Галина Мария Семеновна : другие произведения.

Хроники Леонарда Калганова, этнографа (послесловие)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это послесловние к роману, которое по ряде причин в книгу не вошло. Сам роман вышел под "Голицыным" с названием "Глядящие из темноты" в ЭКСМО, серия Фэнтези. Я мб. подвешу потом пару небольших фрагментов для аннонса. Интересно знать ваше мнение, пишите.


ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

   Хочу сразу признаться: вымысла в данном романе практически нет - за исключением, конечно, "космической" его линии и собственно движущей "закадровой" силы событий. История падения Солера - беззастенчивая компиляция средневековых хроник земной истории, с той только разницей, что все имеющие место события спрессованы, ужаты в историческом масштабе и скомпонованы так, как это было удобно автору для исполнения его замысла. Изолировав Срединные графства, автор получил возможность исключить посторонние влияния, заставив героев и события толпиться на крохотном пятачке пространства и времени. В частности, взаимоотношения "бедного но честного" Солера и "продвинутой" Ретры напоминают взаимоотношения варваров и римлян, с той только разницей, что Ретре, в отличие от Рима, по воле автора, удалось выстоять под напором местных готов...
   Иордан "Гетика" (551 г.)
   "Приключился у вестготов, как это обыкновенно бывает с народом, не обосновавшимся еще твердо на месте, большой голод, и стали знатные их и вожди, управлявшие ими наподобие королей, именно Фритигерн, Алатей и Софрак, озабоченные нуждою, какую испытывало войско, просить помощи у Люпициана и Максимина - дуков (полководцев и наместников провинций) римлян. А на какие поступки не побуждает гнусная жажда золота? И вот начали дуки, побуждаемые алчностью, продавать им за большую цену не только мясо оыец и быков, но даже дохлых собак и других нечистых животных. Дело дошло до того, что за один хлеб или десять фунтов мяса покупали раба. А когда уже не стало рабов и домашней утвари, алчный торговец стал требовать в обмен за съестные припасы сыновей их, ибо не могли родители обеспечить иначе спасение детей своих: они лучше хотели пожертвовать их свободой, нежели жизнью, так как тот, кто продавался (в рабство), имел надежду, что его будут кормить с милосердием, а тот, кто оставался, должен был умирать (от голода).
   Случилось в это тяжелое время, что Люпициан, в качестве предводителя римлян, пригласил короля готов Фритигерна на пир, замыслив против него, как это обнаружилось впоследствии, измену. Но Фритигерн не знал об измене, и когда он, пришедши на пир с немногими из дружины, пировал у римского наместника, он услыхал крики несчастных умиравших, ибо в другой части дома воины дука, по его повелению, пытались перебить его заключенных сотоварищей. И вот когда отчаянные вопли умиравших дошли до ушей насторожившегося Фритигерна, обнаружившего измену, он, обнажив меч, разъяренный, быстро покинул пиршество и, избавив своих от опасности неминуемой смерти, стал возбуждать их на убийство римлян.
   Этот день освободил готов от голода и лишил римлян их безопасности."

