Благодарный Зритель : другие произведения.

Примечания к роману "Пари с будущим"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Пояснения некоторых имен и сюжетных коллизий в книге.


  
  
ПРИМЕЧАНИЯ
  
 []
  
soundtrack
  
"Будущее есть, и оно за нами наблюдает.
Потомки всматриваются в нас. И в то, что было до нас.
Они пытаются понять, на чем стоит их мир.
Хотя с их точки зрения наше прошлое совсем не похоже на то,
что мы называем нашим прошлым.
Уильям Гибсон "Распознавание образов"
  
  
Бегство Агни, бога огня
  
   (Информация сайта: http://mithology.ru/Agni.html )  []
   Восемь блистательных богов появились на свет на исходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них - Ахан, День, второго - Дхрува - он стал владыкой Северной Звезды, третьим был Сома, ставший богом Луны, четвертый из Васу - Дхара, Опора Земли, пятый - прекрасный Анила, прозываемый также Ваю, Ветер, шестой - Анала, он же Агни, Огонь, седьмой - Пратьюша, Рассвет, восьмой - Дьяус, Небо, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могущественнейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому Васава, Владыка Васу. Когда Агни появился на свет, боги замыслили учредить жертвоприношение. И они хотели, чтобы Агни стал их жрецом, они хотели, чтобы он стал Возносителем жертвы. Но он устрашился: "Когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и жизнь моя". И он бежал от богов и спрятался в водах.
   Но когда Агни скрылся, воспрянули духом демоны, ибо не стало огней на земле, разгоняющих ночной мрак, и ночь была отдана демонам в безраздельное владение. "Мы должны найти Агни",- сказали боги и во главе с Варуной, владыкою ночи и владыкою вод, отправились на поиски. Рыба выдала богам местопребывание Агни - она была обеспокоена жаром, распространившимся в воде. В гневе Агни проклял ее - и силою его проклятия рыбы стали с той поры законной добычей людей, употребляющих рыбу в пищу.
   Варуна воззвал к Агни: "Вернись! Ману, спасшийся от потопа, должен свершить жертвоприношение, чтобы продолжить человеческий род на земле. Кто же, кроме тебя, вознесет его жертву богам? Вернись, о Агни!" Агни возразил: "Уже гибли жертвенные огни на земле. Из страха гибели я бежал, как буйвол от стрелы охотника. Я вернусь, если вы дадите мне бессмертие".
   Боги сказали: "Ты будешь нашим бессмертным жрецом, о Агни, такова милость Брахмы. Никогда не будет тебе ущерба при обряде, и жертва будет принадлежать тебе. И вселенная будет вечно почитать тебя". И Агни вернулся; вместе со своим братом Сомой он стал владыкою жертвоприношений.
  
Прометей прикованный
  
   (Информация сайта: http://www.mifyrima.ru/mif-o-prometee.html )  []
   Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив ее различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух титанов, младших сыновей Япета, и попросил их разделить дары богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо под названием "человек", который стал бы управлять ими.
   Прометей и Эпиметей (Предвидящий и Послевидящий), естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека.
   Они слепили его по образу богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) -- наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения.
   Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным богам.
   Это был огонь, но огнем могли владеть только боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения.
   Темной ночью титан отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился. (В других вариантах мифа он крадет огонь из горна Гефеста-Вулкана.) Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея.
   Зевс (Юпитер) со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать свой гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к высокой скале (Кавказский хребет). Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал ее своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца.
   Через несколько сотен лет Геркулес (Геракл), сын Зевса и Алкмены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил титана, который так долго страдал.
   Имена богов приведены в греческом и в римском вариантах.
  
