Гарбуз Ким : другие произведения.

Дядя Брунфенмахер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Брунфенмахер и студенты
  
  -Здравствуй Сёма! Когда ты приехал?
  -Дядя Миша, вы же видите, что я только сошёл с поезда.
  -Конечно,вижу. Но спросить всё равно хочу. А ,что нельзя?
  - Можно, можно, дядя Миша.
  -И когда ты уезжаешь, студент?
  - В конце августа.,как только кончатся каникулы.
  - И сколько ты пробудешь на каникулах?
  -Ах,. дядя Миша! Вы же грамотный человек- ведь вы умеете считать.
  -Конечно умею,но мне нравится, когда мне отвечают, а не когда я сам занимаюсь арифметикой.
  -Хорошо, дядя Миша. Уеду через два месяца, в конце августа.
  - Ой, какой ты худой стал! Наверное много занимаешься?
  - Да. нет, не особенно много, но стараюсь.
  -А может ты больше по девочкам стараешься? Почему у тебя тройки по "Сопромату" и "Деталям Машин." И стипендию потерял.
  " Вот, чёрт! И откуда он знает это?"- думает Сёма,прикидывая в уме,кто же это мог
  донести на него дяде Брунфенмахеру.
  А дядя Миша просто до этого встретил Витю Гольда, учившегося с Сёмой в том же институте и ,путём "сложных" расспросов, разузнал всё о Сёме. Он знал, что Сёма приедет следующим поездом из Одессы и соответственно подготовился к встрече.
  О Сопромате или Деталях машин или ТММ(теория механизмов и машин- Тут Моя Могила на студенческом жаргоне.) дядя Миша имел смутное понятие, а , вернее, вообще не имел такового , но щегольнуть научными терминами любил.
  Через час он встретит Яшу Бейлика и повторит свои вопросы. Ни Сёма ,ни Яша,ни какой нибудь другой ,приехавший в родные пенаты, студент не могли избежать встречи с дядей Мишей.Он занимал свой пост на углу Вокзального переулка и улицы Ленина и обойти его не было никакой возможности, разве что выйти на улицу Ленина, у водокачки. Но для этого пришлось бы пересекать станционные пути, рискуя попасть под колёса маневрового паровоза, управляемого Серёжей Хреновым. Студенты предпочитали дяди Мишины вопросы- лекции риску побывать под колёсами Хреновского паровоза. Жизнь всё таки дороже.
  Тем временем, дядя Миша продолжал "терзать" студента.
  -Нужно будет сказать твоей маме....
  -Ой, дядя Миша, не надо говорить маме за тройку. Я исправлю её. Пересдам этот чёртов Сопромат. Честное слово.
  -Да нет, Сёма, я маме не за тройку скажу, Я уверен, что ты её исправишь. Я скажу твоей маме, чтобы она тебя откормила. А " юхалы" из курочки ты ,наверное, давно не пробовал? А? Твоя мама мастерица по "юхалэ", почти как моя Клара. Там и витамины с белками-углеводами и разными там минералами. Поправишься, окрепнешь.И учиться лучше станешь.Правда ,сынок?
  - Правда, правда, дядя Миша. Можно я уже пойду?
  - Иди , иди. Передай маме привет. Папу твоего я увижу сегодня в парикмахерской.
  Сёма направился в сторону улицы Кирова, к родному дому, а дядя Миша остался поджидать следующего студента. Расписание поездов, проходящих через этот крупный железнодорожный узел он знал не хуже, а даже лучше начальника станции.
  
  Брунфенмахер и фамилия
  
   Кто же он такой, этот вездесущий дядя Миша Брунфенмахер? Сама фамилия Брунфенмахер не совсем обычна и шла дяде Мише как корове седло, о чём Читатель узнает ниже. Многие,но далеко не все фамилии отражали род деятельности её носителя. Если не сам современный фамилиеноситель, то его предки занимались тем, о чём говорила фамилия. Кузнецовы, Ковали с Коваленками, например, были потомками железных дел мастеров. Фамилия Балагула означала, что кто-то из предков занимался извозом. Фаерманы- то ли из пожарников,то ли , наоборот, из поджигателей. А Рабиновичи как и Поповы, Дьяконовы- из сословия служителей культа. Некоторым их фамилии не нравились и они , по возможности, избавлялись от них-принимали фамилию супруги, а то и просто меняли её. Когда-то для изменения фамилии нужно было сообщать обществу об этом путём помещения объявления в газете. Мне рассказывали случай, что до войны в газете "Винницкая Правда" было опубликовано следующее объявление: " Меняю фамилию ПОЦ на ПУРЕЦ. Пурец переводится с Идыш как ПАН, ГОСПОДИН. Ну а ПОЦ в переводе не нуждается. Любой мало- мальский "интеллигентный" человек знает, что означает это слово . Согласитесь , что Пурец звучит гораздо благороднее. Поц- он и есть ПОЦ, а Пурец...нечто другое.
