Поскольку я не в числе судей (а жаль), то могу позволить себе некие вольности относительно оценок. Которые вообще-то ставлю исключительно для себя, типа для наглядности и сравнения. Поэтому оценки у меня могут быть как одинаковыми, так и не очень. На усмотрение и вкус, как говорится.
Критерии? Прежде всего грамотность и стилистика. Имхо, два кита, на которых текст и держится. Чуть ниже тема и герои. Ну, и интерес никто не отменял. Скучные истории не люблю и другим не советую. Ни читать, ни писать.
Всё вроде. Тогда поехали...
СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ
Иплхаус "Тысяча и один оттенок серого"
Ну, автор угадывается по первым аккордам. Однако не будем о грустном *зачёркнуто* очевидном. Поскольку со стилистикой и грамотностью у этого автора всегда было всё в полном порядке, то внимание хотелось бы обратить на что-нибудь другое.
Композиция? Вроде плавно всё, как учили в институтах. Хотя финал не впечатлил, если честно. Может, оттого, что не очень понял этот поворот с "миними". Да и не очень в курсе, что это такое и для чего. Так что пусть на совести автора.
С сюжетом сложнее. Многоступенчатости не получилось (было ощущение, что она должна присутствовать, раз речь с самого начала о многих "параллельных" вещах). Ага. Тут и пианино, и борщ, и муж, и дача, и ещё чего-то до кучи. Текст оттого воспринимается лоскутным одеялом, стянутым стежками-образами, через которые, собственно, сознание читателя и насыщается тем же борщом с семейными коллизиями, главная из которых - дефект зрения ГГ. А я-то думал, отчего такое название?
Но вот какая закавыка. То, что героиня дальтоник, лично для меня не сыграло. Вернее, я это принял как дань сюжету. Не более. Оттого и финал для меня тоже не сыграл, не "выстрелил". Ну, будет она шить на навороченной машинке, по-прежнему воспринимая мир серым, но руками выводить цветное - и что? Бывает...
Но имелся один момент, когда я подумал, что сейчас рассказ скатится в фантастику: это когда ГГ ощупывала "миними" пальцами и с ней начала происходить метаморфоза в чувственной сфере. Вот, подумалось, сейчас она оживит этот гаджет! И тот откроет глаза, скажет: "Мама!" и возьмёт её за пальчик. Понятно, что мимо. Конкурс-то не фантастический.
Оценка 7. В целом двоякое ощущение. И понравилось, и не очень. Детали и мелочи вроде на своих местах, но разбросаны столь хаотично, что забываешь об одном, читая о третьем и держа в уме второе. И, кажется, я понимаю, отчего рассказ даже не вышел из группы. В малое попытались запихнуть слишком многое, и в результате текст провис, как мост под тяжестью супер-пупер грузового состава.
Снегурочка "Личная жизнь мамы"
В начале текста идёт авторское отступление, мол, вот герои, вот интриганка-жизнь. Эдакая любезность от автора читателю. Кушайте, мол, блюда с соответствующими названиями, они на столе. А то читатель может и не разобраться с ингредиентами. Насколько оправданы подобные отступления, можно спорить. Лично мне они бывают интересны постольку-поскольку. Лишний килобайт информации, не более.
Однако дальше килобайты возросли в геометрической прогрессии. Я имею в виду то самое пресловутое "объяснялово" (сразу в первой истории про Олесю). Мне подробно разъяснили "что, как и почему", не оставив ни единого шанса самому что-то домыслить или понять из сопутствующих реплик/диалогов. Плюс расставленные "как рука возьмёт" запятые (здесь и повсюду). Плюс стилистические огрехи типа "ответил добрый самиритянин улыбнувшись и отошёл". И потом, скучно это было читать, уж извините. Потому что написано деревянным языком, даже с элементами очерковости, не нашёл я тут каких-то языковых изысков, хороших эпитетов или просто запоминающихся деталей, ощущение от написанного на уровне "что вижу, про то и пишу". Да и что осталось в памяти от героев? Ничего толком. Силуэты какие-то, мелькнули и пропали. Ага, теперь начинаю догадываться, для чего в начале было нужно то авторское отступление: там хоть какая-то информация о ГГ, а не блеклое пятно на фоне букв.
А вот вторая история даже понравилась, там уже чувствуются и характеры персонажей, и есть конфликт, и намёк на ХЭ. Тут я людей вижу, даже отчасти представляю и дом, в котором происходит действие. Маленький совет: "вы" не надо писать с заглавной буквы, это же не письмо в редакцию, а рассказ на конкурс.
Третий эпизод выглядит схематичным. Я уж молчу про этого Мишу, который по сути настоящий рояль в кустах. Она ему хоть сообщила о своём решении? Или по сюжету это уже не нужно и рояль опять задвинули в тёмное закулисье?
Финал, скорее всего, должен по задумке быть неким подытоживающим фактором, исходя из вышенаписанного. Ну, он таким и вышел. Не больше, не меньше. Ни восторга, ни слёз. И ещё я всё-таки не уловил про интриганку, отчего она такая? Да ещё с малиновыми волосами? Фея что ли?
