Продолжение...
Пока гости "закусывали" очередной тост ,оба соискателя на должность бригадира подсели к Мееру поговорить на предмет передачи полномочий бригадира одному из них. Соперники не подсиживали друг друга-всё должно было решиться по- честному, и с согласием ,естественно, начальства.
-Михаил Львович, - почтительно обратился к Мееру Петро,- вы таки уходите на пенсию или таки нет?
Пока не знаю, ребята, не очень -то хочется . Силы ещё есть. Что буду дома делать? Рабочему человеку безделье противопоказано.
Какое безделье?, -поддерживает напарника-соперника Сёма Шмаровоз,- вот у вас какое хозяйство: сад, огород. Да и бочечки потихонечку будете клепать для особо доверенных клиентов. Да и мы позовём вас подработать, когда у нас срочная работа будет. Пенсия у вас вроде намечается неплохая, сад-огород тоже даёт какой-то доход. Отдыхайте на здоровье.
-А знаете,кындерлэх, мне кажется, вы имеете резон. Но я ещё немного подумаю. А может сложу с себя объязанности бригадира, и просто останусь рабочим? Вас это ,наверное ,устроит больше всего? А пока оставьте этих глупостев, не морочьте мне бейцем и лучше продолжайте веселиться.
"Ребята" отшли, тем более, что оркестр "Стемпеню" начал играть танцевальные мелодии. А когда этот оркестр играет,то какой человек, передвигающийся самостоятельнои имеющий хоть какое-то понятие о танцах, будет заниматься делами! Танцевать! Танцевать!
А оркестр выдаёт свой репертуар. Начали со старинных бальных танцев: "Па-де-грасс", "Па-де-спань", "Чардаш", "Карапет", "Коробочка", "Полька- кокетка".
Братья Фридманы -Меер, Берл, Пинхас и даже шибко грамотный Зиновий Львович СМАЧНО танцевали со своими супругами. И сёстры с девичьей фамилией Фридман потянули своих мужей на танцы. Гости среднего и чуть выше среднего возраста вспомнили молодость, и запрыгали.
Потом сделали небольшой перерыв. Перерыв сделали гости. А оркестр "отрабатывал" гонорар. Коля -колбасник, совмещающий игру на контрабасе с объязанностью ведущего, объявил "Мазурку". А вот танцевать настоящую мазурку могли только две пары- из мужчин: Мишка-рыжий, главный мужской мастер центральной парикмахерской и шофёр райпотребсоюзовсой "полуторки" Данил Балагула; из женщин: официантка местной чайной Соня по прозвищу "Кирзовая шейка" и бухгалтер конторы "Заготзерно" Нина Алесандровна, но без прозвища. Вот они и выдали настоящую "Мазурку". Они танцевали ,как танцевали гусары со своими дамами в 19 веке на дворянских балах в лучших домах столицы Российской Империи, а то и как на балах у Императора и Самодержца всея Руси. После "Мазурки" оркестр тоже решил передохнуть и подкрепиться. А пока он отдыхает попробую ответить читателю на , возможно, заданный вопрос: Что это за прозвище "Кирзовая шейка" , и почему в этом произведении так часто приводятся прозвища действующих лиц, а не их фамилии. Дело в том, что в те далёкие времена, когда люди жили более на виду друг у друга чем теперь, было принято давать прозвища. Под одну фамилию и даже имя попадало сразу несколько индивидумов. Ну как их отличить друг от друга. Местные остряки замечали характерные отличия однофамильцев и давали , как припечатывали прозвища . И это было на всю жизнь. Более того, это прозвище унаследовали во многих случаях не только дети, но и внуки. Вот ,например внук Сёмы Шмаровоза Дима носил то же прозвище, хотя никогда на паровозе не работал и родился в то время когда и паровозов не стало. Их заменили на тепло и элетровозы. Нет, конечно,начальника сборочного цеха завода " Стройгидравлика" в Одессе Дмитрия Львовича М. никто не рискнул бы назвать "Шмаровозом". Но это в Одессе. А здесь в К...