   Герой моего рассказа носил фамилию Брунфенмахер, что в переводе с идыш звучит как "Человек, делающий водку". В свободном переводе фамилию эту можно перевести как "Самогонщик". У евреев есть много "алкогольных" фамилий, таких как Бронфен, Винокур и т. д. Известный Канадский мультимиллионер Бронфман сделал состояние,используя свою фамилию "по назначению"-производство спиртных напитков. Брунфенмахер же, в отличии от своего почти что тёзки,состояния на этом не нажил. Более того, состояния он вообще не имел, а то,что имел никак со спиртными напитками связано не было.Может быть его предки и занимались винокурением или продажей алкогольных напитков, как об этом свидетельствует фамилия,но о своих предках ни сам Брунфенмахер, ни жители местечка понятия не имели.Тайна уходила в глубь если не столетий, то десятилетий, а аборигены так далеко назад не заглядывали, да и летописей не составляли. Не было среди них своего Пимена.
  
  Брунфенмахер и "Зелёный Змий"
  
  С "Зелёным Змием" Брунфенмахер был даже очень на "ВЫ".Он не был замечен не только в злоупотреблении,но и в просто регулярном употреблении спиртного. Разве только в еврейские праздники он позволял себе крошечную рюмочку сладкой домашней вишнёвой наливки, в которой алкоголя было столько,что,если , скажем, мысленно перенестись в наше время и в наш город Нью Йорк, то,выпив четыре- пять "Брунфенмахеровских" рюмок, можно смело садиться за руль автомобиля, не опасаясь, что полиция,следуя новым драконовским законам,учреждённых нашим глубокоуважаемым бывшим мэром Джулиани , конфискует транспортное средство. По советским праздникам Брунфенмахер участвовал в коллективных выпивках,хотя сам не пил. Поскольку материальной базой коллективной выпивки являлась складчина, то с Брунфенмахера коллеги требовали внести десятку ( в ценах до 1961 года) в общий "алкогольный фонд".
  - Мойше! Послезавтра праздник. 1 мая- День Международной солидарности трудяшихся. Не забыл?,- спрашивает Андрей.
  -Что я, по вашему не советский человек? Я, что могу забыть ПРО такой празник,когда весь советский народ, как один...
  -Тогда, давай гони червонец на водку,- перебивает его Андрей,опасаясь попасть
  на брунфенмахерскую лекцию " О международном положении".
  - Я как все, пожалуйста. А Эпелбойм уже дал?- Брунфенмахер больше всего опасался , что Эпелбойм может "сачкануть" или внести десятку после него.
   И, только убедившись, что Эпелбойм УЖЕ заплатил свою долю, Брунфенмахер отдавал Андрею десятку с таким видом как будто расставался с тысячей.
  Он оставался на "вечеринку" по двум причинам. Во первых там можно было вволю поболтать обо всём на свете, а это было его "хобби". Во вторых за свою кровную десятку,которую ему было ,ох как жаль( Брунфенмахер был,мягко говоря,скуповат
   и к потеряной десятке относился как к неизбежным затратам- вроде налогов), он хотел получить максимум удовольствия. И что вы думаете? Он его получал-это своё удовольствие.
  В коллективе, собравшегося по поводу очередного праздника и отмечавшего этот праздник обильной выпивкой всегда присутствовали двое брунфермахерских коллег. Всякому мало -мальски пьющему человеку известно,что водки не бывает много. А так как Мойше слыл непьющим, то коллеги, естественно, претендовали на Брунфенфахерскую порцию спиртного. Вот тут -то Брунфенмахер и имел свой интерес. Он отдавал свою порцию тому, которому благоволил в настоящий момент, испытывая, ни с чем не сравнимое, удовольствие от власти над страстями человеческими. Второй,обделённый Мойшиным вниманием, коллега мог только бросать завистливые взгляды в сторону счастливого обладателя Брунфенмахерской порции. Больше всего обделённым оказывался Эпелбойм, а почему -Читатель узнает чуть позже.
