Аннотация: В помощь авторам сериала "Сколково. Хронотуризм"
ПРАВИЛА ДРАМАТУРГИИ ДЛЯ СЕРИАЛА "СКОЛКОВО"
Поскольку романы о хронотуристах имеют объём от шести до восьми авторских листов, к ним можно применить трёхчастную структуру драматического произведения, включающую в себя: а) начало; б) середину; в) конец.
Трёхчастная структура условно делится на три акта, в которых второй акт разбивается на две фазы - до осевого эпизода и после.
В условном первом акте даём экспозицию: показываем героя (желательно, с первой фразы - читателю нужно ткнуть пальцем в героя, показать какой он хороший, чтобы читатель симпатизировал герою и сопереживал, вовлекаясь в действие романа), показываем обстановку Сколково, демонстрируем повадки ключевых сколковских персонажей, ставим цель, показываем сборы в дорогу. Первый акт подводит к неожиданному кульминационному моменту, заставляя читателя удивляться, переживать за героя и с нетерпением ждать, как развернётся действие в другом времени.
Во втором акте начинаются основные события романа. Значимые события происходят и в первой условной части, но они идут по нарастающей, чтобы читатель не расслаблялся, а всё крепче сжимал книгу в потных от волнения ручонках.
Сразу после перемещения герой испытывает сильные чувства. Попадание в новый, непривычный мир всегда сопровождается переживаниями. Изумление, любопытство, дискомфорт, возможно, страх. Человек внезапно оказывается в таинственном мире, а всё непонятное пугает. Герой осознаёт, что здесь он чужой, это настораживает и заставляет с подозрением относиться к окружающим, боясь разоблачения, потому что с чужаком даже цивилизованные люди обойдутся неласково, что уж говорить о дикарях. В лучшем случае, будет плен, из которого по истечении времени можно бежать обратно в будущее, но до этого счастливого момента можно не дожить. Нервное напряжение и тревога героя постепенно сглаживаются, когда перед ним возникают новые проблемы, но понимание, что жизнь героя висит на волоске, должно передаться читателю. Это короткий отрезок времени, всего 24 часа, на нём легко держать читателя в напряжении от начала до финала.
Пять правил главного героя
1. Герой несчастен - обстоятельства загоняют его в Сколково и, вдобавок, выкидывают из своего времени, а то и из родной страны заодно. Цель, которую безжалостный автор ставит перед главным героем, поначалу кажется читателю недостижимой. Но герой преодолевает все препятствия и достигает цели.
2. Цель у героя всегда одна и она не меняется на протяжении всей книги:
- спасение;
- любовь;
- месть;
- обогащение.
Цели всегда личные. Герой может делать всё что угодно по ходу действия, сражаться за родину, совершать революцию, но только чтобы достичь личной цели. Если герою платят за киносъёмку штурма Зимнего дворца, он может устроить Великую Октябрьскую социалистическую революцию, чтобы сделать эффектные кадры и получить за работу триста долларов. Цель - доллары от работодателя. Риск, оргработы и революция являются средствами достижения цели. Герой одержим идеей. Стремясь к достижению цели, он идёт напролом, не щадя себя. Только так он совершает невозможное.
Цель может быть поставлена автором сразу и окончательно или эту цель определяет читатель, а герой декларирует ложную цель и прозревает позже.
3. У героя есть необратимый недостаток. Это существенный недостаток, с которым герой не может больше жить так, как жил раньше. Этот изъян мешает герою достойно ответить на вызов судьбы, но должен заставить героя выбирать между недостатками его характера и новыми возможностями, которые предоставляет ему жизнь. Недостаток сподвигает характер героя меняться, толкает героя на риск и заставляет читателя сопереживать, вовлекая нашу целевую аудиторию в действие произведения. То есть в характере героя бушует буря чувств и сомнений (это помимо насыщенного событиями действия транстемпорального боевика).
Объём сериального романа про Сколково не позволяет автору уделять внимание рефлексированию героя, поэтому переживания показываются сжато, что добавляет драматизма.
4. Герой никогда и ни с кем не соглашается; он всегда имеет своё мнение по любому вопросу и мнение своё навязывает оппоненту. Герой себе на уме, это добавляет читательского уважения.
