Не знаю как у кого, а у меня каждый съемочный день, будь то в полном метре или в сериале - всегда записной анекдот из жизни. Ну не бывает съемки без приключений.
Есть актеры с которыми ничего особенного не происходит. Пришел, намазал морду, нарядился, сказал слова, снял грим, переоделся в свое и был таков. И вспомнить нечего. С кем и сколько выпили, да еще кого и как с банкета выносили, вот и все приключения.
У меня не так.
Жена говорит, что роли умных людей, даже интеллектуальных мне даются очень хорошо. Органично как-то. Мне на это возразить нечего. Кроме того, что я таких ролей не припомню.
Да, играл я как-то директора Института Мозга. По сюжету я консультировал экспертную службу по поводу способов воздействия на психику и наговорил там много ученой тарабарщины. Это в сериале "След" было.
А большей частью мне везет на роли придурков, злодеев, политиканов, ловеласов, директоров предприятий эпохи застоя, хирургов и дантистов, киллеров, бандитов и снова придурков. Играл священников неоднократно. Благостных таких бородачей с добрыми глазами. Купчин хитроватых и туповатых играл. Это много. Но среди них интеллектуалов как-то не припомню.
Играл Сталина и Брежнева. Играл председателя госкомиссии, встречающей космонавта из полета. Это было весело, но как-то безидейно. И тоже не шибко интеллектуально.
Однажды играл мужика. Просто мужика. В сериале "Бледная Настя". Мне говорят: а не смущает вас, что роль просто "мужик"?". Странно мне стало. Что ж тут такого? "Да нет, - говорю, - наоборот. Даже почетно. У вас на весь сериал - один мужик. И его играю я".
Играл трактирщика. Стоял за стойкой, протирал бокалы. Наливал из графина воду (водку) героям и статистам. И себе наливал. Коньячок, специально припасенный в другом графине.
Играл чтеца - заслуженного артиста Каракалпакской АССР - Андрея Александровича Зверинцева... Придумал ему три дефекта речи кряду и хронический алкоголизм. Развлекался. Играл атамана и бывшего мэра.
Новых русских играл и даже прозектора.
Князья и бояре все мои. Это просто как-то даже никто и спорить не станет.
Без рисовки и самообмана - люблю я играть эпизоды. Даже больше чем роли второго плана. Роль обязывает. Там состояние нужно нажить и в нужный момент воскресить. Что-то нужно сыграть "на Оскара", а что-то "вполноги", а где-то и "обозначить сон храпом". Другое дело эпизод! Это же как уронить крупный жемчуг на серебряное блюдо: звякнул, отскочил, сверкнул и свободен. И позабавился, и запомнился.
Вот бы, к слову, рассказы научиться так писать - коротко и ярко. Но я к сожалению не мастер короткой прозы. Мне роднее плавное повествование, развитие характеров, хитросплетенная интрига, многослойность.
Анекдоты и байки тоже писать не люблю. Предпочитаю рассказывать ориентируясь на публику. Ведь одну и ту же историю для разных людей можно и нужно рассказывать по-разному.
Однако, есть байки универсальные.
Тридцатого декабря снимаем эпизод визита грузинского царя Теймураза первого к русскому царю Алексею Михайловичу. Ну что тут может смешного случиться? Решительно ничего.
Мы - князья и бояре стоим в золотой парче. Грановитая палата. Государь на троне застыл. И входит Теймураз...
- Великий государь, - говорит, - позволь целовать руку твою.
Алексей Михайлович Тишайший, тонкий был политик, отдает державу и скипетр подскочившим боярам Морозовым, сходит с трона навстречу и речет:
- Ты же есть православной веры, государь. Так сотворим же, во христе, целование в уста...
Грузинский актер, играющий Теймураза, делает шаг назад и уточняет, дескать, правильно ли он понял, что нужно прямо в губы целоваться...
- А как же? - удивляется режиссер. - Такая была традиция в те времена.
- Что-то я сомневаюсь, - говорит грузин.
- Ну не взасос, - поясняет режиссер, - просто усами коснетесь и ладно будет.
- Сомневаюсь.
- Ну мы же не комедию снимаем, а историческую драму... - начинает волноваться режиссер, - Так надо.
- Нет, если надо, я сделаю, - мнется Теймураз первый, - просто сильно сомневаюсь.
- На зло Саакашвили, - хитрит режиссер.
Теймураз подумал немножно.
- А на зло Саакашвили сделаю! - решился он.
В два дубля сняли эпизод. Все чудненько получилось.
Вот так современная политика спасла истрическую достоверность.
А про то как я - князь Темкин-Ростовский - единолично соляной бунт усмирял, я потом расскажу.
На днях мне предстоит играть завидного жениха из Швеции, бонвивана и полного придурка. Попрошу гримеров сделать меня красавцем. Придурок должен быть обаятельным.