  Когда Брунфенмахер был недоволен обоими, то демонстративно выливал свою долю под ненавидящими взглядами обделённых сослуживцев.
  - А,что имею на это полное право,- с удовольствием произносил непьющий товарищ Брунфенмахер, не подозревая, что только страх возмездия удерживал коллег от "окончательного решения Брунфермахерского вопроса". Ой, как часто его жизнь висела на волоске!Лучше уж быть пьяницей, чем покойником, не правда ли?
  На фото: сидит крайний справа М. Брунфенмахер.За ним стоит Эпелбойм. Сидит третий справа -Андрей.
  
   Внешность Брунфенмахера и его взаимоотношения с Б-гом.
  
  Росту в моём герое было ровно 162 см, весу 80кг.Он был жгучим брюнетом, с круглым лоснящимся лицом и глазками- буравчиками,в которых всегда стоял вопрос и даже не один,а не менее трёх.Представь себе,Читатель, брюнета с тремя вопросами в глазах. Под среднего размера (не шнобеля) с небольшой горбинкой носом росли усики. Именно усики, а не усы. Эти усики были чем то средним между, извините за сравнение, гитлеровскими и ворошиловскими. Сам обладатель этих усиков считал их "как у Клима Ворошилова". Внешность обычная.но с некоторым оттенком симпатичности. И если бы не животик, то его вообще можно было назвать чуть ли не красивым " в своей возврастной категории".
  Когда среди жителей посёлка заходил разговор о нём ,то его называли по фамилии и имени Мойше Брунфенмахер( как будто в этом посёлке- местечке или в радиусе 50-100 км проживал ещё какой нибудь Брунфенмахер). Религиозные евреи, которых в местечке было раз-два и обчёлся и с которыми он общался по субботам, называли его реб Брунфенмахер или иногда реб Мойше. Он был,честно говоря,не шибко верующим. Обрывки текста молитв, буквально вбитых ему в голову меламедом(учителем в хедере) при помощи подзатыльников и способность прочитать худо-бедно молитвенник на древнееврейском, вообщем, те осколки знаний о своей вере, сохранившиеся в его голове ещё со времён учёбы в хедере,позволили ему посещать по субботам и праздникам квартиру, где собирались немногочисленные знатоки Торы (Библии)( и неучи тоже) во главе с признанным авторитетом в этой области шойхетом Авремелем. Синагоги ,как таковой, в местечке не было. Она была упразднена, а ,вернее, просто закрыта советской властью ещё в далёкие 20 годы. В это здание переехала контора "Заготзерно". Во время войны здание как и всё местечко было разрушено. "Заготзерно" разместилось в другом, построенном после войны, помещении. А синагога...
   Брунфенмахер посещал эти собрания верующих довольно аккуратно.
  " Если Б-г действительно существует,как меня учили ещё в хедере и о чём я читаю в Торе, то он учтёт рвение еврея Брунфенмахера в молитве и в обеспечении "миньона"*. Если же бога нет, как утверждают большевики,то я хожу туда просто пообщаться, как в клуб.И претензий у соответствующих и несоответствующих органов ко мне быть не может"-, рассуждал Брунфенмахер,направляясь на очередную субботнюю "клубную" встречу.
  Вот это-то "пообщаться" и было, я думаю, главной причиной посещения им "клуба". Чем - чем, а желанием пообщаться, в смысле вставить и "свои пять копеек" в общую беседу Всевышний дядю Мишу не обделил. После молитвы верующие не разбегались по домам , как это они делали после работы, а оставались поговорить "за жизнь".Международные отношения, положение в стране(что евреям ожидать от очередного нового "балабуста" *, местные новости - это были темы, обсуждаемые верующими. В вопросах международных отношении евреи соблюдали предельную осторожность. Они всегда были "ЗА". Кто знает, может быть реб Гершл или реб Хаим "стучат" потихоньку? Если надо Партии, то она и в среду верующих евреев "пошлёт" своих представителей.( Если они верят в свой коммунизм, то ещё легче поверить в существование Б-га). А за неосторожное слово можно попасть в места, где нет кошерной пищи и не соблюдают субботу. О положении в стране и новом балабусте можно было судить по междометиям и намёкам.
