Бесконечно длится этот бессмысленный спор: на той ли женился Пушкин? Правильный ли сделал выбор? Может, лучше была все-таки Оленина, умна и столь же привлекательна? Современники поэта были более деликатны, они не сплетничали, пересуды началось спустя годы после его смерти. В эту трясину попали Тургенев, Толстой, Маяковский, Пастернак и даже бесконечно любимая мною Ахматова, назвавшая Гончарову "фарфоровой куклой". Но им, в конце концов, можно. Дело в том, что размышления на тему прав или не прав поэт, заполонили пушкинистику, да и не только ее. Все хотят поиграть в эти игры.
Всё ли мы знаем о жизни великих людей? Ничего не знаем. Не имея возможности до конца понять мотивы их поведения, довольствуемся внешней канвой их жизни, да обывательскими критериями. Сами женщины порой гадают: за что ? Что нашел во мне? Спросить бы у их поклонников , не ответят. Скучно им говорить на эту тему, все равно не поймут. Свою тайну так и уносят в могилу.
Сколько бы ни обсуждались и не осуждали бытовых решений Пушкина - все пустое. Гении всегда правы. Да, Наталья Николаевна была равнодушна к его стихам, не знала им цену, а если знала, то только в рублях, она судила лишь о том, какой они принесут доход. Как такое можно! Представьте себе - можно. Нельзя - это ведь наше мнение. Мы не знаем, что думал по этому поводу сам Пушкин. Может, для него важнее была забота жены о благополучии семьи, то, что она взяла на себя докучные бухгалтерские заботы, связанные с "Современником", и подарила время для творчества, наконец, ее материнские чувства? Мы же не знаем ответ на этот вопрос. Тогда какие основания у нас судить прав или не прав Пушкин? Давать оценку Натали?