***

   Конечно, в бесконечном дожде, рухнувшем на Солер, можно усмотреть анологию и со всемирным потопом, и с казнями египетскими, и даже со "Временем дождя" братьев Стругацких, но на деле все гораздо проще , обыденней и страшнее. Погода действительно управляет историей. Смута, возникшая в России во время царствования Бориса Годунова тоже имела в своей основе непривычно теплую и влажную зиму и дождливое лето, за котороым последовал голод... Естественно, во всем обвиняли царя - как посредника между Богом и Народом... Не будь этого природного катаклизма, мы бы имели унию с Польшей и вообще, история России, возможно, сложилась бы по-другому. Голод, влекущий за собой народные бунты и свержение правящей династии, повторялся в истории Европы неоднократно. Как ни странно, причиной его были именно обильные осадки, полностью нарушающие сельскохозяйственный цикл.
   "Хроника" Рауля Глаберга начала Х века , описывающая чудовищный голод, поразивший Францию, в книге воспроизведена полностью. Тогда в течение трех лет на залитой дождями земле "нельзя было найти брозды, годной для посева".
   История с несчастной деревушкой, ставшей первой жертвой Неведомых сил и семьей "демона-искусительницы" Сорейль тоже вполне реальна и почерпнута из "Фульдских анналов" (860-882 гг.).
   "Есть некая деревня недалеко от города Бингена... где нечистый явно обнаружил свои козни. Сперва он проявил свою вражду к местным людям, бросая камни и сотрясая стены домов точно молотом; затем стал прямо говорить, выдавая кое-кому других за воров и сея этим вражду между обитателями деревни, наконец, он возбудил всех против одного человека, из-за грехов которого якобы приходилось всем терпеть. Чтобы возбудить ненависть к этому человеку, нечистый немедленно спаливал всякицй дом, в который тот входил. И вот тот, по неоходимости, оставался с женой и с детьми за околицей в поле, так как все родственники отказывались принимать его под свою кровлю. Но и там он не дал ему покоя; ибо когда тот собрал весь свой урожай и сложил его в скирбы, дьявол , явившись еождиданно, все их пожег. И вот тот человек, чтобы умилостивить своих односельчан, хотевших убить его, очистился раскаленным железом от всех преступлений, какие ему приписывались. Тогда посланы были из города Майнца пресвитеры и диаконы с мощами и крестами, чтобы изгнать нечистого из этих мест. И когда те в одном из домов, где он свирепствовал более всего, справляли службу и кропили святою водою, древний враг, бросая камни, окровянил немало жителей той деревни, собравшихся сюда; тем не менее, он утомился на изрядное время... Вот какими бедствиями нечистый неослабно преследовал вышеуказанную местность в течение трех лет, пока не сжег всех зданий".
   Дьявол здесь более чем последователен - в течение трех лет планомерно и терпеливо преследует одного и того же человека, причем побуждения нечистого, как и положено, остаются темными. Я допускаю возможность, что жертва была человеком богобоязненным и достойным (ведь он в конце концов доказал, что чист, пройдя испытания раскаленным железом), а травля, которую устроил ему нечистый, просто результат сублимации, раздражения на то, что объект не поддался искушению, мол, "нельзя быть на свете хорошим таким". В результате он своего добился - односельчане ополчились на несчастного.
   В системе верований Срединных Графств дьявол выступает скорее в роли карающей руки, по заслугам воздает за отступление от истинной веры, поэтому продавать душу ему бессмысленно. И изгонять его тоже бессмысленно - скорее, благоразумней будет вымолить прощение. Зато душу охотно покупают божки Старой веры - соглашение с ними и есть в глазах официальной главенствующей религии недопустимый грех.

Х Х Х

   История военных кампаний, в сущности, была также и хроникой божественного вмешательства начиная со старика Гомера, когда боги наряду со смертными принимали участие в осаде Трои.
   Григорий Турский. "История Франков" (591 г.)
   "...И вот король Хлодвиг сказал своим : "Очень мне неприятно, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдем с помощью божией и, одолев их, возьмем землю под власть нашу". Так как речь эта пришлась всем по сердцу, собрав войско, он двинулся к Пуатье. В это время пребывал там Аларих. И так как часть врагов проходила через Турскую территорию, из уважения к блаженному Мартину, издал распоряжение, чтобы не брали из той области ничего, кроме травы и воды. Но вот один из войска, разыскав сено бедняка, сказал: "Не распорядился ли король брать только травы и ничего другого?. Это же как раз и есть трава. Не нарушим мы поэтому его предписания, если возьмем ее". И взял силою у бедняка его сено.
   Дошел слух об этом поступке до короля, и он тотчас же поразил названного (воина) мечом, сказав: "Как надеяться нам на победу, если мы будем наносить оскорбление блаженному Мартину?". И этого было достаточно, чтобы войско ничего более в этой стране не брало.Когда затем король прибыл с войском к реке Вьенне, он не знал, в каком месте перейти ее вброд, ибо она разлилась от дождей. И вот ночью молил господа, чтобы удостоил указать ему брод, которым он мог бы перейти (реку). Когда настало утро, удивительной величины лань, по велению божию, вошла перед ним в реку и перешла ее. Так узнал народ, где ему переправиться.
   Когда же король подошел к Пуатье, то еще издали, будучи при шатрах, увидел он огненный столб, который, вышедши из базиликии святого Гилярия, как будто бы двигался на него... Это означало, что с помощью света, изливаемого блаженным исповедником Гилярием, он легче одолеет войско еретиков, против которых названный первосвященник часто сражался за веру. Накрепко приказал король всему войску, чтобы ни там, ни тут в пути никого не грабили и ни у кого не отнимали имущества".
   Кстати, эта военная кампания закончилась для Хлодвига не столь уж хорошо, как обещали знамения - ему действительно удалось убить Алариха, но сын Алариха, Амаларик, уцелел -он бежал в Испанию, где, в конце концов, занял отцовский королевский престол. На самого же Хлодвига во время битвы напали "двое из неприятелей и поразили его с двух сторон копьями". Только крепкие латы и быстый конь помогли ему спастись от этого внезапного нападения. Впрочем, в отличие от незадачливого Ансарда, Париж Хлодвиг в конце концов все-таки взял.

