному человеку, то значит, она проделана не зря. Надеюсь, что содержание книги не станет ни для кого соблазном, который может привести к каким-то ошибкам в жизни. Желаю приятного чтения ;)
Гончаров Г. - "Светлая берёза у пруда"
Эпиграф
По улице посёлка, засыпанной шуршащим под колёсами гравием, медленно катилась машина. В машине громко играла музыка - по улице, вместе с дорожной пылью, разносился музыкальный бас, и голос иностранной певицы эхом отражался от заборов из профнастила. "Кто понял жизнь, тот не торопится" - гласит пословица, позаимствованная из стиха Омара Хайяма. Водитель этой машины, очевидно, был из тех, кто понял - он ехал неспешно. По улице шла женщина, и думала о словах песни, доносившейся из раскрытого окна автомобиля:
You saying baby
I'll take you for a ride
Let's get together
Work it all night
I'll be your lover
Your sexy affair
I'll make you feel like
Heaven is near
Come on girl, believe me
I'll make you see
That I am the true way
To ecstasy
Touch me, feel me
Then you will find
We are meant to be...
And I ain't lying...
Неплохо зная английский, женщина сейчас от скуки про себя переводила текст песни на русский язык. Вот уже и сама машина поравнялась с задумавшейся над смыслом слов, женщиной. За рулём сидел какой-то парень, с неосмысленным взглядом плюшевого медведя.
"Он слушает эту музыку, эти слова, и воспринимает их относительно себя, и его представление о поведении девушек, меняется - спектр поведенческих ожиданий от женщины, расширяется. Такие изменения, в итоге приведут к тому, что образ женщины - идеал, - формируемый его мозгом, станет утопическим. А значит, этот парень, обречён в жизни быть несчастным - потому, что не сможет найти в реальности свой фантастический идеал женщины. Либо его женщине придется подстраиваться под этот образ - испокон веков, женщины перевоплощаются в угоду этому "идеалу", который формируют мужчины. Раньше ходили в неудобных корсетах (справедливости ради, надо сказать, что и занимающие положение мужчины, в то время, тоже соблюдали некий дресс-код, и их туалет, перед выходом в общество, так же занимал продолжительное время). Потом стали делать сложные причёски, ходить на каблуках, краситься, - и много чего ещё. Достаточно просто посмотреть какой-нибудь старый фильм. Девушки, - несмотря на то, что действие происходит на съемочной площадке (на которой есть гримеры), - часто почти не накрашены, брови не выщипаны. Если современная женщина появится в обществе в таком виде, то её просто посчитают за деревенщину. И уж тем более вряд ли, она найдёт себе более-менее приличного кавалера. Максимум, на что она сможет рассчитывать - знакомства у какой-нибудь пивнушки.
Этот "идеал" женщины, - соответствия с которым молодой парень будет искать в реальности, - будет сформирован из лживых, извращенных образов, слов, ожиданий. По сути, эта музыка, - точнее слова, их смысл - развращают. Потому, чем старше человек - тем сложнее ему найти себе пару. Тем более фантастичным становится этот идеал. Впрочем...
...И в наше время было нечто подобное и, наверное, это естественно ... мы ведь тоже читали романтические книжки, а потом ждали ребят, которые были бы похожими на героев прочитанных нами романов... на доблестных рыцарей, честных и отважных, способных ради любви... да ведь это то же самое! После сказочных, романтичных рыцарей, обычные ребята казались грубыми невеждами, простаками. Мы просто "перебили аппетит", посетив иллюзорные миры, оказавшиеся приторно-красочными, эфемерными, напомаженными и фальшивыми. Наши ожидания, тоже не соответствовали реальности - и, разочаровавшись, нам приходилось жить с нелюбимыми. Наверное поэтому, простые, малограмотные девушки, первыми выходили замуж, рожали детей, и жили счастливо. А учёные и начитанные - оставались одиноки. Планка их идеала была поднята слишком высоко.
Нет, лично в моей жизни не было особых проблем с недостатком мужского внимания - но, сколько подруг, сколько знакомых, так и остались несчастными, одинокими, не познавшими истинной любви, не сумевшими к ней хотя бы прикоснуться?.." - думала женщина, - "А музыка эта "индейская"? Как она может нравиться? Бац-бац, бум-бум... вот и мои дети тоже такую музыку слушают... старею? Неужели, я старею? Да... ведь когда-то, моя мама так же не понимала Элвиса Пресли, - она искренне недоумевала, как можно "ЭТО" слушать, и как можно, "ЭТО" называть музыкой?! А про наши танцы? Да, сколько было споров, ссор! - доказывали друг другу, каждый свою точку зрения, а в итоге... а в итоге, оказалось, что никто не был прав: прошло время и про Элвиса просто забыли - сегодня он просто никому не нужен. Он словно кукла, подаренная ребёнку - но вот ребёнок вырос, и потерял интерес к некогда любимой игрушке, которая уже валяется в далёком пыльном углу.
Дети должны формировать этот образ поведенческого "идеала": идеала мужчины - с папы, идеала женщины, - с мамы. Ради будущего счастья своих детей, семьи должны быть полноценными. Да, пожалуй и я, жила всё детство и всю жизнь без папы, - большую часть времени им для меня был черно-белый, улыбающийся мужчина, с блеском в глазах, который смотрел с фотографии, висевшей на стене в маминой комнате. И образ идеального мужчины, был позаимствован мною из романтических книг. Я искала его - но это был лишь фантом, иллюзия, недостижимая мечта; хотя нет, мне повезло - я нашла своего настоящего принца. Нашёл и он меня - свою принцессу, с которой, словно в чудесной сказке, он обещал быть навеки. Да, ведь нам казалось, что все окружающее нас, будет таким всегда! Мы были глупы и наивны. Мы были молоды. Мы не знали, как удержать своё счастье - в книгах об этом, к сожалению, ничего не написано. Этому может научить только жизнь - такие бытовые, совсем не литературные знания, передаются от отца сыну, от матери к дочери. Нет уже мамы; нет той танцплощадки, которую у нас называли "пятачок". Нет и тех ребят с девчатами, громкий смех которых наполнял ночные улицы - вместо них лишь дяди и тёти, дедушки и бабушки - да и их уже почти не осталось... и сколько осталось мне - кто знает? Ведь в детстве казалось, что бабушки и дедушки всегда были дедушками и бабушками. Дяди и тёти - всегда были дядями и тётями. Казалось, что так и должно быть, это в порядке вещей, - это справедливо. Казалось, что моя собственная жизнь, подобравшись к отметке 25-30 лет, станет полноценной и размеренной, без тревог и нужд; что я так и останусь навсегда в этом возрасте, а до старости ещё очень и очень долго... но время шло, и всё становилось на свои места: оказалось что жизнь коротка, и проносится быстро, как далёкая стая белых перелётных лебедей, летящих высоко в голубом небе, улетающих клином в неведомые дали..."
Машина давно скрылась в хитросплетённом лабиринте чистых поселковых улочек. Стихла и музыка. Из раздумий женщину вывел резкий и неприятный запах. Пахло горелой древесиной. Так пахнет костёр, затушенный дождём. Хотя нет, - так может пахнуть только сгоревший дом! Здесь не просто запах перегоревшего дерева, - здесь целый букет из разных запахов.
