Наконец-то заключительный обзор от меня, и я приступаю к выставлению оценок. Ещё раз спасибо авторам. Очень много достойных произведений. Пишите ещё.
1.В и после школы. Надежда Блохина
Это не художественные произведения и точно не рассказы для детей, тем более современных детей. Это дневниковые записи, хотя из этого формата они тоже выходят, потому что автор вспоминает, а не пишет текущим днем. Но и к жанру мемуары произведение тоже нельзя причислить, так как написано оно не художественным языком. Не понятно, какую мысль в себе несет рассказ про новенького. Впечатление, что это просто тоска по продукту европейского производства. В рассказе нет сюжета, нет детского восприятия, язык канцелярский: ребёнок так никогда не скажет и не подумает (периодические всплески, снизошёл на нет и т.д. продолжать можно долго). Рассказ про котят ввёл меня в ступор. Учитель-мужчина совершает очень странный поступок, не достойный ни учителя, ни мужчины. Он распоряжается не в своем кабинете, как у себя дома, игнорирует просьбу коллеги и просто женщины и как ни в чем не бывало уходит. Да и по отношению к котятам поступок странный - поместить животных в шкаф с ЗАКРЫТЫМИ стеклянными дверцами. Наверное, чтобы они там задохнулись. И плевать на методические материалы коллеги, не его же собственные, и хорошо. Более странного поступка от учителя даже ожидать не приходится. Чему должен научить этот рассказ ребенка, для меня осталось загадкой. Загадкой осталось и то, откуда появились котята в школе и что с ними стало. Эти "записки на манжетах" о школе, если автор хочет сделать из них действительно рассказы, то нужно полностью переформатировать: переписать детским языком и дать развернутые динамичные сюжеты.
Последние два произведения жанру рассказа вполне соответствуют. Но последний явно для взрослых, а не детей, причём для взрослых нерадивых. Собственно сам автор обращается в тексте именно к родителям с призывом "следить за детьми": "Окна её квартиры выходят во двор, а родители не смотрят телевизор и не знают, что в семь лет одного ребенка отпускать нельзя". Её квартиры? В шесть лет у девочки уже своя квартира? Будьте внимательнее в мелочах. А по смыслу рассказ хорош, но не для детей. Но смысл вы подали читателям на блюдечке, а он должен вытекать из сюжета. То есть фраз: не надо так, не надо эдак быть не должно. Работайте над текстом тщательнее, и всё у вас получится.
2.Сказки попугая и крошка-ваниль. Валерия Карих
Сказка мне понравилась, но первая её часть понравилась гораздо больше. Объясню, почему. Вторая часть более динамичная, в ней много героев, события развиваются стремительно. Но первая самобытная, а во второй просматривается слишком явная параллель с андерсеновскими сказками. Вторая часть написана блестяще, ну разве что какие-то мелкие замечания можно сделать. Например, вермишель у вас становится мужского рода. Думаю, что для детского произведения, одушевляя предметы, всё же лучше сохранять им тот род, который им присущ в русском языке. А вот первая часть ни на что не похожая, сказок, где события бы разворачивались в Мексике, мне лично не приходилось. Да и за придуманную героиню крошку-ваниль можно сказать только "браво, автор". Пряность в роли действующего лица произведения мне тоже не встречалась. Описания природы в начале лучше перенести в середину, сократить их в объеме или разбить их на несколько частей. Но начинать с такого большого описательного куска детскую сказку точно не стоит. Дети начнут слушать с того момента, когда пойдет повествование.
3.Всего лишь корабль. Лариса Мареева
Хорошая сказка с необычным сюжетом. Понравилось. Единственное, что, на мой взгляд, волшебник и капитан в сказку "притянуты". Либо их характеры нужно раскрывать и мотивировать в произведении появление этих героев, либо выстроить сюжет без них. А так они служат только для того, чтобы двигать сюжет в нужном направлении. Почему именно волшебник делает принцессе подарок? Почему этот волшебник появляется на свадьбе, а до этого о нем ничего не говорится. Это ошибка. Если бы родители разыскивали для дочери необычный подарок, и какой-то приезжий торговец им предложил такую необычную вещь, было бы логичнее. А так волшебник нужен вам только для того, чтобы корабль попал к принцессе. В результате лишний нераскрытый герой в произведении. Появление лорд-адмирала более логично, но опять же он картонный герой, который служит только для того, чтобы передать принцессе нужную информацию. О его судьбе мы ничего не узнаем, кроме того, что именно он разбивал бутылку о корабль, "в который влюбилось море".