ХХХ

   Религиозное помешальство действительно воспламеняет народ, точно искра - сухую солому и умелые интриганы и ловкие политики великолепно знают, как этим пользоваться. Вот отрывок из анонимной южнофранцузской хроники ХШ века:
   "Возникло около Пюи, города Аквитании, безумное неистовство людей с капюшонами ("капуциаты"), начало которого, как говорят, следующее. С давних времен был обычай собираться окрестным сеньорам ежегодно в городе Пюи, что и сдедало данный город известным и славным. Они собирались здесь ежегодно в половине августа не по какой-либо иной причине, а лишь чтобы показать свой гонор и свою щедрость... И тянулось за толпой сеньоров множество купцов. Граждане обогащались, благодаря большому съезду; обогащалась церковь дарами прибывающих. В то время по всемй Аквитании господствовала проклятая язва рутариев, арагонцев, басков, брабантцев и других наемников, которые, бродя по этим местам, опустошали их, точно сильная буря. Вследствие этой заразы жители Пюи могли лишь оплакивать потерю своих торжеств, ибо никто не отваживался показаться вне укрепленных мест. И вот некий каноник из Пюи, посоветовавшись с неким юношей, который слыл мудрым, внушил некоему простаку по имени Дуранд, что ему явилась Приснодева Богородица Мария в час утренний, в церкви, и велела ему провозгласить; а кто не убоится нарушить сие, в тот же год умрет позорной и внезапной смертью. Был же Дуранд человек большой простоты, по ремеслу плотник, преданный Богу, сколь возможно для мирянина. Ему и явился тот обманщик-юноша в желтом блистающем наряде, в короне из сверкающих каменьев и сказал, что он - благодатная Дева. Рано утром, когда весть об этом распространилась по городу, каждый, высунув язык, бежал узнать приказания Богоматери. Тогда вышеуказанный каноник, хитростью и лукавством которого добрый и простой человек тот был обманут, выступил вместо него, повелевая народу исполнить то, что он раньше задумал. Говорил он, что Всеблагая заступница исхлопотала у всемогущего сына своего мир для всего мира; а кто этот мир нарушит или не признает его, умрет смертью. .. Прибавил он также, что преблагая Мария повелела всем друзьям соединиться клятвеннол против врагов мира, то есть против намеников и знати, не соблюдающих мира..."
   Я вообще полагаю, что если нечто подобное и произошло в земной средневековой истории, то это был исключительный случай - в сущности, и каноник и его подельник-трансвестит рисковали своей бессметрной душой, пускай и действовали из самых благих побуждений. Да и странно читать о подобном свободомыслии, которое имело место в те времена, когда знамения, чудеса и непосредственное вмешательство высших сил в дела людей происходили сплошь и рядом - чаще, чем в наше время полеты в космос... Нужно сказать, что мои властители Солера до такого цинизма не опускались (в отличие от их кукловодов). Они искренне верили в то, что их направляет Божья рука. Впрочем, и такое в истории тоже бывало - и во времена не столь уж давние. Леон в разговоре с Бергом походя упомянул случай с "мадонной Ареццо", происшедший в Италии, когда одно местное чудо послужило началом восстания против окупационной армии Наполеона. Точь-в-точь как в случае с Солером (вернее, наоборот), "армада Мадонны", вначале победоносная, навлекла на город разрушение и смерть. Ареццо в 1796 году находился под оккупацией наполеоновских войск, что, естественно, вряд ли нравилось горожанам. Добавим к этому землетрясение, которое вызвало еще большее психическое напряжение - вот в этой наэлектризованной обстановке и случилось чудо. Терракотовая мадонна на постоялом дворе, который содержало братство монахов-кармелитов, открыла глаза и даже прослезилась. Это сравнительно "небольшое" чудо вызвало возбуждение толпы, которое быстро распространилось по окрестностям - вдобавок еще и земля перестала дрожать в самый разгар народного воодушевления.