Оценка 5. В целом средне. Обыкновенно. Местами мило. Местами деревянно. Местами никак. Да и не цепляет чем-то своим, выстраданным, подано так, как оно есть и даже толком не видится с колокольни автора как собственное авторское осмысление - ну вот такое впечатление осталось. Это не в упрёк, просто констатация. Тоже вот, как вижу, так и пишу об этих впечатлениях.
Бреда Б. "Вилла Нереида"
А что название виллы без кавычек? "Глубинная усталость" - коряво, выглядит как "глубинный обморок". Это если проводить аналогии. Ещё по стилистике: "яканье" зашкаливает, особенно в середине текста. И опять "вы" в диалоге с заглавной. А вот тема конкурса подана оригинально: мистический фон семейной истории и связанные с ним сюжетные ходы. Есть авторский подход и исполнение.
Но что мешало: рваность и сумбурность изложения. Особенно в части "разговора" призрака (или кто она там?) с ГГ. Слишком много информации, которая по сути обрывочна и мало что даёт в плане понимания ситуации. Тот случай, когда читатель всё же сам не в состоянии домыслить смысловые лакуны и найти правильный путь в этом переплетении смыслов и недомолвок. Попытка описать внутреннее состояние героини с упором на психологизм осталась лишь попыткой, мало к чему приведшей. Такое ощущение, что автор перескакивал с пятое на десятое, лишь бы уложиться в объём и при этом ещё соблюсти логику повествования. Отсюда так и остался непонятным (отчасти невнятным) сам ритуал, легенда о драконе-метеорите, роль хозяина виллы да и её мистическая особенность тоже. Такое же недопонимание осталось и от фигуры Евхаристы. Много чего о ней было сказано в начале, но убрал её автор со сцены походя, будто и не было персонажа. Словом, недомолвки и недосказанность оказали рассказу медвежью услугу. Я вообще не очень приветствую, когда в угоду сюжету и объёму жертвуют второстепенным, но оттого не менее важным.
Оценка 6. В целом нормально, но см. выше. Как по мне, некий художественный эксперимент под эгидой конкурса, по мере написания вышедший из-под контроля. Объём ли виноват, поднятый тематический пласт или что ещё - точно знает автор. Или не знает. Тогда за рассказ обидно вдвойне, ибо потенциал у него имеется и немалый.
Лучик "Трава-мурава"
Славное начало, картинка так и видится, а всё потому, что мир воспринимается через героя, его глазами, описано всё яркими, сочными красками, а не через нудное авторское перечисление того-то и того-то. Несомненный плюс. И дальше в таком же духе, я становлюсь как бы зрителем, а не читателем. Вот это и называется стилем повествования, когда художественность текста не заслоняет, а помогает. Ещё одно: написано искренне, с любовью. И про Род, и про большую семью, и даже история затронута, но больше всего, конечно, воспоминаний Марины и зарисовок по их следам, эдакая мозаика внутри текста. Так и хочется потрогать. И совершенно логична заключительная часть, образ любимой бабушки проявляется пусть неожиданно, но к месту. И происходит новое осмысление своего места под солнцем, и кто мы есть на этой земле от рождения и до старости.
Оценка 9. Пожалуй, чуть-чуть не хватило динамики, а так - отличный рассказ. Всё в нём на месте. А уж трепетное отношение к семье, к своему Роду вообще достойно отдельной похвалы. Спасибо за прекрасный рассказ, автор!
Евгения "Папина дочка"
М-да... В какой-то момент кольнула шальная мысль, что прибил бы эту дочку и не поморщился. Вот что значит достоверность, вот что значит правдоподобность ситуации, изначально заложенная в текст талантом автора. Описано всё это дело на редкость убедительно, тут пожимаю руку исполнителю (но не за ошибки в оформлении прямой речи).
Однако два момента, которые если и не напрягли, то вопросы по ним появились.
Первый: если у той Серафимы ноги отнялись после инсульта, то кто тогда был рядом с Тошкой? Энерговампир, умеющий полностью имитировать облик жертвы? Думаю, даже для меня такой фантдопуск будет слишком фантастическим.
Второй: не очень понравился рояль в кустах в виде Алины, которая весьма кстати оказалась наследственной ведьмой, да весьма кстати обученная определённому обряду. Белые нитки тут торчат во все стороны. Логика повествования упёрлась в необходимость этот рояль из кустов вытащить в угоду сюжету; однако такой приём приветствуется читателем художественным свистом.
Оценка 8. В целом динамично, напряжённо, со смыслом, радует глаз и восприятие. От души желаю этому рассказу занять самое высокое место, несмотря на...
Мунчайлд "Простота дней"
Опять "вы" в диалогах с заглавной буквы. Вы что, авторы, сговорились?..
Однако начал читать и не смог оторваться, пока не проглотил текст целиком. Ах, какие диалоги - блеск! Умеете, автор, умеете, за что отдельный респект, желающие могут на примере данного текста поучиться, как их строить и вписывать в ткань рассказа (а то читаешь иногда и диву даёшься: не диалог, а мёртворождённое нечто, настолько всё искусственно, вымучено). И название отражает суть: никаких сюжетных изысков, просто и со вкусом о сельской жизни, но зато колоритно, доходчиво, в самую точку. Семейная жизнь в глубинке без прикрас, надуманности и какой-либо моральной оценки, так, как оно есть. Да, ситуация с соседом позабавила, но деревенские люди они прямые, что думают, то и говорят. Лишний бонус рассказу. Ещё пару бонусов за описание хозяйственных работ и огородных дел. А главный бонус за показ характеров. Да знаю я этих людей! Они вон, на соседней улице у меня проживают, каждый день с ними здороваюсь.
