Аннотация: Не рекомендуется читать следующий шаг до того, как поняли предыдущий ;)
А давайте начнём с самого начала, а не с середины.
Шаг 1
Протомодель построим из двух функций. Самая сильная и самая слабая. На языке модели А - это базовая и суггестивная функции соответственно. Очевидно, что если самая сильная (базовая) функция - экстравертная, то самая слабая (суггестивная) будет интровертная. Если базовая будет этическая, то самая слабая - логическая. И наоборот. Если базовая будет сенсорная, то самая слабая, суггестивная - будет интуитивная.
Почему суггестивная называется суггестивной.
Потому что базовая функция - сознательная (ментальное кольцо), а слабая - бессознательная (витальное кольцо). Потому что базовая это море информации, а противоположнеость базовой - дефицит информации. А в случае бессознательного дефицита, причем, самого сильного дефицита, информации, мы этой информацией внушаемся (суггестируемся). То есть нам это вкусно и мы не осознаём, почему (потому что все ресурсы сознания направлены в противоположную сторону - туда где базовая). А если мы не осознаём, но тянемся к этому, это как гипноз. Возникает чувство приятного расслабления :)
На этой картинке также можно заметить, что отношение силы-слабости функций определяется количественно. На базовой мы видим четвёрку, на суггестивной - единичку.
Шаг 2
Введём понятие вспомогательной функции (вторая сильная сознательная функция), нам поможет доктор Юнг:
"Ее второстепенное значение состоит в том, что она не имеет,
как первичная функция, единственной и абсолютной достоверности и решающего
значения, но учитывается больше в качестве вспомогательной и дополнительной
функции. Естественно, что вторичной функцией может быть лишь такая, сущность
которой не противоположна главной функции. Так, например, наряду с мышлением
в качестве второй функции никогда не может выступить чувство, ибо его
сущность слишком противоположна мышлению. Мышление должно тщательно
исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему
принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у
которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое
имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не
о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве.
Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно,
признак примитивного состояния духа.
Согласно опыту, вторичная функция всегда такая, сущность которой
является иной, но не противоположной по отношению к главной функции; так,
например, мышление в качестве главной функции легко может сочетаться с
интуицией в качестве вторичной функции или столь же успешно с ощущением, но,
как уже сказано, никогда не с чувством. Интуиция, так же как и ощущение, не
противоположна мышлению, то есть они не должны быть безусловно исключены,
ибо они не подобны мышлению по существу, будучи в то же время противоположны
ему, как, например, чувство, которое в качестве функции суждения успешно
конкурирует с мышлением; напротив, они суть функции восприятия, которые
приносят мышлению желанную помощь. Поэтому как только они достигли бы такой
же высоты дифференциации, как и мышление, так они вызвали бы такое изменение
установки, которое противоречило бы тенденции мышления. Именно они
превратили бы установку суждения в установку восприятия. Тем самым
неизбежный для мышления принцип рациональности был бы подавлен в пользу
иррациональности простого восприятия. Поэтому вспомогательная функция
возможна и полезна лишь постольку, поскольку она служит главной функции, не
притязая при этом на автономию своего принципа.
Для всех встречающихся на практике типов имеет значение то
основоположение, что они наряду с сознательной главной функцией имеют еще
одну сравнительно бессознательную вспомогательную функцию, которая во всех
отношениях отличается от сущности главной функции. Из этих смешений
возникают хорошо знакомые образы, например практический интеллект,
сочетающийся с ощущением; спекулятивный интеллект, пропитанный интуицией;
художественная интуиция, выбирающая и изображающая свои картины при помощи
суждения, окрашенного чувством; философская интуиция, которая при помощи
могучего интеллекта переводит свое видение в сферу постигаемого, и т. д.
Соответственно сознательному отношению между функциями слагается и их
бессознательная группировка. Так, например, сознательному практическому
интеллекту соответствует бессознательная, интуитивно-чувствующая установка,
причем функция чувства подвергается сравнительно более сильной задержке, чем
интуиция."
Короче говоря, если, например, у человека базовая функция - логическая, это означает, что этическая функция у него в полной ж..., следовательно, этика не может быть второй сильной функцией. Если самая сильная и самая слабая функция - рациональные (логика или этика), то вторая сильная функция должна быть иррациональной (интуиция или сенсорика).
