Отобрала свой ТОП-15. Сделала это, скрепя сердце, так как понравившихся работ всё-таки больше. Пришлось включать только те работы, которым поставила максимальное количество баллов. Работы, получившие 4, к сожалению, уже физически в мой рейтинг лучших не попали. Отобраны лучшие, на мой взгляд, из категорий Рассказы и Познавательные очерки. Сказки в ТОП не вошли не потому что не понравились, а потому что просто физически не успею охватить большую часть присланных, а следовательно и сделать объективную выборку лучших. Итак, мой ТОП-15:
1) ШАШЛЫКИ. (ТИМОФЕЙ ЮРГЕЛОВ) - Несмотря на то, что рассказ явно рассчитан на аудиторию постарше, чем аудитория НиН, он мне так понравился, что не отметить я его не смогла.
А) хорошо нарисованы образы героев, окружающая обстановка. Качественная литературная живопись.
Б) удачно вписан мистический компонент, нагнетающий внимание и интерес читателя перед кульминацией. Правильное развёртывание, где ничего из композиционных элементов не упущено и каждому отведено должное внимание - и экспозиции, и завязке, и развитию действия, и кульминации, и развязке.
В) правдоподобно воссоздана речь героев. Некоторые, наоборот, покритиковали автора за обилие ругательных слов и жаргонизмов. Но моё субъективное мнение, что лучше воссоздавать, чем рисовать 'картонных' детей с правильной речью и правильными поступками. Читая, узнавала речь собственного поколения со всеми его 'харэ' и 'оленями'. Та читательская аудитория, которой по факту предназначен текст (от 12 лет), уже настолько наслышана 'всего многообразия русского языка' в плохом смысле этого выражения, что речевое пуританство в литературе ни к чему. Именно пуританство, но, конечно, всякому словоупотреблению крепких слов есть границы. Может быть, в некоторых местах автору требуется смягчить, но сам факт такого словоупотребления считаю оправданным.
2) СОВА. (УЛЬФАТ БАДРЕТДИНОВ)Тоже недетский, но прекрасный рассказ. После прочтения, думала над ним ещё несколько дней. Часто именно от этого критерия и отталкиваюсь - если не оставляет так просто книга, когда ты её уже оставил, вертится в голове, значит хорошая, годная.
А) хорошо воссоздан национальный колорит, с особенностями языка, быта, приметами.
Б) автор постоянно заманивает читателя в сети своего рассказа, не давая утерять интерес, а, наоборот, только его наращивая. По ходу действия автор интригует, не сразу даёт объяснение происходящему, заставляя читателя самому помучиться в догадках: почему сова не давала срубить дерево, что за страшное явление чёрного солнца, оправится ли от недуга ребёнок и т.д.
3) ЛЮБОВЬ И КОНОПУШКИ (ВЕНЕДИКТОВА ЮЛИЯ)
А) Лёгкий 'вкусный' слог.
Б) Хорошо очерченные герои, представленные читателю как полноценные личности, а не гипсовые слепки с живых детей. Однако образ девочки Арины на фоне двух хорошо прорисованных мальчишек выглядит несколько бледноватым, условным, про неё мало что известно. Из-за этого не совсем понятно, чем она так поразила сознание обоих кавалеров. Складывается впечатление, что только тем, что 'новенькая'.
В) Здоровый юмор, который смогут оценить не только дети, но и взрослые, которые будут читать эти рассказы детям.
Минус: автор имел наглость прислать незаконченное произведение, чем заставил страдать после его прочтения Эффект обманутого ожидания так сказать.
4) ПЛЫВИ, ПЛЫВИ, КОРАБЛИК. (ХОЛОДЕНКО ИГОРЬ) - этот рассказ напомнил мне творчество одного из любимейших авторов - Владислава Крапивина. Не только морской темой, но и образом главного героя - уже взрослого мужчины, вспоминающего себя мальчишкой, и темой стыда за прошлые ошибки, и желанием их искупления.
А) Пример того, когда хороша и форма и содержание. Хороший художественный стиль, лёгкий слог.
Б) Полностью раскрыта тема, тема выбора ребёнка между чем-то материальным и собственно другом. Помимо целого букета переживаний самого мальчика, автор показал, как детские переживания хвостом тянутся во взрослую жизнь и отравляют её.
5) ЖЕНЬКА ПОЛЕСОВ С ТЕПЛОВОЗНОЙ УЛИЦЫ (ЧЕРНЫШОВА НАТА) - хороший рассказ про вынужденное путешествие двух детей. Чем старше дети, тем дальше от дома их отпускают родители. По этой причине часто любое самостоятельное путешествие рассматривается детьми как проверка себя на взрослость, на слабО. Автор очень хорошо показывает, чем чревато подобное поведение, и даёт урок маленькому читателю, что хоть мир и не без добрых людей, которые помогут вернуться, надо и самому не плошать. В общем, хорошая идея и хорошее воплощение её в рассказе.
6) ЗУБНАЯ ФЕЯ (ШИЛКИНА НАТАЛЬЯ)
А) написано легко и хорошо, если не брать в расчет некоторые стилистические погрешности.
Б) присутствует динамика повествования, без лишних описаний и уходов в сторону;
В) интересное воплощение темы, как не разрушить веру ребёнка в чудеса и волшебство. При этом волшебство в рассказе 'незряшное', а призванное смягчить психологический дискомфорт ребёнка в период выпадения молочных зубов.