Оценка 10. Когда не надо ничего выдумывать, когда про такую жизнь знаешь не понаслышке, оно и пишется как-то само, гладко и без изъянов. И выходит не стилизация, а вполне себе осмысленное повествование в тему конкурса. С чем автора с удовольствием и поздравляю.
Bestыжая "Деревенская сказка"
Извините, автор, но, прочитав первые строчки вашего рассказа, тут же вспомнил про старину Ромуальдыча и его бессмертные портянки. Если вы специально так написали, то улыбка читателя обеспечена и соответствующий настрой тоже. Это, к слову, что могут ассоциации и нужны ли они вообще.
А рассказ на самом деле серьёзный. Завязка так вообще детектив - муж куда-то пропал, ни слуху ни духу. Однако совсем скоро детектив перерастает в мистику, а финал уже вплывает в строгий реализм, в котором Добро и Любовь правят миром.
Автор умеет работать со словом, читается в лёт. Но вот с логикой уже не всё так прекрасно. Есть и неувязки (чтобы собака так вяло реагировала на "активную" ведьму? Чтобы сразу ребёнка кормить начала - хм, чем?), и нестыковки, и совсем уж заоблачное - тот самый финал с ХЭ. Я ничуть не против подобных финалов, но, извините, не очень всё-таки верю, что такое мощное колдовство осталось не у дел, даже без каких-либо видимых последствий. Какая-то слабенькая оказалась ведьма, ученица небось? Не, не верю. Основание для неверия дал сам автор, подробно описав ритуал "зачатия" с вызовом зверя. Что-то мне подсказывает, что подобное - высший ведьминский пилотаж, против которого даже вера с любовью мало чего стоят. Это, естественно, исключительно моё мнение и моё видение ситуации, но как читатель верю я тут в авторский хэппи-энд слабо.
Но, закралась мысль, чего я тут со своим "верю, не верю"? Это же сказка деревенская с вполне благопристойным финалом, вот и относись соответственно.
Оценка 7. В целом понравилось, имеем мощную такую экспозицию с финальным апофеозом. Светлая сторона должна побеждать... А вот интересно, опять закралась шальная мысль, а если бы автор пошёл другим путём? Если бы последствия колдовства не остались без последствий? Выиграл бы рассказ от такого поворота или нет?..
Сто свиней "Архив брошенных семей"
"Время увязало в январских сугробах" - хорошо!
Пытаюсь определиться с жанром. Чисто для себя, ибо от жанра многое зависит, что позволено одному, нет места в другом. Тут фантастика. Поэтому и образ снега в финале именно такой, напоминающий больного человека. Не будь фантастической предыстории, образ бы и не проявился, не сработал, не заиграл теми красками, которым по сюжету тут самое место.
Фантэлемент, как по мне, оригинален: я, например, не припомню, чтобы сталкивался с таким Архивом (а читал фантастики много и разной). Так что автору уже плюс. Правда, как у того же читателя, но возникло некоторое недопонимание относительно этих душ, кто тут, где и отчего сначала они сбежали (какая-то болезнь виновата?), а потом вдруг откуда-то появились, барабаня в дверь (чем, интересно?). Хотя по большому счёту это мелочи, пусть и досадные (речь всё-таки о сюжетообразующем элементе). А вот то, что автор рассматривает тему конкурса с совершенно неожиданной стороны (никаких тебе сюсюканий, семейных преданий или лавстори на фоне безмятежной природы) подкупает капитально. Я бы сказал, с потрохами: вот он я, весь твой, автор. Капитальность такая подтверждается ещё и стилем изложения, в котором нет места ни огрехам, ни колдобинам, ни неудачным оборотам, история течёт плавно, переходя композиционно от одних действующих лиц к другим. Кстати, о композиции. Такое её построение, как выяснилось по мере чтения, оправдано на все двести. Нет, да и не предвидится, монотонности в изложении, рваность действия вообще хороший приём сам по себе, потому что внимание остаётся на повышенном градусе до самого конца истории, ты поневоле следишь и соучаствуешь в событиях (естественно, мысленно, но участие от этого таковым быть не перестаёт), постоянно переключая внимание от одной сцены на следующую, от одного персонажа на другого. Исчезает необходимость подробно что-то объяснять, за автора это делают сами герои, а тот, освобождённый от такой рутины и где-то обязаловки, может наполнить текст разного рода вкусностями, начиная от описаний природы и заканчивая хрустящими в мышиных коготках крошками пряника.
