Раннее утро. Лето. Большое торговое село на высоком месте.
С окон чайной хозяин снимает ставни. В кузнице подмастерье мехами раздувает горн. Кузнец рядится с мужиком - заказчиком. В сторону церкви спешит поп. Бабы идут - кто с водой от колодца, кто - по воду.
Картина II.
Большой зажиточный двор крестьянского дома. Дом. Одна из комнат в доме. Иконы в углу, лампада. На стенах лубки и фотокарточки. На одной из них мужчина в форме унтер-офицера русской армии. Вид очень бравый, на мундире награды.
Картина III.
Стол в той же комнате. За столом старик лет 80, трое детей разного возраста, мужик лет 40 ( тот же, что на фотокарточке, но с бородой и в крестьянской одежде). Хозяйствует женщина лет 30-35.
Дед: До города после перелеска езжай через Борисово - дорога ровнее, коню легче и телегу не разобьёшь.
Мужик: Понятное дело, через Борисово, хоть чуток и подальше.
Онжеженщине: Ты мне косушку не забудь положить и портянок на перемену.
Женщина: Всё приготовила, не первый раз, чай. А вот ты, как в прошлый раз, не забудь в колониальной лавке чаю взять, да если будет какой ситец весёленький, возьми аршин пятнадцать. Дочку побаловать.
Картина IV.
Мужик встаёт, уходит на двор. Дед тоже встаёт из-за стола, подходит к иконам, торопливо крестится.
Дедженщине: Спортила его воинская служба. Не покрестимшись - пошёл. Рази можно. Пойду, напутствую.
Картина V.
Двор. Запряжённая телега. На ней много мешков больших и плотных. Мужик кладёт под доску-сиденье топор и присыпает его сеном. В это время дед пытается поправить один из мешков, но не может его даже чуть сдвинуть. Мужик подходит и небрежно, походя, кладёт мешок как надо. На двор выходят женщина и дети.
Мужикженщине: Ну, всё, Марья, поехал. Думаю, дня за три-четыре обернуся. Придёт Никифор-бондарь за деньгами, расплатись.
Воз проезжает по селу. Мужик не очень церемонно раскланивается со встречными. Выезжает за село. После спуска дорога идёт полем.
Картина VII.
Река. Широкая. Мост. За рекой - поле, вдали перелесок.
Воз приближается к мосту со стороны обрывистого берега реки. Конь идёт шагом, мужик курит. Солнце уже высоко.
Картина VIII.
Переезжает мост. Почти на съезде с моста мужик бросает окурок в воду, сонно следя за ним взглядом. Окурок падает в воду недалеко от берега, и от него идёт неожиданно большая волна. Конь забеспокоился. Мужик сбросил с плеч пиджак, спрыгнул с телеги и остановил коня, съехав с моста.
Картина IX.
Мужик подходит к кромке воды. Течения у берега почти нет . Окурок плавает там же, где упал. Мужик нагибается и внимательно смотрит в воду.
Вдруг вода мгновенно надувается огромным пузырём. Мужик отшатывается. Пузырь с плеском лопается, и из него, встав на задние ноги выскакивает огромный, с мужика ростом, рак.
Картина X.
Рак пытается клешнёй схватить мужика за голову. Мужик отшатывается, клешня отхватывает ему наискось полбороды. Рак тянет к нему вторую клешню. Мужик ныряет под неё и сильно бьёт рака сбоку в голову, тут же другой рукой - под ложечку.
Рак откидывается назад, но снова кидается на мужика. Клешня рвёт рубаху, появляется кровь. Мужик ещё раз бьёт рака в голову. Уворачивается от следующих один за другим ударов клешней. Выбрав момент мужик подпрыгивает, и отбив одной ногой клешню, которой рак пытается его схватить, другой бьёт рака в голову. Оба падают. Мужик тут же вскакивает. Рак пытается подняться, но ему это не удаётся, он начинает пятиться к воде. Мужик несколько раз пинает его. Рак затихает. Мужик поднимает большой камень и разбивает им раку голову.
Картина XI.
Мужик около воза. На плече и на боку рубаха разорвана и испачкана кровью. Он достаёт из кармана пиджака кисет и бумагу. Долго не может свернуть цигарку - руки разбиты и дрожат.
Картина XII.
На берегу лежит рак. Рядом стоит мужик, курит, смотрит на рака. На реку. Докурив, тушит окурок о глаз рака, затем пинками сбрасывает его в воду и отталкивает ногой от берега.
Картина XIII.
Мужик опять на возу. Курит. Едет не торопясь.
Мужикконю: Вот, Понурый, это видать он, гад, мне в прошлое лето сеть-от порвал, а я думал, сом. Рубаху спортил, гад. Шкуру мне спортил. Марья ругаться будет. Ладно, скажу, в кабак заходил, да с кабацкими схлестнулся. А рак хоть и велик, да на кулачки жидковат оказался. Давай шагай, Понурый.
Картина XIV.
Река, вид с моста. Вдаль по течению уплывает труп рака. Жара.