Ну, и, разумеется, у второй сильной сознательной функции есть противоположность в виде второй слабой (но уже не такой слабой, как самая слабая) бессознательной функции, которая также, как и суггестивная, позитивно впитывает в себя информацию по соответствующему аспекту. Эта функция называется активационной, потому что внушение здесь не такое сильное (ибо функция не такая слабая), и реакция на эту информацию уже не впадание в приятный транс, а позитивные эмоции, что-то навроде радости или повышения тонуса. Суггестивная и активационная функции образуют блок суперид - в противоположность блоку Эго, который состоит из базовой и творческой.
Шаг 3
Почему творческая функция противоположна по вертности базовой.
А причина в том, что сознание человека - мы говорим именно о блоке ЭГО, о самой осознанной части психики - не может быть только интровертным или только экстравертным, человек живет в двух мирах, внешнем и внутреннем, эти два мира даны ему в непосредственном опыте, поэтому он не может полностью игнорировать существование одного из них в пользу другого, даже если ему очень хочется этого, он, тем не менее, всё равно вынужден осознавать и то, и другое. Это тупо вопрос выживания. Если ЭГО будет на 100% интровертно, мы получим аутиста или нечто овощеподобное, что загнётся очень быстро из-за неумения ориентироваться во внешнем мире. Если эго будет на 100% экстравертно, мы получим стопроцентного дурака, не способного остановиться и задуматься над своими действиями - и среда довольно быстро прихлопнет его, как назойливую навозную муху, которая залетела в комнату и задолбала всех своим непрестанным жужжанием, попытками залететь в рот и т.д.
Шаг 4
Следующий шаг - блок ИД (ограничительная и фоновая).
ИД (англ. it) переводится как ОНО. Блок слабо осознаваемой компетенции: "Как у тебя так получается?" - "Не знаю, ОНО само как-то вышло".
В терминах Юнга - это называется ТЕНЬ.
Почему "слабо осознаваемой" - потому что вертность противоположна сознательной установке блока ЭГО. Ваше внимание не здесь. А почему же тогда "компетенции"? Потому что ТЕНЬ автоматически повторяет действия своего хозяина, хотя и в другой плоскости. Например, если человек осознанно производит эмоции, настроения (ЧЭ), он автоматически формирует и отношения (БЭ). А если он работает сознательно над отношениями, то по ходу дела создаются и соответствующие эмоциональные переживания. Пускай и не специально, нечаянно (читай - бессознательно). Или если человек осознанно работает над получением какой-либо выгоды (ЧЛ), то ему волей-неволей приходится разобраться с правилами игры (БЛ), которые позволят эту выгоду получить при их соблюдении или хакерском взломе. Или, наоборот, если его в первую очередь интересует, как всё устроено (БЛ), то его дальнейшие действия волей-неволей будут совершаться с учётом этого знания, т.е. будут более эффективными (ЧЛ). Ну, и так далее.
ИД состоит из двух функций. Ограничительная - противоположность базовой по вертности, возможно, именно поэтому она называется ограничительной, ведь основной ресурс внимания обращён в другую сторону. Фоновая называется так, возможно, потому что соотносится с базовой, как фон и фигура. Эта функция бессознательно действует на том же поле, что и творческая, но её работа глобальнее, потому что она совпадает по вертности с базовой. Работа творческой подразумевает небольшой отход от привычного состояния. Высунуть голову из панциря, если речь идёт об интроверте. Заглянуть в себя одним глазком, если речь идёт об экстраверте. А фоновая работает в режиме привычной вертности.
Шаг 5
Далее, кратко о блоке СУПЕРЭГО (ролевая+болевая).
Этот блок соотносится с блоком ИД примерно так же, как блок ЭГО соотносится с блоком СУПЕРИД.
Если блок ИД - зона неосознанной компетенции, то СУПЕРЭГО можно назвать зоной осознанной некомпетенции.
Мы рассматривали фоновую функцию - самую сильную бессознательную - ей противостоит болевая - самая слабая сознательная. В аналогичных отношениях находятся ограничительная и ролевая.
В терминах Юнга этот блок называется ПЕРСОНА - он поддаётся сознательному контролю, но не соответствует истинной личности (ЭГО), поэтому многие его используют как личность подставную, как маску, которую можно быстро надеть на себя в целях психологической защиты от социума, правда, на короткое время. Если эту маску носить слишком долго, можно загрустить даже заболеть, потому что люди расстраиваются как психически, так и физически, если слишком долго делают не то, что им нравится.