Вдруг сердце почему-то сильно забилось. Внутри что-то будто закололо, на душе стало тревожно, и звуки окружающего мира, потеряли свою отчётливость. По телу прошла целая гамма чувств - так бывает, когда неожиданно встречаешь человека, которого не видел много-много лет, и о котором ты уже давно забыл. И вдруг вы неожиданно сталкиваетесь с таким человеком на улице, и сразу же узнаёте друг друга. При встрече, несколько секунд, ты находишься словно в неком "эйфорическом шоке", - испытывая гамму чувств, которая на миг возвращает тебя в прошлое. И в этот миг, - длится это ощущение всего мгновенье (но каким сладким и радостным бывает оно!), - перед глазами проносятся образы прошлого, о которых ты давно забыл. Ты словно ощущаешь забытые тобою запахи, которые так любил в прошлом. На языке появляется какой-то привкус, - неописуемый, но отчётливо ассоциирующийся с прошлым. Эти ощущения, и составляют миг. Лишь миг, короткий как вспышка, после которого, остаётся тоска. Тоска осознания того, что время не возвращается. Ах, как жаль... а как хотелось бы! На секундочку, оказаться там; оказаться тем, кем ты был. Вновь стать молодым... вновь вокруг тебя твои молодые, смеющиеся друзья, вновь все пути перед тобой открыты... впереди неясным туманом, стелиться будущее, готовое удивить тебя не один раз ... и радостью, и горем... и страхом и любовью... там, за этим туманом, перед тобой лежит всё, что только есть в этом мире! Но стоит тебе пройти сквозь туман, и всё становится ясным. Ты уже прекрасно знаешь, что ждёт тебя впереди, и нет ничего, что могло бы тебя удивить. Ты повзрослел. А преодолённый туман, сизой полосой остается где-то за спиной, застилая непроницаемым покрывалом от взора прошлое. За этим покрывалом, другой мир, в ярких сочных красках детства. Другой мир, с некогда дорогими, оставшимися безвозвратно за полосой тумана, людьми.
ЧАСТЬ 1
Глава 1
***Грета***
За окном темнела ночь. По краям стекло окаймляла белая матовая изморозь, которая сейчас, - когда свет в комнате был выключен, - светилась синеватыми искорками, отражая свет уличного фонаря и полной луны. В комнате было прохладно. Пространство освещалось холодным лунным светом; стрелки старинных часов показывали на 05.00. Было раннее, московское утро. Девушка не спала - она лежала в кровати и рассматривала узоры на потолке. Дом был старой постройки - потолки комнат были высокими, как будто в дореволюционной России, жили какие-то исполины. Громко тикали висевшие на стене часы. Она встала, и подошла к окну - стекла его ставень излучали холод. Слегка протерев рукой чуть влажное, холодное стекло, девушка посмотрела на улицу. Висевший на столбе фонарь, освещающий улицу слабым, жёлтым светом, слегка покачивался на ветру, - и тени окружающих его деревьев, скакали по белым сугробам причудливыми фигурами. Луна освещала старый парк, и церковь, в которой когда-то венчался Пушкин. Красивый, полукруглый купол её, - в виде ротонды, - покрывал снег, в котором загадочно искрил лунный свет. Темнеющие силуэты тополей, покрытых снегом, были выстроены ровными рядами, - словно сказочные солдаты, построившиеся перед боем.
Дорога, которую освещал фонарь, была покрыта равномерным слоем снега, выпавшего этой ночью. В этом сказочном безлюдье, в этой пустоте, было что-то таинственное. Девушка смотрела на заснеженную дорогу и думала о том, что через час, или через два, эта дорога будет покрыта множеством отличающихся, разнящихся следов. Следы эти, целеустремлёнными цепочками, будут вести лишь в одну сторону - к метро или к автобусу. И её следы будут на этом белом, пока ещё ровном, не нарушенном покрывале. Они будут отличаться от других - они будут чуть меньше, чем остальные, и шаг будет короче, чем у других. Но, снова пойдёт снег - и контуры следов, сначала потеряв резкость, станут похожи на маленькие ямочки, а потом и вовсе исчезнут, под бархатным и пушистым одеялом - будто и не было их никогда.