7) ЕЩЁ РАЗ ПРО ЕГОРКУ (ТКАЧЕНКО ЛЮДМИЛА)
Егоркино счастье: В рассказе поднята очень актуальная и важная тема ценностей духовных и материальных. Автор помогает юному читателю правильно расставить акценты между ними, учит давать оценку собственным поступкам и стараться никогда не врать. Хороший юмор и отсутствие назидания 'в лоб'.
Соловей - описанный комический случай демонстрирует ребёнку, что враньё может обернуться ситуацией хуже, чем если бы он сказал правду. Хороший юмористический рассказ. Первое произведение, конечно, значительно сильнее - и по эмоциональной насыщенности, и по смысловой.
8) КАРАВЕЛЛА И Я (ФАДЕЕВА ОЛЬГА) - удивительные пастельные картинки из деревенской жизни. Читаешь, и невольно хочется рисовать иллюстрации к этому произведению. Вкусные метафоры и сравнения, которые даже взрослого заставляют смаковать текст. Очень понравилось про географические карты по бокам у коровы. Думаю, что современным детям, из которых мало кто видел живую корову, будет полезно почитать. Кроме того, они узнают, что любимым домашним питомцем могут быть не только кошечки/собачки, но и корова Плюс работы ещё и в том, что в ней, на мой взгляд, очень удачно переданы особенности детского мышления, детской логики: если одуванчики улетают вверх, то и корову может унести вместе с ними; что чёрные коров дают чёрное молоко, а если корова съест яблоко с гусеницей, то молоко будет гусеничным.
9) ГДЕ ПЬЮТ ПТИЧКИ (РЖАННИКОВ ДМИТРИЙ) - у этих зарисовок про животных/насекомых/птиц/рыб и т.д. и т.п. несколько достоинств.
А) показано необычное или незнакомое поведение, казалось бы, обычных и привычных представителей животного мира. Из этих рассказов дети и даже взрослые могут узнать много нового, что вряд ли встретится в обычном школьном учебнике по зоологии. Я, например, впервые узнала про бычкоглота, да и про хулиганства крабов никогда не слышала.
Б) автор не ограничивается описаниями представителей только российской фауны, а берёт в рассмотрение и дальние страны.
В) материал представлен в лёгкой для ребёнка форме, в виде историй-миниатюр из жизни автора, а не в форме заумных статей.
Г) в конце сборника сделаны очень правильные выводы - директором зоопарка можешь ты не быть, но любить животных и природу ты обязан)
10) ДОМАШНИЙ ЗВЕРИНЕЦ (САША ТЭЛЛЕР)- хорошее юмористическое произведение с практическими советами, как делать и как не делать, какое животное заводить дома, а какое - нет. Написано живо, динамично, увлекательно.
11) ЛЕКАРСТВО ОТ ХИТРОСТИ (МИХАЙЛОВА НАТАЛЬЯ)- рассказы из этого сборника, на мой взгляд, просто образцы того, какой должна быть детская проза. Небольшие по объёму, динамичные в развитии действия и с неизменным неожиданным юмористическим финалом. Особенно автору удался рассказ 'Кудряшки' про детскую любовь, первые недовольства своей внешностью, робость и, в конце концов, обнаружившуюся взаимность.
12) ОСТАВЬТЕ ГОШУ В ПОКОЕ (СОРОКА СВЕТЛАНА) - очень проникновенный рассказ, над которым ещё долго думаешь после прочтения. Тонкий психологический ход, который применила учительница, помогает детям осознать свою жестокость. Игра в очеловечивание пиджака 'очеловечивает' и самих детей, делает их добрее и терпимее.
'Отличница' - рассказ про 'неправильную' дружбу красивой и некрасивой девочки. По ходу сюжета некрасивая оказывается гораздо симпатичнее по-человечески. Автор не только поднимает вопрос красоты душевной, но и подчёркивает её приоритет. Окончание, на мой взгляд, неудачное. Детям важно здесь показать, как можно было бы изменить сложившуюся ситуацию, чтобы в конце произошли прощение и примирение подруг, а не изобразить тотальную безысходность.
Познавательные очерки:
1) ПОДОБНЫЙ СОЛНЦУ (ВЕНЕДИКТОВА ЮЛИЯ) - своим очерком автор обеспечил читателю такое же весёлое и полезное времяпрепровождение, как и при игре в мяч. Отличный юмор, иногда использование разговорных слов, жаргонизмов, которые делают повествование ещё более живым и ярким: '- Вот это идея! Бомба! То есть мяч'. Полезная информация чередуется с комическими случаями или забавными традициями, - такая композиция очерка позволяет постоянно удерживать внимание читателя.
2) ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ? (КРЫЖАНОВСКАЯ ЕЛЕНА) - действительно очень полезный очерк для детей. Автор рассказывает этимологию различных птиц и грибов, которая поможет маленькому читателю сориентироваться в многообразии названий и легко их запомнить. Лёгкий слог, хороший юмор.
3) СЕРЕБРЯНЫЕ РУКИ КОСТРОМЫ (ВЕЛЕЙКО ОЛЬГА)- мне кажется, что рассказ об истории города для детей далеко не простая задача. Но автору она поддалась. Никаких сухих фактов или долгих и нудных описаний - язык льётся речкой. Чудесный, яркий, лёгкий слог. Хорошо скомпонованы и исторические факты, и рассказ о современных достопримечательностях, и традиции города, и ремесла, и фольклор. При малом объёме очерк вобрал себя репрезентативную выборку самого важного и интересного.