Геращенко Андрей Евгеньевич : другие произведения.

Белорусы продолжают свою вековую борьбу за воссоединение с русским народом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В контексте обострившейся в последние годы в Белоруссии "борьбы за умы" белорусские интеллектуалы, видящие будущее Белоруссии в максимально тесной интеграции с Россией, всё больше внимания уделяют западнорусизму - идейному течению, оформившемуся в XIX веке, согласно которому белорусы являются западной ветвью триединого русского народа. О прошлом и настоящем западнорусизма в интервью корреспонденту ИА REGNUM 23 января рассказал белорусский писатель Андрей Геращенко: http://www.regnum.by/news/1491109.html

  Писатель: Белорусы продолжают свою вековую борьбу за воссоединение с русским народом
  
  В контексте обострившейся в последние годы в Белоруссии "борьбы за умы" белорусские интеллектуалы, видящие будущее Белоруссии в максимально тесной интеграции с Россией, всё больше внимания уделяют западнорусизму - идейному течению, оформившемуся в XIX веке, согласно которому белорусы являются западной ветвью триединого русского народа. В 20-е годы XX века захватившие власть в России большевики объявили западнорусизм реакционной старорежимной идеологией и начали воплощать в жизнь политику "белорусизации", в ходе которой населению Белоруссии навязывалась догма о том, что белорусы являются отдельным нерусским этносом.
  
  Ряд белорусских экспертов уверен в том, что сегодня, в XXI веке, западнорусизм переживает возрождение (в форме "неозападнорусизма") и противостоит идейным установкам как русофобствующих национал-радикалов, так и властей Белоруссии, взявших курс на "мягкую белорусизацию". О прошлом и настоящем западнорусизма в интервью корреспонденту ИА REGNUM 23 января рассказал белорусский писатель Андрей Геращенко.
  
  ИА REGNUM: Актуален ли сегодня западнорусизм?
  
  В Белоруссии всегда, начиная от самых древнейших времён, существовала и сохранялась историческая память об общерусских корнях и прошлом белорусского народа. Михаил Коялович и другие видные западнорусисты (Афанасий Ярушевич, Григорий Киприанович, Константин Харлампович, Платон Жукович и многие другие) утверждали, что Белоруссия является неотъемлемой частью России, а сами белорусы - самобытной ветвью русского народа. Западнорусисты пребывали под сильным влиянием идей Алексея Хомякова, Ивана Киреевского, Ивана Аксакова и других славянофилов. Особенно глубокое обоснование западнорусизм получил в историко-этнографических и культурно-филологических фундаментальных исследованиях великого белорусского учёного Евфимия Карского - пятитомном исследовании "Белорусы".
  
  Западнорусизм и сегодня, и всегда был актуален для подавляющего большинства православного населения Белоруссии. Сегодня к идеям западнорусизма всё чаще обращаются белорусы, потому что эти идеи находят своё практическое воплощение как в построении Союзного государства России и Белоруссии, в интеграции постсоветского пространства, базирующейся на этническом единстве русских и белорусов. Причём в подавляющем большинстве случаев воплощение идейных установок западнорусизма происходит тогда, когда люди, интуитивно придерживаясь западнорусской точки зрения, не имеют о ней ни малейшего представления как о научно-теоретической концепции, идеологии.
  
  Белорусы являются одной из ветвей единого русского народа, и уже в силу этого русский язык является для них родным, а вовсе не средством общения, навязанным "соседним народом". Между тем сторонники такого подхода, которых чаще называют западнорусистами, практически не имеют своего голоса ни в органах властной вертикали, ни в общественных кругах, оккупированных прозападно ориентированными деятелями, которых часто называют "белорусскими националистами".
  
  ИА REGNUM: Идеи западнорусизма сегодня живы?
  
  Безусловно, и это подтверждается фактами новейшей истории. В 1991 году белорусы - так же, как и в начале XX века, не стремились ни к какой "независимости" - она была навязана им самим ходом истории и, как это ни странно, Москвой в лице Бориса Ельцина. Белорусские националисты, получив неожиданный подарок, тут же принялись строить новую страну. Народ, как всегда, их не понял и оказал сильное сопротивление насильственной белорусизации.
  
  С распадом СССР начал возрождаться и западнорусизм. Особенно значительным движение стало с образованием белорусской партии "Славянский Собор "Белая Русь", которая прямо заявила о триединстве русского народа, возглавила борьбу за придание русскому языку статуса государственного. Многие из этих идей были использованы Александром Лукашенко при его приходе во власть в 1994 году. По итогам всебелорусского референдума 14 мая 1995 года русский язык получил статус государственного при поддержке 83,3 % проголосовавших. Был объявлен курс на интеграцию с Россией. Идеи западнорусизма обрели реальное наполнение, победив на практике. Значительную роль в постсоветский период развития западнорусизма сыграли историки Яков Трещенок, Валентина Теплова, Александр Бендин, общественные деятели Игорь Зеленковский, Николай Сергеев, поэт Анатолий Аврутин, публицисты Юрий Баранчик и Сергей Шиптенко. Трещенок преподавал историю студенту Лукашенко и, видимо, внёс определённый вклад в формирование мировоззрения будущего белорусского президента.
  