Шива - Бог Танца и Времени, или Космический Танцор
  
   (Информация сайта: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1299/ )  []
   Наверное, Шива - один из немногих богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу и созидающее начало... Его образ - владыка Вселенной, в танце создающий миры, - красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава - танец созидания, мужской танец) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.
   Равновесие в танце символизирует вечность движения Вселенной; развевающиеся пряди волос - энергия, излучаемая божеством. Карлик под ногой Шивы олицетворяет силы зла, неведения, навлекаемые Майей. Обычно Натараджа окружает красивый пламенеющий нимб - тирувази, символизирующий материальные силы Вселенной.
   Шива - единственное божество, имеющее три глаза. Три глаза великого бога - это солнце, луна и огонь. Огонь символизирует энергию, солнце и луна символизируют ее неотъемлемые части - тепло и холод. По другой версии, три глаза означают неумолимое движение времени через прошлое, настоящее и будущее, поэтому Шива и известен как Махакала, или великий бог времени. Полумесяц, отмеряющий дни, является свидетелем и одновременно средством измерения времени, поскольку расположен он на короне Махакалы.
   Культ Шивы самый распространенный и любимый на северо-западе страны у раджпутов. И Шивой его редко здесь называют: он или Махадев или Великий бог. Один из излюбленных образов - Великий аскет, медитирующий на горе Кайлас в Гималаях.
   Могущественный владыка Вселенной, танцующий вседержитель и грозный защитник является также ярким мифологическим персонажем.
   Во время пахтанья океана ради напитка бессмертия (амриты), из пучины появился горшок смертельнейшего яда калакута, который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд, отчего цвет его горла стал синим. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха ("синегорлый").  []
   Шива - олицетворение постоянной активности: он неистов, а его игры отличаются жесткостью. В одном индийском мифе рассказывается, как Шива стал победителем великого и могущественного демона-дракона, превратившегося в слона. Бог заставил слона танцевать без остановки, не давая ему передохнуть. Пляска продолжалась до тех пор, пока это грузное животное не свалилось замертво на землю. Тогда довольный Шива содрал со своей жертвы шкуру и, набросив ее на себя, стал исполнять танец победителя.
   Богиня Кали, в эпоху которой, как принято считать, мы сейчас живем (Кали-юга), является всего лишь одной из ипостасей любимой жены Шивы - Умы-Парвати. Она обратилась в кровожадное божество, когда шла война с одним из многочисленных демонов, которого остальные боги не могли одолеть: он был кем-то вроде гидры, и не просто оживал после смерти, а каждая его пролитая наземь капля крови становилась целой армией демонов. Тогда Ума-Парвати приняла облик свирепого чудовища Кали и, высунув длинный язык, не позволила ни одной капле его крови соприкоснуться с землей, а затем разорвала на кусочки его и всех порожденных им демонов-двойников. Однако, войдя в раж, она уже не могла остановиться и уничтожала все на своем пути до тех пор, пока боги не отыскали Шиву и он не бросился замертво под ноги жене. Это отрезвило богиню, и она снова перешла в ипостась благостной Умы-Парвати.
   У них с Парвати было двое сыновей - бог войны Сканда и бог мудрости слоноподобный Ганеша.
  
Бог воды - Варуна
  
  (Информация сайта: http://www.layayoga.ru/index.php?id=1758 )  []
   В Ведах - бог мировых вод и хранитель справедливости и судья. Один из главных богов ведического пантеона. Старший из братьев - адитьев. Имя Варуны часто связывают с Митрой, ведийским богом солнца. Их противопоставление как пары "вода-огонь" встречается в брахманической литературе.
   Варуна - это имя восходит к индоевропейскому корню иег "связывать" (санскр. варатра - "ремешок, веревка", лит. тги, vert - "нанизывать, вышивать", рус. вереница).
   Варуну всегда изображают с веревкой в руке, и множество церемоний связано с освобождением людей от "пут Варуны" (даже узлы имеют к нему специфическое отношение). Санскритское слово "варуни" означает "запад".
   Значение теонима "варуна" объясняется в словарях как "всеохватывающее небо, царь богов и людей, океан, солнце, брат огня". Вариант этого слова - "варана" (но и "варуни") - особое магическое заклятие, произносимое над оружием.
   Варуна или Уаруна (фонетически) несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит Мьюир: "Варуне приписываются благороднейшие космические функции. Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю, он обитает во всех мирах как суверенный властитель. ... Он заставил золотое ... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий в атмосфере, есть его дыхание. ... Благодаря действию его законов, луна движется в сиянии и звезды ... таинственно исчезают при дневном свете. Он знает полет птиц в небе, пути кораблей в океане, направление далеко уносящегося ветра, и созерцает все, что было или будет сделано. ... Он - свидетель правдивости и лживости людей. Он наставляет Риши Васишту в мистериях; но его тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам"... Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие все, приписываемое любому другому ведийскому божеству.
  
Асуры
  
  (Информация сайта: http://newmif.ru/mifologija/510 ) Асура []
   Асуры (др.-инд. Asura, букв, "обладающий жизненной силой"), в ведийской и индуистской мифологии - класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В "Ригведе" асурами могут быть и боги - адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др., - и небесные демоны - противники богов. Но уже в "Атхарваведе" под асурами понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей); ср. "Каушика-сутра", тогда как боги называются исключительно дева (deva-) в Упанишадах боги также - сура (sura-), откуда толкование имени асур как "не-боги" (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление асур богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об асурах как высшем классе демонов, противостоящем богам.
   Боги побеждают асур. Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют асур. К Брихаспати обращаются с мольбой сокрушить асур. Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру, Варчина (вместе с Вишну), поэтому Индру (иногда и Агни, солнце) называют асурахан ("убийца асур"). После гибели асуры идут в царство Варуны. В эпоху брахман асуры, связанные с тьмой и ночью, окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют асуры.
   В качестве создателя асуры обычно называют Праджапати (или Брахму - в более поздних вариантах): асуры возникли из его ожившего дыхания ("Тайттирия-брахмана". В другой версии этого же текста - из брюшной полости); из нижнего дыхания ("Шатапатха-брахмана"), из капель ("Тайттирия-Араньяка"; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати ("Вишну-пурана", "Ваю-пурана") и т. д. Весь состав асур не поддается точному определению, но часто под асурами понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы.С асурами связан ряд мифологических сюжетов: асуры рождены Брахмой, они - старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей; на небе у них было три града - железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве.
   В буддийской мифологии асуры ("не боги") - существа, образующие один из шести разделов сансары. Асуры жили когда-то как боги в небе Траястринса (см. Лгвалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. Асуры обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточенные бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоко раздора между асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях асур, но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны асуры символизируют зависть.
  