  -Ну,евреи, как вам нравится наш любимый товарищ Маленков?- начинал реб Лейб Пустильник
  -Очень нравится.-нестройным хором отвечали некоторые.
  Другие молчали, неодобрительно хмыкали.Значит, он им не очень нравился,но сказать об этом! Что они совсем сумасшедшие,что ли?
  - Я думаю, что амнистия будет не только бандитам-хулиганам, но и нашему брату еврею.Скоро реб Нисл Обермейстер вернётся, если он ещё живой, конечно. Правда, реб Авреймл?
  -Правда, правда. А фынстере хулым аф дане сонымс копс (чёрный сон на головы твоих врагов или лучше перевести как холера в бок твоим врагам).
   Ну, а местные новости обсуждались более открыто. Критике подвергался не только Председатель Райисполкома товарищ Формальнов, но и сам Первый Секретарь Райкома Партии товарищ Валюх.
  -Товарищ Валюх мог бы наконец подписать бумагу, разрешающую нам построить маленькую синагогу. Мы столько раз его просили об этом.
  -Ша, евреи! Вы что думаете , что у нашего дорогого,..гмм ... товарища Валюха нет других срочных дел? Тут урожай в очередной раз погибает, сахарный завод с планом не справился. МТС, МТМ... Вот исправят эти недостатки, тогда он и подпишет эту бумагу.
  -А я оптимист. Я верю,что мои правнуки, а может даже и внуки будут молиться в новой синагоге.
  -Если вообще будут молиться,- добавляет " вечный скептик" реб Йосл Фактерман.
  Но тут в полемику вмешивается Брунфенмахер.Наступает его "звёздный час". Что-что ,а местные новости лучше его никто осветить не может. Он знал всё.Он держал руку "на пульсе" жизни местечка. Он знал сколько клиентов было пострижено-побрито в 4-х местных парикмахерских,сколько масла произвёл за прошлый квартал маслозавод, сколько зерна заготовила контора "Заготзерно"( а также правильно ли ведёт документацию главбух товарищ Футеран),сколько скота в настоящее время находится в загонах "Заготскота",сколько мяса "нарубили" главные мясники Лейб Кацев и Хаим Кацев ( и даже,что они "с этого имели").Ход ремонта тракторов и комбайнов в МТС и МТМ не избежал пристального внимания Брунфенмахера. А расписание поездов,проходящих через железнодорожную станцию, было им изучено настолько,что он служил чем-то вроде справочного бюро для тех, кто ленился подойти к вокзалу и прочитать это расписание лично. В расписание могла вкрасться ошибка( зимнее и летние расписания движения поездов отличались друг от друга и не всегда своевременно обновлялись). У Брунфенмахера ошибок не было. Благодаря своим энциклопедическим знаниям местных новостей и событий он мог бы служить источником информации для иностранных шпионских служб и более приземлённой службы ОБХСС ( Отдел борьбы с хищением социалистической собственности). Но почему-то шпионы Брунфенмахером не интересовались, а когда ОБХСС попробовала (по слухам) привлечь его в ряды своих осведомителей, то Мойше настолько исскустно сыграл роль дурачка и трепача, что оперы этой службы быстро от него отстали.
  Любил он также встречать, возвращавшегося домой после смены машиниста маневрового паровоза Серёжу Хренова. Он его подкарауливал на своём обычном
  месте .
  - Здорово, СерОжа!.
  -Здравствуйте, дядя Миша.
  -Ну как смена? Составы собрал?
  - А как же, дядя Миша. Я же передовик- стахановец, и ,к тому же ,орденоносец.
  - Ну, а сколько людей задавил сегодня, СерОжа? Шучу,шучу.
  - Сегодня я чист перед людьми и законом. Вы,что думаете, что я каждый день людей давлю? Было у меня два случая. Так ведь не моя вина была, вы же знаете как это случилось. Разве можно перебегать пути перед паровозом? А сами вы, дядя Миша через пути , случайно,не пробовали перебегать?Я тоже шучу-шучу.
  -Что ты,СерОжа! Во первых мне на ту сторону посёлка не нужно, а ,если нужно будет, то я через мост, который ,как мне известно, планируют построить, перейду.
  -Правильно,дядя Миша. Ждите.
  ( Мост построили в конце семидесятых, но Брунфермахер не успел воспользоваться им- он умер)
   Вот пересказом местных новостей и занимал внимание слушателей Брунфенмахер,чем вызывал восхищение одних и недовольство других., тех, которые предпочитали бы не афишировать свои дела.