  ИА REGNUM: В чем конкретно проявляются идеи западнорусизма?
  
  Несколько волн белорусизации оказались провальными - и предвоенная, и послевоенная, и третья - уже в девяностых годах прошлого века, потому что белорусы и ментально, и на бытовом уровне чувствовали себя частью русского народа. Красноречивы итоги переписи населения Белоруссии 2009 года: из чуть более 9,5 млн человек населения (на то время) на русском дома разговаривают 70,2%, на белорусском - 23,4% жителей. Налицо тенденция всё более активного использования русского языка среди всех основных национальностей, и падение доли белорусского. При этом я хочу заметить, что данные переписи в значительной степени искажены, так как многие переписчики автоматически ставили отметку об использовании белорусского языка в разговорной речи у многих белорусов, не всегда спрашивая их личный ответ. Особенно это характерно для проведения переписи в сельской местности. Поэтому процент использования русского языка населением Белоруссии гораздо выше официально признанных 70,2%, хотя даже эти официальные данные подтверждают мой тезис о том, что Белоруссия - ещё одно де-факто русское государство. То же и в образовании: белорусы желают учиться на русском языке, стремятся к нему. В Белоруссии на русском языке обучается примерно 75% школьников. А в первых классах - уже 83%. Причём проблема в том, что сельские жители не могут выбрать для своих детей обучение на русском языке, так как там школы - белорусскоязычные. Мало того, что люди и так живут на селе трудно, так и их детей лишают права получить образование на русском языке, а значит - поступить потом в престижные вузы им будет сложнее. В городе, кстати, на русском обучается уже 98% первоклашек. Белорусский язык фактически не звучит на частотах негосударственных FM-радиостанций. Решение государства о 75% квоте обязательного звучания белорусской музыки в дневном радиоэфире привело лишь к тому, что звучит белорусская музыка на русском языке - почти 98% эфира. То же и с пользователями Интернета: белорусскоязычные ресурсы востребованы мизерной долей пользователей. То есть сам здравый смысл приводит людей к тому, что им в реальности гораздо удобнее и проще пользоваться своим родным русским языком.
  
  ИА REGNUM: Отражены ли идеи западнорусизма в государственной идеологии современной Белоруссии?
  
  К сожалению, этого нет, и в этом корни многих проблем - от трудностей во взаимоотношениях с Россией до явных проблем с построением единой белорусской нации. На официальном государственном уровне преобладает точка зрения, согласно которой белорусы - родственный русским и украинцам восточнославянский народ, имеющий свой отдельный белорусский язык и культуру, тяготеющий к "европейским ценностям", а период Великого княжества Литовского, в том числе и в составе Речи Посполитой - "золотой век белорусской государственности". Якобы последовавшее за этим присоединение земель нынешней Белоруссии к Российской империи вследствие разделов Речи Посполитой привело к насильственной русификации и упадку собственно белорусской культуры. Именно этим объясняется необходимость укреплять государственный суверенитет современной Белоруссии, проводить политику постепенной белорусизации и ни в коем случае не допускать излишней зависимости от Российской Федерации.
  
  Западнорусизм, практически запрещённый в советский период, так и не был реабилитирован, и до сих пор находится под своеобразным негласным запретом - о нём почти не говорится в школьной программе, уделяется мизерное внимание в высшей школе. Особенно ухудшилась ситуация в результате ряда конфликтов между белорусским и российским руководством за последние 5-7 лет - многие сторонники западнорузима потеряли работу, подверглись шельмованию. В современной белорусской властной вертикали сформировалась целая группа сторонников "многовекторности и равноудалённости от ЕС и России", сохранения суверенитета любой ценой. Разработана и претворяется в жизнь новая программа белорусизации. Во властной вертикали никто, кроме самого белорусского президента, не говорит об общерусском единстве - об этом нет телепередач, публикаций в оппозиционной и государственной прессе. Но тот же Александр Лукашенко, который всегда хорошо чувствовал настроения белорусов, в 2009 году прямо заявил в своём интервью: "Вы знаете, не я придумал поговорку: говорят, кто такой белорус? Это русский со знаком качества. Это не я придумал".
  
  ИА REGNUM: Что противостоит западнорусизму сегодня?
  
  Концепция об отличности белорусов от русских сформировалась только в XIX веке: польско-литовская шляхта искала способы поднять на борьбу с Россией православные белорусские крестьянские массы, но, следует отметить, особенно в этом не преуспела. Но эти идеи, получившие своё дальнейшее развитие, в том числе и в советский период, служат сегодня наиболее серьёзным препятствием для российско-белорусской интеграции на ментальном уровне, тогда как именно идеи западнорусизма прямо приводят к выводу о неизбежности такой интеграции, хотя вовсе не противоречат белорусской государственности и суверенитету как таковым.
  