Грета училась в школе, но признаться, ей трудно было похвастаться успехами, - которых просто не было. Жили хорошо - в двух комнатах коммунальной квартиры, вдвоём с мамой, работавшей на косметической фабрике, и пропадавшей там почти постоянно, - и её следы, одними из первых, появятся на заснеженной дороге. С мамой виделись по вечерам, когда на уютной кухне устраивались посиделки, за чашкой чая. Вдвоём, иногда они любили помечтать.
Её папа работал на каком-то авиазаводе, находящемся где-то очень далеко, в котором он выполнял какую-то работу, связанную с авиационными двигателями - конкретнее сказать было трудно, поскольку работа его была засекречена. О работе он не говорил даже в те редкие моменты, когда появлялся дома - он приезжал на две-три недели, два-три раза в год. Папой для девушки был улыбающийся с картонного фотоснимка черно-белый дядя, висевший на стене в маминой комнате. Именно этот образ представлялся, при слове "папа".
Ещё с ними жил Кус. Это был старый кот Кузя, который приходил с улицы под вечер, вместе с мамой. Бывает, что животные по-настоящему любят людей - Кус любил Грету. Любил так, как любить друг друга могут лишь люди. Он спал на её кровати, постоянно бегал вокруг девушки и почему-то любил путаться под ногами. Любил Кус, когда она почёсывала ему подбородок - тогда он ложился на спину, и громко мурчал, словно маленький тигр.
Школу она посещала неохотно - учителя казались злыми, предвзятыми и несправедливыми. Друзей почти не было - лишь Наташа, - лучшая подруга, благодаря которой серые будни наполнялись каким-то смыслом. Правда, и в школе было несколько подруг - но дружба с ними начиналась перед началом уроков, и заканчивалась с их концом.
Дома, в резной шкатулке, хранилось самое ценное - деньги, откладываемые на новый велосипед (накоплено уже было уже целых 120 рублей).
Грета была влюбчива, критично относилась к своей внешности, - хотя к одежде была непритязательна, и могла долго носить одно и то же платье; постоянно боролась с превалирующими состояниями лени и скуки, а так же иногда позволяла себе находиться в состоянии меланхолии, хандры. Обычно, в эти моменты, возникало желание оказаться в глухом лесу, на зелёном лугу, слушать хорошую музыку - от которой по спине бегали бы мурашки; от которой хотелось бы плакать, улыбаться, мечтать и вспоминать. Материализованная картина "Вечерний звон", дополненная одноимённой песней, была бы воплощением этого желания. "Русский человек, становится сильным, когда у него нет возможности быть слабым" - было написано мелом на какой-то стене, - у Греты, такая возможность была...
Свободное от учёбы время, с лучшей подругой Наташей, проводили в бесцельных прогулках по городу. Любили гулять у кремля - у памятника "Минину и Пожарскому", обычно скапливалась шумная молодёжь. Зимой Грета мечтала о поездке на дачу - они ездили к знакомым, в Подмосковный посёлок Александровск. Точнее, ездила одна Грета - мама всегда была занята работой. Иногда вместе с Гретой, в Александровск ездила Наташа. Зимой они катались на лыжах, коньках. Весной - собирали цветы, гуляли в лесу, жгли костры. Летом - купались, катались на всём чём можно (и особенно, - на чём нельзя), ходили в походы, в кино, собирали грибы и ягоды. Осенью - собирали в старом парке жёлтые листья клёна, грустили, мечтали о любви... старый Александровск казался каким-то родным местом. Некоторые люди (у кого была возможность), предпочитали подмосковному лесу, к примеру, южные пляжи черноморского берега, - как соседка Греты: недавно она уехала в Сочи, откуда прислала девушке "письмо-открытку". Это был высушенный лист какого-то южного растения, на котором и был написан адрес, и нитками к листу была пришита марка...
