Однажды у Квентина Тарантино кто-то из интервьюеров спросил "Как вы относитесь к творчеству Джеки Чана?" "Когда я вижу фильмы Джеки Чана, я хочу быть Джеки Чаном" ответил Тарантино. Смысл этой притчи очень прост, но воистину велик - только мастер способен признать, кого то другого мастером.
Входя во взрослую жизнь, каждый практически, человек начинает с того, что обучается какому-то ремеслу или профессии. То есть получает определенные знания, развивает умения и навыки необходимые для действий на выбранном поприще. За то что бы всё это приобрести он должен либо платить, либо отрабатывать свое обучение, то есть, каким либо образом делать вложения в своё развитие. Этот период его состояния называется - Ученик.
По окончании обучения он приобретает статус Ремесленника. Это подразумевает то, что при помощи усвоенных в ученичестве знаний умений и навыков он способен зарабатывать себе "кусок хлеба". Но не более куска, поскольку продажа своего труда не самая прибыльная деятельность. Идет возврат вложенных в обучение средств и трудов. Подавляющее большинство людей на этой ступени и останавливаются, причем это почти не зависит от вида деятельности и профессии, будь то плотник, скрипач или врач.
Те, кто продолжает своё развитие и совершенствование в своем деле, профессии в силу природной неуёмности, соревновательности, жадности(желания больше зарабатывать), конкурентных обстоятельств, естественным образом перерастают уровень ремесленничества. Умея, зная, делая лучше других собратьев по ремеслу, они соответственно продают результаты (продукт) своего труда дороже. Назовем это маслом, которое можно намазать на кусок ремесленнического хлеба. Это и есть следующая ступень профессионального роста - ступень Мастерства.
Признание - Мастера, как такового, возможно лишь при условии, когда он признан не только потребителями его труда и ремесленниками, а в первую очередь другими мастерами. Такое признание определяет цена на его труд, поскольку - мастера, между собой не конкурируют и ни при каких обстоятельствах не снижают цены на свою продукцию.
В среде Мастеров, конечное же дело, есть свои Мастера. Кто то от природы более одарен теми свойствами, которые в его деятельности потребны, кто то восприимчивей к новшествам, кто то легче расширяет свой кругозор и синтезирует в свою деятельность, что то извне ее, а кто то, просто, удачливей в судьбе. Они имеют большую степень свободы труда, нежели их содеятели по цеху. Их продукция и лучше, и необычнее, и дороже. Это значит то, что они перешли на следующую ступень мастерства, их имя теперь - Искусный Мастер. На свой кусок хлеба с маслом они сверху еще и икорки добавили.
И наконец, кто то из этих Искусных Мастеров перерастает в своем мастерстве и эту ступень, совершает свой личный прорыв через Мастерство. Он становится - Творцом. Теперь он создает то, что до него еще не делалось, будь то новый прием в работе, применение новых материалов, заимствование и адаптация к своему делу технологий из других областей деятельности и т.п. Своими новациями он продвигает на качественно новый уровень то, что является его Мастерством. Материально это выглядит как рюмка хорошего коньяка к бутерброду с икрой и маслом.
Каждый из нас занимает, какую то ступень этой лестницы. Какую? Пусть каждый сам решит. Но не подумайте, что это просто. Парочка примеров, думаю, не помешает. У всех на слуху имена всяческих деятелей одежного бизнеса. Всякие там Кардены, Юдашкины, и ... их легион. Как их только не величают и мастерами моды и творцами стилей, и создателями образов и т.д. Понятно, что все это славословие и восхваление просто одна из составляющих и непременный атрибут их бизнеса. А в нашей шкале мастерства они всего лишь - ремесленники даже не мастера. Почему? Ответ очевиден; умение кроить и сшивать это не больше ремесла. Никому в голову не придет назвать хорошего портного творцом, какого бы качества изделия он не изготавливал. Те же театральные или киношные костюмеры выдают такие перлы, что никаким Зайцевым не снились. Настоящими же Мастерами в этой деятельности можно считать тех, кто создает специальную одежду - профессиональную, рабочую, военную, защитную и т.д. Почему первые всего лишь ремесленники, а вторые мастера, да потому что одно дело прогнать тощих девок в диковинных тряпках по сцене, а другое создать удобную, легкую, прочную, надежную, красивую "вторую" кожу для существования и деятельности человека в особых условиях. Но ни первое, ни второе невозможно без Искусных Мастеров - Инженеров и технологов, то есть тех, кто обеспечит необходимое качество и применимость материалов; тканей, красок, пропиток ниток, клепок, вставок и т.п. И наконец, Творцами являются те, кто создает новые материалы. Переход в новое качество невозможен без применения новых, ранее не бывалых, в какой либо деятельности, материалов и веществ.
1. Зенитно-артилерийское училище, курсант Петров - ученик воина. Парень за обучение ремеслу платит, немалую цену, физические и учебные нагрузки безжалостны, наряды и службы, вынужденный аскетизм - на бухло и девок не хватает ни денег, ни времени. За пять лет, за знания умения, и навыки сдерут не пять, семь шкур.