  
   Профессия Брунфенмахера и его коллеги.
  
  Как ты считаешь, Читатель, кем по профессии мог быть Мойше Брунфенмахер?
  Директором МТС? Начальником станции? Продавцом? Парикмахером? Сапожником? Для первых двух у него не хватало специального образования. Для последней профессии сапожника ( "Шистер" на идыш) он был черезчур интеллегнтным. Продавцом или парикмахером он мог бы стать, конечно, но родители, в своё время, отдали его в обучение к хорошему крыжопольскому портному Янкелю Габаю, который и передал молодому Мойше секреты своей профессии. Итак, по профессии Мойше Брунфенмахер был портным, в основном, мужским портным, но мог скроить и пошить также и женскую одежду,чем пользовалась его супруга тётя Клара, экономя на "модистке".
  Брунфенмахер был не просто портным, а в некотором роде, даже начальством.Одно время он числился заведующим швейной мастерской, а затем перешёл в заместители заведующего.Заведующим мастерской Мойше был избран (а это была артель, где по уставу заведующий избирался), а затем утверждён вышестоящей районной организацией вполне демократическим путём-большинством в один голос, но это большинство было подавляющим,более того-100%. Эти-то 100% большинство было обеспечено ему голосом второго мастера Индпошива в лице Семёна Гидальевича Эпелбойма,являвшегося, к тому же, и единственным рядовым членом коллектива .Так что конкурентов на должность заведующего у Брунфенмахера не было,тем более, что против себя он не голосовал.
  Очень скоро дела мастерской пошли довольно успешно.Неподалеку от местечка находилась воинская часть- Школа Младших Авиаспециалистов (ШМАС), и форму свою офицеры, в основном, шили именно в этой мастерской. Мастерская стала называться Ателье Индивидуального Пошива.Двое портных уже не справлялись с увеличившимся объёмом работ.В штат ателье был зачислен молодой и энергичный парень Андрей Хоменко, а заодно и уборщица Мария на пол ставки. Мария "на пол ставки" освободила жён Брунфенмахера и Эпелбойма от ежедневной уборки , дав им возможность: одной сосредоточится на воспитании детей,второй- на уходе исключительно за личностью товарища Мойше Брунфенмахера.
  После зачисления в штат Андрея у вышестоящего начальства возникли другие проблемы. Времена были суровые. Началась борьба с "космополитами", то бишь с
  лицами некоренной национальности, а если проще , то с евреями. А если еще проще и приземленннее, то просто с жидами. Это борьба, как известно, никогда не затухала, а только переходила от одной фазы к другой, то возгораясь, то тлея, в ожидании,когда ".. из искры возгорится пламя".Иметь в штате ателье двух евреев и только одного "коренного" плюс полууборщицы Марии, причём одного из иудеев
   в должности заведующего? Так какая нация преобладает на Украине? Соотношение 2:1,5? Это уж слишком. Так можно быть уличённым в еврейском буржуазном национализме - сионизме(если ты еврей) или в пособничестве этому национализму(если ты украинец или русский). Да мало ли в каких "ИЗМАХ" можно оказаться замешанным. Ну, а , если, скажем, зав мастерской ( а это уже не просто портной, а совслужащий) передаст выкройки формы офицера Советской Армии буржуазной сионистской организации "Джойнт", а те для конспирации вырядят в неё какого-нибудь шпиона ?( Думаю,что в этом самом "Джойнт" даже не подозревали,что могли так просто заполучить "секретные" выкройки. А, может быть, эти "секреты" нужны были "Джойнт", а заодно и ЦРУ, как зайцу стоп сигнал?). Так , вероятно рассуждало начальство. И нашло это начальство мудрый выход( на то оно и начальство,чтобы быть мудрым).