Всё же, Грета была активной и весёлой девушкой. Проблема была лишь в том, чтобы найти занятие по душе. Среди таких занятий, были туристические походы, в которых она, - находясь в обществе единомышленников, - удивляла знакомых и друзей эксцентричностью и неутомимостью. Одной из причуд, было пристрастие разглядывать незнакомые лица: когда девушка шла по улице, или ехала в метро, - она ненавязчиво, разглядывала окружавших её людей, - лица, одежду, обувь, головные уборы... со временем, она научилась это делать незаметно для окружающих. И эти наблюдения были не напрасными, - ведь девушка очень хорошо рисовала графические портреты.
Девушка была красивой. Лицо слегка сужалось к подбородку - черты лица были утончёнными, правильными, - было в её внешности что-то благородное, будто почёрпнутое со старых портретов древних графинь. Волосы были вьющимися, светлые, с пепельным оттенком. Серые большие глаза, наполненные озорным блеском, никого не моли оставить равнодушным; хотя, порой в этих глазах, льдинками поблёскивала какая-то затаённая грусть. Она не красилась - зачем? - ведь и так многие ребята были неравнодушны к ней. Навязчивость ухажеров утомляла девушку - хотелось чего-то более возвышенного.
Часто Грета оставалась в школе на 8-урок, который специально был сделан для учеников, отстающих от учебной программы. Двоечников, - среди которых была и Грета, - могли задержать в школе вплоть до шести вечера. Однажды, директор школы, с подпольной, неблагозвучной кличкой "Параша", вызвала девушку к себе в кабинет, в котором уже сидела классный руководитель "Юлия":
-Вот видите! - торжественно водила Юлия руками вокруг девушки, - Я же говорю! Посмотрите только! Вертихвостка!
-Девушка, вы делаете завивку? - строго спросила директор.
-Нет, - когда Грета нервничала, у неё совершенно пропадала способность разговаривать, - немел язык, - с трудом, она могла отвечать лишь односложно.
-А что у тебя на голове? - не унималась Юлия, - Она же делает перманент! Посмотрите только! Из-за таких вот, как она, школа превращается в бордель!
-А как у неё с успеваемостью?
Юлия тяжело вздохнула, скорбно опустив голову, как бы собираясь с силами:
-Это одна из худших... это самая худшая ученица нашего класса! Одних прогулов у неё наберётся на целую четверть! Неуспеваемость по всем предметам!
-Так, а кто родители? Пьяницы?
-Нет... мама у неё интеллигентная, - работает начальником химлаборатории на косметической фабрике. Высшее образование, по профессии - химик-инженер. Папа - лётчик, или что-то связанное с самолётами... а, авиаконструктор! Или авиаинженер? В общем он на авиазаводе работает.
-Странно... почему же такая неуспеваемость... - риторически постукивала пальцами по столу, задумчивая женщина.
-Потому, что в голове вместо учёбы - мальчишки! Вместо уроков она волосы завивает!
-Действительно, мы делаем тебе первое и последнее предупреждение! Юлия Ивановна всё правильно говорит! Появишься ещё раз в таком виде - и я лично буду заниматься отмачиванием твоих волос в туалете! Будешь ходить по школе как мокрая кошка! И скажи родителям, чтобы обязательно пришли на собрание!
На родительское собрание, Муза прийти не смола. Воспользовавшись её отсутствием, Юлия расписала Грету, как хулиганку и модницу. Что было делать девушке, если волосы от природы были вьющимися? - бегать каждую перемену в уборную, и отмачивать волосы под ледяной водой? Нужно было что-то придумывать, и вот девушка пришла в школу с заплетёнными косичками.
Ей грозил второй год - что для любой девочки, считалось просто огромным позором! На второй год могли оставить хулигана-мальчишку, вместо занятий пьющего вино в каком-нибудь полуразрушенном доме! Для девушки же, из приличной семьи, это было унизительно. Как и для её родителей.