Герои тоже показаны как должно. Нет особой привязки ни к кому конкретно, описаний по минимуму, но Архивариусы выглядят как старые молодящиеся чиновники на непыльной работёнке, Артём - полным, извините за мой плохой французский, засранцем и эгоистом, маленькая Таня - маленькой несчастной девочкой, а две женщины - женщинами, которые пытаются устроить свою судьбу. А всего лишь сработал приём "взгляд со стороны", где героя не надо ставить перед зеркалом или возле тёмного окна, дабы описать его внешность.
И вот вкупе со всем этим нарисовалась, выстроилась и состоялась История. В которой автор ещё умудрился и финал сделать открытым. Между прочим, совершенно правильно умудрился. Ибо по логике повествования и типажа Артём на ХЭ ну никак не тянет.
Оценка 10. Да за одну оригинальность уже можно высший балл поставить. А тут и без неё набирается достаточно, чтобы "десятка" в табеле о рангах оставалось таковой без изменений. Спасибо, автор, за доставленное удовольствие.
Сказочница "Куклы их счастья"
"Обида - в любовь..." - то есть, обиделся на кого-то, и за это полюбил? Смелый вывод, но вряд ли жизнеспособный. Но главная претензия к вторичности сюжета. Пусть автор и сделала всё, чтобы облагородить историю, вывела своих персонажей, дала им даже российские корни, но суть не поменялась ни на грамм: читаю и вторичность истории ощущаю чуть ли не на подсознательном уровне. Как по мне, это минус. Несмотря на всю трогательность, хорошо выписанных персонажей и зримый антураж. Даже то, что она отдавала кукол в приют, а не складывала их куда-то в чулан, как в оригинале, утешает мало. Если переосмысление и получилось, то лишь отчасти. А во всём остальном текст читается и читаем, тут заслуга автора неоспорима.
Оценка 7. В целом нормальный текст, со своими героями, декорациями и частицей вложенной в него души. Особенно чувствуется последнее. А вторичность? Что ж теперь, хороший текст и в корзину из-за этого? Не думаю, что это будет правильно. Удачи!
Ночная радуга"Сын евнуха"
Если коротко, то по чувству исторических реалий и психологических характеристик рассказ никакой. Автор явно не определилась, происходит ли действие в каком-то аналоге фэнтези с условно-восточным колоритом в духе, скорее, Китая или Ассирии, или в мусульманском мире. Аллах помянут, но место действия похоже одновременно и на Оттоманскую Порту и Иран. Точнее, не похоже вовсе. Окончательно в ступор меня ввели "королевские жёны" в гареме султана. М-да...
Вам коллеги, насколько в курсе, уже указали на ряд фактических и исторических ошибок, нет смысла повторяться. Да я и не буду.
Знаете, есть целый поджанр - "гаремник". Этот текст типичный его представитель. Как по мне, бесполезный жанр. Однако своего читателя имеет, на том и успокоимся.
Оценка 5. Исключительно за вторую часть.
Девушка с веслом "Бабулечка"
Сноуборд, что просила бабуля в подарок, прибил на месте. Открыл глаза пошире и пошёл читать дальше. Вот, господа авторы, наглядный пример того, что значит начало рассказа. Плюс сразу обрисовка героев, не статичность сцены и намёк на конфликт. Идеальное начало вкупе с завязкой.
Собственно, дальше пошли сплошные приключения, напрямую связанные с неугомонной бабулей. Действие перемежается диалогами, диалоги - действием. Больше ничего в рассказе и нет. Разве что автор сумел показать между строк надёжность и основательность этой семьи, где на почётном месте самый старший её член - бабуля.
Читать такое всегда интересно, потому что типажи узнаваемы. Да и ситуация тоже. Бывает, думаю, и куда покруче даже (не зря же ходит анекдот о татуированных старушках со старыми байкерами в обнимку). Тут в рассказе уловили суть явления и показали масштабы "бедствия". Последнее говорю с оттенком иронии, разумеется. Кстати, о юморе. А вот его-то мне как раз и не очень хватило. Хотя, казалось бы, тут ему раздолье. Нет, не срослось. Юмора оказалось всё же недостаточно. Типичный пример: ведро с зелёнкой, выплеснутое с балкона на головы алкашей. Вроде сама ситуация велит рассказать об этом смешно, с огоньком, а что-то не очень смешно в итоге. Или слов нужных в описании не нашлось, или сам автор не очень дружен с юмористическим жанром, или что ещё - но юмора как такового в тексте не хватает. Беззубо как-то, если уместно данное определение. И финальная сцена. Акцент опять на бабулю: платформа, покрашенные в неестественный цвет волосы, вечерний коньячок - а не перегнул ли палку автор, закралась мыслишка. Потому что вот то, что было ранее рассказано без огонька и достаточного юмора, здесь якобы должно на юмор и иронию прямо-таки намекать. Не сыграло. Забавно, но как-то плоско. Вот, собственно, и вся реакция моя на финальную сцену как читателя. А что вы хотели, автор? Она закономерно вытекла из всего повествования в целом. Вы меня подготовили к такой реакции. А вот было бы побольше юмора, были бы приключения бабули описаны более остроумно, и финал бы с моей стороны закончился смехом. А не улыбкой. Наверное.
Оценка 7. В целом очень позитивная вещь, можно рекомендовать для прочтения и юному поколению, и поколению, умудренного житейским опытом. Вещь всеядна, что называется. И ещё она весьма симпатична. Наверное, автор такую цель и ставил. И думаю, вполне её достиг.
