Гейн Антон Валентинович : другие произведения.

Интервью газете "Европа - Экспресс"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  16 Подписка: (030) 269 47 400 (пн.-пт. с 9.00 до 17.30)
  
  КУЛЬТУРА
  
  
  ?14 (786) 08.04. -14.04.2013  ЕВРОПА-ЭКСПРЕСС
  
  
  
  'Чем дольше мы живем, тем больше
  у судьбы шансов сделать нас счастливыми'
  В Германии вышел первый роман Антона Гейна
  
  
  Помимо него перу проживающего в Сан-Франциско русскоязычного писателя, этнического немца и автора 'ЕЭ' принадлежат стихотворные произведения, десятки рассказов и множество публицистических статей.
  
  - Антон, как давно вы начали писать?
  - Писать мне хотелось с тех пор, как я себя помню. Тем не менее я долго (возможно, слишком долго) следовал правилу: если можешь не писать, не пиши. Кроме того, моя пестрая во всех отношениях жизнь, многочисленные переезды, необходимость устраиваться на новом месте не способствовали регулярным литературным занятиям. Всё происходило, как в стихотворении Генри Лоусона:
  
  Мой друг, мой друг надежный,
  Тебе ль того не знать:
  Всю жизнь я лез из кожи,
  Чтобы не стать, о Боже,
  Тем, кем я мог бы стать...
  