5. Герой совершает только судьбоносные поступки, хорошие или плохие, но необратимые. У нас нет места жевать сопли и размениваться на мелочи - шесть листов есть шесть листов, а вместить в них надо много, чтобы читатель не заскучал. (Да и восемь авторских листов не плацдарм для разлива воды в тексте.)
Принцип необратимости
Совершая решительные поступки, герой меняет что-то в окружающем мире. Например, есть дом с ровными белыми стенами, резными коричневыми наличниками и красной черепичной крышей. Герой сжигает дом. Остаётся груда чёрных мерзко пахнущих головешек. И никогда эти угли больше не станут нарядным домом с ровными стенами и острой крышей. Характер героя тоже меняется после такого преступного действия как поджог. Герой сделается злее или спокойнее, будет безразлично относиться к чужим страданиями или, наоборот, с большим сопереживанием, поскольку ощутит на себе тяжесть утраты, но никогда не станет прежним.
Эти чувства он принесёт обратно в Сколково, и окружающие удивятся, когда к ним вернётся совершенно другой человек, а не тот, которого они отправляли 24 часа назад.
Событийный ряд второго акта должен быть плотный и насыщенный. Переместившись во времени, герой продвигается от подвига к подвигу, поскольку места у нас мало - 6-8 листов, а значимость событий, их масштаб, сила и влияние на человеческие судьбы только возрастает. Событие происходит в конкретной обстановке, формирует образ, действие и диалог, извлекает энергию из конфликта, создавая эмоциональный отклик у читателя. Конфликт - это движитель сюжета, причём, инициировать конфликт и развивать его должен герой. Неважно, на него напал злодей или сам герой на кого-то нападает, герой всегда оказывает сопротивление. Это может быть не только физический бой, а спор, то есть насыщенный диалог, информирующий читателя о сторонах характера героя и его оппонента, об элементах экспозиции, о главной задаче. Хороший диалог заряжает читателя эмоциями, вот поэтому герой не должен ни с кем соглашаться хотя бы полностью.
Сцена и диалог
Прежде чем написать сцену очередного эпизода, надо подумать, что в ней происходит и в чём её смысл. Автору лучше честно отдавать себе отчёт в следующем:
- где она происходит;
- в какое время суток;
- какие персонажи в ней участвуют;
- чего они хотят;
- в чём заключается их мотивация;
- какие действия они совершают;
- как диалог отображает характеры персонажей.
Сцену также можно разбить на три условные части - начало, середину и конец. Чтобы писалось быстро и легко, надо чётко осознавать:
- что происходит в каждой части;
- как должна начинаться сцена и чем заканчиваться;
- как меняются цели и желания героя и персонажей;
- к чему должны привести их действия;
- на чём автор хочет сделать акцент;
- как финал сцены будет связан со следующей сценой;
- как передать происходящее визуально, при минимальном диалоге; для занимательной истории нужно уметь словами рисовать картинку.
Если автор может ответить на эти вопросы, реплики персонажей вылетают из их уст спонтанно. Они вытекают естественным образом из происходящего действия, которое подчинено целям героя.
Если герой знает, что в этой сцене делает, ему обычно есть что сказать.
Хорошая подготовительная работа значительно сокращает время написания произведения, позволяет обходиться без провисания сюжета (возникающего от незнания автором целей своих героев), насыщает действием драйвом и усиливает диалоги. Поэтому лучше потратить время на подготовку и быстро сделать увлекательный короткий роман, чем понапрасну тратить время, спотыкаясь в темноте собственного невежества, лить воду в действие и диалог, заставляя редактора засыпать над текстом или, что гораздо хуже, плеваться при чтении оного. Краткая пошаговая разработка сюжета, эпизодов и каждой сцены обеспечивает ясное понимание дальнейшей работы, ясность разума даёт внятное изложение, а занимательность чтения говорит о вежливости писателя по отношению к своим читателям. Читатель это ценит и приносит в кассу денежки.
Конкретные вопросы по подготовке сюжета
1. Какова цель каждого персонажа? Является ли она конкретной, определённой?
2. На что готовы пойти герой и персонажи ради достижения своей цели? Чем они готовы пожертвовать?
3. Что ужасает каждого персонажа на пути к цели? Что делает эту цель недостижимой?