А концовка сказки понравилась. Мне, правда, немного не хватило какой-то легенды в конце, что теперь люди иногда видят в море принцессу, стоящую на корме "летучего голландца". Так бы мотив смерти удалось нивелировать, смягчить. Забрало к себе море, всё-таки резковато, как мне кажется. Но это моё мнение как читателя, а не как литературоведа. А как литературовед сделаю ещё одно замечание:
"- Признайтесь, ваше величество, - смеялся её отец-король, обращаясь к своей жене, - уж не изменили ли вы мне с каким-нибудь отважным капитаном?" Такие вещи всё-таки недопустимы. Я понимаю, что сейчас дети продвинутые, но внедрение "взрослой" тематики в детскую коробит. Можно сказать иначе: "Уж не дочь ли она какого-нибудь капитана, которую нам подменили? "Ну или что-то в этом духе.
4.Когда мне было семь. Екатерина Жданова
Весело, задорно и написано действительно с позиции ребёнка. Несмотря на то, что автор пишет о своем советском детстве, думаю, это будет интересно читать не только взрослым, у которых вызовет ностальгию, но и современным детям. Правда, конечно, к тексту требуются примечания.
5.Военное детство. Валентина Щербак
Кроме слов восхищения и сказать нечего. Удивительные, проникновенные, абсолютно реалистичные, жизненные рассказы. Написано прекрасным языком, без затянутости, лишних слов. Образы героев очерчены очень ярко: автор, не впадая в пространные описания внешности и переживаний, сумел рельефно вылепить характеры детей. И всё это в том числе за счёт умелого вкрапления деталей - про нехорошие слова и "знание жизни" Тамарки, про Генкины попытки щелкать семечки, чтобы получалась борода из шелухи и тд. Хочу отметить, что Валентина невероятно выросла как писатель. Произведения в предыдущих сезонах тоже были хороши и самобытно, но Военное детство - это качественный прорыв, после которого можно говорить о высоком уровне профессионализма автора. Поздравляю Валентину. А начинающим участникам конкурса хочу сказать: участвуйте в НИН и дальше. С каждым сезоном будет получаться всё лучше и лучше, а может, замаячит самое настоящее писательское будущее.
6.Сын тайги. Наталья Шицкая
Потрясающий рассказ. Автор пишет со знанием дела: насчет охоты утверждать не могу, а вот, что касается тайги - могу, так как сама сибирячка. Очень мАстерские, не затянутые, яркие и образные описания. Отличный сюжет и рельефно нарисованные герои. Мне показалось, что эпизод с полозом уже лишний. В нём и динамика рассказа как-то упала, а концовку он затянул. Да и как-то чересчур испытаний для семилетнего, серьёзная травма глаза всё-таки омрачает финал. А так браво автору и спасибо за чудесное произведение.
7.Тот, кто следит за маяком. Анна Железнякова
Идея сказки мне понравилась, хотя событий, конечно, не хватило. Дружба и ссора с Майей не развилась в какую-то сюжетную линию, и сложилось впечатление, что Майю "приплели" просто, чтобы подтвердить предположения Кристины о целительности маяка. Но тогда и образ подруги нужно давать, характер. Нельзя что-то начать писать, а потом просто бросить. Это касается и мамы, и кошки. Персонажи-манекены. В концовке очень много лишних деталей про институт, болезнь, работу в рекламной фирме. Детали, которые не раскрывают героя или идею, совершенно ни к чему. Они только захламляют произведение.
8.Перелётный переулок. Илья Полуницын
Я немного расстроилась, потому что ждала продолжения "Слони". Хорошая сказка получилась у автора, сказка-притча, я бы сказала. Если рассматривать её как взрослое произведение, то в ней окажется гораздо больше смыслов, нежели чем при рассмотрении её как сугубо детской сказки. Есть в ней и тоска по молодости, и желание "улететь" от тяжёлой реальности, и хоть раз в жизни сделать что-то из ряда вон. Написано замечательно. У каждого дома, что важно, есть свой характер, индивидуальность.