  Зато я приобрел немалый житейский опыт, который вкупе с хорошей памятью, по моему мнению, необходим человеку пишущему. В последние несколько лет объем накопленного, очевидно, превысил некую критическую отметку и теперь активно выплескивается. В бытность аспирантом я часто бывал на даче у своего шефа, и мы, покончив с делами, обычно что-то мастерили. Когда не хватало какого-то инструмента или детали, шеф говорил: 'Поищи на терраске'. И действительно, на его застекленной терраске всегда находилась нужная вещь. Постепенно понятие 'терраска' в моей жизни стало нарицательным, означающим место, где хранится всё необходимое для дела - будь то ремонт дома или научная работа. На сегодняшний день у меня образовалась обширная писательская 'терраска' и я активно ее использую.
  - Как появилось ваше первое произведение?
  - Еще школьником я отправил в газету 'Пионер Востока' стихотворение, посвященное военному перевороту в Чили. В нем я горевал по поводу убийства Сальвадора Альенде и гневно клеймил генерала Аугусто Пиночета. Позже я узнал, что Альенде застрелился сам, а диктатор Пиночет спустя пять лет после путча получил по итогам плебисцита 75% голосов в свою поддержку. Стихотворение, к счастью, не
  сохранилось.
  - Какой литературный жанр предпочитаете?
  -Роман и публицистику. В романе много места - есть где разгуляться. Мы живем в эпоху больших перемен, для осмысления которых наиболее удобна крупная литературная форма. Жанр публицистики хорош тем, что в статье можно сделать как бы моментальный снимок быстротекущей жизни. Как ни парадоксально, субъективная авторская оценка зачастую 'останавливает мгновение' достовернее фотосъемки или видеорепортажа - объективных, но однобоких технических средств.
  - Что послужило толчком к написанию романа 'Челнок'?
  - Мне всегда было интересно, что происходит с личностью в эпоху больших перемен. В этом смысле крушение советской империи - идеальная историческая декорация.
  Челнок в романе - многозначный образ.Он соединяет в себе и идеологические шатания обанкротивше-
  гося государства, и его подданных, лишившихся ложных ориентиров, но не получивших взамен никаких других, а потому мечущиеся в поисках. Челнок - это символ безрезультатной активности, топтания на месте, иллюзии движения - всего того, что свойственно постперестроечной России. Чем быстрее и бестолковее мельтешит ткацкий челнок,тем быстрее в нем заканчивается утóк, то есть нить жизни. Сотканная же из миллионов нитей-судеб ткань действительности получилась в те времена грубой и
  уродливой дерюгой.
  В книге использовано несколько интерпретаций челнока, в том числе в значении купца-путешественника.
  Для многих, в том числе и для моего героя, начало 1990-х гг. было временем поисков внутренней
  опоры, попыток выжить, кратковременной эйфории, крушения надежд и прихода к мысли о неизбежности эмиграции. Одна из сюжетных линий - попытка возрождения Республики немцев Поволжья (я и сам в этом тогда участвовал) - наивная, обреченная на неуспех, временами трагичная затея, цинично использованная чиновниками в своих целях. Но всё это лишь канва. Главной моей задачей было написать
  нескучную книгу, и, как мне кажется, это удалось сделать. Действие развивается динамично, с
  острыми сюжетными поворотами, сложными ситуациями, любовными переживаниями, разочарованиями, искренней дружбой, предательством, философскими размышлениями, смешными эпизодами, метаниями из страны в страну.
  - Откуда вы берете образы и сюжеты для своих произведений?
  - Любой человек как дважды два растолкует вам, что такое справедливость. Однако, несмотря на существование простых нравственных критериев, реальная жизнь полна жестокости, вероломства, лжи и прочих мерзостей. Это противоречие приводит многих людей в состояние когнитивного диссонанса с действительностью, и оно же порождает конфликты на более высоком - надличностном, мировоззренческом - уровне. А от конфликта до темы - рукой подать. Приведу пример. Разгром гитлеровской Германии и идеологический крах нацизма - это, безусловно, проявление справед- ливости. Однако последовавшее за этим разграбление Восточной Германии, массовый террор Красной армии против мирного немецкого населения, фактическая оккупация стран Восточной Европы, подавление восстаний в Венгрии и Чехословакии актами справедливости никак не назовешь. Далее, несмотря на по- беду в войне, коммунистическая империя, как и нацизм, разваливается по причине собственной идеологической несостоятельности, падает железный занавес, и исторические факты становятся доступными любому обывателю. Сталкиваясь с правдой после нескольких десятилетий промывания мозгов, постсоветский человек ощущает упомянутый когнитивный диссонанс, то есть состояние столкновения в сознании противоречивых, отрицающих друг друга знаний и убеждений и связанное с этим чувство психологического дискомфорта. Налицо конфликт, то есть тема. Что делать с темой - выбор конкретного автора. Можно, например, написать эссе, и в его рамках попытаться разобраться в причинах конфликта и спрогнозировать ход его развития. Но эссе - жанр скучноватый, а я человек веселый и потому пишу романы. Взамен философских обобщений я предлагаю читателю занимательное повествование о людях, попавших в жернова истории. Когда есть тема, герои рождаются сами собой. 'Сборка' персонажа начинается с ярких деталей, извлеченных из упомянутой выше 'терраски'.