ле в свои редкие приезды к дедушке Дмитрий Львович мог услышать от любого к..льца своё фамильное прозвище или как определяют это в мире блатных ПОГОНЯЛО. А теперь о прозвище "Кирзовая шейка". Её обладательница Соня Бекер обладала таким достоинствами как стройной фигурой, пышными красивыми волосами с рыжим оттенком, весёлым и добрым характером. Её можно было бы считать если не красавицей,то ,по крайней мере , симпатичной,если бы не... Соня была фронтовичкой-зенитчицей. На её счету был не один сбитый фашистский самолёт. Но и ей досталось. Взорвавшейся неподалеку от её зенитного орудия бомбой Соня была ранена в голову. Осколком также была пробита щека , а шея была исполосована мелкими осколками. Благодаря многочисленным операциям врачам удалалось спасти лицо от безобразных шрамов, а вот шея... Кожа на шее напоминала солдатский кирзовый сапог. Рану на голове и щеке Соня закрывала своими густыми волосами. Шею старалась прикрыть высоким воротником и шарфиком. Вот отсюда и её прозвище "Кирзовая шейка". Что поделаешь- люди жестоки.
Пока читатель знакомился с отступлением от текста, отдохнувший и слегка охмелевший оркестр маэстро "Стемпеню" вместе с не менее, а то и более захмелевшими гостями продолжили веселье. На этот раз оркестр заиграл весёлые еврейские мелодии: танцы "Шер", "Семь сорок " и... "Фрейлахс".
" В семь сорок он приходит,
В семь сорок он отходит...", пел солист Коля -колбасник.
А танцоры выделывали немыслимые коленца. Особенно красиво, чисто по-одесски танцевал Зиновий Львович. Он же учился в Одессе, и учился не только бухгалтерскому делу. Недаром Зиновий Львович прожил свои 4 студенческих года на Молдаванке!
А потом грянул зажигательный танец "Фрейлахс". Тогда ещё разрешалось играть и танцевать еврейские танцы. Через несколько лет еврейские мелодии можно было исполнять либо как молдавские либо как мелодии народов мира без указания национальной принадлежности музыки. Чукчи, например, могли без препятствий играть свои мелодии на палке с одной струной или петь популярную "северную" песню "Унесу тебя я в тундру, унесу" , а вот евреям нежелательно было ни читать на идыш , ни петь свои песни публично. А за изучение древнееврейского языка-иврита, можно было и за решётку угодить. Но это буде позже, а пока евреи и их украинские соседи с удовольствием танцевали самый весёлый танец евреев- "Фрейлахс"( "Веселье"). Автору удалось увидеть исполнение этого танца в театре Fisher Hall Линкольн Центра в Нью Йорке в исполнении Ансамбля Танца Игоря Моисеева. Он (автор) был ПОТРЯСЁН!!! Такого ему нигде и никогда не доводилось видеть. Конечно ,гости Меера и в подмётки не годились профессионалам Моисеева. Но то же были профессионалы!
Гости Меера выкладывались на полную катушку. Пришлось опять сделать перерыв.
Во время перерыва от танцев юбиляра поздравляли дети и племяники. И все произносили тосты, и все выпивали -кто вино, кто водочку, а кто и сладкую водичку. И подкрепялись тем, что бог послал, а Меер и Белла выставили на столы для своих гостей. Восстанавливали запасы энергии, потраченой на весёлые танцы. В силу своего, уже приближающегося к пенсионному ,возрасту Берл устал. Он танцевал со своей молодайкой Соней и "Коробочку" и "Чардаш" и ,наконец, "Фрейлахс".
