Хочу сразу сказать - в статье высказывается исключительно моё мнение. Вы можете с ним согласиться или предать анафеме - ваше дело. В статье я в основном буду высказываться о фильме отрицательно, но это ничего не значит. Я не отгоняю вас от экранов, я лишь даю совет. Смотреть можно, подражать - нет!
Ну что ж, начнём. Не могу сказать, что мне фильм не понравился, нет. Просто я ждал чего-то большего, особенно, когда узнал, что Сергей Лукьяненко сам написал сценарий к этому фильму. Честно говоря, я разочарован этим сценарием. Не могу кидать камни в огород автора - не дорос ещё, но чуть-чуть покритиковать могу.
У этого фильма есть две категории зрителей. Те, кто прочитал книгу, и, соответственно, те, кто нет. Я принадлежу к той, что уже ознакомилась с рукописным вариантом 'Ночного дозора'. И я считаю, что в фильме авторы упустили несколько очень важных моментов, которые выделяли книгу. Например, сумрак. В книге он встречался довольно часто и смотрелся (пардон, читался) очень красиво. В фильме - мало того, что сумрак превратили непонятно во что, так ещё и там, где он был, его не стало (э-э-э, неудачно получилось, но ладно, сойдёт). Я имею в виду момент в самом начале, когда Антон дерётся с парикмахером. Возникает вопрос - почему же сам Антон не смог войти в сумрак, чтобы одолеть злодея? И (опять же, по-моему) лишение жизни посредством фонарика, каким бы супер-пупер он ни был, несколько смущает. По старинке, как настоящие мужики, путём нашпиговывания друг друга свинцом - лепота. Второй неудачный момент - это завершающее 'рубилово' на крыше. В книге это была хорошая драка, а фильме тянет на выяснение отношений в начальной школе. Подручным средством выступает лампа дневного света (наверное, у злого директора конфисковали). Я не буду разбирать эту сцену, просто скажу - неудачно. Тот, кто читал книгу, меня поймет. Те, кто ещё не читали, спросят у читавших и тоже поймут.
Последнее, что следует отметить (и далеко не последнее, стоящее внимания) - это персонаж по имени Ольга. На страницах книги она запомнилась не только распеванием хитов 80-х. Она играла одну из важных ролей. В экранизации её роль несколько принижается (почти до минимального уровня). А некоторые персонажи книги вообще не получили места на экране!
Тем, кто не читал книгу, полегче. Они ничего не ждали и пришли посмотреть просто хорошее отечественное кино. Ну что ж, деньги они заплатили не зря. Фильм сам по себе хороший. Революционные для отечественного экрана спецэффекты. Но, к сожалению, только для отечественного. До 'Матрицы' и 'Властелина колец' они не дотягивают. А жаль. Так хотелось поставить на место Запад, и показать, что мы тоже можем. В первый раз не получилось. Ну не будем расстраиваться. Это только начало. 'Ночной дозор' был предупредительным выстрелом в нашем нашествии на западный шоу-бизнес. Ждём контрольного, друзья.