4. Насколько активен главный герой? Являются ли его поступки локомотивом для сюжета или сюжет тащит героя?
5. Что ужасного произойдёт, если герой не достигнет своей цели?
Во втором условном акте действие удивительно быстро достигает своей высшей точки, когда можно подумать, что история закончилась, однако тут-то и происходит её развитие после так называемого осевого эпизода.
Осевой эпизод делит второй акт на две части - на череду подвигов главного героя до его падения и на историю его восхождения к триумфу после преодоления колоссального испытания. Чудовищное падение героя может быть любым, в том числе, моральным, но оно должно быть чудовищным и опустошающим. Подвиг за подвигом приводят героя к особенно тяжкому испытанию. Испытания вообще очень тяжелы. Герой проходит их на пределе сил. Характер его меняется и преображается. Личность героя меняется по мере преодоления препятствий. Герой обнаруживает в себе новые способности, о которых раньше не подозревал. Герой улучшает навыки и приобретает новые умения. Герой лучше понимает себя, отчего становится более уверенным. Испытания позволяют герою посмотреть на окружающих, как они ведут себя в трудной ситуации, как они ведут себя, попав в безвыходное положение. Герой начинает лучше разбираться в людях.
Наконец, случается лютый пиздец. Герой практически гибнет, но находит силы встать и продолжить борьбу. Происходит метафорическая смерть, воскрешение и преображение героя. От пережитого он меняется.
Начинается вторая часть условного второго акта. Перед героем может предстать невиданная доселе угроза. Появиться новое, непреодолимое препятствие, заставляющее делать нелёгкий выбор - отказаться, обойти или преодолеть. Значимость событий всё возрастает, а сюжетные петли всё учащаются и затягиваются на шее несчастного автора, заставляя делать нелёгкий выбор - бросить роман или всё-таки продолжить. И автор решает продолжить, и успешно заканчивает книгу! А герою после осевого эпизода приходится делать рывок на новом уровне, ибо главное испытание ждёт его в конце второго акта, где будет кульминация и читательский катарсис. Книга выпадает из ослабевших пальцев потребителя. "Охуеть!" - шепчет он и думает: "Я хочу продолжение".
Третья условная часть - собственно, концовка - посвящена возвращению героя в наше время. Она может быть короткой, буквально до одной фразы ("Я дома!" - подумал главный герой), её может не быть вообще, если хронотурист гибнет. Тогда во второй части пиздец наступает неиллюзорный, но это неполный формат данной серии. Будем считать, что герой вернулся. Персонал Сколково удивлён его изменившимся поведением. Работодатель, отправивший героя на подвиги, изумлён ещё больше, ибо знает героя дольше учёных. Герой также может испытывать когнитивный диссонанс, у него неизбежно возникнут любопытные психические процессы от поступков, совершённых на пределе собственных сил, и проявлении качеств, которых герой у себя не подозревал. Кроме того, герой обязательно обретёт новые знания в другом времени, которые никогда не смог бы обрести здесь, у нас. Это тоже отложится в его сознании.
"Я за триста долларов совершил Октябрьскую революцию и заразил сифилисом Крупскую, - ошарашено думает главный герой, выходя на улицу с наградой в полупустом кармане. - Но хотя бы я знаю, от чего умрёт Ленин."
Финал может быть любым, кроме скучного. Лучше всего закончить историю так, чтобы читатель не ожидал такого финала. Тогда он возьмётся перечитывать книгу, чтобы понять, где его обманули. Роман, который перечитывают, уже хорош. Однако поворот в конце обязан быть логическим следствием заложенных в сюжет правил игры, чтобы не лгать читателю, обманывая его. Если он где-то недосмотрел в начале, это его вина. Людей подобные игры разума обычно радуют, если они сделаны добротно и хорошо. Поэтому автор должен быть честен перед самим собой, когда продумывает ходы и сцены на стадии подготовки.
При создании сюжета можно использовать различные драматические ситуации, которые собрал добрый Джефф Китчен в книге "Writing a Great Movie". Выписываем эти элементы на карточки и тасуем их по столу, выстраивая пантакли в нужной комбинации. Если получится, пантакли произведут магию успеха, но может выйти по-другому, так что будьте внимательны.
