Обзор финалистов конкурса "Такая разная любовь - 2011"
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
--
ТРЛ - обзор финалистов
Все нижесказанное -- мое частное мнение, я его не считаю единственно правильным. Поэзия -- не математика, здесь трудно найти единый критерий оценки таких разных работ.
Благодарю всех финалистов за представленные на конкурсе произведения. Судить было нелегко: сильных стихотворений очень много. Прошу не огорчаться тех, кому поставила 5 и 6 баллов: вы уже в финале, значит, ваши работы достойные.
1. Работха Радж Протабович, "Моя Венера"
Обожаю полных дам
В полтораста килограмм,
Пышный бюст, огромный зад,
Лучше в мире нет наград.
К черту фитнес и диеты,
Налегайте на конфеты,
Чтобы нравиться всем нам -
Настоящим мужикам.
Я объехал всю страну,
Чтоб найти себе жену.
Видел много я толстушек
Светских леди и простушек,
Всех роднит их полнота -
Неземная красота.
У моей жены Венеры
Грандиозные размеры.
Как-то ей купил штаны
Необъятной ширины.
Их примерила мадам,
Разошлись они по швам.
Мне пришлось учиться шить,
Чтоб Венеру нарядить.
Счастлив я с моей супругой,
Очень любим мы друг друга,
Все друзья к нам ходят в дом,
Очень вкусно кормят в нем.
Целый день жена хлопочет,
Угодить супругу хочет.
Варит, жарит и печет,
Потерял я блюдам счет.
Как накормит и напоит,
Сердце песней успокоит.
Хорошо она поет:
Как медведь в лесу ревет.
С завистью глядят друзья
Как живу с женою я.
Их супруги злые стервы
Целый день им треплют нервы,
Деньги тратят на наряды,
Не готовят маринады.
Позабыли о котлетах,
Прозябают на диетах,
Вместе с ними, свет кляня,
Голодают их мужья.
Благодарен я судьбе,
Идеал нашел в тебе.
О, Венера, - ты мой свет,
Лучше в целом мире нет!
Легкое, соответствует заявленной категории - "юмор". Правдиво. Такая любовь к жене умиляет и радует.
Но к стихотворению есть небольшие претензии:
"Пышный бюст, огромный зад,
Лучше в мире нет наград. "
Во-первых, надо в конце первой строчки поставить тире, так как строка "Лучше в мире нет наград " объединяет все, что сказано выше. Во-вторых, эта самая "объединяющая строка" режет слух -- слишком стандартна и не очень хорошо смотрится в тексте. Есть и еще претензии к знакам препинания и шероховатости, например, строки о пении:
"Хорошо она поет:
Как медведь в лесу ревет". Они по-детски беспомощны и не настолько смешные, чтобы оправдать их появление во взрослом забавном стихотворении.
А вот эта часть хороша:
"С завистью глядят друзья
Как живу с женою я.
Их супруги злые стервы
Целый день им треплют нервы,
Деньги тратят на наряды,
Не готовят маринады.
Позабыли о котлетах,
Прозябают на диетах,
Вместе с ними, свет кляня,
Голодают их мужья."
Стихотворение понравилось, но так как среди финалистов очень много достойных стихотворений, только 7 баллов. Спасибо за хорошее настроение и настоящий мужской взгляд на женскую красоту! :)
2. Мельникова Лилия, "Элегия Массне"
Элегия Массне звучала в старом парке,
Мне о любви своей ты говорил так жарко!
Возвышенную грусть рождали эти звуки,
В порыве нежности сплетались наши руки.
Мне этот день любви запомнился так ярко!
Элегия Массне звучала в старом парке.
О времени забыв, мы при луне бродили
И много нежных слов друг другу подарили.
Расстались мы с тобой, и годы пролетели.
Но в памяти моей те дни не потускнели.
Тенистый старый парк и первое признанье,
Мелодии любви волшебное звучанье.
"Ах, где же вы, дни любви?
Сладкие сны,
Юные грезы весны?"
Прочитала стихотворение первый раз и оно разочаровало -- показалось сплошным набором штампов. "Так быть не должно!" - решила я и, ругая свою музыкальную неграмотность, разыскала "Элегию" Массне в исполнении Федора Шаляпина. Вот тут все встало на свои места. И старый парк, и воспоминания о первом признании ожили под это музыкальное сопровождение.