Индуистский Арес
   (Информация сайта: http://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/668/СКАНДА )  []
   Сканда - предводитель войска богов, бог войны в индуизме. Изображается в виде юноши, часто с шестью головами и двенадцатью руками и ногами. Другие имена: Шаравана, Кумара, Махасена, Гуха, Субрахманья. Его атрибуты -- лук, копье и знамя с изображением петуха. Его вахана (ездовое животное) -- павлин. Считается также, что Сканда покровительствует не только воинам, но и ворам.
   Происхождением имени обязан одному из мифов о своем рождении. Согласно этому мифу бог Агни возжелал соединиться с женами семи мудрецов, а Сваха, пылая страстью к Агни, поочередно принимала их образ (образ одной из них, особенно преданной своему мужу, она принять не смогла). Каждый раз после соития она брала семя Агни, оборачивалась птицей Гаруда, взлетала на высокую гору и сливала его в золотой сосуд. Через некоторое время родился шестиголовый Сканда.
   По другой легенде Сканда был сыном Шивы и Парвати, рожденным ради уничтожения демона Тараки, который по слову Брахмы не мог быть убит никем, кроме сына Шивы. При зачатии семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог его удержать и бросил в небесную реку Гангу. После этого Ганга отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали Криттики -- олицетворение созвездия Плеяд. Отсюда его второе имя -- Карттикея. Со временем Сканда возглавил небесное войско, убил Тараку и множество других демонов.
   Культ Сканды широко распространён в Южной Индии, где его образ был отождествлен с дравидийским богом войны Муруганом.
  
Сваха aka Гаруда
   (Информация сайта: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3796/СВАХА )  []
   Сваха - в древнеиндийской мифологии слово, употребляемое как восклицание при жертвоприношении богам (типа: "Да будет благо!", "Во здравие!", "Благослови!" и т. п.); слово, обозначающее то, что приносится в жертву Агни, Индре и другим богам; персонифицированный образ жертвоприношения. Как восклицание, возглас, имеющий междометийный характер, Сваха употребляется с целью приглашения богов на предстоящее жертвоприношение.
   Основной сюжет, связанный со Свахой как персонификацией, представлен в "Махабхарате" (III 213 и след.): Сваха воспылала страстью к Агни, но не нашла никаких путей к ее удовлетворению. Когда Агни удаляется в лес, отчего-то возжелав жен семи мудрецов (риши), Сваха решает принять образ этих жен, пойти к Агни и обмануть его. В образе жены Ангираса, одного из семи мудрецов, она предстает перед Агни и добивается своей цели. Взяв его семя, Сваха оборачивается птицей Гаруда, прилетает на высокую гору и бросает семя в золотой сосуд. Затем поочередно Сваха принимает образ других жен и шестикратно сочетается с Агни (лишь образ Арундхати, особенно преданной своему мужу, Свахе не удается принять), шестикратно бросая семя в сосуд. Через некоторое время рождается шестиголовое дитя Агни и Свахи по имени Сканда (Карттикея или - по матери - Свахея (Svaheya).
   Известен вариант этой истории, где вместо Агни выступает Шива, а вместо Свахи - Сати-Парвати, она же Ума (ср., напр., версии "Матсья-пураны" или поэмы Калидасы "Кумарачарита").
   По другим источникам считается, что Сваха руководит жертвоприношениями, связанными с огнем; что ее тело состоит из четырех вед, а ее члены понимаются как шесть членений вед (Анга); что она может выступать и как жена Рудры - Пашупати. Образ Свахи в древнеиндийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления.
  