  Обычной современной тактикой белорусских националистов является использование негосударственных общественных организаций. Внешнее ядро таких структур составляет "Згуртаванне беларусаѓ свету "Бацькаѓшчына" ("Всемирное объединение белорусов "Отечество", - прим. ИА REGNUM). Нынешний министр культуры Павел Латушко, который был послом в Польше, приложил немало усилий к налаживанию связей с внешней белорусской диаспорой. 19 июля 2009 года пятый съезд "Батковщины" принял обращение под названием "Белорусский язык - основа независимости Белоруссии", в котором, в частности, делегаты потребовали: "остановить русификацию, обеспечить равное с русским языком финансирование из государственных источников сферы употребления белорусского языка - тем самым обеспечить реальное равноправие белорусского языка во всех сферах государственного и общественного использования". Конечно, далеко не все зарубежные белорусы придерживаются такого мнения, однако они не имеют альтернативной организации, и либо интегрированы в русские организации, либо и вовсе не проявляют никакой общественной активности.
  
  Внутри республики основу актива белорусизации представляет "Таварыства беларускай мовы iмя Францiшка Скарыны" ("ТБМ", Товарищество белорусского языка им. Франциска Скорины, - прим. ИА REGNUM) во главе с этническим русским, выступающим за отмену государственного статуса русского языка Олегом Трусовым. ТБЯ выступает с теми же требованиями, что и "Батьковщина". Зачем всё это самим белорусам нужно, недавно объяснил во время телевизионного ток-шоу один из записных белорусизаторов, бывший министр иностранных дел Белоруссии Пётр Кравченко, участвовавший вместе с "беловежской троицей" в развале СССР. По мнению Кравченко, этногенез белорусской нации ещё только предстоит завершить. Это и будет важнейшим условием вхождения Белоруссии в "европейскую семью" и окончательным уходом из-под российского крыла. Видимо, бывшему министру надоело ходить вокруг, да около - вот он и озвучил то, что и так торчит из всех этих "возрожденческих" проектов - формирование белорусской нации, как самостоятельной, отличной от русской, и её переориентация на Европу, точнее - Евросоюз.
  
  ИА REGNUM: Есть ли будущее у идей западнорусизма?
  
  Народ в своей массе, как и сто лет назад при попытке образовать Белорусскую народную республику (БНР, самопровозглашенную в 1918 году, - прим. ИА REGNUM) всё так же не воспринимает стремление властей навязать ему белорусский язык и чуждую ментальность. В 90-х западнорусисты в своей массе рассчитывали прежде всего на Лукашенко. Теперь ситуация несколько изменилась - сторонники общерусского единства полагаются прежде всего на себя. Особенно явно это стало проявляться в последние годы: созданы интернет-порталы "Западная Русь", "Империя", активно действуют журналы "Новая Немига литературная", "Новая экономика", активизировалась работа русских общественных организаций, большинство членов которых являются белорусами. Но пока западнорусское движение не структурировано и не оформлено должным образом, значительно уступает прозападно ориентированным белорусским националистам, имеющим значительное количество средств массовой информации, получающим серьёзную помощь как из-за рубежа, так и от местных властей, по-своему заинтересованных в ослаблении общерусского сознания белорусов.
  
  Трудности западнорусизма проистекают также и из официальной позиции современной российской историографии, которая, следуя советской традиции, считает белорусов и Белоруссию братским народом и братской страной, но вовсе не частью общего Русского мира. История Белоруссии и Украины не изучается в курсе собственно отечественной российской истории, а это косвенно отрицает и идеи западнорусизма. Но все попытки строить из Москвы отношения с нынешней националистически настроенной белорусской элитой бесперспективны, потому что она всеми силами старается уйти от Русского мира как можно дальше. Всё это происходит при безуспешных попытках сформировать отдельную, нерусскую нацию. И вопрос языка здесь наиболее сложен для националистов. Несмотря на все их призывы, конкурсы на белорусские филологические факультеты остаются одними из самых низких, а обучатся на платной основе вообще никто не идёт. Это лишний раз показывает, как новое поколение белорусов оценивает перспективы новой белорусизации.
  
  Западнорусское движение - это вековая борьба белорусов за свои русские корни, за политическое и культурное воссоединение с русским народом, и так просто это никому не удастся перечеркнуть или замолчать - ни оппозиции, ни вертикали, ни каким-либо иным силам. В ходе декабрьского 2009 года опроса даже НИСЭПИ (Независимый институт социально-экономических и политических исследований, вынужденно переехал из Минска в Вильнюс, - прим. ИА REGNUM), славящийся своими прозападными и антироссийскими подходами, был вынужден признать, что на вопрос "Белорусы, русские и украинцы - это разные народы или три ветви одного народа?" 66,5% белорусских респондентов ответили о наличии трёх ветвей одного народа. Упорное игнорирование идей западнорусизма на государственном уровне плохо уже хотя бы тем, что не позволяет начать серьёзную общественную дискуссию о степени близости белорусов к общерусскому корню и о том, что Белоруссия является исторически исконной частью Русского мира. Недаром в своё время талантливый белорусский поэт Максим Богданович сказал: "Мы, белорусы - третий народ русского корня".
   Постоянный адрес новости: belarus.regnum.ru/news/1491109.html 01:11 24.01.2012
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"