Время подходило к вечеру. Ещё не начинало темнеть,но сентябрьское солнце уже бросало свои лучи не на траву, а на верхушки деревьев.Свежий ветерок остужал разгоряченные лица и тела танцоров. В воздухе усилился аромат созревающих яблок вперемежку с запахом роз, настурций ,тюльпанов.Скоро и пьянящий запах метеолы насытит воздух во дворе старого дома Фишманов.
Ну какое же это веселье без песни! И начал песню, украинскую народную Иван Николаевич Дикий:
Розпрягайте хлопцi коней,
Та й лягайте спочивать...
Песню подхватывает его супруга, а за ней и остальные. Пели также еврейские и русские народные песни, и советские: "Катюшу"," На позицию девушка провожала бойца...", " Тёмную ночь"
И так хорошо и умиротворёно на душе у каждого. Все были сейчас вместе: и украинцы, и русские, и евреи- все граждане одной страны-соседи,друзья,родственники.Вот так бы всегда и во всём мире. Не воевать,не убивать друг друга,как хотят это власть имущие в разных странах и среди разных народов. А вместе работать и веселиться. "Лучше водку пить,чем воевать",- поётся в песне " Бутылка вина". И правильно поётся.
-Продолжаем танцы,- объявляет ведущий Коля-колбасник,- Сейчас будут вальсы, танго и фокстроты. Объявляю Дамский Вальс. Дамы приглашают кавалеров. Повторяю кавалеров, а не мужей. И помните: Там ,где галстук-там перОд.,-продолжает шутить Коля.
Оркестр заиграл стариннй вальс "На сопках Маньджурии".
И застоявшиеся "дамы" ,как молодые кобылицы, бросились приглашать облюбованых заранее, и "жеребцов". Ну жеребцов -это уж черезчур: может пяток из гостей-мужчин могли бы претендовать на это,не очень почётное в местечке, звание. Ольга Васильевна пригласила на танец Меера, а Белла , соответственно, Ивана Николаевича. А вот за Пинхусом-Пиней началась настоящая "охота". Пиня обладал не только красивой внешностью и высоким ростом, не только красиво танцевал, но являлся обладателем мужских достоинств так ценимых ещё не старыми женщинами. В местечке поговаривали,что у Пини были любовницы. Вообще -то, кому какое дело были ли любовницы у Пини-не были . Пиня -не Президент, не Губернатор, и даже не бригадир. Ему импичмент не грозил,разве что от жены. Но супруга Пини Лиля его не ревновала. Значит,всё в порядке. Значит, Пининой энергии Лиле было достаточно, а куда уходит её (энергии) избыток...
На вальс Пиню раньше всех успела "захватить" бывшая вдова, а ныне супруга Берла ,Соня, и они закружились в танце.
"Красивая пара",-подумали многие. И правильно подумали. Лиля тоже любовалась своим Пиней. И не было у неё ни капли ревности... ну может быть чуть -чуть. Лиля уже не танцевала. Она слегка подвернула ногу, танцуя "Фрейлахс" ,и теперь отдыхала. Не танцевал и Берл. Дамы пригнорировали его и как танцора, и как мужчину. Теперь он с неудовольствием наблюдал за танцующими Пиней и Соней. Но терпел.
- Аргентинское танго,-объявил Коля. Пиня пригласил Соню.
И они опять "сошлись" в этом страстном танце. Танго нельзя танцевать "на растоянии". Это уже не танго, а его эрзац. Пиня с Соней не танцевали "эрзац". Они танцевали настоящее танго. А что такое настоящее танго? Это когда партнёры сближаются на минимальное,насколько позволяют приличия,расстояние. Партнёры растворяются друг в друге. Они танцевали,Лиля сияла,снова любуясь мужем. Берл мрачнел.Он сдерживал себя изо всех сил. " Я же дал слово Мееру,что скандала не будет", -уговаривал себя Берл,- "Да, дал. Но этот подлец, мой брат, переходит все приличия. А она? Она прямо тает в его объятьях. Сколько я могу терпеть?"
И Берл не выдерживает. Муки ревности перевешивают здравый смысл и данное Мееру слово.