1. МОЛЬБА.
Элементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь.
Примеры: 1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов, 2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть, 3) потерпевший кораблекрушение просит приюта, 4) просит власть имущего за дорогих, близких людей, 5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.
2. СПАСЕНИЕ.
Элементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь.
Примеры: 1) развязка известной сказки о Синей бороде. 2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.
3. МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Элементы ситуации: 1) мститель, 2) виновный, 3) преступление.
Примеры: 1) кровная месть, 2) месть сопернику или сопернице или любовнику, или любовнице на почве ревности.
4. МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ.
Элементы ситуации: 1) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесенных им ради своих близких, 2) мстящий родственник, 3) виновный в этих обидах, вреде и т. д. - родственник.
Примеры: 1) месть отцу за мать или матери за отца, 2) месть братьям за своего сына, 3) отцу за мужа, 4) мужу за сына и т. д. Классический пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца.
5. ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ.
Элементы ситуации: 1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата, 2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку.
Примеры: 1) преследуемый властями за политику (например, "Разбойники" Шиллера, история революционной борьбы в подполье), 2) преследуемый за разбой (детективные истории), 3) преследуемый за ошибку в любви ("Дон Жуан" Мольера, алиментные истории и т. п.), 4) герой, преследуемый превосходящей его силой ("Прикованный Прометей" Эсхила и т. д.).
6. ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ.
Элементы ситуации: 1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п., 2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п.
Примеры: 1) падение Наполеона, 2) "Деньги" Золя, 3) "Конец Тартарена" Анфонса Додэ и т. д.
7. ЖЕРТВА (т. е. кто-нибудь, жертва какого-нибудь другого человека или людей или же жертва каких-нибудь обстоятельств, какого-либо несчастья).
Элементы ситуации: 1) тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо несчастье. 2) слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья.
Примеры: 1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать, 2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли, 3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д.
8. ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ.
Элементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик.
Примеры: 1) заговор одного ("Заговор Фиеско" Шиллера), 2) заговор нескольких, 3) возмущение одного ("Эгмонд" Гете), 4) возмущение многих ("Вильгельм Телль" Шиллера, "Жерминаль" Золя)
9. ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА.
Элементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается, 3) противник, лицо противодействующее.
Примеры: 1) похищение объекта ("Прометей - похититель огня" Эсхила). 2) предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), 3) опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д.
10. ПОХИЩЕНИЕ.
Элементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению.
Примеры: 1) похищение женщины без её согласия, 2) похищение женщины с её согласия, 3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д. 4) похищение ребёнка.
11. ЗАГАДКА (т. е. с одной стороны задавание загадки, а с другой - выспрашивание, стремление разгадать загадку).
Элементы ситуации: 1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь, 2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь, 3) предмет загадки или незнания (загадочное)
Примеры: 1) под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет, 2) разыскать заблудившихся, потерявшихся, 3) под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс), 4) заставить всяческими хитростями человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.)
12. ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ.
Элементы ситуации: 1) стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь, 2) тот, от чего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещё третья - противодействующая достижению сторона.
Примеры: 1) стараться получить у владельца вещь или какое-нибудь иное жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги и т. д. хитростью или силой, 2) стараться получить что-либо или добиться чего-либо с помощью красноречия (прямо обращенного к владельцу вещи или - к судье, арбитрам, от которых зависит присуждение вещи)
13. НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ.
Элементы ситуации: 1) ненавидящий, 2) ненавидимый, 3) причина ненависти.
Примеры: 1) ненависть между близкими (например, братьями) из зависти, 2) ненависть между близкими (например, сын, ненавидящий отца) из соображений материальной выгоды, 3) ненависть свекрови к будущей невестке, 4) тёщи к зятю, 5) мачехи к падчерице и т. д.
14. СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ.
Элементы ситуации: 1) один из близких - предпочитаемый, 2) другой - пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот)
Примеры: 1) соперничество братьев ( "Пьер и Жан" Мопассана), 2) соперничество сестёр, 3) отца и сына - из-за женщины, 4) матери и дочери, 5) соперничество друзей ("Два Веронца" Шекспира)
15. АДЬЮЛЬТЕР (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ.