Невестькто "Своя кровь"
Исполнение на весьма достойном уровне, текст читается легко (даже без буквы "ё"), характеры (особенно свекрови) прорисованы на таком же уровне. Правда, второстепенные персонажи таковыми и остаются, газета в руках и высокий сын - вот и вся их характеристика. В принципе ничего страшного, им изначально отводился статус мебели, главный акцент на свекрови и невестке, и тут автор сыграла от души, выдала боевой марш на трубах и литаврах. До сих пор в ушах звенит. В хорошем смысле.
Но я хотел о другом, не об исполнении (к нему, повторюсь, претензий нет).
Конфликт. Краеугольный камень любого художественного текста. И вот тут автору не верю.
Почему вы откровенно слили финал? В запасе же оставалось десять килобайт, более чем достаточно, чтобы логически довести и обосновать. Обосновать, прежде всего, перемену отношения свекрови к невестке в лучшую сторону. "Ох, как я до такого докатилась..." в финале - не объяснение и не причина, это констатация. И словечко "вдруг" тоже бы не устроило, на пустом месте ничего не родится. Тем более львиную долю текста занимает описание того, как свекровь ненавидит, пускает пламя в потолок, рвёт и мечет, строит всяческие козни и вообще готова невестку придушить. Кстати, первую такую уже придушила, покоится та где-то под осинками (здесь у меня тоже вопрос к автору: и что? Сошло с рук? И сынок так и оставил? У мамаши ничего не хотел спросить? Как-то вы про это вскользь, по ходу, сказали и дальше пошли, а ведь тут характеристика персонажа, его второе дно). Словом, конфликт у вас горел, горел и в одночасье потух. Хотелось полюбопытствовать: и кто перекрыл газовый кран? Почему вдруг такая перемена к невестке? Изумрудный цвет на портрете вместо темноволосой мегеры с красным хвостом тоже не устраивает, потому что гаджету в виде картин в рассказе уделено минимальное место и сыграть в финале (очевидно, по задумке) ему нет никаких шансов. Вот оттого и спрашиваю: отчего так безбожно слит финал?
Рассказ хорош, но в таком виде он выглядит прелюдией. Обрезанным по самое важное. Читатель в моём лице недоумённо поднимает брови: и это всё? А почему так? Что с бедной свекровью случилось? Или она перепутала пузырьки и выпила настойку доброты вместо очередной порции зла? Или автор просто и сама не знала, как разрешить сей конфликт, не прибегая к услугам тяжёлой артиллерии?
Оценка 6. Не люблю слитые финалы, правда. Всегда обидно за читателя. Он старался, читал, вникал и переживал, а автор вместо благодарности бросила текст буквально на полуслове и убежала в магазин за свежей рыбой. Обидно...
ПОДРУЖКА МОЯ
Коровина "И станет корова...кем?"
Завязка рассказа впечатлила. Тут и характер ГГ, и место действия, и даже дохлая мышь. Стилистика на самом высоком уровне, достигается это живым ярким языком, такими же диалогами, рассказ буквально дышит, ничего нигде не жмёт и не спотыкает. Отличная работа!
Тема, что немаловажно, раскрыта полностью. Подруга оказалась настоящей, не фальшивой. Характеры обеих рассмотрены всесторонне, чуть ли не под микроскопом, редко такое встретишь, чтобы пристально. И сюжет достаточно закручен, чтобы не бросить чтение на полпути. Словом, мои поздравления, автор. И что-то мне подсказывает, что автор вы опытный, с набитой на письме рукой, своим видением и своим арсеналом изобразительных средств. Ну, оно и видно. Фактически с первых строк.
Что вызвало недоумение: рассказ называют фантастическим, а двух героинь чуть ли не попаданцами в прошлое. Я вас умоляю, какая же это фикшн? Типичная реальная история, когда администрация санатория косит под ушедшую эпоху, изображая экзотику.
Оценка 10. Очень понравилось.
Чучело-Мяучело " Планета дружбы"
Вся такая радужная детская фантастика. В стиле Булычёва, например. Если бы он решил написать на тему космической дружбы.
На самом деле я не шучу. Потому что у вас получилась качественная детская фантастика, гость настолько редкий на просторах СИ, что по пальцам пересчитать. У вас получилось передать эмоциональную сторону, тут контакт есть, надеюсь, даже не односторонний. Даже некая наивность текста по части технических деталей и жизни там, в будущем, играет рассказу на пользу: это же детская фантастика, пусть и не для самых маленьких, но и далеко не отроков. А уж тема раскрыта на полную, да ещё в таком антураже. Текст становится симпатичней, ближе. Трудно взрослому человеку сопереживать этим юным героиням, но понимание будет наверняка.
И да, оставим в стороне возможность существования подобного мира (может так быть, не может), и пусть там же останется логичность и обоснованность существования самой Лин (и кто, например, поставил те надгробия), цель и задача у рассказа не достоверность, а возможность и вера в такие отношения. Думаю, юный читатель поверит. Жаль только, у конкурса иная аудитория...