Трипура
   (Информация сайта: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/5631/Трипура )
   С самого начала времен между богами и асурами разгорелось непримиримое жестокое соперничество. Вождь последних, могучий Тарака, стремился унизить и подчинить богов. После того как асуры потерпели поражение и Тарака был убит Индрой, три сына Тараки предались суровому подвижничеству и заслужили благоволение Праотца вселенной. Он даже разрешил им утвердиться в безопасном от нападения месте по их выбору.  []
   Братья обрадовались этому дару и обратились за помощью к великому Майе, благочестивейшему из асуров. Когда тот, уединившись, размышлял о безопасном месте для трех городов, к нему явился Брахма и спросил:
   - Что ты надумал, Майя ?
   - Я хочу построить для братьев три крепости в небесах и назвать их Трипурой. Сделай так, чтобы боги не смогли разрушить их своим оружием, а брахманы - проклятиями.
   - В мире нет ничего вечного, - ответил Брахма. - Но твоя Трипура простоит до тех пор, пока ее не удастся разрушить выстрелом из лука одною стрелой.
   Майя и сыновья Тараки, которым стали известны эти слова Брахмы, возликовали, ибо не представляли себе, как это можно разрушить сразу три крепости одной стрелой.
   Майя тотчас же приступил к работе. Силой своего подвижничества он сотворил три крепости: одну из золота, другую из серебра, третью из железа, при этом железная крепость находилась на земле, на огромном вращающемся колесе, а две другие располагались над ней, доставая до неба. Каждая крепость была шириною в сто йоджан, имела мощные крепостные стены, квадратные башни и ворота. Затем три крепости с величайшим искусством были соединены в один город.
   В каждой из частей города правил один из сыновей Тараки. Город охранялся грозными стражами, и его обитатели, свободные от страха, роскошествовали и веселились.
   Прослышав о чудесах Трипуры, туда в великом множестве хлынули асуры, и крепости превратились в города с многочисленными жилыми строениями и храмами. Дело дошло до того, что обитатели Трипуры подчинили себе все и вся. Даже боги в страхе склонились перед их всесилием и мощью.
   Впоследствии, когда люди и боги взмолились у горы Кайлас, прося Шиву избавить их от власти асуров Трипуры, тому пришлось задействовать свой лук и одной стрелой свергнуть триединый город, как и значилось в предопределении.
   1. Миф о могуществе первого поколения небожителей относится к древнейшим слоям индийской мифологии, однако, будучи оформлен в период торжества индуизма, он дополнен идеей всеобъемлющей власти Брахмы, без разрешение которого на строительство города Майя не может осуществить своего замысла
   2. Майя - сын царя джанавов Випрачити и Дити один из дайтьев, подвижник и мудрец, соорудивший с разрешения Брахмы Трипуру. Персонификацией способностей Майи стала майя, колдовская сила, иллюзия обмана.
   3. Структура небесного города асуров приписывается многим народам Востока в представление о небесных городах как средоточии неба земли и подземного мира - небесный Иерусалим, фантастический город Экбатаны с семью кольцами, окрашенными в разные цвета стен, созданная по модели фантастических городов столица платоновской Атлантиды, этрусский небесный город Ойнорея. Три цвета стен Трипуры соответствуют представлениям о трех веках счастливой жизни человечества используемым в "Трудах и днях" Гесиода.
   4. Троичность - одна из главных особенностей архаической модели мира. К небу и земле был прибавлен третий, промежуточный элемент - воздушное пространство.
  
  
Император Китая Цинь Шихуанди
  
   Цинь Шихуанди (настоящее имя Ин Чжен) (259-210 гг. до н. э.), правитель (246-221 гг.) царства Цинь, император Китая с 221 г. Император Цинь Шихуанди []
   Первоначально Ин Чжен был правителем небольшого царства Цинь. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул Цинь Шихуанди, что значит "Первый император династии Цинь". Он сразу же установил жесткую, централизованную систему управления страной: поделил ее на округа, границы которых не совпадали с границами покоренных царств, и назначил своих наместников. Был противником конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 ученых), сторонником школы фацзя.
   На территории всей империи он ввел единую систему мер и весов, единую монету, единую письменность. Сопротивление центральной власти подавлялось крайне жестоко, с применением самых страшных видов смертной казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в государственных рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.
   Установив деспотическую власть в империи, Цинь Шихуанди повел решительную войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Стена была создана подневольным трудом рабов и переселенцев, насильственно согнанных на север из других областей страны. Непосильное угнетение народа в правление Цинь Шихуанди привело к восстаниям, которые после его смерти в 210 году до н.э. переросли в народную войну. Война завершилась захватом столицы и падением империи в 207 году до н.э.
   Цинь Шихуанди, как описывают позднейшие историки, был одержим идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.
   Китайскими археологами была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая "армия" - шесть тысяч глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке.
  
  
  
Гильгамеш
  
   Источник: http://zagadki.claw.ru/shared/018.htm
   Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Гильгамеша реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере, жившим около 4,5 тыс. лет назад. Очевидно, вскоре после смерти Гильгамеш был обожествлен. В "царском списке" III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец-демон (лила). В эпических текстах Гильгамеш - сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, исторический Гильгамеш был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тысячелетия до н. э. Гильгамеш стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли. Гильгамеш - наиболее популярный герой из числа троих героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Гильгамеш). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Гильгамеше.
  
