В южной Испании особенно остро начинаешь понимать, каким богатством, красотой, какой необыкновенной силой обладал ислам в период своего взлета. Арабам не разрешали изображать людей и животных? Не позволяли соперничать с Аллахом? Но они все свое искусство, всю фантазию, желание отразить мир вложили в обычное письмо, в свой шрифт, который по красоте, фантазии, гармонии, может соперничать с сюжетным изображением. Каменные стены Альгамбры - последней крепости, охраняемой арабами от восставших испанцев - остались почти неприкосновенны. Тонкие, изящные, почти воздушные колонны, непостижимо поддерживают массивные, тяжелые своды. Завораживает тихая музыка струящейся по бесконечным каскадам воды, которая волшебным образом соединяет и примиряет разные части этой разноликой крепости-города, построенной на разных уровнях. И эти необыкновенные фонтаны... Вода не выходит из невидимых труб, она только рвется, толкается у их жерл, и все не прольется, лишь постоянно меняя прихотливый узор своей видимой поверхности. Упругий, меняющийся рисунок дает понять, какая мощь, какая сдержанная сила заложена в подземном резервуаре, что было бы, если дать напору волю.
Анна Ахматова, изучая библиотеку Пушкина, обнаружила (какое замечательное открытие!), что сюжет 'Сказки о царе Салтане' развивается именно здесь, в этой крепости - так вот, на ее стенах текст Корана высечен в камне. Все четыре стены громадного зала, уходящего в бесконечную высь (здесь принимали послов, давая сразу им понять, сколь велик владелец этого замка и как ничтожны его гости) испещрены этими загадочно красивыми письменами. Нет ни одного не занятого ими сантиметра! До сих пор в Южной Испании уличные художники предлагают нарисовать вам ваше имя - понятно, на фарси - и полученный лист бумаги хоть сейчас обрамляй и вешай на стену. Мне показалось, что молча, не выдавая своей тайны, они все же нарушают священный завет - рисуя имя, они время от времени поглядывают на лицо модели, и какие-то его линии все же переносят в замысловатый орнамент.
Тайным религиозным смыслом проникнут каждый уголок этого замка. Бродя по нему, понимаешь, какая это была странная, но необыкновенно мощная и притягательная религия, какая у нее была власть над людьми, сколь легко набирала она поклонников. А потом все ушло на обочину цивилизации. Вот почему у ее сегодняшних приверженцев так сильно и непреододимо желание вернуть то, что утрачено, обрести былое величие и красоту. Наиболее фанатичные торопят время, торопят собственную жизнь, легко и без малейшего сомнения расставаясь с ней. Что говорить - у этой религии были великие достоинства, она обогатила человеческую культуру, дав миру замечательную поэзию и науку. Но золотой ее век прошел, его не вернешь, культ милосердия и познаний переродился в культ силы.
Впрочем, и у него нашлось немало приверженцев. А потому только эта религия и развивается, вновь подчиняет себе людей.