Оценка 8. А где папа взял тот камешек, интересно?..
Ms. V "Дорогая моя Иваненко"
Это была художественная зарисовка по мотивам темы конкурса? Что ж, можно и такое наверное. Если честно, не впечатлило, особенно на фоне предыдущих работ. Так, о том о сём поговорили, некоторые подробности из жизни Ольги узнали, будто побывали в краеведческом музее возле стенда "биографии неизвестных людей". Ну, поведал автор об этом человеке, её "похождениях" и планах, и что я должен из этого рассказа вынести? Хотя тема конкурса подразумевает. Оттого и текст такой, в стиле репортажа с места событий. Стиль ровный, без шараханий в крайности, жизненные эпизоды интересны с точки зрения "а как было у них?", но особой привлекательности, какой-то щемящей ностальгии по ушедшему в рассказе не чувствуется. Словно вытащили из нижнего ящика стола старый альбом, сдули с него пыль, перелистали второпях пару страниц и сунули обратно коротать свой век в темноте и тесноте.
Оценка 6. В целом ничего оригинального и сверхобыденного. Обыкновенно об обыкновенном. Ну и ладно...
Коня "Клюква"
Сцена и её составляющее. В отрывках. Отчасти сумбурно, но с любовью. Геймплей *зачёркнуто* стиль не без шероховатостей, но вполне достойный. Да и трудно добиться выдающейся художественности от лица "очевидца", фактически монолога, лишь местами дополненным той самой художественностью.
Вам там заметили, что это больше похоже на документальное кино. Отчасти соглашусь. Чёрно-белых красок побольше, нежели яркой акварели. Зато подкупает показанный с изнанки этот непонятный остальным непосвящённым закулисный мир. Познавательная сторона явно в выигрыше. Но что однозначно смутило - роль подруги. Сначала я вообще её толком не увидел, подумал, что подруга тут сам театр и связанные с ним всякого рода коллизии. Потому что сама рассказчица-подруга явно пребывает в тени театральных колонн и колосников. Вывод такой из построения самого текста. Пусть он и не критичный, но всё же имеет место.
Оценка 6. В целом осталось приятное впечатление от прочитанного, но, увы, до фаворита конкурса не дотягивает. Возможно, из-за нехватки той самой художественности. Или налёта документалистики. Что, в принципе, одно и то же.
К.У. Рортная "Курортный роман"
"бойкий молодчик" - как-то не вяжется с образом приятного парня, скорее с парнем с большой дороги. "Что она едва не сломалась, не утратила себя как личность" - канцеляриты никогда не украшали текст.
Если честно, то я постоянно путался в этих подругах - кто из них кто. Не знаю, отчего рассеивалось внимание при чтении. Причина видится в том, что неинтересно было мне вникать в эти метания и пустые хлопоты, неинтересно было проникаться их душевными порывами и исканиями. Потому что написано об этом скучно, вяло, ничего нового с точки зрения подачи материала - заезженные обороты/штампы/ситуации и прочие окололитературные дела. Всё ждал какого-нибудь неожиданного поворота, пусть бы даже он заключался во втором пришествии того молодого симпатичного доктора из начала, или вдруг случился бы оползень, или появилась бы ещё одна искательница приключений и подруги вновь бы объединились уже с целью дать отпор ей - нет, всё просто, банально, и банальщина эта плавно скатилась в банальный ХЭ. Автор, естественно, имеет право. Но мне от этого почему-то не легче. Как читателю.
Оценка 4. В целом ничего нового, рядовая история с рядовым концом. И что?..
Каравелла "Корабль улетает в плаванье"
"Улыбка на пол-лица и жажда творить - всё без разбора" - без разбора что? Улыбка? Или всё творить без разбора? Непонятное предложение со странным смыслом.
А вообще читается с неподдельным интересом, имеются даже оригинальные авторские ремарки по ходу, встречаются хорошие метафоры (это да, кашу маслом не испортишь), но всё же это крепкая такая проза, описывающая житьё-бытьё двух подруг, без посторонних отвлечений на отвлечённые рассуждения типа "что такое жизнь вообще и как ей угодить, в частности". В подобного рода историях авторы частенько позволяют себе по-авторски "поразмышлять" о том о сём. Тут обошлось, спасибо. Тем неожиданней финал, эдакий реквием с плавным переходом в фэнтези. Вот уж чего не ожидал...
Наверное, чтобы такой неожиданности не произошло, нужно было композиционно закольцевать текст, то есть, дать в начале нечто подобное финалу (я бы призвал на помощь сны Вики, где не только каравеллы, но и феи). Иначе ощущение неестественности и даже надуманности финальный аккорд выдаёт не в резонанс с остальной музыкальной частью.
Оценка 8. В целом рассказ понравился, и наверняка заключительная часть мало кого оставит равнодушной. Меня она тоже таким не оставила. А это уже целиком заслуга автора.
Aje "Сухие листья"
"За окном вагона проносились посадки и иногда небольшие железнодорожные станции" - "посадки" тут я понял как посадки в вагон и очень удивился, почему они проносятся. Не знаю, я бы поменял на какие-нибудь поля или леса, во избежание. "Блестящие локоны танцевали по плечам, смешиваясь с голубым ворсом свитера" - что-то мне тут не нравится... "Время застыло, как старая жвачка" - гм... По-моему, всё-таки неудачно. Может потому, что я равнодушен к этому продукту?