  Брунфенмахера(с его согласия, а, может, быть и без оного) перевели в заместители заведующего( и за это спасибо), а заведующим избрали-назначили Андрея Хоменко. Рядовой службы пошива портной Эпелбаум не возражал. Он был "ЗА". Он всегда был "ЗА", если его об этом спрашивали. Его дело было "ШИТЬ", а не вникать в суть решений вышестояших органов. Тем более.что у Андрея, кроме принадлежности к "правильной" национальности, было 7-летнее школьное образование, а у обоих портных ни того, ни другого не было.С тех пор коллектив ателье определися на много лет вперёд в составе: Андрей Хоменко- заведующий, Мойше Брунфенмахер- заместитель ( оба что - то вроде играющих тренеров), полуборщицы Марии Кучер и ПРОСТО ПОРТНОГО Семёна Гидальевича Эпелбойма. Коллектив образовался относительно дружный( с неболь-
  шими отклонениями в виде подначек, шуток, розыгрышей, а попросту говоря, подъёбок). Андрей Хоменко имел физический недостаток-он заметно хромал,что,впрочем , совсем не мешало ему не только выполнять свою часть работы, но и вести делопроизводство:накладные , квитанции , расход материалов и фурнитуры и прочие деловые бумаги, включая соцобъязательства и прочую хрень.Что касается Марии Кучер, то это по штату она была полуборщицы, а в реальной жизни она была довольно симпатичной молодой женщиной с фигурой богини и из тех, которые останавливают на ходу лошадь, а также бегают в горящую избу спасать кого- нибудь.На Марию местные мужчины заглядывались и не один пытался "забросить камушек в её огород". Но Мария была женщиной строгих правил. И "камушки" разрешалось забрасывать только её законному супругу Анатолию или дяде Толе, как называла его детвора посёлка.
  Основной доход ателье поступал , как уже отмечалось, от пошива офицерского обмундирования. Конечно, ателье выполняло и другие работы для местного населения , как- то пошив гражданских костюмов, пальто, брюк и т. д.
  Пошив гражданской одежды часто являлся кусочком масла к основному куску хлеба, зарабатываемого на "военном поприще". Естественно, часто и даже очень часто этот кусочек масла зарабатывался не в ателье, а на дому.в свободное от работы время,и только для лиц, умеющих держать язык за зубами. Ну, вы же знаете как родное государство поступало с лицами,уличёнными в попытке заработать что-то "на стороне"? Они потом получали возможность " трудиться по специальности"
  бесплатно и довольно далеко от родного дома. Но разве еврея -портного чем нибудь испугаешь? Как говорили в народе ( это часть того самого фольклора, которого у евреев, по мнению Liliblack не существует) назначь портного кейсером (царём), он всё равно "будет немножко шить" в свободное время.Что касается Семёна Гидальевича Эпелбойма.,то по имени отчеству его только называли в официальных бумагах. да в тех почётных грамотах, которые висели над его рабочим столом , и которые он сам называл "Охранными", намекая тем самым,.что эти грамоты охраняли его от неприятностей. Передовика производства, мастера иглы и ножниц, ударника-застрельщика и даже стахановца
  меньше проверяли по части "выполнения домашнего задания", то есть шитья на дому.В местечке Семёна Гидальевича называли Исрул Эпелбойм по кличке "Ойсгывофн", что переводится , как из "ряда вон выходящий", выдумщик.,хомач.
   Он и был мастером розыгрыша,актером и режисёром собственных спектаклей. И первой жертвой этих розыгрышей становился его коллега Мойше Брунфенмахер, на котором Эпелбойм оттачивал своё мастерство.На время оставим в покое Эпелбаума как индивидуума и вернёмся к коллективу ателье.Коллектив портных трудился дружно и старательно, выполняя и даже немножко выполняя планы, спущенные сверху.Почему планы перевыполнялись НЕМНОЖКО?. Многие ещё помнят,что планы в СССР имели тенденцию к увеличению-чем больше выполнишь в этом году,тем больше увеличат в следующем.А не выполнить тоже нельзя. Кроме просто неприятностей, могут возникнуть и "специальные" неприятности, вроде пристального внимания со стороны соответствующих и вполне компетентных органов: "А не проверить ли чем там занимаются эти портные в рабочее время? Может шьют "налево"? И даже в рабочее время?" Нет, лучше уж план немножечко перевыполнить. Так они и перевыполняли государственный план, о чём свидетельствовали грамоты,вымпелы и прочие атрибуты "стахановского" ( вы ещё помните, что это такое?). Шло время. Зав ателье Индпошива Андрей Хоменко, его зам Мойше Брунфенмахер , Просто Портной С. Г. Эпелбаум и пол уборщицы М. Кучер, как и весь советский народ,вступили ( как им официално объявили) в эпоху "зрелого" социализма, не успевшего к тому времени перезреть. И ещё они с ужасом узнали, что не за горами уже коммунизм, до которого они так надеялись не дожить.Но пока этот коммунизм придёт из-за этих далёких гор,они жили при социализме,подчиняясь его законам,а вернее законам Партии и Правительства. А П.П.(Партия и Правительство) считали, что советский труженник