Карта "Восьмерка жезлов (в Небесном Таро - Жертвенник)"
  
   Источник: http://xn----itbab3ajdecpp7dc.xn--p1ai/content/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B2
   На восьмерке жезлов с человеком происходит глубокая трансформация, через которую он словно единым целым становится с богами. На восьмой ступени огня перед человеком уже нет сложных препятствий, никто ему не противостоит, сила его всем очевидна и право на первенство никем не оспаривается. Однако именно на восьмой ступени огня человек овладевает высшим таинством силы и могущества стихии огня.
   На всех прежних ступенях огня человек принимал решения и действовал эгоистично, то есть, прежде всего, для самого себя и каких бы успехов он ни достиг, но все же все свои победы он одержал ради самого себя, не оставляя другим право на первенство. Здесь важно понять, что боги существуют в поле коллективного сознания и потому боги поддерживают и наделяют особой силой только тех героев, которые принимают решения и действуют ради многих других людей и отождествляют себя со многими другими людьми.
   Чем большее количество людей герой вовлекает в свои приключения и победы, тем на больший интерес и поддержку свыше он сможет рассчитывать. Трансформация человека на восьмой ступени огня заключается в отказе от сугубо личных интересов, ради интересов высших сил по отношению к человеческим массам (группам, коллективам).
   На восьмерке жезлов человек начинает исполнять волю свыше, полностью подчиняя свои личные интересы интересам других людей. Если герою удастся внутренне переродиться, то за ним пойдут многие другие люди и победы его во много раз превзойдут все мыслимые уровни успеха, ибо сами боги войдут в тело человека, и будут править судьбой героя. Переродившийся человек обретет в себе высшую божественную суть самого себя, в которой он осознает себя как средство или инструмент чего-то намного большего, чем просто человек.
   На восьмой ступени огня человек выходит за пределы зависимости от сугубо земной программы эгоистического самосохранения и выживания всеми средствами. Ключевым аспектом внутренней трансформации становится переход от восприятия самого себя, как человеческого существа обособленного от всех остальных, к восприятию самого себя, как важной и неотъемлемой части большого организма, называемого человечеством.
   На восьмерке жезлов человек преодолевает эгоистическое мировоззрение и перестает жить ради самого себя. Более того, чем больше общечеловеческих внутренних интересов герой пропускает через свои чувства и сознание, тем более важной становится его роль по отношению к человечеству. На восьмерке жезлов человек, в стремлении к наивысшему проявлению силы и могущества стихии огня, отказывается от самого себя ради служения высшим силам и познает себя вновь, как несущего огонь другим людям.
  
  
К главе о смерти Че Гевары
  
   О последних часах жизни Эрнесто Че Гевары можно прочесть тут (информация снабжена фотоматериалами).
  
  
К главам с Леонардо да Винчи
  
   "Vous devez tirer dans la tete!" и "Le pere de la Terreur!". Выражения на французском здесь представлены с неправильной орфографией по одной простой причине: чтобы при заливке текста на сайт не произошло искажения символов до полной нечитаемости фразы или даже всего содержания файла. Некорректные символы здесь выделены подчеркиванием и полужирным начертанием. Автор приносит извинения знатокам французского языка за это вынужденное лексическое безобразие.
    []
   Конная статуя Франческо Сфорца, над моделью которой Леонардо да Винчи трудился несколько лет и которая так никогда и не была отлита в бронзе, подверглась обстрелу французских арбалетчиков при входе в Милан войск Людовика XII. В итоге изваяние было полностью утрачено.
  
   Отец Ужаса. Так арабы назвали Сфинкса, впервые увидев его голову посреди пустыни: в те времена он был по самую шею занесен песком, и незваные гости считали, что голова - это целиком статуя-страж, охраняющая от нечестивцев страну фараонов. Именно поэтому они испытывали страх перед неведомым и величественным изваянием. Менее впечатлительные солдаты Наполеона проявили себя вандалами, обстреляв его из пушек, в результате чего до нас многотысячелетний Сфинкс дожил с изуродованным лицом.
  
   "Конгрегация доктрины веры" - преднамеренно допущенный анахронизм, поскольку исторически переименование Священной канцелярии в Священную конгрегацию доктрины веры состоялось только в 1967 году (кстати, год гибели Эрнесто Че Гевары), и инициатором переименования был понтифик Павел VI.
  
   "Когда я думал, что учусь жить, я только учился умирать"... - наблюдение да Винчи, которое он записал незадолго до смерти.
  