Хорошее ретро. Жаль только, что рифмы и образы не отличаются оригинальностью. А потому твердые 7 баллов.
3. Ивченко Елена, "Про тёплый дом на тихом берегу"
Мне тридцать лет, мне многое известно,
Я понимаю больше, чем могу,
И всё-таки внутри пустует место,
Где тёплый дом на тихом берегу.
Там, в полумраке полудетских комнат,
Нас ласково качают зеркала,
И наконец-то я могу не помнить,
Что я тебя кому-то отдала.
Там плавятся железные забрала,
Там руки замыкаются в кольцо,
И всё быстрей от дальнего причала
Навстречу мне плывёт твоё лицо.
Первая строка слабая и, простите, смешная: в тридцать лет многие знания есть лишь заблуждения. Равно как и в сорок, и в пятьдесят. Очень многим возраст в 30 лет покажется если не началом жизни, то как минимум ее расцветом (это не о тех, кому меньше 35 - подростки и в 15 считают себя "слишком старыми" ).
Вторая строка хороша -- настраивает на серьезный лад. Следующие две вызывают тихую щемящую грусть. Автор попала в цель -- задела тонкие певучие струны в душе, всколыхнула детские воспоминания.
Следующее четверостишие и две строки последнего -- лучшее, что есть в стихотворении.
Там, в полумраке полудетских комнат,
Нас ласково качают зеркала,
И наконец-то я могу не помнить,
Что я тебя кому-то отдала.
Там плавятся железные забрала,
Там руки замыкаются в кольцо,
За них можно было бы смело поставить высший балл: оригинальные точные метафоры, живые образы и вместе с тем в строчках живет настоящее чувство...
Но, к сожалению, последние две строки на фоне этого откровенно слабые -- финал получается смазанным, непонятным. Жаль...
К сожалению, только 8 баллов.
4. Та Сима, "Ххх"
Ты не верь этим домыслам -
Это все не от Бога.
Мы летим в невесомости,
Просто разной дорогой.
Между звездными стаями
И на Землю обратно...
Как бороться с отчаяньем,
Если боль ему рада?
Как отдать тебя, Вольного,
Свою тень расстворяя?
Вырвать крылья покорные,
Что тебя обнимали...
Мы так много оставили
на последнюю тризну.
Слишком много для пламени,
Слишком мало для жизни.
Стихотворение понравилось. Очень. Мне близок мир, показанный автором: полеты, звездные стаи, крылья: человек как часть Космоса; человек больше, чем его видимая оболочка; жизнь -- это не только быт.
"Как бороться с отчаяньем,
Если боль ему рада?" - очень знакомо, очень точно.
Теперь о недостатках. Первые же строчки построены так, что вызывают вопрос.
"Ты не верь этим домыслам -
Это все не от Бога."
Не совсем понятно, то ли автор утверждает, что домыслы не от Бога, то ли не от Бога то, вокруг чего домыслы крутятся, то ли это попытка перессказа содержания домыслов.
Плохие рифмы: "обратно" - "рада", "растворяя"- "обнимали".
Последние четыре строки -- вопрос отдельный. То ли у автора не хватило мастерства, чтобы поточнее обрисовать ситуацию, то ли, наоборот, автор сказал все, что хотел, оставив воображению читателя право дорисовать картину самостоятельно. Будем считать, что верно второе.
Стихотворение вызывает ощущение недосказанности. Словно читаешь вторую часть трилогии, не зная, о чем идет речь в первой. Но другое дело, что мне такие вещи нравятся больше, чем бытовые зарисовки.
Последние две строки похожи на афоризм.
Хорошо, 8 баллов.
5. Гаврильченко Алиса, "Полусвет"
Иссиня-черный вечер. Полусвет.
Уютный ресторанчик дышит счастьем...
Ну, как тут мне отрезать словом "нет",
Чтоб ясно "да" звучало в одночасье?
Довольно! Нарушаю этикет,
Давно сковавший призрачным ненастьем!
Любовь не спрятать. Для кого секрет,
Что ваш браслет обвил мое запястье?
Настанет утро, стянет пелену
Ночей, и будто мир родится снова,
А днем покинет тихую, одну.
