Аннотация: "Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции..."
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де Пари) построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.
Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III.
Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся "не со своим временем, а с вечностью", остался неизвестным. Но сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников храма. В 1257-1270 годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280-1330 годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави.
Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. К благородному делу подключились даже... парижские проститутки: их сообщество официально запрашивало духовные власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили: "Да, можно, но при условии, что это останется в тайне".
Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.
Ныне собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 метров, высота башен - 69 метров. Собор одновременно может вместить девять тысяч человек. Фасады его богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь статуй галереи Королей, являются копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции.
Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи химер, установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Они были восстановлены в 1850-1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное, жутковатое впечатление.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.
К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней осталось лишь окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не сохраниться до нашего времени: он был сильно поврежден во время Великой французской революции. Скульптуры, "одни за то, что были в митрах, другие за то, что их головы венчали короны", были разбиты, церковная утварь и колокола пошли на переплавку. В соборе устроили продовольственный склад, затем было принято решение о его продаже с торгов, одно время думали снести его совсем. В период революции собор превращают в храм Разума, в даже устраивают "всенародное празднество в честь Разума". Богиню Разума изображала балетная танцовщица Тереза Анжелика Обри, которую, по словам Бунина, заставили играть "самую дикую и постыдную роль в кощунстве еще более неслыханном, чем все прочие".
Собор становится вновь действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 года в нем состоялась церемония его коронования. Кстати, за всю историю Франции только Наполеон I и английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Даме. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в соборе Парижской Богоматери.
До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлек роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", опубликованный в 1831 году. После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - "Н". В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к нему, а перед фасадом образована существующая ныне площадь.
...Время наложило свой отпечаток на его облик, но время "вернуло собору, быть может, больше, чем отняло: оно придало его фасаду темный колорит веков", - писал Гюго. Ему вторит Виоле ле Дюк: "Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции.