Разочарования эти и читательские,
и авторские. Для начала я их перечислю:
1 - не реализм
2 - не магия
3 - не (настоящие) имена
4 - не деньги.
Вкратце поясню, о чем идет речь.
1 - не реализм: фэнтези уже
по названию есть фантастика, не "реализм" - в чем же разочарование? А в
том, что это-то мне и неудобно. Принято считать, что жанр будто нарочно
придуман для эскапизма и/или графомании - (начинающий) автор может не обременять
себя правдоподобием, серьезностью, "качеством", позволять себе любые выкрутасы,
а всю несусветность и прорехи списать на "фантастику". Так вот, совсем
не моя ситуация. Мне лично как раз гораздо легче и удобней писать прозу
именно реалистическую (интересующихся отсылаю хотя бы к "Дамским рассказам",
см. мою страничку).
Здесь я опираюсь на известное и мне, и читателю, и
могу опускать все необязательное, действуя - по аналогии с делами компьютерными
- "по умолчанию". К примеру, я могу просто написать: "Он вошел в гостиницу,
поднялся в лифте и прошел в номер". При этом, ни мне, ни читателю нет нужды
расписывать или представлять саму эту гостиницу, ее лифты и т.д. На чем-то
особо я могу остановиться, если оно именно особое - "посреди холла стоял
бюст Кинг Конга в натуральную величину": вот нигде не стоит, а здесь стоял,
- ну, а остальное не описывается, а раз так, то - по умолчанию - оно примерно
такое же, что обычно бывает. С фэнтези дело иначе. "Он зашел в гостиницу"
- а какая она? По умолчанию - "как везде"? В каком это "везде"? Да и с
чего бы той же гостинице быть обычной? Мир-то фантастический, волшебный!
Ни для себя самого, ни для читателя сослаться на обоим известное я здесь
(чаще всего) не могу. Проводить все через видение, хотя бы для себя? В
какой-то степени я это и делаю, но думаете, это так просто? Представить-то
надо еще не созданное, творящееся вот тут же из-под руки - а тут свои сильные
ограничения, в том числе и такой вещи, как мощность мозга. Да и просто
не успеть - итак, приходится опускать конкретность, плоть, видимость -
опускать, между прочим, в место довольно нехорошее, в некое вместилище
неразвитых форм и нераскрытых смыслов, в этакую морозилку творческих эмбрионов
(не называя хуже). От этого я лично при писании фэнтези чувствую себя довольно
бледно, неуверенно, межеумочно, а главное - ощущаю постоянную как бы недоработку
- недоработку, пожалуй, не чисто писательскую, а зрящую: работа в режиме
хронического "недосмотра". Отсюда двойственность - чисто как автор я вроде
и вкладывался, может, и не по максимуму, но уж всяко не халтурил - стесняться
нечего. А как видящий испытываю обескураживающее чувство серьезного поражения
(тут есть свои счастливые исключения, но подробно о том и другом будет
дальше, в основном разделе эссе).
Подытожим все. Итак, не с
"мистической", а именно с точки зрения опытной позитивной науки (т.е. такой
науки, что признает внешнюю действительность, "материальный мир") мы существуем
внутри какой-либо версии реальности, в каком-либо из возможных миров,
причем, создается этот мир/реальность как сознанием, так и внешней действительностью
(А если уж уточнять, я бы дополнил: причем, само сознавание есть попытка
эту самую версию реальности осуществить, реализовать.).
[15]