Причиной неуспеваемости, стали частые посещения... - нет, ну конечно не вышеупомянутого полуразрушенного дома, - излюбленного места досуга всех школьных хулиганов. Грета посещала каток, на котором она проводила почти всё свободное время. В этом мире могло быть три места, в которых можно было застать девушку - дома, в школе и на катке. Впервые на каток, вместе с Наташей, они попали случайно. Это произошло несколько месяцев назад - они часто гуляли по зимнему парку, и всегда обращали внимание на доносившуюся с катка заманчивую музыку. Несколько раз, взяв билеты, они приходили просто посмотреть, как катаются другие. Грета загорелась коньками, открыла заветную шкатулку и без сожаления потратила часть накопленных денег, на их покупку. Сами коньки больше походили на обычные туфли, к которым были приделаны платформы с лезвиями. Настоящие фигурные коньки, стоили очень дорого.
В тот зимний вечер, в парке сияли фонарики развешанных гирляндами разноцветных ламп, чернело небо, деревья стояли задумчивые, засыпанные пушистым, белым снегом, - а с катка доносилась притягательная музыка, - тогда играла песня Владимира Трошина "Точки". Девушки купили билеты в маленькой кассе, и прошли на каток. Грету часто приглашали молодые люди, - а вот Наташа пользовалась меньшей популярностью, и её приглашали совсем редко. Но она не обижалась и не ревновала Грету.
Как-то, они катались с Наташей, и кроме них, и какого-то мужчины, на катке никого не было. Фонари не горели, как не горели и разноцветные гирлянды - лишь две зажженные лампы у раздевалки, худо-бедно освещали погружённый во тьму лёд. Рядом находился небольшой, новый каток, на котором ребята играли в хоккей. Как можно было в него играть, почти в полной тьме? И вот девушки засобирались домой, и тут обнаружили, что туфли Наташи исчезли. Недавно как раз мимо проходили хоккеисты. На обувь Греты никто не позарился - подошва туфель истёрта, носок сбит. А вот Наташины, новенькие туфельки, за 115 рублей, ребятам видимо понравились. В итоге, Наташе пришлось возвращаться домой на коньках - со стороны это выглядело странно, и очень смешно, хотя Грета понимала подругу и пыталась скрыть смех. Благо, Наташа жила неподалёку.
В другой раз, с Наташей и Маней, девушки решили пойти на каток в воскресенье вечером. Билетов в кассе не было, и люди проходили только с абонементами. Тогда подруги решили обойти кассу и пролезть через дыру в заборе - так иногда делали некоторые мальчишки. Нарушители тихо пробирались между сугробами, а луна светила на них холодным и равнодушным светом. И вот, они почти ползком подобрались к дыре в заборе, как вдруг из-за дерева выскочил милиционер. Долго не думая, подруги побежали от него в парк, который тут же наполнился пронзительной трелью милицейского свистка и матерными криками. Девушки конечно убежали, но им стало стыдно за советскую милицию - раньше они не слышали таких слов, даже от самых отпетых хулиганов из школы. Вдвойне обидным было то, что их обругали ни за что - ведь они с радостью бы купили билеты, но их просто не было! Подруги считали себя законопослушными гражданами, и обычно порицали хулиганов и нарушителей закона. Но, это был особенный случай - они решили обойти каток, и пролезть на его территорию со стороны прилегающей стройплощадки. Забор был сплошным. Дыр не было - лишь щель под воротами, за которые уходила одноколейка. Грета пролезла первой, за ней Наташа и Маня. Оказавшись на территории стройплощадки, девушки вдруг увидели человека, стремительно направляющегося к ним - выбирались очень быстро, в обратном порядке. Грета разорвала брючину, вдобавок ко всему, они все перемазались каким-то мазутом, и теперь от одежды исходил стойкий, неприятный запах какого-то механизма. Заколов рваные брюки заколкой, девушки отправились на другой, открытый каток, - там они встретили знакомых ребят, с которыми уже как-то катались.
Открытый, сезонный каток, расположенный неподалёку, - стал вторым домом для Греты. Учиться в школе было просто некогда.