2. В/ч Nххххх лейтенант Петров командир расчета пусковой установки - ремесленник. Подготовить установку к пуску и всадить ракету в цель, уложившись в нормативы лейтенанту не проблема. Он это умеет, его этому учили. Нарядов, служб, и пинков от начальства, достается конечно, но терпимо, жить можно, деньги уже офицерские, и женский пол на лейтенантские погоны ведется влет.
3. В/ч Nххххх капитан Петров командир батареи - мастер. Профессиональный авиакиллер (убийца самолетов и ракет). Все, что летает в пределах досягаемости его батареи, хоть вороны или авиамодельки или НЛО Петров способен уничтожить быстро и красиво. Пинки сменились выговорами и разносами. Деньги жгут ляжку, а вдовые бабы и разведёнки ведут на него охоту.
В/ч Nххххх подполковник Петров командир полка ПВО - искусный мастер. Он маэстро - дирижер оркестра, исполнителями которого являются дивизионы, батареи, системы НиС, и т.д. Уважение со стороны коллег и руководства. Жена, дети, плановые - карьерные и спонтанные пьянки.
5. Генеральный штаб. Полковник Петров начальник отдела новых вооружений - творец. Образ жизни неизвестен. Находится на личном учете в ЦРУ, БНД, Сюрте Женераль, Адмиралтействе Великобритании, Моссаде, и разведке Сенегала. Это ли не признание.
Или вот еще один типовой, но красивый пример. Нередкое словосочетание - мастер перевоплощений. А кто он? Артист, мошенник, брачный аферист, или шпион. Артист - перевоплощение кратковременно (пока идет спектакль или сьемка) и практически однообразно - амплуа обязывает, либо набор ролей в репертуаре - ремесленник. Мошенник - это уже мастер, не только с лохами дело иметь приходиться раз, меняющиеся внешние условия два, опасность три, конкуренция четыре, и есть еще пять, шесть и далее. Брачный аферист имеет дело с женщинами (никакой предсказуемости) и если ты не искусный мастер даже и рыпаться не стоит. Ну и наконец - шпион. Однозначно творец. Условия работы беспредельно жесткие против него работают не зрители, не лохи, жадины, и коррумпированные органы, и даже не женщины, а государства со всей их силой и мощью. Вот так то.
Трудно остановиться. Тема мастерства благодатна и необъятна, а посему помня Козьму Пруткова - "Нельзя обьять необъятное" - последний пример, а дальше каждому свой флаг в свои руки и вперед к размышлениям. Мастер слова. Профессий и соответственно людей работающих словом тьмы тьмущие; писатель, тамада, журналист, преподаватель, проповедник, спичрайтер, политик и т.д. и т.п. Так, кто же из них настоящий мастер? Очевидный ответ - тот, кто лучше владеет словом, тот и мастер - неверный ответ. Почему? Разберемся.
Слово - способ физического воздействия человека (людей), осуществляемое органами речи, (легкие, гортань, голосовые связки, язык, щеки, губы) посредством создания колебательного давления воздуха на органы слуха и открытые поверхности тела другого человека (людей). Только так и никак иначе. Развитие потребностей в увеличении способов коммуникации привело к необходимости рисовать (писать) слово. Отсюда, тот, кто слова произносит - действует истинным, первородным словом, тот, кто пишет, действует эрзац-словом, производной слова. В паре писатель - чтец декламатор, например, писатель всего лишь ремесленник, декламатор мастер. В паре спичрайтер - политик, спичрайтер ремесленник, политик мастер. Отсюда - искусный мастер, тот, кто и пишет и произносит, преподаватель, адвокат, проповедник, тамада и т.д. А кто же тогда творцы? Внимание! Творцы слова это скальды, сказители, акыны, рапсоды, эоды и им подобные. Только они действуют первородным словом. Там куда пришла "цивилизация" они исчезли, и с ними исчезло Слово. Живорожденное слово. В понятиях исламской культуры нет театра, его функции легко выполнит один хороший рассказчик. Почувствуйте разницу, огромный коллектив, режисёры всякие, их помошники, рабочие, суфлеры и т. п. и всего лишь один хороший рассказчик. Разница в цене слова. Я искренне сожалею об исчезновении устного жанра, об утере технологий народного эпоса, о прекращении эпоса как такового. Вместе с исчезновением эпоса, в его первоначальном исполнении, исчезает и народ. Бумажные и цифровые носители это всего лишь предметы. Извините, отвлекся. Домашнее задание для тех, кто что-то из вышесказанного понял. Есть в русском языке слово-термин подмастерье. В градацию ступеней мастерства я не поместил его умышлено. Попробуйте разобраться с ним самостоятельно.
Вывод. Не скажу, это мой секрет.
Продукция произведена в Мастерской Механического Разума в 7522 г.