  - Над чем работаете в данный момент?
  - Над новым романом. Я коснулся его темы, отвечая на предыдущий вопрос. У меня вызывает особый интерес момент окончания Второй мировой войны, которая, как показали послевоенные десятилетия, завершилась отнюдь не хрестоматийной победой добра над злом. Однако, в соответствии с золотым правилом 'все жанры хороши, кроме скучного', книга будет начисто лишена какого бы то ни было пафоса или гневных обличений. История гораздо многозначнее и увлекательнее примитивных идеологических схем. Сюжет романа авантюрный: поиски пропавших сокровищ, которые армия-победительница, восстанавливая историческую справедливость, эшелонами вывозила из Германии в восточном направлении. Большинство персонажей - вымышленные, однако участвуют и исторические фигуры, например такие, как министр культуры Екатерина Фурцева, художница Надя Леже или гуру татуировки Херберт Хоффман. В книге много приключений. Герои, пытаясь добраться до сокровищ, действуют изобретательно, часто рискуют, оказываются в шаге от клада, терпят неудачи, предпринимают новые попытки... Одновременно в романе строго соблюдена подлинность исторического фона - все реальные события хронологически и фактически достоверны. Жанр книги можно определить как исторический триллер. Его рабочее название 'Код бикини', поскольку нужный для обретения сокровищ код хранится в виде татуировки на теле одной из героинь, которую необходимо сначала вычислить... Параллельно с романом я пишу рассказы и публицистические статьи для американской и европейской периодики, в том числе и для 'ЕЭ'.
  - Где находится ваша 'малая родина'?
  - Моя родина - Ташкент, там я прожил свои первые 16 лет. Потом я 20 лет жил в Москве, учился в вузе и преподавал в нем. С этим городом у меня связано так много, что я ощущаю его своей второй родиной.
  - Книги каких авторов вы любили читать в детстве?
  - Зачитывался Паустовским, Чеховым, Скребицким, Катаевым, Грином. Вообще, читал много, жадно и без особого разбора - всё, что удавалось добыть интересного в библиотеке или у знакомых. Это бы-
  ло нормально - тогда большинство моих друзей были такими же книгочеями. Иногда мы с братом даже ссорились из-за того, кому первому читать новую книжку. Сейчас такое трудно представить.
  - Творчество каких писателей близко вам по духу сегодня?
  - Для краткости останусь в рамках русскоязычных современников. Это в первую очередь
  Владимир Сорокин. Его стилевое разнообразие и владение литературной формой поразительно - он попросту раздвигает современные представления о возможностях русского языка как выразительного средства. Мне близки и интересны также Виктор Ерофеев, Виктор Пелевин, Владимир Войнович. Из недав- но ушедших - Василий Аксенов и Сергей Довлатов.
  - Писатель - это профессия?
  - С моей точки зрения, писательство - это не профессия, а способ самовыражения. Писатель - человек, настырно пытающийся осмыслить окружающую жизнь, построить свою картину мира, хотя на свете есть сколько угодно гораздо более спокойных и прибыльных занятий. Однако привилегия писателя в том, что,в отличие, скажем, от ученого, он волен заполнять пробелы в цепи фактов с помощью воображения. В отличие от политика, он может позволить себе быть беспристрастным и даже непатриотичным в суждениях. В отличие от многих журналистов - независимым в освещении событий.
  - Чем вы занимаетесь помимо писательского творчества?
  - Сотрудничаю в нескольких американских изданиях: веду рубрику 'Эпоха перемен' в газете 'Запад-Восток', печатаю статьи и рассказы в еженедельнике 'Континент', под псевдонимом делаю подборку новостей для еще одной газеты. Кроме того, у меня небольшой бизнес по доставке еды. В свободное время очень люблю готовить - делаю это на профессиональном уровне. А вообще я по образованию инженер, кандидат наук,преподаватель вуза. Что не помешало мне в разное время заниматься челночной торговлей, работать паркетчиком, таксистом, поваром, программистом. И всё это пополняло мою 'терраску'.
  - Есть ли у вас мечта?
  - При слове 'мечта' мне вспоминается Блок: 'И вижу берег очарованный и очарованную даль'. Хочется добраться до собственного 'очарованного берега', до личной вершины.
  - Процитируйте, пожалуйста, ваши любимые строки из собственного произведения.
  - Мне еще не приходилось цитировать самого себя. Что ж, попробую словами героини 'Челнока': 'А время - это такая вещь... Чем дольше мы живем, тем больше у судьбы шансов сделать нас счастливыми'.
  Беседовала Светлана ЗИМЕНС
  
  В ближайшее время 'ЕЭ' плани- рует начать публикацию глав ро- мана 'Челнок'. Полностью книгу
  'Челнок' можно заказать на ин- тернет-сайте: www.morebooks. de/store/gb/book/%D0%A7%D0%B
  5%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D
  0%BA/isbn/978-3-8473-8107-5
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"