Мне нравятся рассказы Николая. Ну да, антуража фантастического сверх ожидания, такого, как у Айзека Азимова или Рэя Бредбери, нет, рассказы "приземлены", привязаны к нашей действительности. Люди и обстоятельства узнаваемы. Это наши люди, наша земля и наш быт на том или ином временном отрезке. Чувствуешь себя как дома. Помнится, "ловил" когда-то в одном маленьком городке таких вот радиолюбителей, как в рассказе; изо дня в день ребята отрывались, радовали и нас тем, чего по радио или телевизору не услышишь, и на грампластинке не воспроизведешь (по причине тотального отсутствия в советской действительности всего, и этого в том числе). От Высоцкого - до "парплов" и "пинк флойд". Ребятишек порой "накрывали", верно, они исчезали на несколько дней. И появлялись снова, на другой волне, в другом подвале. Мне нравится читать о том, что сам знаю; мне нравится ощущать себя дома, при том, что автором точно заявлено: фантастика, читатель! Вот это противопоставление обыденности существования и самого захватывающего приключения, разворачивающегося на фоне обыденности, здорово подкупает.
При всей присущей Виноградову простоте, есть "изюминки": это юмор, очень живописные словесные портреты, благодаря которым его героев можно увидеть внутренним зрением, неожиданные повороты сюжета. Ну, в камешки ещё никто будущих обитателей Земли не "закладывал", согласитесь.
В нынешних условиях постулат о том, что ядерная война неизбежна, звучит весьма... Скажем, неприятно. Если хоть кто-то, кто хоть раз в жизни не приходил к такому выводу, при здравом-то размышлении? Все знаем, что такое человеческий фактор. Есть красная кнопка, значит, она как то ружье, должна рано или поздно "выстрелить".
К этим самым камушкам, в которых будущая жизнь, прямо зависть какая-то возникла. И лихое желание "обойти" на крутом повороте умников, которые стремятся нас заменить на других, тоже.
Присесть, что ли, рядом с Михалычем и Саней, да подумать ...