  (самый свободный и счастливый в мире) должен был не просто выполнять план, то-есть "вкалывать" за ту ещё зарплату,но делать это с энтузиазмом,сознательно и творчески, и всегда помнить,что ПРАВО на ТРУД он получил от родной (двоюродных не бывает) КПСС. Значит советский человек должен быть политически грамотным. Он должен разбираться в международной обстановке в том свете.в котором её (в настояший момент) освещает и понимает, опять таки родная, Партия.Для этого на каждом,пусть и небольшом предприятии, были организованы и постоянно действовали различные курсы и кружки, а также был введен час политинформации. Ну не час( кто бы позволил тратиь рабочее время?), а каких -нибудь 15-20 минут выделялось на политинформацию. Не обошло это "счастье" стороной и Ателье Индпошива. Политическому воспитанию рядовых масс трудящихся в лице Просто Портного С. Г. Эпелбойма и пол- уборщицы Марии Кучер руководство мастерской уделяло самое.что ни есть,пристальное внимание. В Понедельник и Среду политинформацию проводил Мойше Брунфенмахер. Во вторник ,четверг и пятницу- Андрей. По понедельникам и субботам политинформация не проводилась. В понедельник Андрей бывал " не в форме". Нет, пьяницей он не был, но раз в неделю(обычно по воскресениям) "расслаблялся" со своими гостями. А в субботу не работал Брунфенмахер (даже дома). Он посвящал своё время молитве и общению с верующими, а там другая политинформация. Если начальство позволяло себе слабинку и нагрузку в виде политчаса делило между собой, то "Просто Портной" Эпелбойм объязан был присутствовать .Он и присутствовал. Если бы Эпелбойм не пропускал 99% ,сказаного лекторами , мимо ушей,то по уровню политграмотности он мог бы заткнуть за пояс обоих лекторов вместе взятых. А поскольку линия Партии( ясно какой) напоминала не прямую и даже не синусоиду, а зигзаг(то,что было хорошо вчера ,уже плохо сегодня и опять будет хорошо завтра) вокруг некой прямой,служащей осью, то 1% усваиваемой "Просто Портным" Эпелбоймом информации, как раз и было той осью, вокруг которой линия Партии совершала свои непредсказуемые скачки. Мария Кучер посещала только половину занятий,вполне резонно мотивируя это тем, что только её оплачиваемая половина объязана их посещать.Таким образом, вся мощь пропаганды обрушивалась на голову Эпелбойма. Несмотря на это, Эпелбойм оставался в глазах руководства ателье политически "недоразвитым" и повышать его сознательность нужно было постоянно. Особенно донимал Эпелбойма своими лекциями Брунфенмахер.Уж он то использовал эти 30 минут политчаса на полную катушку, мстя коллеге за все розыгрыши и шутки, объектом которых он так часто становился .
  -Товарищи,- начинал свою лекцию Брунфенмахер,- темой сегодняшнего занятия будут события в Югославии. Посмотрите, что вытворяет этот бандит Тито? Он со своим другом Ранковичем преследует настоящих коммунистов- сталинцев. Арестовывает их, убивает. И вообще, продался Америке с Англией и Германией.
  (Читает выдержки из газеты "Правда"). А .что вытворяют израильские агрессоры?
  Они хотят напасть на мирные арабские страны. (Читает соответствующую статью из той же газеты). Мы решительно возражаем и осуждаем этих агрессоров. Правильно,товарищ Эпелбойм?
  -Угу, - соглашается тот, не вникая в существо вопроса.
   Он думал в это время совсем о другом: " Надо бы выслать посылку Мишеньке. В армии не так уж хорошо кормят. А как скроить эти шинели,чтобы съэкономить немного материала Алиньке на полупальто? Старое уже мало на него. Да и рвёт сынок вещи быстро.Из четырёх офицерских шинелей можно "получить" одно детское полупальто"
  -По моему вы меня плохо слушаете, товарищ Эпелбойм. Или вы не согласны с политикой нашей родной советской власти? Что значит "Угу"?
  - Угу- значит Да.
  - Что значит ДА.,товарищ Эпелбойм? Так вы согласны или совсем наоборот не согласны?