Оригинальная разбивка на главки, названными "листами". Композиционно оправдано, потому и замечаешь. Не было бы оправдано, внимание бы переключилось на негатив. Но - сработало. Само повествование - рассказ о двух подругах через призму восприятия одной из них, по её собственному определению, неудачницы и толстушки (опять толстушки, ох уж этот штамп). Что интересно, у подруги она учится, преодолевая себя и свои комплексы, а не мстит или злорадствует (второго, увы, куда больше). Логика тут соблюдена: ещё с детства отложилась у неё не зависть к более красивой и стройной, а умение и желание подмечать достоинства подруги и стараться переносить их на себя, учиться. Похвальное качество, которое пронесла через всю жизнь. Автор правдоподобно и опять же логично всё это показал, герои получились, обоим веришь, особенно "неудачнице". То есть, чтение было занимательным, интересным и содержательным - стиль изложения тоже тому способствовал, претензий нет.
То, что со Снежаной что-то случится, я понял задолго до финала. И это не упрёк, наоборот. Мастерство автора в том, что атмосфера в рассказе потихоньку сгущается, краски темнеют, и вот - автомобильная катастрофа. По-моему, предчувствие непоправимого, умело поданное через детали и образность, огромный плюс для рассказа. Собственно, весь рассказ как полотно жизни, уместившееся в пару десятков килобайт. История подруги через восприятие той единственной, которой эта история была нужнее всего. Теперь следующий шаг: жить во имя. Или не жить вовсе. Выбор, как всегда... В пользу чего? По-моему, в этом как раз и идея рассказа - сделать правильный выбор.
Оценка 10. Явный фаворит в номинации. Ну, тому есть причины. Они в тексте.
Феклуша "Подарок для Теклы"
Сначала прочитал "Подарок для Теслы". Приплыли, подумалось, опять бедный Тесла...
Оссподя, какое же путаное начало, подумалось потом, кто все эти люди? Кто такой Инопланетянин? Хуан, сеньора Родригес, Анхель, Стас? Вы специально делаете читателям больно для мозгов?
"Мне, смотревшей во снах картинки их того времени, было что рассказать" - стилистическая ошибка, "их" тут лишнее.
Нет, автор, вы действительно издеваетесь - путаница продолжается. Зоя Фомина? Уже Россия? Ну и винегрет, опять подумалось. А клинит потому, автор, что с композицией нелады, нет чёткого понимания, кто и где. Тот случай, когда надо поопределённей указывать место действия, не боясь утяжелить текст подробностями. Вы решили их избежать, а в результате полная путаница и каша. Потом, по мере чтения, всё, естественно, устаканится, но в начале рассказа нет толкового понимания, о чём вообще речь и кто все эти герои. Именно для начала такое смерти подобно. Вы убиваете восприятие. Я уж молчу о куче персонажей, которые тут исключительно для мебели.
Если сцена насилия над Теклой случилась на крыше, как следует из текста, то откуда там взялся пол, на который её повалили? Или чилийские крыши какие-то особенные?
Про планетарий было забавно читать. Бренное тело, сданное в аренду бесплатно. Призраки, не могущие появляться без приглашения там, где не бывали при жизни. Откуда дровишки? Читали о том где-то, оказывается. У меня полное ощущение, что автор об этом серьёзно, а не от лица этой Зои. Если стеб (а текст ох как далёк от стеба), то настолько завуалирован, что и не подумаешь. Или из читателя всё-таки наивного малого делают?
Замысел у рассказа достойный, но вот исполнение так себе. Будто девочка писала, мало знакомая с художественной частью.
Оценка 3. Не понравилось. Прежде всего исполнением. Местами вообще наивно и по-детски. Идея у рассказа неплохая, но с таким исполнением дальше задумки она не продвинулась, увы.
Дизайнер "Офисное кресло и вуду-жаба"
А где здесь тема конкурса? По-моему, тема рассказа - байки из склепа *зачёркнуто* из офиса. Утрирую, конечно, но самую малость. Якобы подруга Пантелеева лишь упоминается таковой, а на самом деле там от подруги та же малость. Это всё сослуживцы. Возможно, даже близкие люди, но не по крови - по службе.
Вторая составляющая рассказа медицинское обслуживание и все прелести, связанные с оным. Читать было весело и лишний раз познавательно. Интерес достигается лёгким стилем, узнаваемыми персонажами и знакомой ситуацией. Присутствуют в связи с этим элементы сатиры, но иронии куда больше, и никакого гротеска со стебом, на самом деле вышел смех сквозь слёзы. Между прочим, суметь надо было не скатиться в тот же стеб, а показать вот так, вроде бы со стороны и в то же время прочувствовать всей кожей и печёнкой. Ну, и офисный планктон как на ладони, свои заботы, стремления, советы и прочий словесный мусор в профиль и анфас. Читая, можно и нужно показывать пальцем в окно, - да вон такие же сидят на пятом этаже, как экспонаты на выставке.
