Аннотация: 3 марта 2016 года из жизни ушла легенда отечественного театра и кино.
Даже если бы она не сыграла ни одной другой роли, кроме как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", этого хватило бы с лихвой, чтобы сделать её всенародной любимицей. А ведь кроме блистательной Ульяны Андреевны, ещё были страстная мадам Грицацуева, темнокожая (!) Кончита, разговорчивая жена радиста Мони, добродушная мама-Медведица и многие другие персонажи - пусть не всегда положительные, но всегда узнаваемые и вызывающие невольную улыбку у зрителей.
Ей не пришлось играть в драмах или трагедийных фильмах, но Наталья Леонидовна нисколько не переживала по этому поводу, точно так же, как и относительно своей фигуры: амплуа комической толстушки её вполне устраивало.
Из худышки в пышку
Наталья Крачковская (в девичестве - Белогорцева) не всегда была "объёмной": как и остальные послевоенные дети, она росла очень худенькой. Не способствовала появлению лишних килограммов у девочки и домашняя обстановка: она была дочерью актрисы Марии Фониной, а это значит, что маму редко можно было застать дома - репетиции, съёмки, гастроли... В таких условиях регулярное питание казалось чем-то невозможным. Впрочем, Наташа относилась к этому факту спокойно, тем более что она была очень шаловливым ребёнком и даже возглавляла ватагу дворовой шпаны, а родительское внимание могло бы ей помешать участвовать во всевозможных проказах.
Отца же у Натальи фактически не было - она лишилась его в семилетнем возрасте: во время службы в Германии 1 ноября 1945 года Леонида Белогорцева застрелил нацист.
Так бы и осталась Наталья, как большинство сверстниц, худышкой, если бы не её бабушка Рая из Тбилиси. Увидев свою тощую двенадцатилетнюю внучку, она приняла решение срочно её откормить. Девочка, любившая поесть, была совершенно не против. Еда пошла впрок, и Наташа стала быстро поправляться.
Очень скоро она стала очаровательной пышкой, но никогда - ни в те годы, ни впоследствии - Наталья Крачковская не комплексовала по поводу своей полноты: "Я всегда считала себя нормальной во всех отношениях, и эта уверенность собирала вокруг меня рой поклонников ещё со школьной скамьи", - говорила с улыбкой актриса, - "Никто из моих воздыхателей ни разу и слова плохого не высказал по поводу моего веса. А один из них даже называл меня "сто килограммов наслаждения". Поверьте моему опыту, мужчины только любят глазами, а трогают руками - такова их природа. Сидит такой "эстет" перед телевизором и восхищается изящной топ-моделью, а сам в это время обнимает свою Машу, у которой, может быть, и грудь не второго, а восьмого размера, и ножки растут не от ушей, а от попы, но любит-то он её, а не экранную "жердь". Просто женщине надо чувствовать себя уютно в своём теле, а уж каких оно размеров и форм, это неважно".
Кстати, однажды и Наталье Леонидовне удалось ощутить себя стройной и миниатюрной женщиной - во время первого посещения США: "Рядом с теми толстухами, которых я там увидела, меня просто не было видно. Это иллюзия, что Америка - страна худых. Худых они в кино снимают, а все остальные там невероятных размеров. По сравнению с их дамочками я себя ощутила воздушной, как мотылёк..."
Булочки вместо роз
Вполне естественно, что, будучи актёрским ребёнком, Наталья ни о какой другой профессии и не мечтала. И, хотя её мама настаивала на выборе иной стези, после школы Наталья подала документы во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Конкурс был 256 человек на место! Но Наталья не привыкла пасовать перед трудностями.
И вот она явилась на прослушивание. Полненькая девушка с прямым пробором на голове, она декламировала монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова "Конёк-Горбунок". Белокуров, услышав её, тут же заявил: "Вот эту "дурочку" надо взять!"
Но учиться во ВГИКе Наталье так и не пришлось: вскоре она попала под машину, потеряла зрение и долгое время лежала в больнице. Зрение постепенно восстановилось, но врачи наложили многолетний запрет на физические нагрузки.
Выздоровев, Наталья пошла работать лаборанткой в Институте металлургии СССР, но мечты о кино так и не оставила: с 1959 года она начала сниматься на "Мосфильме" - сначала в массовках, а затем в эпизодических ролях. Первой её более-менее заметной работой в кино стала Верунька в фильме Владимира Басова "Битва в пути" (1961 г).
А в 1962 году на съёмках фильма "Половодье" в Тарусе актриса познакомилась со своим будущим мужем, звукорежиссёром "Мосфильма" Владимиром Крачковским, который активно стал за ней ухаживать, выбрав необычный метод обольщения.
Как рассказывала потом Наталья Леонидовна: "Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стоял творог, сметана и тёплые булочки. Я ещё спала, а девчонки закричали: "Наташка, тебе твой Володя принёс завтрак!" Я надела халат, спустилась вниз, в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: "Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю". Он решил, что розы - это, конечно, хорошо, но меня этим не проймёшь. А вот утренний завтрак: свежая сметана, творог и мягкие булочки - это аргумент посильнее. И, в общем, он оказался прав".
"Он покорил меня вниманием и чисто мужской заботой, - добавляет актриса. - Я этого никогда не чувствовала, меня воспитывали без отца. И когда Володя сказал, что так будет всегда, я ответила, что стану его женой".
"Знойная женщина - мечта поэта..."
Гармония в личной жизни способствовала и удаче в карьере: благодаря своему мужу Наталья Крачковская познакомилась со знаменитым комедиографом Леонидом Гайдаем, у которого сыграла свою первую большую роль - мадам Грицацуеву в комедии "12 стульев".
До этого на роль "женщины необъятных размеров с арбузными грудями" претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и предпочтение уже собирались отдать Волчек... Вот тут-то Владимир Крачковский, знакомый с Леонидом Иовичем по картине "Кавказская пленница", привел на съёмочную площадку свою жену. Гайдай глянул на неё и сказал: "Вот она, "мечта поэта".
Крачковская была утверждена, и начались съёмки. Начинающая актриса не растерялась в компании звёзд отечественного кино. А ведь её окружали такие мастера, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие.
"...Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером..., - вспоминала Наталья Леонидовна. - Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссёр предупредил: "Голова поместится, остальное нас не волнует". Я прыгнула. Мне ответили: "Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять..."
Впоследствии Наталье Крачковской не раз приходилось выделывать в фильмах различные трюки. Но она никогда не прибегала к помощи дублёров.
Мадам Грицацуева стала для всех настоящим откровением. В отечественном кинематографе появилась не просто новая талантливая актриса, а абсолютно новый типаж. Крачковская мгновенно стала популярной и востребованной комедийной актрисой.
************
Совет Крачковской крупным женщинам:
Чтобы выглядеть соблазнительно, ваше платье должно подчеркивать фигуру, а не скрывать её. На худой девушке любой наряд висит, как на вешалке, поэтому ей всё равно, что надеть. Даме в теле стоит быть более избирательной - платье с лёгким намёком на талию, прямые брюки, которые удлиняют и стройнят, и никаких балахонов. Потому, что когда вы в балахоне, возникает такое ощущение, что там ещё автобус поместится.