   Гонфалоньер Справедливости Флорентийской республики Пьеро Содерини получил эту пожизненную должность в период так называемой Второй республики (1494-1512 гг.) 1 ноября 1502 года по Юлианскому календарю. Особенных талантов не проявил, но при этом смог добиться восстановления стабильности и авторитета правительства, а также улучшить финансовое состояние республики. Под влиянием Никколо Макиавелли провел военную реформу: Флоренция в 1506 году отказалась от содержания наемных отрядов (под командованием кондотьеров) и сформировала национальную армию - "народную милицию", что в 1509 году позволило республике восстановить прежние территории после осады и захвата Пизы. При этом Содерини недальновидно придерживался профранцузского курса, в результате чего Флоренция после 1512 года оказалась в полной политической изоляции, а на Мантуанском конгрессе в 1515 году государства Священной лиги признали право Медичи властвовать в бывшей республике. Содерини бежал сначала в Хорватию (Рагуза), затем после соглашения с Джованни Медичи (будущий Папа Лев Х) в обмен на голос кардинала Франческо Содерини, брата Пьеро, на выборах папы, получил разрешение вернуться на родину. Свои дни он закончил в Риме.
  
   "Постфактум априори" - оксюморон. В юридическом языке "постфактум" означает "после свершившегося", тогда как "априори" в переводе с латыни - "до опыта и независимо от него".
  
Полные тексты писем Махатмы Ганди Адольфу Гитлеру (1939-1940 гг.)
  
   "Вардха, 23 июля 1939 г.  []
   Господину Гитлеру, Берлин, Германия.
   Дорогой друг,
   друзья побуждают меня написать Вам для блага всего человечества. Но я не соглашался выполнить их просьбу, потому что чувствовал, что любое письмо от меня было бы дерзостью. Но сейчас что-то подсказывает мне, что я не должен просчитывать последствия, и мне следует обратиться к Вам, чего бы это мне ни стоило.
   Очевидно, что на сегодняшний день Вы являетесь единственным человеком в мире, способным предотвратить войну, которая может низвести человечество до состояния дикости. Стоит ли платить такую цену за достижение цели, какой бы значимой она ни казалась? Может быть, вы прислушаетесь к призыву человека, который сознательно отверг войну как метод, добившись при этом значительных успехов [в своем деле]? В любом случае, прошу прощения, если мое письмо к Вам было ошибкой.
   Искренне Ваш, М.К. Ганди".
  
   "24 декабря 1940 г.
   Мой друг,
   то, что я так к Вам обращаюсь - не формальность. У меня нет врагов. В последние 33 года делом моей жизни было заручиться дружбой всего человечества, относясь по-дружески ко всем людям вне зависимости от расы, цвета кожи или вероисповедания. Мы не сомневается в Вашем мужестве и в том, что Вы преданы своему отечеству, также мы не верим в то, что Вы представляете собой чудовище, каким рисуют Вас Ваши оппоненты.
   Тем не менее как Ваши собственные сочинения и высказывания, так и слова Ваших друзей и почитателей не оставляют сомнений в том, что многие Ваши действия чудовищны и не соответствуют понятиям о человеческом достоинстве. Поэтому мы, вероятно, не можем пожелать успеха Вашему оружию. Мы выступаем против британского империализма не меньше, чем против нацизма. Наше сопротивление, однако, не направлено на то, чтобы нанести ущерб британскому народу. Мы стремимся убедить их, но не одержать победу на поле битвы.
   Метод ненасилия способен нанести поражение союзу всех самых ожесточенных сил в этом мире. Если не британцы, то другая держава, вне сомнений, победит Вас Вашим же оружием. Вы не оставите своему народу наследия, которым он мог бы гордиться".
  
О картинах Гитлера
  
   Художественный критик Даг Харни писал: "В городских пейзажах Гитлера имеется определенный шарм, какое-то спокойствие и смирение, столь несвойственное его личности. Его работы выполнены с мастерством и энергией, и, обернись его судьба по-другому, он мог бы сделать весьма успешную художественную карьеру".
  
   Архитектурные пейзажи Гитлера можно увидеть здесь: http://www.kulturologia.ru/blogs/141109/11695/
   Прочие работы: http://maksud.nnov.org/art-gallery/2987852.html и http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%E0%F0%F2%E8%ED%FB+%E3%E8%F2%EB%E5%F0%E0/
   Здесь есть человеческие фигуры и портреты: http://www.livejournal.ru/themes/id/25821 в том числе - "портреты" собак: http://lifeglobe.net/entry/1278
  
"Шива-пурана"
  
   "Шива-пурана" - священный текст индуизма на санскрите, одна из восемнадцати основных Пуран (называемых "махапуранами"). Харапрасад Шастри [(из Интернета)]
   Согласно "Ваявия-самхите", изначально "Шива-пурана" называлась "Шайва-пураной" и состояла из 12-ти самхит и 1 млн шлок. Затем великий мудрец Вьяса сократил текст до 24000 шлок и передал "Шива-пурану" своему ученику Ромахаршане (Ломахаршане).
   Существует несколько редакций "Шива-пураны". В редакции, опубликованной издательством "Bangabasi Press" в 1907 году в Калькутте, "Шива-пурана" состоит из шести самхит: Джнана-самхита, Видьешвара-самхита, Кайлаша-самхита, Санаткумара-самхита, Ваявия-самхита (разделена на две части - Пурва-бхагу и Уттара-бхагу) и Дхарма-самхита. Каждая из самхит разделена на главы (называемые адхьяя), общее количество которых составляет 260. В других изданиях, "Шива-пурана" состояла из семи самхит. К "Шива-пуране" иногда также относят пять других самхит: Ишана-самхиту, Ишвара-самхиту, Сурья-самхиту, Тиртхакшетрамахатмья-самхиту и Манави-самхиту.
   Харапрасад Шастри, также известный как Харапрасад Бхаттачарья (6 декабря 1853 - 17 ноября 1931 гг.), индийский ученый-санскритолог, архивариус и историк бенгальской литературы, упоминает о сохранившемся манускрипте "Шива-пураны" из одного из матхов города Пури в Ориссе. В этой редакции, "Шива-пурана" состоит из двух основных частей: Пурва-канды и Уттара-канды. Пурва-канда состоит из 3270 шлок и 51 глав, написанных письмом нагари, а Уттара-канда состоит из 45 глав на письме ория.
  
"Planescape: Torment"
  
   "Planescape: Torment" ("Планшафт: Мучения") - компьютерная ролевая игра студии Black Isle, изданная Interplay 12 декабря 1999 года для операционной системы Windows.  []
   Действие игры происходит в одном из самых необычных миров настольной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons - Planescape. Движок игры является модифицированной версией Infinity Engine, ранее использованного в игре Baldur's Gate. Во главе команды разработчиков из Black Isle Studios стоял Крис Авелон.
   С началом работы над игрой разработчики поставили задачу не включать в неё традиционные основы ролевых игр: драконов, эльфов, гоблинов или других мифических существ. В игре присутствуют всего три меча. Крысы могут оказаться весьма опасными противниками, а мертвецы порой оказываются симпатичнее людей. Создатели объясняли, что в большинстве ролевых игр присутствует "правильный" подход к решению задач, который с моральной точки зрения хорош. Они называли данный метод "предсказуемым и глупым" и хотели создать игру с возможной вариативностью, где одна проблема будет иметь "два неправильных и два правильных решения". Основной квест заключается не в спасении мира, а в понимании Безымянного и его бессмертия. Смерть (как главного героя, так и его компаньонов) является малой помехой, а местами она даже необходима.
   Акцент на общении с персонажами, сюжетной линии и атмосфере, а не сражениях отличает "Planescape: Torment" от большинства компьютерных ролевых игр. Главный герой игры - Безымянный - загадочный бессмертный, покрытый страшными шрамами. Ранее он прожил множество жизней, но теперь не помнит ни своего имени, ни кто он, ни что с ним произошло. В роли Безымянного игрок путешествует по городу Сигил, а также по разным мирам (планам) в надежде пролить свет на тайну, окружающую его прошлое и настоящее. В процессе к нему присоединяются несколько персонажей, которые уже сталкивались с ним в прошлом и на которых его действия оказали какое-либо влияние.
   Первая часть игры "Planescape: Torment" разворачивается в городе Сигиле, находящимся на вершине высокого шпиля в центре вселенной, в которой планы соединены между собой при помощи порталов. Город находится под контролем могущественной Госпожи Боли, тогда как различные части города управляются 15-ю фракциями. Каждая фракция стремится к полному контролю над городом. В течение игры Безымянный может присоединиться к одной из фракций. Впоследствии игра разворачивается на других планах, таких как Баатор и Карсери, где Безымянный продолжает искать информацию о своём прошлом.  []
   История начинается с пробуждения главного героя, Безымянного, на препарационном столе морга (Мортуария). К нему подлетает череп Морте и советует бежать. Он также сообщает, что надпись на спине Безымянного советует прочитать его дневник и найти некоего Фарода. После беседы с призраком своей бывшей любовницы Дейонарры Безымянный покидает морг и попадает в трущобы Сигила. Он находит Фарода, старейшину подземной деревни сборщиков трупов, и получает от него магическую бронзовую сферу. Фарод даёт несколько подсказок о прошлом главного героя. Позднее от могущественного колдуна Лотара Безымянный узнаёт, что за его бессмертие ответственна ведьма Рейвел, ныне заточённая Госпожой Боли в магический лабиринт.
   Попав в лабиринт, Безымянный вступает в диалог с Рейвел, которая задает ему вопрос: "Что может изменить сущность человека?", играющий большую роль во всей игре.
   Удовлетворившись ответом Безымянного, высказавшего свои собственные мысли, она объясняет, что в прошлой жизни Безымянный попросил у нее бессмертия; однако проводимый ею ритуал не дал нужного результата, а привел к тому, что Безымянный стал терять память всякий раз, когда умирал. Она также объясняет, что смертность Безымянного не была уничтожена. Рейвел не знает о местоположении его смертности, но предполагает, что об этом может знать падший ангел Триас.
   После того как Безымянный и его товарищи покидают лабиринт, перед Рейвел появляется Трансцендентный и после короткого разговора убивает ее. Следуя за ним, Безымянный направляется в город Курст, чтобы найти и освободить Триаса. Триас заявляет, что не знает о местонахождении смертности, а Безымянный посещает Внешние земли и Баатор. Там он узнаёт, что его смертность находится в Крепости Сожалений.
   В Крепости Сожалений Безымянный сталкивается с тремя своими предыдущими воплощениями: практичным, добрым и параноидальным. Он узнаёт, что доброе воплощение самое первое из всех, "настоящий" Безымянный, получивший бессмертие от Рейвел. Во время своей жизни он совершил некое страшное преступление и в страхе перед неминуемым возмездием он решил отсрочить свою смерть. После обнаружения своих воплощений Безымянный находит свою смертность, представленную в виде могущественного существа по имени Трансцендентный. Трансцендентный объясняет, что, будучи отделенным от Безымянного, был рад своей свободе и пытался помешать главному герою раскрыть правду. В зависимости от выбора игрока Безымянный может уничтожить свою смертность или воссоединиться с нею, став вновь смертным. В последней сцене Безымянный просыпается возле поля битвы между демонами и дьяволами. Он поднимает дубину и вступает в бой.
  