Оценка 7. Очень понравилось, особенно Леночка, раскрытие образа и характера на пять с плюсом, но вот с конкурсной темой - напряг. А я всегда за это снижаю баллы. Хорошо, мои баллы ничего не значат, а вам - удачи!
Шоколадница "Снег"
Э-э... А где опять тема-то? Мира фактически одна, а Нина на подругу не тянет никак. И снег этот. Я всё ждал, для чего он. Вывод сделал такой: чтобы потом пришла весна. Ну, мне Мира так подсказала в финале. Простите, не уловил авторской задумки. Если только допустить, что Нина пришла лишь потому, что не было снега. И начала тут же проявлять свои необычные способности. Чего-то тут как-то натянуто, с этим снегом, вам не кажется? Или хотели сделать тексту красиво, а там, мол, разберёмся? Увы, как по мне, так всё-таки не разобрались. Снег остался сам по себе, всё остальное - рядом. Тут ведь дело в том, что снег у вас получается сюжетообразующим элементом (о нём сказано очень много, да с привлечением и эпитетов, и метафор), однако сюжетно он остался почему-то в стороне. Красиво, не спорю, но на поверку - сюжетный пшик, пусть и громкий.
А вот мистика понравилась. Ненавязчивая такая, в меру и грамотно. Она тоже сюжетообразующий элемент, но этот элемент сыграл как должно. Потому что изначально задумывался таким, без всяких красивостей, а исключительно на пользу рассказу.
Пожалуй, присутствует ещё тема одиночества в большом городе. Вывод делаю из простенького факта: Мира как персонаж фактически одна (Нина как бы не в счёт). Да и ладно, сюжетно как раз тоже оправдано.
Оценка 8. Опять снизил оценку из-за напряга с темой. Всё-таки считаю, что конкурс такая штука, где Правила пишутся не просто так, а конкурсный рассказ должен соответствовать всем критериям. И в первую очередь теме. В остальном рассказ оставляет приятное послевкусие. В целом.
Айседора "Невошедшие"
"Покажи красоту асфальта" по отношению к посредственности - это здорово сказано. Вообще умеете втянуть в текст. Хлёсткими короткими предложениями. Красноречивыми выводами. И вот такими сентенциями. В хорошем смысле.
"Моя острая пика сломалась о броню искренности" - прелесть в противосопоставлении. Автор, думаю, в курсе, о чём я.
А вот тут стилистически неверно: "Светила луна, по морю бежала дорожка, она вздохнула и сказала, что хорошо бы искупаться голыми" - дорожка сказала?
Что безоговорочно подкупает - выдержанный в одном ритме стиль, будто на выдохе, но не на бегу. Отточенные до молекулярной остроты предложения-фразы, полёт мысли и образов. Королева осталась королевой, и автор ей умело подыграл. Серая мышка на время финала перестала быть серой и возвысилась до королевы, чтобы переступить серость и превратиться в Монро. Автор и тут подоспел, и поддержал за локоть, чтобы серая не наступила случайно на подол развевающегося платья белокурой красавицы. Текст - апофеоз надежды, которая умирает последней. Но всё-таки умирает. Гаснут фонари, осень, занавес. Прощай, мышь, и да здравствует королева. Или хотя бы надежда, что в улыбке бессмертной Монро...
Шикарный текст! Браво, автор, снимаю шляпу и бросаю к кулисам того ночного театра.
Оценка 10. Безоговорочный лидер.
Алина "Заклятая подруга"
Донашивала вещи за подругой Зоей?..
А так грустная история. Не знаю, насколько жизненная, но, наверное, бывает и такое. Написано ровно, о взаимоотношениях сказано достаточно подробно, чтобы проникнуться и даже сопереживать. И задавать вопросы. Муж на две семьи? Этот Володя о чём вообще думает? Любит обеих? Это в нём романтика чувств говорит, а не прагматизм и логика ситуации. Подозреваю, что автору ситуация нужна была для сюжета, вернее, его финального аккорда, чтобы Зоя дочь подруги удочерила. И Володя тут же стал не нужен. Не повезло мужику. В любых смыслах.
История целиком оправдывает название. Трогательный финал весьма к месту. "Заклятая" подруга всё же оказалась на высоте, несмотря на все на неё наговоры и ГГ, и автора.
Оценка 8. Хороший текст, история понравилась, хоть некоторые вопросы и возникли. Но в целом читал с интересом и не потерял его до самого финала.
Тамарка "Тамарка"
Тема войны, пожалуй, тут поважнее темы подруг. Глубокий тыл, лихолетье, похоронка. Без прикрас написано, без художественных изысков, просто, но верно. Как чёрно-белое кино тех времён. Возможно, и не хватает красок, как-то одиноко без метафор и образности, но задаёшь себе простой вопрос: а нужны ли они здесь?
Оценка 7. Стиль больше очерковый, герои нанесены штрихами, антураж как декорации на заднем плане, но в целом уровень достойный. Как и тема в теме.
На этом всё. Спасибо за рассказы, уважаемые участницы. Скучных работ не было, а это главное.
Думаю, всё же стоит озвучить моих фаворитов. Вернее, те рассказы, которые понравились больше всего. В произвольном порядке.