  - Слушай, Мойше! Не крути мне бейцым( яйцы). Я всегда согласен. Ты лучше отгадай загадку.
  - Ну?
  - Гну. Слухай сюда. И ответь мине. Светит луна. Кому она нужна? На бугорке бугорок и всё это Тихий океан. Понял?
  Понял то он понял, а вот как отгадать загадку. Не только Брунфенмахер,но никто в мире не смог бы отгадать эпелбоймовские шарады, потому что они придумывались Семёном Гидальевичем экспромтом с целью хоть на время заткнуть рот лектору , не несли никакого смысла, а были просто набором слов.
  Пока Брунфенмахер думал, время политзанятий истекало. Портные брались за работу. Отдалённым результатом неотгаданных загадок и шарад было лишение Эпелбойма брунфенмахерской порции алкоголя при очередной или внеочередной складчине- пьянке. Вот так они и жили. Трудились. Отмечали праздники. Растили детей. Андрей до того сжился со своими коллегами, что ,кажется, начал забывать свой родной украинский язык и пользовался языком коллектива ателье-Идыш. по Они по своему строили социализм- коммунизм, а что не построили, то нет в этом их вины. В стране даже ПЕРЕСТРОЙКУ было задумали, ну, чтоб ,значит, с "Человеческим лицом", а не "Мордой", да вот не получилось. Всё здание рухнуло
   Видать ФУНДАМЕНТ был гнилой. Но ни Брунфенмахер, ни Эпелбойм этого уже не увидели. Оба они умерли задолго до ПЕРЕСТРОЙКИ.
  
  
   Брунфенмахер солдат
  
  Во время Отечественной войны Брунфенмахер находился на фронте. Он прошёл путь от Сталинграда до Берлина. И был не военным портным, а артеллеристом-заряжающим. Старший сержант М. Брунфенмахер был награждён орденом Красной Звезды и многочисленными медалями от "За оборону Сталинграда" до "За взятие Берлина". Особенно он гордился солдатской медалью " За отвагу".
   Из всех советских праздников Брунфенмахер выделял День Победы.
   В этот ДЕНЬ он не работал. Он одевал свои награды и приходил в мастерскую, где его ждали коллеги.И в этот единственный ДЕНЬ он не отказывался от алкоголя. Брунфенмахер выпивал ровно 100 грамм водки("наркомовская" порция) и закусывал куском объязательно чёрного хлеба с солью и луком. Потом он долго сидел у своего стола и крупные слёзы стекали по его щекам. Он что-то бормотал себе под нос: то ли читал молитву, то ли с кем- то разговаривал. И Андрей Хоменко, и шутник Эпелбойм молчали вместе с ним. Они его понимали.
  Потом он уходил домой к своей Кларе
  
   Заключение
  
   Брунфенмахер женился на тёте Кларе уже после войны. Детей у них не было. Это был его второй брак. А его первая семья -жена и двое детей погибли в гетто. Там же погибла вся его родня -сёстры, братья, племянники- все, кто не успел эввакуироваться. Сам Брунфенмахер в начале войны досиживал годичный срок,полученный им за какое-то мелкое прегрешение. За чуть большее, по тем временам, мог бы десятку отхватить, если не хуже. Досидев срок,он был призван в армию и после краткого обучения направлен под Сталинград.
   Был у тёти Клары племянник Вовка,которому Брунфенмахер старался помочь, в меру своих возможностей.
  Все эти подробности мы узнали позже от своих родителей. Может быть, поэтому Дядя Миша тянулся к нам, молодёжи; вникал(иногда даже черезчур) в наши дела.
  А мы,непонятливые и иногда жестокие снисходительно посмеивались над, казавшимся нам, чудаковатым портным со смешной алкогольной фамилией Брунфенмахер. А может быть, в этом заключалась его миссия на Земле- присмитривать за нами? И мне Всевышний подсказал идею написать о нём , чтобы те, кто забыл его, прочли этот рассказ и вспомнили доброго местечкового портного Брунфенмахера с его тремя вопросами: " Когда приехал? Сколько пробудешь? Когда уезжаешь?". И где-то там в Австралии, Израиле, США, Германии не забыли,откуда они родом. А.,вспомнив, рассказали о нём другим.
  А кто не знал его лично,то ведь почти в каждом местечке или городке был свой Брунфенмахер. Не правда ли?
  *Миньон- Объязательное и необходимое количество евреев для молитвы.
  *Балабуст- Хозяин
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"