Элементы ситуации: 1) один из супругов, нарушающий супружескую верность, 2) другой из супругов - обманутый, 3) нарушение супружеской верности (т. е. кто-то третий - любовник или любовница).
Примеры: 1) убить или позволить своему любовнику убить своего мужа ("Леди Макбет Мценского уезда" Лескова, "Тереза Ракен" Золя, "Власть тьмы" Толстого) 2) убить любовника, доверившего свою тайну ("Самсон и Далила") и др.
16. БЕЗУМИЕ.
Элементы ситуации: 1) впавший в безумие (безумный), 2) жертва впавшего в безумие человека, 3) реальный или мнимый повод для безумия.
Примеры: 1) в припадке безумия убить своего любовника ("Проститутка Элиза" Гонкура), ребёнка, 2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства, 3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление.
17. РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ.
Элементы ситуации: 1) неосторожный, 2) жертва неосторожности или потерянный предмет, к этому иногда присоединяется 3) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности, или 4) подстрекатель, или же тот и другой.
Примеры: 1) из-за неосторожности быть причиной собственного несчастья, обесчестить себя ("Деньги" Золя), 2) из-за неосторожности или легковерия вызвать несчастье или смерть другого человека, близкого (Библейская Ева)
18. НЕВОЛЬНОЕ (по неведению) ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ (в частности кровосмешение).
Элементы ситуации: 1) любовник (муж), любовница (жена), 3) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали.
Примеры: 1) узнать, что женился на своей матери ("Эдип" Эсхила, Софокла, Корнеля, Вольтера), 2) узнать, что любовница - сестра ("Мессинская невеста" Шиллера), 3) очень банальный случай: узнать, что любовница - замужем.
19. НЕВОЛЬНОЕ (по незнанию) УБИЙСТВО БЛИЗКОГО.
Элементы ситуации: 1) убийца, 2) неузнанная жертва, 3) разоблачение, узнавание.
Примеры: 1) невольно способствовать убийству дочери, из ненависти к её любовнику ("Король веселится" Гюго, пьеса, по которой сделано оперы "Риголетто", 2) не зная своего отца, убить его ("Нахлебник" Тургенева с тем, что убийство заменено оскорблением) и т. д.
20. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА.
Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимая жертва.
Примеры: 1) пожертвовать своим благополучием ради долга ("Воскресение" Толстого), 2) пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения...
21. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ.
Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву.
Примеры: 1) пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека ("Братья Земгано" Гонкура), 2) пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека, 3) пожертвовать своим целомудрием ради жизни близкого или любимого ("Тоска" Сорду), 4) пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д.
22. ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ - РАДИ СТРАСТИ.
Элементы ситуации: 1) влюблённый, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приносится в жертву.
Примеры: 1) страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия ("Ошибка аббата Муре" Золя), 2) страсть, разрушающая могущество, власть ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), 3) страсть, утолённая ценой жизни ("Египетские ночи" Пушкина). Но не только страсть к женщине, или женщины к мужчине, но также страсть к бегам, карточной игре, вину и т. д.
23. ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ.
Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий близким человеком, 2) близкий, который приносится в жертву.
Примеры: 1) необходимость пожертвовать дочерью ради общественного интереса ("Ифигения" Эсхила и Софокла, "Ифигиния в Тавриде" Эврипида и Расина), 2) необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения ("93 год" Гюго) и т. д.
24. СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных).
Элементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества - низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества.
Примеры: 1) соперничество победительницы и её заключённой ("Мария Стюарт" Шиллера), 2) соперничество богатого и бедного. 3) соперничество человека, которого любят, и человека, не имеющего права любить ("Эсмеральда" В. Гюго) и т. д.
25. АДЮЛЬТЕР (прелюбодеяние, нарушение супружеской верности).
Элементы ситуации: те же, что в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным создать ситуацию - сам по себе, Польти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая: 1) любовник(ца) более приятен, нежели твёрд, чем обманутый(ая) супруг (а), 2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а), 3) обманутый(ая) сугтруг(а) мстит.
Примеры: 1) "Мадам Бовари" Флобера, "Крейцерова соната" Л. Толстого.
26. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ.