   (Отмечу, кстати, что землетрясения часто сопровождаются мистическими, из ряда вон выходящими событиями - вспомним те же "Фульдские анналы").
   Спустя незначительное время эпидемия "движущихся" статуй святых охватила всю Центальную Италию.В конце концов волна религиозного фанатизма обратилась против захватчиков, и послужило началом религиозного восстания, которое вспыхнуло именно в Ареццо, где и начались чудеса .Мятежникам удалось изгнать французов и якобинцев, и живописная "армада" ("нечто среднее между настоящей армией, шайкой воров и крестным ходом" - В. Непомнящий, "Хроника необъяснимого") двинулась через всю Тоскану.
   Увы, в 1800 году, вернувшись из Египта, Наполеон лично возглавил итальянскую кампанию; в результате ему удалось без боя заставить города Центральной Италии признать владычество Франции. За исключением Ареццо - французы даже не стали требовать сдачи крепости. Осада города, отвечавшего на артиллерийский огонь звоном колоколов, длилась меньше суток - французы пробили пушечным огнем брешь в городской стене, вырезали все боеспособное население и разграбили город. Особенно пострадали церкви.
   Осада Солера списана с осады Аркадиополя ("История царств" Иосифа Генессия, 1Х век)
   "Мятежник, имея внутри города недостаточно всадников, чтобы производить вылазки против врагов, часто беспорядочно высылал их против него. Но эти несчастные при этом больше страдали, чем добивались успеха.
   Император же не подвожил к городу осадных машин, опасаясь, как бы не убить кого-либо из прочих единоверцев и чтоб не показать скифам, как можно брать с помощью машин ромейские города; он знал, что голод и осада победят тирана.
   И в самом деле. По прошествии длительного времени тиран стал испытывать нужду в необходимых для жизни средствах и поэтому освободил город от всех лиц, бесполезных по возрасту и полу. Затем он стал уговаривать пробовать есть туши погибших от голода лошадей, испускавшие зловоние, а затем дошло до того, что стали есть шкуры и другие кожи. И, наконец, одни стали потихоньку пробираться через ворота, другие - через стены, привязываясь веревками, третьи сбрасывались на землю, разбиваясь, и обещали соблюдать верность императору. ..
   Но когда император подошел к находившимся в городе с речью, клятвенно обещая предать забвению прегрешения против него, они восстали против тирании и, схватив тирана, привели его к императору. Император с радостью попрал его шею ногами и приказал отнять у него обе руки, ноги и, сверх того посадить на кол. Несчастный, терпя мучения, воззвал громко: "Смилуйся надо мной, о, истинный император"... И вот так несчастно тиран закончил жизнь уже в середине октярбря месяца... Анастасий (сын мятежника) был присужден к той же каре, что и его самозваный отец.
   Нужно сказать, что Эрмольд (хотя он, как следует из текста, порядочный цинник и беспринципный тип) и Ансард с его туповатым представлением о рыцарской чести повели себя гораздо человечнее и достойнее - не в пример своим историческим земным прототипам; один умер с честью, другой позволил ему это.
   Лично я усматриваю во всех этих хрониках скрытую иронию - эдакую ехидную усмешку госпожи Истории. Разве нет?
   М. Галина
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"