  
  ________________________________________________
  
   Теперь относительно не-мифологических, не-исторических и не-игровых моментов.
  
   Сцены с фотографированием ментов на фоне горящего сарая, испытаний МИГ-23, диалогов в налоговой инспекции практически без изменений вошли в сюжет из реала.
  
   Появление странного блогера, записавшего главгера в друзья и начавшего мистификацию, также имело место быть, но в книгу вошло с небольшими изменениями в интересах сюжета. Так, например, у подружившегося со мной пользователя был другой никнейм и слегка другой контент блога. В результате он исчез, а история так ничем и не завершилась, то есть осталось непонятно, для чего он все это делал. В книге, естественно, все это несколько преувеличено и приукрашено.
  
   История с зеленым НЛО также не выдумана. Правда, она случилась со мной в Грозном в самом конце 80-х, когда над нашим кварталом зависли непонятные объекты, растворяясь в воздухе, а потом через несколько дней мне довелось, возвращаясь из школы, увидеть единичный объект, и он был именно изумрудного цвета с алым пояском. Только все это случилось не летом, а ранней весной, было еще прохладно. Чем это было, так и осталось тайной.
  
   История с "Дубровским" и "добродушным" Троекуровым поведана мне коллегой и слегка изменена для красного словца. Совсем слегка. :)
  
   История с пожаром в общежитии также из реала: двери были заколочены, балкон зарешечен до самого верха, и на нем во время пожара находились мои родные. Правда, тогда, к счастью, обошлось без жертв - ни пожарные, ни жители не погибли. Правда, сестра сильно отравилась дымом и была страшно напугана. Эта сцена уже встречалась в романе "Душехранитель", но под иным ракурсом, и там тоже обошлось без жертв.
  
   Трагедия с загоревшимся автомобилем, зажатым во время аварии между автобусом и другой машиной, тоже, к несчастью, из реала... Были жертвы. История получила в нашем городе большую огласку.
  
   Кетамин и в самом деле обладает таким эффектом, как описано здесь. Его раньше часто применяли во время хирургических операций. Реакция у каждого человека на него индивидуальна: кому-то мерещатся кошмары, кто-то действительно входит в состояние расширенного сознания.
  
   Чертов сарай - собирательный образ. У нас в городе было немало таких вот потенциально опасных развалюх, со сносом которых тянули исключительно по причине якобы "исторической ценности" (притом сомнительной). Полагаю, что таких "чертовых сараев" по всей стране можно отыскать сотни.
  
   Бабушкин барометр - это действительно бабушкин барометр. :) Именно со всеми "ятями" и "ерями" в названиях, раритетный. Его переглючило, и он теперь на самом деле много лет уже как показывает стрелкой на бурю. :)
  
   Ну и еще несколько мелких сценок, сопоставимых с событиями из реала, в книге упомянуты вскользь.
  
   Кстати, главный герой называет своего робота для бытового обеспечения Сорбонной. Здесь это обыграно как тот факт, что Агни учился в Академии, которая является своего рода преемницей древнего французского университета - Сорбонны. На самом деле тут и еще одна причина: это такой "привет" одному из моих любимых в юности актеров - Жану Рошфору. В одном из фильмов он так звал свою собаку (кажется, в "Анжелике", но, возможно, ошибаюсь - он переиграл во многих костюмных фильмах).
  
   А это ВИДЕО - подробный ответ некоторым сомневающимся по поводу обмана зрения и шуточек, которые подбрасывает нам наш собственный мозг при обработке визуальной информации (в частности - при зрительном изучении предметов, которые прежде не видели).


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список