Элементы ситуации: 1) влюблённый(ая), 2) любимый(ая).
Примеры: 1) женщина, влюблённая в мужа дочери ("Федра" Софокла и Расина, "Ипполит" Эврипида и Сенеки), 2) кровосмесительная страсть доктора Паскаля (в одноимённом романе Золя) и т. д.
27. УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО (иногда связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого).
Элементы ситуации: 1) узнающий, 2) виновный любимый или близкий, 3) вина.
Примеры: 1) узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены, 2) открыть, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать, 3) быть вынужденным в силу клятвы об убийстве тирана - убить своего отца и т. д.
28. ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ.
Элементы ситуации: 1) любовник, 2) любовница, 3) препятствие.
Примеры: 1) брак, расстраивающийся из-за социального или имущественного неравенства, 2) брак, расстраивающийся врагами или случайными обстоятельствами, 3) брак, расстраивающийся из-за вражды между родителями с той и другой стороны, 4) брак, расстраивающийся из-за несходства характеров влюблённых и т. д.
29. ЛЮБОВЬ К ВРАГУ.
Элементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любящий врага, 3) причина, почему любимый является врагом.
Примеры: 1) любимый - противник партии, к которой принадлежит любящий, 2) любимый - убийца отца, мужа или родственника той которая его любит ("Ромео и Джvльeттa",) и т. д.
30. ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ.
Элементы ситуации: 1) честолюбец, 2) то, чего он желает, 3) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее.
Примеры: 1) честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям ("Макбет" и "Ричард 3" Шекспира, "Карьера Ругонов" и "Земля" Золя), 2) честолюбие, приводящее к бунту, 3) честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д.
31.БОГОБОРЧЕСТВО (борьба против бога).
Элементы ситуации: 1) человек, 2) бог, 3) повод или предмет борьбы.
Примеры: 1) борьба с богом, пререкание с ним, 2) борьба с верными богу (Юлиан отступник) и т. д.
32. НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ.
Элементы ситуации: 1) ревнивец, завистник, 2) предмет его ревности и зависти, 3) предполагаемый соперник, претендент,4) повод к заблуждению или виновник его (предатель).
Примеры: 1) ревность вызвана предателем, которого побуждает ненависть ("Отелло") 2) предатель действует из выгоды или ревности ("Коварство и любовь" Шиллера) и т. д.
33. СУДЕБНАЯ ОШИБКА.
Элементы ситуации: 1) тот, кто ошибается, 2) жертва ошибки, 3) предмет ошибки, 4) истинный преступник
Примеры: 1) судебная ошибка спровоцирована врагом ("Чрево Парижа" Золя), 2) судебная ошибка спровоцирована близким человеком, братом жертвы ("Разбойники" Шиллера) и т. д.
34. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ.
Элементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить.
Примеры: 1) угрызения совести убийцы ("Преступление и наказание"), 2) угрызения совести из-за ошибки любви ("Мадлен" Золя) и т. д.
35. ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ.
Элементы ситуации: 1) потерянный 2) находимый(ое), 2) нашедший.
Примеры: 1) "Дети капитана Гранта" и т. д.
36. ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ.
Элементы ситуации: 1) погибший близкий человек, 2) потерявший близкого человека, 3) виновник гибели близкого человека.
Примеры: 1) бессильный что-нибудь предпринять (спасти своих близких) - свидетель их гибели, 2) будучи связанным профессиональной тайной (врачебной или тайной исповеди и т. д.) он видит несчастье близких, 3) предчувствовать смерть близкого, 4) узнать о смерть союзника, 5) в отчаянии от смерти любимого(ой) потерять всякий интерес к жизни, опуститься и т. д.
При создании произведения нужно придерживаться достоверности, однако не следует забывать, что мы описываем не реальную жизнь, а мастерим занимательный текст, захватывающий читателя, поэтому каждая сцена и диалог должны быть тщательно продуманы с точки зрения драматургии и выразительности. Хороший писатель знает, какая эмоция нужна читателям, и осознанно вызывает её, а благодарный читатель несёт в книжный магазин деньги, которые впоследствии попадают в издательство. Но это совсем другая история, также наполненная драмой, насыщенная действием и диалогами, о которой можно написать убойный роман.