Сюжеты повторяя слово в слово,
Подбросит день вам новую жену,
Напомнив: имя ваше - Казанова.
Стихотворение ровное, красивое. Четверостишия хорошо передают атмосферу этого свидания - запретного, но такого желанного и волнующего. Необычный, но достаточно точный образ:
"Довольно! Нарушаю этикет,
Давно сковавший призрачным ненастьем!"
А вот эта часть требует дополнительных пояснений:
Настанет утро, стянет пелену
Ночей, и будто мир родится снова,
А днем покинет тихую, одну.
Кто кого покинет? Утро покинет лирическую героиню? Мир ее покинет? Предложение построено так, что трудно предположить что-то другое.
Финал многое поясняет, но, к сожалению, он прозвучал не так ярко, как начало. Эти строки выглядят просто как констатация факта. Этого ли ожидаем мы от героини, испытывающей запретную страсть, от героини, покинутой своим возлюбленным?
Жаль, но только 8 баллов.
6. Бойку Владислав, "Любовь, как вдохновение проста..."
Связующая внутренняя нить
Вне времени, помимо расстоянья.
Казалось бы, так просто объяснить...
Любовь к тебе - не чувство - состоянье.
В твоих глазах - земная теплота.
В моих глазах - небесное звучанье.
Любовь, как вдохновение проста -
Не ведает ни встречи, ни прощанья.
Простое, самодостаточное объяснение. Красиво, вдохновенно, кратко.
"В твоих глазах - земная теплота.
В моих глазах - небесное звучанье."
Единство земли и неба, музыка небесных хрустальных сфер; безмолвный разговор; тишина, вместившая в себя всё.
10 баллов.
Правда, потеряна запятая после "вдохновения": надо "Любовь, как вдохновение, проста". Но это уже мелочи.
Чиж Наталья Павловна, "Поэт и танцовщица"
Она любила краски бури
И ветра непокорный шквал,
Когда дождя косые струи
Он в землю весело вбивал.
Когда дерзки, неугомонны,
Как будто бы в угоду ей,
Тугим набатом били волны
В холодный колокол камней.
Когда порывами лихими
Покой был в бездну унесён,
Её душа с душой стихии,
Казалось, пела в унисон.
Он был совсем другого рода,
Не понимал штормов и бурь,
Любил лишь ясную погоду
И речки узенькой лазурь.
Когда всё словно замирает
И вечер нежно-серебрист,
В цветах черёмухи играет
Анданте ветер-пианист.
И в миг пьянящего затишья
На крыльях счастья, не дыша,
Незримо, трепетно, чуть слышно
Взмывала ввысь его душа.
Он отдавал ей без остатка
Свою безропотную Русь.
Но даже то, что было сладко,
Казалось горьким ей на вкус.
Он ей дарил лесов отраду,
Простор, что сам боготворил
А ей... Ей этого не надо -
Безумный мир её манил.
Он уставал от безрассудства,
От пылких истеричных слёз,
И все мечтал скорей вернуться
В спокойный мир своих берёз.
Но не сбылось. Ждала напрасно
Его черёмуха в саду.
Скатилась жизнь закатом красным
В густую, вязкую беду.
Ему - крючок в хрустальном свете,
Как вызов чёрной полосе.
А ей - проезд в кабриолете
И белый шарф на колесе.
Очень хорошо! На мой вкус, одно из лучших стихотворений на конкурсе.
Только вызывает вопрос строка "Не понимал штормов и бурь". А как же
"Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть."?
Мне кажется, "не понимал" - не совсем точно сказано. "Не любил" - будет точнее.
10 баллов.
Чиж Наталья Павловна, "Земли -- инеем..."
Земли - инеем, небо - пятнами,
Это, знаешь ли, к декабрю.
Но не плачь, не грусти - я пятое
Время года тебе подарю.
Ты мне веришь, родная, милая?
У небесных влиятельных дам
Время года выпрошу, вымолю!
И тебе без раздумий отдам.
Прогони печаль одиночества
И прими безграничную власть:
Называй это время как хочется
Да пушистыми кистями крась!
Ну а мне пусть останется счастье
Для тебя от зари до зари,
Истребляя седые ненастья,