Эй ты ,кобель, оставь мою жену в покое. Тебе мало баб в местечке и его окрестностях?Ты уже за родственников взялся? Ты! Урод!
Это мой Пиня урод?-взвилась Лиля. Она бы стерпела "кобеля", но "урода"?- Посмотри на себя в зеркало. Вот в нём ты точно увидишь урода. На моего Пиню все бабы бросаются, даже порядочные. А свою шалаву ты плохо обслуживаешь,вот она и бросается на всё,что в штанах ходит.
Это я шалава?-аж зашлась в гневе Соня,-если потанцевала с твоим мужем ,то уже и шалава?
Меер увидей нарастающии скандал. Извинившись перед партнёршей,с которой танцевал, подбежал к ссорящимся, право недалеко было. Меер дал знак "Стемпеню" играть погромче. Он предполагал, что звуки музыки заглушат голоса скандалистов.
Ша,Ша,девочки и мальчики. Что за шум? Соня отойди подальше! Лиля ,а ты иди к Белле. Мы сейчас разберёмся с Пиней и Берлом.
Женщины отошли в противоположные друг от друга стороны.
Берл, Пиня! Что такое? Что вы на этот раз не поделили?
Понимаешь, Меер, этому идиоту не понравилось ,что я танцую с Соней и он набросился на меня как Гитлер на СССР 22 июня. Он же псих,ты что не видишь?
Я псих? Я идиот? А ты умный,порядочный? Порядочные так не поступают. Если бы ты просто танцевал.,но ты же не танцуешь,ты тренаешь* партнёршу, а это не просто партнёрша-это жена брата.
Берл, Берл! Может это тебе так показалось? Может быть ты перебрал немного?
Показалось? Если бы только мне показалось! Если бы только это было в первый раз. Знаешь ,Меер, я именно поэтому не решался прийти на твой юбилей. Я не хотел видеть его гнусную рожу. Не хотел я тебе тогда говорить. А теперь скажу. Меер, случилось это месяц назад. Возвращаюсь я с покупками из магазина. Слышу голоса и смех. Захожу в гостинную , а у нас гость.И кто ты думаешь? Конечно ,Пиня. Сидит на диване рядом с Соней и смеются-заливаются.
Ну и что ,Берл? Твой брат пришёл к тебе в гости. Что же здесь такого? я тоже захожу к тебе иногда.
Может быть и не было бы ничего,как ты говоришь, такого,если бы он не пришёл в моё отсутствие. И опять же не было бы ничего такого, если бы его рука не была бы у Сони за пазухой. Что пининой руке понадобилось у моей Сони за пазухой? Что? Я тебя спрашиваю?
Да, дела,-Меер вздохнул тяжело. Берл, иди домой с Соней или без-это уже на твоё усмотрение. А с тобой,Пиня мы поговорим позже,когда уйдут гости.
А когда гости разошлись, Меер крепко поговорил с Пиней о жизни , о долге и о порядочности.
. А Берл с Пиней так и не помирились до самой смерти.Красавец Пинхас умер раньше Берла, и Берл даже на пинины похороны не явился.
- Он же на мои не прийдёт. Чего же я буду на его похороны идти?- мрачно отшутился Берл
Прошли годы, давно уже нет в живых ни Меера, ни Пини,ни Берла, ни Зини, ни их сестёр.Уже их внуки отмечают юбилеи и свадьбы. И отмечают их в других странах: в Израиле, в Америке, в Германии, в Австралии.Куда только не забросила судьба потомков Лейбы и Двойры Фишманов. А история как поссорились дядя Берл с дядей Пинхасом осталась в семейном предании и её вспоминают каждый раз ,когда Фишманы встречаются...И каждый раз задают вопрос в шутку: "Так ,что же делала пинина рука у Сони за пазухой?"
Вот и мне пришлось услышать эту историю от Лёвы, их племяника и я излагаю её на этих страницах.